Доходы государственого бюджета РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является попытка раскрытия понятия доходов и его влияния на экономику страны, попытки совершенствования доходной части бюджета страны.
Объектом данной курсовой работы является государственный бюджет в целом.
Предметом является доходы государственного бюджета РК.
Задачи курсовой работы:
- изучить состав и формирование доходной части бюджета;
- изучить роль налогов в формировании доходной части бюджета;
- дать классификацию налогов, взимаемые у населения;
- провести анализ доходов бюджета, а именно текущее состояние и прогнозы на будущее.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ………………………………… 5
1.1 Доходы государственного бюджета: состав и формирование………………………..…………...................................... 5
1.2 Роль налогов в формировании государственного бюджета…………………………………………………………….……. 9

2 АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РК………………………………………………………….. 16

2.1 Текущее состояние доходной части государственного бюджета РК………………………………………………………………………… 16
2.2 Прогноз поступлений доходов в государственный бюджет РК………………………………………………………………………… 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 27

Файлы: 1 файл

Доходы государственного бюджета РК.DOC

— 685.50 Кб (Скачать)

           В целом по акцизам при плане 16,4 млрд.тенге в бюджет поступило 15,7 млрд.тенге или 95,8 % в результате сокращения импорта отдельных подакцизных товаров.

      По поступлениям за использование природных и других ресурсов  при плане за отчетный период 44,8 млрд.тенге в бюджет поступило 63,7 млрд.тенге или 142,3%. Перевыполнение плана сложилось по следующим поступлениям:

                  по налогу на сверхприбыль   при плане 2,0 млрд. тенге поступило 14,9 млрд. тенге или 735,6% к плану. В результате уплаты  налога на сверхприбыль   авансом, до наступления срока уплаты. Срок уплаты налога на сверхприбыль 15 апреля года  следующего за отчетным периодом;

           по налогу на добычу полезных ископаемых при плане 23,3 млрд. тенге

     поступило 27,3 млрд. тенге, что составило 117,2% к плану, за  счет роста цен на минеральное сырье;

          по рентному налогу на экспорт поступило 1,6 млрд.тенге при плане 1,5 млрд. тенге или 103,4% к плану;

      по  платежу по возмещению исторических затрат при плане 1,5 млрд. тенге поступило 1,8 млрд.тенге или 122,0% к плану.

      По  налогам на международную торговлю и внешние операции план исполнен на 134,1%,  при плане 151,9 млрд.тенге поступление составило 203,6 млрд.тенге или с превышением на  51,7 млрд.тенге, в основном, за счет роста поступлений экспортной таможенной пошлины  на сырую нефть

              Неналоговые поступления при плане 33,3 млрд. тенге составили 39,2 млрд. тенге или  117,7% к плану.

      Превышение  плана  на 5,9 млрд.тенге в основном за счет перевыполнения планов  почти  по всем неналоговым поступлениям и  поступлений  штрафов в сумме 2,1 млрд. тенге, которые не планируются.

      Поступления от продажи основного капитала при  плане 4,9 млрд.тенге поступили в  сумме 6,6 млрд.тенге или 136%.

      План  перевыполнен в связи с незапланированными поступлениями от реализации зерна  из государственных ресурсов  в  сумме 0,8 млрд. тенге от АО  «НК «Продкорпорация» и за счет сверхплановых поступлений от  продажи земельных участков  в сумме  0,8 млрд. тенге.

      По  поступлениям  трансфертов план исполнен на 30,0 %. При плане 500,0  млрд. тенге   гарантированный трансферт в республиканский бюджет из Национального фонда Республики Казахстан привлечен в размере 150,0 млрд. тенге.

      По  состоянию на 1 апреля  текущего года в Национальный фонд Республики Казахстан  поступило прямых налогов от организаций нефтяного сектора в сумме 546,3  млрд. тенге.  

 
 
 
 

.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1. Динамика недоимок на 1 апреля 2011 года.1 

      Вместе  с тем, недоимка по налогам и платежам, сложившаяся на 1 апреля  2011 года возросла и составила 251,0 млрд.тенге  по причине  роста недоимки по лжепредприятиям, увеличившейся с начала года на  41,5 млрд.тенге  и  достигшей 183,6 млрд.тенге на отчетный период. (Рис. 2) 

В отличие  от динамики прошлых лет увеличилась  в первом квартале на  0,3% (на 11,7 млн.тенге) недоимка по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды, которая по состоянию на 1 апреля 2011 года составила 3,4  млрд.тенге по причине несвоевременной уплаты обязательных пенсионных взносов по текущим начислениям организаций.  
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2. Исполнение государственного бюджета на 1 квартал 2011 года.2 

