Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 16:03, курсовая работа
Депозитный рынок является одной из важнейших составляющих денежно-кредитной системы, именно он и обеспечивает привлечение временно свободных средств банками, что определяет возможность последних инвестировать в экономику. Основой макроэкономической политики правительства должна стать политика роста объемов инвестиций в реальный сектор экономики. Одной из составляющих роста инвестиций в экономику есть стимулирование увеличения объемов депозитного рынка за счет повышение нормы сбережений в экономике и формирование в обществе сберегательной культуры. Рост объемов инвестиций является материальной основой для роста денежных доходов населения и предпринимателей, а, следовательно, в конечном результате приведет к увеличению средств на депозитных счетах. Таким способом депозитный рынок будет включен в экономическую систему рыночного механизма, который базируется на принципах взаимосвязи между ее структурными элементами и механизме само регуляции.
Введение
1. Организация депозитных операций в коммерческом банке
1.1 Теоретические основы проведения депозитных операций
1.2 Страхование вкладов
1.3 Депозитные и сберегательные сертификаты
2. Учет депозитных операций в кредитной организации
2.1 Оформление депозитных операций в банках
2.2 Порядок учета операций юридических лиц
2.3 Учет вкладов и депозитов физических лиц
3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ДЕПОЗИТОВ В РОССИИ
Заключение
Библиографический список
Тем паче, что Центробанк в 2009 году решил поставить депозитные ставки под контроль.
Борьба с высокими ставками по рублевым депозитам началась осенью 2009 года. И хотя до сих пор можно найти предложения, сулящие до 11% годовых, в большинстве случаев ставки упали вдвое-втрое от 18-20% годовых, предлагаемых весной 2009-го. Снижение было стремительным. Если в июле 2009 года средняя ставка топ-10 крупнейших банков по объему розничных депозитов составляла 14,85%, то в конце июня 2010 года она равнялась 9,28%.
Вероятно, что Центральный банк, вслед за ужесточением контроля за уровнем ставок по рублевым депозитам, намерен заняться и валютными. И банки, которые будут предлагать свыше 10,5% годовых под валютные депозиты, рискуют покинуть Систему страхования вкладов.
Впрочем, сама Система страхования вкладов сняла вопрос степени доверия. Сегодня все банки, принимающие депозиты, симметричны в плане надежности.
Итог всего: во-первых, цена депозита перестала быть главным фактором привлечения вкладчиков, во-вторых, надежность банков идентична и обеспечивается госгарантией.
Осталась лишь одна возможность – конкурировать на сервисе.
По последнему пути двинулись многие банки. Вкладчикам предлагали бонусы и подарки – например, интересный тур и т.п. Но магистральным способом привлечения клиентов это не стало. Согласно опросу НАФИ и рейтингового агентства «Эксперт РА», лишь 5% населения целенаправленно ищут вклады с такими предложениями. Впрочем, если в 2008 году только 8% респондентов отмечали, что были бы рады подарку, то в 2010 году этот показатель возрос почти в 3,5 раза и составил 29%. При этом число людей, полагающих, что если дарят подарки, то экономят на процентной ставке, сократилось до 13% в 2010 году против 23% в 2008 году.
Некоторым банкам удалось привлечь средства за счет хорошо поставленных рекламных кампаний. Причем именно в последнее время банки стали использовать нетрадиционные для них каналы, особенно - в Интернете. Из масштабных рекламных кампаний в Интернете запомнились новогодние программы, когда банки договаривались с крупными интернет-порталами, такими как Яндекс или Мэйл.ру.
И вот тут выявилась
любопытная картинка. Как только конкуренции
за счет размера ставок пришла на смену
конкуренция «рекламно-
СМП-банк – увеличение депозитного портфеля за год почти на 380%. Мастер-Банк – 175% прироста за тот же период. Национальный банк «Траст» - 167%. «Хоум Кредит» - 143%
Сегодня можно констатировать: маркетинговые стратегии этих банков в сфере привлечения депозитов можно считать примером – если не для подражания, то, как минимум, для изучения. Причем одним из основных инструментов этих стратегий стало реформирование депозитной линейки.
Так, с целью максимального удовлетворения запросов клиентов в конце прошлого года – начале текущего банк «Траст» вводил новые вклады и менял функционал существующих. При этом банк внимательно следил за рыночной конъюнктурой, осуществлялось и активное маркетинговое сопровождение срочных вкладов, направленное на информирование клиентов о нововведениях в линейке депозитов.
