Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 20:56, курсовая работа
В курсовой работе рассматривается экономическая сущность, задачи и цели доходов федерального бюджета. При этом автором дается подробная характеристика видов доходов федерального бюджета. В работе изучены пути совершенствования и перспективы развития доходов федерального бюджета на современном этапе развития экономики России. В конце работы сформулированы выводы и предложения на основе изученного опыта.
Аннотация………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………...4
1. Теоретические основы доходов федерального бюджета………….…6
1.1. Понятие и экономическая сущность доходов федерального бюджета…………………………………………………………………………6
1.2. Классификация доходов федерального бюджета…………………..8
1.3. Правовые аспекты формирования доходов федерального бюджета………………………………………………………………………..12
2. Анализ доходов федерального бюджета и повышение их роли в формировании доходов бюджетов различных уровней……………………24
2.1. Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета………………………………………………………………………..24
2.2. Оценка роли доходов федерального бюджета в формировании доходов бюджетов различных уровней……………………………………...27
2.3. Направления повышения роли доходов федерального бюджета в формировании доходов бюджетов различных уровней……………………30
Выводы и предложения………………………………………………….38
Список использованной литературы………………………………...…40
Приложение………………………………………………………………42
Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям. По истечении года отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета представляет в Правительство РФ.
Исследуя динамику бюджетных показателей, легко заметить, что федеральный бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономическими функциями государства, тогда как социальные функции не получили необходимого финансового подкрепления для своей реализации. Именно поэтому в настоящее время наблюдается тенденция усиления социальной функции государства, но и нехватка средств в бюджете, условия спада производства и инфляции, поэтому ощутимое увеличение средств, направляемых на социально-культурные нужды, вряд ли предвидится. К тому же при переходе к рыночным отношениям в федеральном бюджете Российской Федерации произошло резкое возрастание расходов, рост внутреннего и внешнего долга. Федеральный бюджет явно не справлялся с растущим количеством статей расходов и всевозрастающих расходов на поддержку регионов.
В сложившейся в настоящее время ситуации необходимо учитывать тот факт, что с развитием различных форм собственности должна происходить децентрализация инвестиционных процессов, целесообразно ориентироваться на финансирование капитальных вложений за счет бюджетных средств только объектов социального назначения. При долевом участии (бюджетные средства и собственные средства отрасли), которое считается наиболее перспективным в современных условиях, финансирование инвестиций в объекты производственного назначения следует осуществлять только на возвратной и платной основе. Поддержка должна оказываться в основном тем инвестиционным проектам, которые дают заказы отечественной промышленности, формируют спрос на ее продукцию. Использование бюджетных средств на приобретение импортной продукции возможно только в том случае, если это обеспечивает повышение качества отечественной продукции, расширяет возможности ее сбыта на внутреннем и внешнем рынке. Получается, что необходима мудрая политика в формировании величины и, прежде всего структуры расходов федерального бюджета, а также жесткая экономия средств бюджетов всех уровней.
О федеральном бюджете на 2010 год и на период до 2011 года
Сегодня
Комитет Госдумы по экономполитике
и предпринимательству
Председатель
Комитета Евгений Федоров: «Представленный
Правительством РФ Прогноз может
служить основой для
Федоров отметил, что в Проекте федерального бюджета восстановлено трехлетнее бюджетное планирование, обеспечивающее большую предсказуемость динамики бюджетных показателей на все годы планируемой трехлетки; усилен программно-целевой подход при формировании бюджетных расходов; обеспечена среднесрочная сбалансированность федерального бюджета за счет государственных заимствований.
Депутат добавил: «Проект федерального бюджета свидетельствует, что Правительством выбран путь приоритетного финансирования социальной сферы. Такое решение можно только приветствовать. Сохранение социальных обязательств повышает уверенность населения в завтрашнем дне, стимулирует потребительский спрос».
Федоров
подчеркнул: «Комитет поддерживает выделение
в разделе «Национальная
В то же время, Комитет считает необходимым рекомендовать Правительству принять дополнительные меры по повышению доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, в том числе, за счет улучшения качества таможенного и налогового администрирования; активизации работ по сокращению задолженности по налогам и сборам; повышения эффективности использования госсобственности; развития глубокой переработки леса; увеличения глубины переработки энергоресурсов; наведения порядка в землепользовании.
По мнению Комитета, чтобы уменьшить дефицит федерального бюджета, надо увеличить доходы от приватизации госимущества путем продажи принадлежащих государству пакетов акций в уставных капиталах хозяйствующих субъектов.
Для
ускорения структурной
Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011годов». Принят Государственной Думой 31 октября 2008 года. Одобрен Советом Федерации 12 ноября 2008 года.
Статья 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.
1.
Утвердить основные
1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 10 927 137 733,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 4 692 509 635,0 тыс.рублей;
2)
общий объем расходов
3)
объем нефтегазового
4)
нормативную величину
5)
верхний предел
6) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 41,4 млрд. долларов США, или 27,8 млрд. евро;
7)
прогнозируемый профицит
2.
Утвердить основные
1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2010 год в сумме 11 733 612 293,0 тыс.руб., в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 4 526 198 415,0 тыс.рублей, и на 2011 год в сумме 12 838 964 131,0 тыс. руб., в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 4 637 479 817,0 тыс.руб.;
2) общий объем расходов
3) объем нефтегазового
4) нормативную величину Резервного фонда на 2010 год в сумме 5 914 600 000,0 тыс. рублей и на 2011 год в сумме 6 761 000 000,0 тыс.рублей;
5)
верхний предел
6) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 41,7 млрд. долларов США, или 29,2 млрд. евро, и на 1 января 2012 года в сумме 40,9 млрд. долларов США, или 29,2 млрд. евро;
7) прогнозируемый профицит федерального бюджета на 2010 год в сумме 1 413 297 652,6 тыс. рублей и на 2011 год в сумме 1 521 279 337,7 тыс. рублей.
Статья
2. Нормативы распределения
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 1841 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвердить нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.
2. Установить, что в 2009 году 80 процентов и в 2010 - 2011 годах 60 процентов доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, указанных в статье 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляется в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства и перечисляется им в бюджеты субъектов Российской Федерации не реже одного раза в 10 дней в соответствии с нормативами распределения на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
3. Установить, что 60 процентов доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, указанных в статье 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляется в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства и перечисляется им в бюджеты субъектов Российской Федерации не реже одного раза в 10 дней в соответствии с нормативами распределения на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.
4.
Доходы от федеральных
налогов, в том числе налогов,
предусмотренных специальными
налоговыми режимами, и
сборов, поступающие от плательщиков
на территориях Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого
автономного округа, в 2009 году и
в плановом периоде 2010 и
2011 годов подлежат зачислению соответственно
в бюджеты Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного
округа по установленным Бюджетным кодексом
Российской Федерации и настоящим
Федеральным законом нормативам, за исключением
подлежащих зачислению в бюджет Тюменской
области налоговых доходов от налога
на прибыль организаций, зачисляемых
в бюджеты субъектов Российской Федерации
по нормативу в размере 29,5 процента, и
от налога на добычу полезных ископаемых
в виде углеводородного сырья (за исключением
газа горючего природного) по нормативу
распределения в размере 5,0 процента.
2.
Анализ доходов
федерального бюджета
и повышение их
роли в формировании
доходов бюджетов
различных уровней
2.1. Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета
Федеральный
бюджет России – главное звено
бюджетной системы. Он выражает экономические
денежные отношения, опосредствующие
процесс образования и