Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является попытка раскрытия понятия доходов и его влияния на экономику страны, попытки совершенствования доходной части бюджета страны.
Объектом данной курсовой работы является государственный бюджет в целом.
Предметом является доходы государственного бюджета РК.
Задачи курсовой работы:
- изучить состав и формирование доходной части бюджета;
- изучить роль налогов в формировании доходной части бюджета;
- дать классификацию налогов, взимаемые у населения;
- провести анализ доходов бюджета, а именно текущее состояние и прогнозы на будущее.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ………………………………… 5
1.1 Доходы государственного бюджета: состав и формирование………………………..…………...................................... 5
1.2 Роль налогов в формировании государственного бюджета…………………………………………………………….……. 9
2 АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РК………………………………………………………….. 16
2.1 Текущее состояние доходной части государственного бюджета РК………………………………………………………………………… 16
2.2 Прогноз поступлений доходов в государственный бюджет РК………………………………………………………………………… 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 27
В целом по акцизам при плане 16,4 млрд.тенге в бюджет поступило 15,7 млрд.тенге или 95,8 % в результате сокращения импорта отдельных подакцизных товаров.
По поступлениям за использование природных и других ресурсов при плане за отчетный период 44,8 млрд.тенге в бюджет поступило 63,7 млрд.тенге или 142,3%. Перевыполнение плана сложилось по следующим поступлениям:
по налогу на сверхприбыль при плане 2,0 млрд. тенге поступило 14,9 млрд. тенге или 735,6% к плану. В результате уплаты налога на сверхприбыль авансом, до наступления срока уплаты. Срок уплаты налога на сверхприбыль 15 апреля года следующего за отчетным периодом;
по налогу на добычу полезных ископаемых при плане 23,3 млрд. тенге
поступило 27,3 млрд. тенге, что составило 117,2% к плану, за счет роста цен на минеральное сырье;
по рентному налогу на экспорт поступило 1,6 млрд.тенге при плане 1,5 млрд. тенге или 103,4% к плану;
по платежу по возмещению исторических затрат при плане 1,5 млрд. тенге поступило 1,8 млрд.тенге или 122,0% к плану.
По налогам на международную торговлю и внешние операции план исполнен на 134,1%, при плане 151,9 млрд.тенге поступление составило 203,6 млрд.тенге или с превышением на 51,7 млрд.тенге, в основном, за счет роста поступлений экспортной таможенной пошлины на сырую нефть
Неналоговые поступления при плане 33,3 млрд. тенге составили 39,2 млрд. тенге или 117,7% к плану.
Превышение плана на 5,9 млрд.тенге в основном за счет перевыполнения планов почти по всем неналоговым поступлениям и поступлений штрафов в сумме 2,1 млрд. тенге, которые не планируются.
Поступления от продажи основного капитала при плане 4,9 млрд.тенге поступили в сумме 6,6 млрд.тенге или 136%.
План перевыполнен в связи с незапланированными поступлениями от реализации зерна из государственных ресурсов в сумме 0,8 млрд. тенге от АО «НК «Продкорпорация» и за счет сверхплановых поступлений от продажи земельных участков в сумме 0,8 млрд. тенге.
По поступлениям трансфертов план исполнен на 30,0 %. При плане 500,0 млрд. тенге гарантированный трансферт в республиканский бюджет из Национального фонда Республики Казахстан привлечен в размере 150,0 млрд. тенге.
По
состоянию на 1 апреля текущего года
в Национальный фонд Республики Казахстан
поступило прямых налогов от организаций
нефтяного сектора в сумме 546,3 млрд.
тенге.
.
Рисунок
1. Динамика недоимок на 1 апреля 2011 года.1
Вместе с тем, недоимка по налогам и платежам, сложившаяся на 1 апреля 2011 года возросла и составила 251,0 млрд.тенге по причине роста недоимки по лжепредприятиям, увеличившейся с начала года на 41,5 млрд.тенге и достигшей 183,6 млрд.тенге на отчетный период. (Рис. 2)
В отличие
от динамики прошлых лет увеличилась
в первом квартале на 0,3% (на 11,7 млн.тенге)
недоимка по обязательным пенсионным
взносам в накопительные
Рисунок
2. Исполнение государственного бюджета
на 1 квартал 2011 года.2
При
рассмотрении итогов исполнения государственного
бюджета за 1 квартал 2011 года (рис.1) можно
отметить, что поступления в государственный
бюджет составили 83 %, что меньше расходов,
которые составили 91,8 %. Это привело к дефициту
государственного бюджета. Дефицит госбюджета
сложился в сумме 99,6 млрд.тенге , по республиканскому
бюджету - 161, 2 млрд. тенге.