      При рассмотрении итогов исполнения государственного бюджета за 1 квартал 2011 года (рис.1) можно отметить, что поступления в государственный бюджет составили 83 %, что меньше расходов, которые составили 91,8 %. Это привело к дефициту государственного бюджета. Дефицит госбюджета сложился в сумме 99,6 млрд.тенге , по республиканскому бюджету - 161, 2 млрд. тенге.  
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 3. Принятые меры по итогам контрольных  мероприятий за 1 квартал 2011 года.3 

      Комитетом финансового контроля Министерства финансов  за прошедший  квартал проведено 1 670 контрольных мероприятий, в ходе которых контролем охвачено 1 552 объекта контроля. Принятыми мерами по итогам контрольных мероприятий, проведенных за отчетный квартал, из подлежащих восстановлению и возмещению в бюджет 15,7 млрд. тенге, восстановлено и возмещено – 4,6 млрд. тенге или 29 %. (Рис. 3)

      С начала года все плановые контрольные  мероприятия проводились по Системе  управления рисками. Совершенствование  подходов к планированию контроля,  а именно - внедрение системы выбора объектов по группам риска, повлияло в целом на результативность и эффективность проверок исполнения бюджета. За счет применения точечного подхода, увеличился удельный вес выявленных нарушений бюджетного законодательства в общей сумме бюджетных средств, охваченных контролем и составил 10 % (по итогам 2010 года – 6%). 
 

    1.   Прогноз поступлений доходов в государственный бюджет РК
 
 

      Доходы  государственного бюджета на 2011-2013 гг. определены на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей на среднесрочный период с учетом положений Налогового кодекса и других нормативных правовых актов.

По итогам заседания правительства министром  экономического развития и   торговли был озвучен такой прогнозный показатель как, темп прироста реального ВВП в период до 2015 года составит 4,1%, если брать за основу консервативный уровень цен на нефть в 65 долларов за баррель. На заседании были утверждены законы РК «О гарантированном трансферте из Национального фонда РК на 2011–2013 годы», «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2011–2013 годы», «О республиканском бюджете на 2011–2013 годы», а также Прогноз социально-экономического развития страны на 2011–2015 годы.  
Прогноз на грядущие пять лет внушает оптимистичный настрой. По данному сценарию темп прироста реального ВВП составит 3,1% в 2011 году, 3,3% – в 2012-м, 3,5% – в 2013-м и до 2015 года достигнет 4,1%. Росту промышленности в среднем в 5% в год будут способствовать реализация индустриальных проектов и повышение внешнего спроса на экспортную продукцию Казахстана. В обрабатывающем секторе темпы роста увеличатся к 2015 году на 7,2%. Среднегодовой прирост объема валовой продукции сельского хозяйства в 2011–2015 годах составит 4,3% и достигнет к 2015 году 4,8%. Соответственно, возрастут объемы услуг транспорта и торговли. Экономический подъем непосредственно повлияет на показатели социальной сферы. Ожидается, что уровень безработицы с 6,4% в 2011 году снизится до 5,5% в 2015-м. 
          В свою очередь, представляя проект Закона «О республиканском бюджете на 2011–2013 годы», министр финансов Болат Жамишев отметил, что поступления казны в будущем году составят 4,055 трлн. тенге, что превышает уточненный план 2010 года на 20%.  
При этом прогноз доходов сформирован с учетом сохранения с 2013 года ставки корпоративного подоходного налога в размере 20% вместо установленных Налоговым кодексом 17,5%. существенное поступление дополнительных доходов прогнозируется за счет увеличения экспортной таможенной пошлины на нефть с 20 до 40 долларов за тонну. В прогнозе также учтено введение с 2011 года прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц.

1 сентября  текущего года вступает в действие  механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин в Таможенном союзе, согласно которому норматив распределения для Казахстана составил 7,33% от сумм ввозных таможенных пошлин ТС.

      Доходы  республиканского бюджета увеличены  за счет роста темпа развития экономики - на 74,7 млрд тенге, темпа роста внешнеторгового оборота и положительного влияния действия механизма зачисления импортных таможенных пошлин в рамках ТС - на 85,5 млрд тенге, изменения мировой цены на минеральное сырье - на 33,8 млрд тенге, снижения сумм возврата НДС - на 15,8 млрд тенге, уточнение грантов, привлекаемых центральными государственными органами - на 0,6 млрд тенге, пояснил глава министерства финансов.

      Также имеет место уменьшение поступлений  на 2,5 млрд тенге за счет уточнения  расчетов по факту поступления 2010 года. 
          В дополнение к новому прогнозу поступлений привлекаются свободные остатки бюджетных средств по итогам  2010 года в сумме 82,9 млрд тенге, отметил министр.

