Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:23, реферат
Целью дипломной работы является выявление путей совершенствования деятельности коммерческого банка на рынке пластиковых карт.
Задачи работы:
1. исследование теоретических основ банковских карт;
2. проведение анализа российского рынка банковских карт;
3. определение конкурентоспособности и путей продвижения карточных продуктов на российском рынке .
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……4
ГЛАВА 1. ТЕОРИТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА БАНКОВСКИХ КАРТ.........................................................................................7
1.1. История развития банковских карт……………………………….……. 7
1.2. Понятие, сущность и виды банковских карт…………………………..19
1.3. Нормативно-правовые акты, регулирующие операции по использованию пластиковых карт в РФ……………………………………...25
ГЛАВА 2. РОССИЙСКИЙ РЫНОК БАНКОВСКИХ КАРТ………………..29
2.1. Анализ российского рынка банковских карт…………………………..29
2.2 Кредитные карты – основное направление расширения сферы использования банковских карт в РФ…………………………………...……40
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО КБ СИТИБАНК НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ КАРТ……………………………………………………..…..51
3.1. Характеристика и организационная структура ЗАО КБ Ситибанк...….51
3.2 Карточные продукты, эмитируемые ЗАО КБ Ситибанк……………......59
3.3. Организация безопасности операций с использованием банковских карт в ЗАО КБ Ситибанк…………………………………………………..…..67
3.4. Некоторые предложения по укреплению позиций ЗАО КБ Ситибанк на рынке банковских карт………………………………………………………...73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...79
На данный момент на рынке присутствуют карты международных, так и российских платежных систем. При этом лидирующие позиции занимает Visa International, который принадлежит более половины российского рынка рис.3.
Рис.
3. Структура российского рынка пластиковых
карт в 2010 г.(27)
Из
отечественных продуктов
Самые
распространенные виды карт среди пользователей
дебетовых карт – Cirrus/Maestro (MasterCard)
и Visa Electron (33 и 31 соответственно). Около
11% используют карту MasterCard Standard, а карты
VISA Classic и Сберкарт применяют только по
8% пользователей. Такое распределение
объясняется низкими тарифами на обслуживание
Cirrus/Maestro и VISA Electron предпочтениями предприятий-работодалей
рис.4.
Рис.
4. Платежные системы дебетовых карт (34)
Спрос на кредитные карты тоже растет. Популярность данного банковского продукта эксперты связывают с кредитным бумом. Население нуждается в заемных средствах, а получать их по карте и проще и удобнее.
Среди
держателей кредитных карт большинство
пользуются картой VISA Classic (31%), вторая по
популярности платежная система – MasterCard
и MasterCard Standard (18%). Примерные равные доли
пользуются картами VISA Gold (13%), MasterCard Gold
(11%) и American Express (10%) рис 5.
Рис.
5. Платежные системы кредитных карт
(34)
На развитие рынка пластиковых карт оказывает влияние культур потребления этих продуктов. В отличии от европейских стран и США, в России большинство потребителей пока еще используют карту для получения заработной платы или стипендии (90%). Доля респондентов, использующих карту для оплаты товаров и услуг в магазинах, составляет 10%, для хранения сбережений – 6% (рис 6).
Рис.
6.Цели использования банковских карт
на 01.01.2011 (32).
Наиболее распространенными пластиковыми карточками являются зарплатные карточки, с помощью которых россияне получают заплату, пенсию, стипендию. 90% опрошенных держателей пользуются именно запрлатными карточками.
Каждый десятый россиянин, пользующийся пластиковыми карточками, сообщил, что имеет в своем распоряжении кредитную карту. 7% опрошенных являются держателями дебетовой карты без овердрафта и 2% - дебетовой карты с овердрафтом. Подробнее распространенность различных видов пластиковых карт представлена на рис.7.
Примечание. Сумма ответов превышает 100%, так как вопрос предполагал выбор нескольких видов карточек.
Рис.
7.Количество пользователей основными
видами пластиковыми картами, % пользователей
пластиковыми картами (32)
Большинство
держателей пользуются только одной
пластиковой картой. Об этом сообщили
85% опрошенных. Каждый десятый держатель
(12%) использует две карточки. У 2 % опрошенных
в обращении находиться три карточки,
и у 1% - четыре или пять пластиковых
карт. Структура держателей карточек по
количеству карточек в обращении представлена
на рис.8.
Рис. 8.Структура держателей карточек по количеству карт в пользовании у респондента, % пользователей картами (32)
Подобная структура держателей карт по числу пластиковых карт в обращении наблюдается по всем основным видам банковских карточек. Не менее 90% держателей определенного вида карточек используют только одну карту.
Таким образом, принимая во внимания значительный темп роста выпуска карточек (ежегодно около 140%) можно прогнозировать, что через один-два года на каждого жителя будет приходиться по одной карточке.
Среди держателей карточек подавляющее составляют держатели расчетных (дебетовых) карточек. Их доля в общем количестве эмитированных карточек составляет 90,9%. При этом количество карточек, полученных держателями по собственной инициативе, по прежнему незначительно, то есть подавляющее большинство карточек – это карточки, выданные кредитными организациями в рамках «зарплатных» проектов.
