Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:23, реферат
Целью дипломной работы является выявление путей совершенствования деятельности коммерческого банка на рынке пластиковых карт.
Задачи работы:
1. исследование теоретических основ банковских карт;
2. проведение анализа российского рынка банковских карт;
3. определение конкурентоспособности и путей продвижения карточных продуктов на российском рынке .
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……4
ГЛАВА 1. ТЕОРИТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА БАНКОВСКИХ КАРТ.........................................................................................7
1.1. История развития банковских карт……………………………….……. 7
1.2. Понятие, сущность и виды банковских карт…………………………..19
1.3. Нормативно-правовые акты, регулирующие операции по использованию пластиковых карт в РФ……………………………………...25
ГЛАВА 2. РОССИЙСКИЙ РЫНОК БАНКОВСКИХ КАРТ………………..29
2.1. Анализ российского рынка банковских карт…………………………..29
2.2 Кредитные карты – основное направление расширения сферы использования банковских карт в РФ…………………………………...……40
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО КБ СИТИБАНК НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ КАРТ……………………………………………………..…..51
3.1. Характеристика и организационная структура ЗАО КБ Ситибанк...….51
3.2 Карточные продукты, эмитируемые ЗАО КБ Ситибанк……………......59
3.3. Организация безопасности операций с использованием банковских карт в ЗАО КБ Ситибанк…………………………………………………..…..67
3.4. Некоторые предложения по укреплению позиций ЗАО КБ Ситибанк на рынке банковских карт………………………………………………………...73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...79
По-прежнему
самой большой банкоматной
Однако в торговых точках многих городов России недостаточно развита инфраструктура приема карт, т.е. еще не везде принимают банковские карты. Для решения этой проблемы нужно увеличивать количество специальных терминалов для оплаты услуг при помощи банковских карт.
Так же необходимо расширять доступность банкоматов для клиентов, посредством увеличения мест их установки. Такой подход сразу же повысит эффективность использования банковской карты, поскольку клиент при необходимости сможет без труда воспользоваться своими средствами.
Использование новейших технологических достижений позволит банкам существенным образом снизить свои издержки на изготовление карт, обработку информации по проведенным операциям, сэкономить время и затраты труда. А это, в свою очередь позволит снизить цену на предоставляемые услуги.
Еще одной проблемой использования банковских карт в России являются технологии защиты, которые необходимо постоянно совершенствовать, а внедрять их быстро и в широких масштабах очень непросто. Опыт международных платежных систем по внедрению «карточных» программ в разных странах показал, что развитие мошенничества обусловлено рядом негативных факторов, характерных именно для данного этапа развития рынка.
Ключевым элементом в борьбе с мошенничеством является обучение персонала и клиентов.Обучение должно включать базовые вопросы безопасности при использовании пластиковой карты, безопасность обращения с ПИН-кодом, порядок действий держателя в случае потери или кражи карты, а также сведения о мере и рамках его ответственности.
Одним
из решений повышения
Перспективы рынка карт в стране эксперты справедливо связывают с доверием к банкам-эмитентам, с устойчивостью банковской системы в целом.
Те
темпы роста, которые рынок демонстрирует
сейчас, будут сохраняться и
Участники карточного рынка накопили сегодня достаточный опыт разработки карточных продуктов, внедрения самых современных технологий для построения платежных систем. Решения могут приниматься более обоснованно, чем это делалось на начальной стадии развития рынка. В качестве приоритетных сегодня ставятся вопросы экономической эффективности, прозрачности, предсказуемости и более полного соответствия запросам участников рынка, национальным интересам и национальному законодательству.
В настоящее время все операции на внутреннем карточном рынке вполне могут и должны обслуживаться в соответствии с правилами, процедурами и тарифами, определяемыми национальными организациями в полном соответствии с действующим государственным законодательством и с учетом интересов национальных участников рынка.
Сегодня
все участники рынка в целом
осознают эти задачи, естественно, по-разному
их понимая и по-разному
Согласно
результатам опросов среди
Среди владельцев кредитных карт выше среднего доля мужчин, почти две трети из них относятся к возрастной группе 24-40 лет, столько же имеют высшее образование, более 90% работают. Примерно две трети относят себя к среднему классу, указав, что имеют общесемейный доход 50 000 руб. (при среднем по выборке 36 000 руб.). Около двух третей владельцев кредиток имеют автомобиль, более 80% - домашний компьютер. Около 60% из них покупают продукты в ближайшем супермаркете.
Потенциальные
потребители кредитных карт отличаются
несколько большей долей
Пока наш рынок кредитных карточных продуктов выглядит несколько хаотично. Жесткие требования к пакету документов компенсируются низкими оплатой за обслуживание и кредитными ставками, и наоборот. Однако постепенно рынок выстраивается в направлении, указываемом финансовыми аналитиками. В перспективе стоит ожидать формирования двух наиболее развитых сегментов рынка кредитных карт:
В целом банки нацелены на снижения требований к претендентам (меньше бумаг - больше клиентов).