     Закон Республики Казахстан «О республиканском  бюджете на 2011-2013 годы» был сформирован на основе базового прогноза макроэкономических показателей на 2011-2015 годы и подписан Главой государства Республики Казахстан 29 ноября 2010 года. В связи с уточнением макроэкономических показателей социально-экономического развития страны, перераспределением средств на приоритетные направления расходов в целях реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 28 января 2011 года в данный Закон были внесены изменения и дополнения Законом Республики Казахстан от 28 февраля 2011 года.

     Основанием  для пересмотра доходов республиканского бюджета  2011 года послужило уточнение  параметров макроэкономических показателей  на базе анализа экономической ситуации в стране, влияние действия механизма  распределения таможенных пошлин на ввозимые товары в рамках Таможенного союза на поступления таможенных платежей и уточнение расчетов, исходя из фактических поступлений доходов по итогу 2010 года.

              

                 Таблица 2

Основные  параметры республиканского бюджета на 2011-2013 годы 
 

     млрд. тенге

  2011 2012 2013
Поступления 4 249,3 4 365,2 4 770,2
       % к ВВП 17,9 18,8 18,7
    Доходы, из них: 4 147,9 4 257,4 4 660,3
      Налоговые поступления 2 752,2 2 879,3 3 260,5
      Неналоговые поступления 81,7 60,6 62,5
      Доходы от операций с капиталом 10,8 15,3 16,2
      Поступления трансфертов, в том числе: 1 303,1 1 302,2 1 321,1
        Бюджетные изъятия 103,1 102,1 121,1
    Погашение бюджетных кредитов 101,0 107,4 109,5
    Поступления от продажи финансовых активов государства 0,4 0,4 0,4
Расходы 4 945,1 4 947,0 5 152,5
       % к ВВП 20,8 21,3 20,2
Дефицит -695,8 -581,9 -382,3
       % к ВВП -3 -2,5 -1,5
Справочно*:      
Объем ВВП 23 780,9 23 274,0 25 486,4
ПРИМЕЧАНИЕ  – таблица 2 составлена из [13]

      *Справочно:

Месячный  расчетный показатель составит: в 2011 году – 1 512 тенге, в 2012 году – 1 618 тенге и в 2013 году – 1 731 тенге.

       

      В составе поступлений на трехлетний период прогноз доходов сформирован  с учетом сохранения ставки корпоративного подоходного налога (далее – КПН) в размере 20%.

     В результате, прогноз доходов (без учета поступления трансфертов) республиканского бюджета на 2011 год определен в сумме 2 844,7 млрд. тенге или 12 % к ВВП, с превышением факта 2010 года на 666 млрд. тенге, в том числе за счет:

     - увеличения ставки экспортной  таможенной пошлины на нефть с 20 до 40 долларов за тонну;

     - номинального роста макроэкономических  показателей, а также увеличения  оборотных средств предприятий  в результате снижения налоговой  нагрузки по КПН и НДС;

     - прироста импорта;

     - других факторов.

     Прогноз доходов республиканского бюджета (без учета поступления трансфертов) на 2012 год определен в сумме 2 955, 2 млрд. тенге с ростом против уточненного прогноза 2011 года на 110,5 млрд. тенге, на 2013 год в сумме 3 339,2 млрд. тенге с ростом против 2012 года на 384 млрд. тенге.

     Бюджетные изъятия (изъятия из местных бюджетов в республиканский бюджет) запланированы  на 2011-2013 годы в размере 103,1 млрд. тенге, 102,1 млрд. тенге и 121,1 млрд. тенге соответственно. 

           Таблица 3

Субвенции

     млн. тенге

Наименование  2011 год 2012 год 2013 год
     Всего 789 939 880 645 865 844
     Акмолинская область 49 552 53 580 53 074
     Актюбинская область 21 837 31 722 32 806
     Алматинская область 94 077 103 883 103 466
     Восточно-Казахстанская  область 81 700 89 595 89 282
     Жамбылская область 75 778 85 094 87 076
     Западно-Казахстанская  область 13 984 17 113 13 485
     Карагандинская область 55 938 61 399 58 562
     Кызылординская область 64 396 71 594 71 143
     Костанайская область 48 552 52 273 51 166
     Павлодарская область 25 809 28 929 27 722
     Северо-Казахстанская область 47 000 50 717 50 820
     Южно-Казахстанская  область 193 273 216 436 220 322
     город Астана 18 043 18 310 6 920
ПРИМЕЧАНИЕ – таблица 3 составлена из [13]

Информация о работе Доходы государственого бюджета РК