Рисунок
3. Принятые меры по итогам контрольных
мероприятий за 1 квартал 2011 года.3
Комитетом финансового контроля Министерства финансов за прошедший квартал проведено 1 670 контрольных мероприятий, в ходе которых контролем охвачено 1 552 объекта контроля. Принятыми мерами по итогам контрольных мероприятий, проведенных за отчетный квартал, из подлежащих восстановлению и возмещению в бюджет 15,7 млрд. тенге, восстановлено и возмещено – 4,6 млрд. тенге или 29 %. (Рис. 3)
С
начала года все плановые контрольные
мероприятия проводились по Системе
управления рисками. Совершенствование
подходов к планированию контроля,
а именно - внедрение системы выбора объектов
по группам риска, повлияло в целом на
результативность и эффективность проверок
исполнения бюджета. За счет применения
точечного подхода, увеличился удельный
вес выявленных нарушений бюджетного
законодательства в общей сумме бюджетных
средств, охваченных контролем и составил
10 % (по итогам 2010 года – 6%).
Доходы государственного бюджета на 2011-2013 гг. определены на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей на среднесрочный период с учетом положений Налогового кодекса и других нормативных правовых актов.
По итогам
заседания правительства
Прогноз на грядущие пять лет внушает
оптимистичный настрой. По данному сценарию
темп прироста реального ВВП составит
3,1% в 2011 году, 3,3% – в 2012-м, 3,5% – в 2013-м и до
2015 года достигнет 4,1%. Росту промышленности
в среднем в 5% в год будут способствовать
реализация индустриальных проектов и
повышение внешнего спроса на экспортную
продукцию Казахстана. В обрабатывающем
секторе темпы роста увеличатся к 2015 году
на 7,2%. Среднегодовой прирост объема валовой
продукции сельского хозяйства в 2011–2015
годах составит 4,3% и достигнет к 2015 году
4,8%. Соответственно, возрастут объемы
услуг транспорта и торговли. Экономический
подъем непосредственно повлияет на показатели
социальной сферы. Ожидается, что уровень
безработицы с 6,4% в 2011 году снизится до
5,5% в 2015-м.
В свою очередь,
представляя проект Закона «О республиканском
бюджете на 2011–2013 годы», министр финансов
Болат Жамишев отметил, что поступления
казны в будущем году составят 4,055 трлн.
тенге, что превышает уточненный план
2010 года на 20%.
При этом прогноз доходов сформирован
с учетом сохранения с 2013 года ставки корпоративного
подоходного налога в размере 20% вместо
установленных Налоговым кодексом 17,5%.
существенное поступление дополнительных
доходов прогнозируется за счет увеличения
экспортной таможенной пошлины на нефть
с 20 до 40 долларов за тонну. В прогнозе
также учтено введение с 2011 года прогрессивной
шкалы налогообложения физических лиц.
1 сентября
текущего года вступает в
Доходы республиканского бюджета увеличены за счет роста темпа развития экономики - на 74,7 млрд тенге, темпа роста внешнеторгового оборота и положительного влияния действия механизма зачисления импортных таможенных пошлин в рамках ТС - на 85,5 млрд тенге, изменения мировой цены на минеральное сырье - на 33,8 млрд тенге, снижения сумм возврата НДС - на 15,8 млрд тенге, уточнение грантов, привлекаемых центральными государственными органами - на 0,6 млрд тенге, пояснил глава министерства финансов.
Также
имеет место уменьшение поступлений
на 2,5 млрд тенге за счет уточнения
расчетов по факту поступления 2010 года.
В дополнение
к новому прогнозу поступлений привлекаются
свободные остатки бюджетных средств
по итогам 2010 года в сумме 82,9 млрд тенге,
отметил министр.
Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2011-2013 годы» был сформирован на основе базового прогноза макроэкономических показателей на 2011-2015 годы и подписан Главой государства Республики Казахстан 29 ноября 2010 года. В связи с уточнением макроэкономических показателей социально-экономического развития страны, перераспределением средств на приоритетные направления расходов в целях реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 28 января 2011 года в данный Закон были внесены изменения и дополнения Законом Республики Казахстан от 28 февраля 2011 года.