Однако пока первостепенное значение имеет грамотно налаженная работа с потенциальными потребителями. Эффективность коммуникации с клиентами - залог успешного продвижения кредитных карт как нового товара. Исследования показывают, что около 35% населения имеют претензии к качеству текущего обслуживания в банках.
Основные группы претензий:
Из них 36% уже сегодня готовы
сменить банк, а еще 19% сделают
это, если банки не изменят
качество обслуживания в
В общей сложности к настоящему времени в России выпущено более 60 млн. пластиковых карт. Однако кредитных карт среди них 14 млн. 12 млн. карт выданы в течение или после выплаты потребительского кредита, 2 млн. выданы через банковские каналы.
Специалисты прогнозировали, что к концу 2011 года количество кредитных карт в России может достигнуть отметки в 30 млн. Таким образом, каждая четвертая выпущенная карта будет кредитной.
Изначально данный прогноз был основан на расчетах, которые учитывают темпы эмиссии и опыт наблюдения за рынком.
70%
кредитных карт по-прежнему
Наибольшее количество в карточном портфеле банка составляют карты начального уровня, развивающие банковские отношения (Visa Electron, MasterCard Maestro). Положительное сотрудничество приводит к относительно прочным отношениям (следующий сегмент), позволяющим банку иметь значительные доходы от обслуживания этой группы клиентов (Visa Classic, MasterCard Standart). И последнее, продукты - это «золотой запас» кредитной организации (Visa Gold, MasterCard Gold). Самые богатые и, соответственно, доходные клиенты.
Как
видим, ведущие международные
В
настоящее время в российской
практике банковского бизнеса особое
значение приобрела не только конкурентоспособность
кредитных учреждений, но и банковских
продуктов. Понятие «
Рыночные
перспективы банковских продуктов
связаны не только с их качеством
и издержками. Причинами успеха или
неудач появления на рынке конкретного
продукта могут быть и другие факторы:
рекламная деятельность банка, его
имидж, предлагаемый уровень обслуживания
и т.д. Однако, как ни важны указанные
аспекты деятельности банка по обеспечению
конкурентоспособности, основой являются
качество и цена банковских продуктов.
Уверенность создает и уровень
обслуживания клиентов. Конкурентоспособность
представлена в виде формулы (1):
конкурентоспособность
= качество + цена + уровень обслуживания
(1)
Управление конкурентоспособностью банковских продуктов осуществляется на основе анализа и прогнозирования динамики жизненного цикла продукта, что позволяет дать правильную оценку перспектив его сбыта, выработать стратегию продаж, форму и методы деятельности банка. Жизненный цикл продукта (услуги) — это концепция, которая учитывает все элементы маркетинга с момента принятия решения о предоставлении конкретной услуги, ее поступления на определенный рынок и до времени ее устранения с рынка.
Процесс вытеснения кредитными картами обычных потребительских кредитов набирает обороты. Сегодня карточные кредиты зачастую оказываются не только удобнее, но и выгоднее обычных кредитов наличными. Главное при этом — правильно выбрать продукт и разобраться в его условиях.
По оценкам банкиров, рынок кредитных карт — один из наиболее динамично развивающихся сегментов банковской розницы. Для развития рынка кредитных карт очень важен рост благосостояния населения. Кредиты атрибут среднего класса, а кредитные карты — разновидность механизма жизни в долг. По оценкам специалистов, в ближайшие четыре-восемь лет приблизительно 85% работающего населения России будут пользоваться разными формами потребительских кредитов, большинство из них станут держателями кредитных карт. По мнению некоторых экспертов, емкость российского рынка приблизительно равна 65-85 млн. кредитных карт (несколько карт разных банков на одного человека), так же существует мнение, что кредитные карты существенно вытеснят банковские кредиты на суммы до 100 тыс. руб. и практически полностью — экспресс-кредиты, выдаваемые в магазинах. Невысокие ставки и отсутствие необходимости обращаться в банк каждый раз для оформления кредита делают кредитные карты безусловными фаворитами.
Как и с любым другим банковским продуктом, универсальных правил для всех игроков этого рынка нет. Поэтому при выборе кредитной карты важно обратить внимание на несколько принципиальных моментов, влияющих на стоимость карточного кредита.
Во-первых, это наличие или отсутствие льготного периода кредитования (grace period): если клиент гасит всю задолженность по карте в течение grace period, проценты по кредиту не начисляются. В Америке льготный период — обязательный атрибут кредитной карты. Причем сроки льготного периода порой превышают календарный год. В России же карты с льготным периодом существуют всего около пяти лет и далеко не у всех банков. Да и по срокам российский льготный период заметно скромнее американского — максимум до двух месяцев.
Информация о работе Деятельность банка на рынке банковских карт (на примере ЗАО КБ «Ситибанк»)