Количество кредитных карт, выданных, в том числе в рамках реализации кредитными организациями программ потребительского кредитования, по сравнению с прошлым годом увеличилось на 58% и по состоянию на 1 января 2011 года составило более 8,6% от общего количества банковских карт. Возрастная категория держателей карточек – это населения в возрасте от 25 до 44 лет.
Эмиссия предоплатных карт составляет лишь 0,4%. Сегмент их использования ограничен оплатой мобильной связи, а так же товаров и услуг, приобретаемых через Интернет.
Рост количества безналичных платежей с использованием карточек в значительной степени связан с ростом количества операций по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг мобильной связи, Интернет-провайдеров, кабельного телевиденья т.п., совершаемых посредством банкоматов и мобильных телефонов.
В тоже время доля платежей, совершаемых с использованием в сети Интернет, незначительна (1,3%), что объясняется, прежде всего, высокой стоимостью интернет-платежей, а также отсутствием доверия держателей карточек к этим платежам из-за высокого уровня мошеннических операций в сети Интернет, связанных с неправомерным получением и использованием персональной информации об их держателях.
Во
многом возможность повседневного
использования платежных
Доля показателей инфраструктуры (банкоматов, электронных терминалов), количества и объема операций по оплате товаров и услуг по лидирующим регионам на 01.01.2011г.(27).
Таблица 1
Наименование территории | Доля в общем | ||
Показатель инфраструктуры | Количество безналичных операций | Объем безналичных операций | |
Москва и Московская область | 42,8 | 32,33 | 63,11 |
Санкт-Петербург | 6,11 | 6,60 | 9,14 |
Тюменская область | 2,92 | 4,00 | 2,81 |
Свердловская область | 2,86 | 3,52 | 2,37 |
Нижегородская область | 2,02 | 2,78 | 1,01 |
Краснодарский край | 1,87 | 1,65 | 0,91 |
Республика Башкортостан | 1,78 | 3,18 | 0,68 |
Самарская область | 1,75 | 2,69 | 1,02 |
Итогопо данным регионам: | 61,49 | 57,74 | 81,05 |
Инфраструктура обслуживания платежных карточек в основном сосредоточена в столице региона (более 60%) и в других регионах (менее 30%). Очень слабо развита инфраструктура обслуживания в сельской местности. Поэтому важной задачей является привлечение к обслуживанию новых торгово-сервисных точек, а также расширение функциональных возможностей банкоматов. Причем при расширении количества точек обслуживания необходимо в первую очередь исходить из принципа «шаговой» доступности, повышая возможности применения карточек в точек повседневного обслуживания.
Прослеживается и ряд положительных аспектов развития региональной составляющей карточной индустрии. В ряде регионов, таких как Челябинская область, Омская область, Удмурская Республика, и других развитие потребительского кредитования, появление банкоматов, позволяющих осуществлять оплату коммунальных услуг, услуг мобильной связи и т.п., способствовало увеличению темпов роста количества безналичных операций.
Другим
важным моментом является реализация
карточных проектов в социальной
сфере, обеспечивающих повышение эффективности
функционирования адресных социальных
программ, пенсионных и социальных
выплат населению. В частности, в
Челябинске – «Социальная карта
челябинца», в республике Башкортостан
– «Социальная карта
Агентство
РБК Рейтинг подготовило
Неплохой
«рывок» продемонстрировал
Велико
и количество карточек, выпущенных
в рамках потребительского кредитования.
Лидером данного сегмента является
Росбанк – более 848 млн штук выпущено
в 2010 году. Рейтинг самых крупных эмитентов
банковских карт представлен в таблице
2.
Крупнейшие банки по количеству пластиковых карт в обращении на 1 января 2011 года (31).
Таблица 2
№ | Банк | Количество пластиковых карт в обращении на 1 января 2011 года (шт.) | Количество пластиковых карт в обращении на 1 января 2010 года (шт.) |
1 | Сбербанк | 51 389 920 | 39 796 153 |
2 | ВТБ 24 | 7 168 068 | 5 826 816 |
3 | Альфа-Банк | 7 090 101 | 5 921 089 |
4 | Русский Стандарт | 5 836 003 | 4 492 801 |
5 | Ситибанк | 3 507 634 | 2 413 241 |
6 | Росбанк | 2 845 808 | 2 737 801 |
7 | Мастер-Банк | 2 280 410 | 1 653 410 |
8 | Ренессанс Кредит | 2 079 119 | 538 904 |
9 | Национальный Банк Траст | 1 813 978 | 1 313 013 |
10 | Балтийский Банк | 1 404 671 | 1 549 497 |
11 | Возрождение | 1 392 098 | 1 378 967 |
12 | Райффайзенбанк | 1 223 340 | 1 174 207 |
13 | Москомприватбанк | 1 076 066 | 675 763 |
14 | Промсвязьбанк | 975 495 | 764 176 |
15 | Челябинвестбанк | 907 841 | 828 973 |
16 | ХКФ-Банк | 844 578 | 1 121 761 |
17 | АК Барс | 787 131 | 736 917 |
18 | Ханты-Мансийский Банк | 759 581 | 712 557 |
19 | ОТП Банк | 731 126 | 657 320 |
20 | Уральский банк реконструкции и развития | 722 773 | 585 288 |
Информация о работе Деятельность банка на рынке банковских карт (на примере ЗАО КБ «Ситибанк»)