Основанием для пересмотра доходов республиканского бюджета 2011 года послужило уточнение параметров макроэкономических показателей на базе анализа экономической ситуации в стране, влияние действия механизма распределения таможенных пошлин на ввозимые товары в рамках Таможенного союза на поступления таможенных платежей и уточнение расчетов, исходя из фактических поступлений доходов по итогу 2010 года.
Таблица 2
Основные
параметры республиканского бюджета
на 2011-2013 годы
млрд. тенге
2011 | 2012 | 2013 | |
Поступления | 4 249,3 | 4 365,2 | 4 770,2 |
% к ВВП | 17,9 | 18,8 | 18,7 |
Доходы, из них: | 4 147,9 | 4 257,4 | 4 660,3 |
Налоговые поступления | 2 752,2 | 2 879,3 | 3 260,5 |
Неналоговые поступления | 81,7 | 60,6 | 62,5 |
Доходы от операций с капиталом | 10,8 | 15,3 | 16,2 |
Поступления трансфертов, в том числе: | 1 303,1 | 1 302,2 | 1 321,1 |
Бюджетные изъятия | 103,1 | 102,1 | 121,1 |
Погашение бюджетных кредитов | 101,0 | 107,4 | 109,5 |
Поступления от продажи финансовых активов государства | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Расходы | 4 945,1 | 4 947,0 | 5 152,5 |
% к ВВП | 20,8 | 21,3 | 20,2 |
Дефицит | -695,8 | -581,9 | -382,3 |
% к ВВП | -3 | -2,5 | -1,5 |
Справочно*: | |||
Объем ВВП | 23 780,9 | 23 274,0 | 25 486,4 |
ПРИМЕЧАНИЕ – таблица 2 составлена из [13] |
*Справочно:
Месячный расчетный показатель составит: в 2011 году – 1 512 тенге, в 2012 году – 1 618 тенге и в 2013 году – 1 731 тенге.
В составе поступлений на трехлетний период прогноз доходов сформирован с учетом сохранения ставки корпоративного подоходного налога (далее – КПН) в размере 20%.
В результате, прогноз доходов (без учета поступления трансфертов) республиканского бюджета на 2011 год определен в сумме 2 844,7 млрд. тенге или 12 % к ВВП, с превышением факта 2010 года на 666 млрд. тенге, в том числе за счет:
- увеличения ставки экспортной таможенной пошлины на нефть с 20 до 40 долларов за тонну;
-
номинального роста
- прироста импорта;
- других факторов.
Прогноз доходов республиканского бюджета (без учета поступления трансфертов) на 2012 год определен в сумме 2 955, 2 млрд. тенге с ростом против уточненного прогноза 2011 года на 110,5 млрд. тенге, на 2013 год в сумме 3 339,2 млрд. тенге с ростом против 2012 года на 384 млрд. тенге.
Бюджетные
изъятия (изъятия из местных бюджетов
в республиканский бюджет) запланированы
на 2011-2013 годы в размере 103,1 млрд. тенге,
102,1 млрд. тенге и 121,1 млрд. тенге соответственно.
Таблица 3
Субвенции
млн. тенге
Наименование | 2011 год | 2012 год | 2013 год |
Всего | 789 939 | 880 645 | 865 844 |
Акмолинская область | 49 552 | 53 580 | 53 074 |
Актюбинская область | 21 837 | 31 722 | 32 806 |
Алматинская область | 94 077 | 103 883 | 103 466 |
Восточно-Казахстанская область | 81 700 | 89 595 | 89 282 |
Жамбылская область | 75 778 | 85 094 | 87 076 |
Западно-Казахстанская область | 13 984 | 17 113 | 13 485 |
Карагандинская область | 55 938 | 61 399 | 58 562 |
Кызылординская область | 64 396 | 71 594 | 71 143 |
Костанайская область | 48 552 | 52 273 | 51 166 |
Павлодарская область | 25 809 | 28 929 | 27 722 |
Северо-Казахстанская область | 47 000 | 50 717 | 50 820 |
Южно-Казахстанская область | 193 273 | 216 436 | 220 322 |
город Астана | 18 043 | 18 310 | 6 920 |
ПРИМЕЧАНИЕ – таблица 3 составлена из [13] |