Основным направлением привлечения вкладчиков в 2009-10 годах стал Интернет. Классические способы привлечения, как, например, наружная реклама, ТВ и радиореклама, постепенно уходят в прошлое из-за своей дороговизны и слишком низкой эффективности. Наблюдается и качественный сдвиг - если раньше банкиры в основном заказывали баннерную или контекстную рекламу, и привлекали клиентов только за счет огромных бюджетов, то сегодня они ищут в Интернете уже своего, целевого клиента. И находят. Если посмотреть на динамику привлечения вкладов в коммерческие банки, то самые быстрые темпы мы увидим именно у тех банков, которые ищут своих вкладчиков в Интернете.
Многие банкиры, поверив
в то, что Интернет - потенциально
богатая клиентами среда, верстают
рекламные и маркетинговые
Изменилось и само отношение к интернету. Сейчас банкиры все чаще задумываются о вложениях в Сеть, которые принесут эффект через полгода-год, в то время как раньше все ждали результатов в течение месяца. Наблюдается еще одна тенденция касательно Интернета. Сегодня многие банковские маркетологи общаются на форумах, ведут банковские блоги, создают группы в социальных сетях, собирают мнения в рейтингах и всячески развивают все формы сетевых контактов с клиентами. Вероятно, именно за этим направлением банковского маркетинга будущее.
Понадобятся ли новые формы привлечения депозитов банкам в дальнейшем?
Важно помнить, что депозиты
физических лиц – одни из самых
дорогих ресурсов для банков. Тем
не менее, многие кредитные организации
либо не имеют возможности пользоваться
его альтернативами – межбанковскими
кредитами, облигационными займами
и привлечением средств от ЦБ или
коммерческих организаций под залог
ценных бумаг (РЕПО). Или попросту предпочитают...
не связываться с этими
Этот подход имеет свои риски. Нередки случаи, когда банк привлекает довольно дорогие краткосрочные депозиты со стороны населения и выдает длинные кредиты промышленным предприятиям. Однако, как правило, кредитная организация в таком раскладе может рассчитывать на поддержку со стороны государства. Такие прецеденты уже были. Например, в прошлом году московский БТА-банк (ныне АФТ-банк) сначала существенно нарастил объем привлеченных средств от населения, но затем ему пришлось обратиться в ЦБ за пролонгацией беззалогового кредита. Регулятор пошел навстречу банку, и БТА успешно выровнялся на рынке. Да и вообще, если у банка много депозитов физических лиц, то всегда есть основания претендовать на государственную помощь в случае наступления тяжелых времен.
Так что депозиты, судя по всему, были и остаются одним из глобальных ресурсов для банков. Причем их роль в жизни после кризиса только вырастит. Остается наблюдать, какие стратегии работы на депозитном рынке выйдут в ближайшей перспективе на повестку дня.[7]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Депозит – один из самых
распространенных способов не только
сэкономить, но и приумножить деньги.
Это особенно актуально для России,
где в последнее десятилетие
наблюдается устойчивый рост депозитов
в коммерческих банках. Значительный
приток вкладов стал результатом
изменения сберегательной активности
населения. Важными факторами роста
объема депозитов стали желание
части населения создать “
Для коммерческих банков депозиты
– это главный вид привлекаемых
ресурсов. В погоне за вкладчиком банки
разрабатывают разнообразные
Депозиты физических лиц
стали в кризис спасательным кругом
для банков. И никакими сколь угодно
высокими ставками по вкладам банкиры
бы не добились от клиентов доверия, если
бы не страхование вкладов в
Рынок вкладов в России
можно характеризовать как
Более того рынок вкладов обладает значительными резервами для роста в будущем, и задача коммерческих банков и Центрального банка состоит в том, чтобы задействовать эти резервы в целях увеличения денежной массы в обращении и как следствие – укрепление банковской системы России в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] "Гражданский кодекс
Российской Федерации (часть
[2] Банковское дело/ под ред. О.И. Лаврушина: учебник. Москва, 2007.
[3] Герасимова Е.Б. Учет в банках: учебник. Москва, 2009.
[4] Жарковская Е.П. Банковское дело: учебник. Омега-Л, 2005.
[5] Капаева Т.И. Учет в банках: учебник. Инфра-М, 2006.
[6] Курсов В.Н., Яковлев
Г.А. Бухгалтерский учет в
[7] Т. Ланьшина/ Победители ралли/ Bankir.ru
[8] Смирнова Л.Р. Бухгалтерский учет в коммерческих банках: учебник. Финансы и статистика, 2006
[9] А.В. Турбанов/ Участие Агентства по страхованию вкладов в предупреждении банкротства кредитных организаций// Деньги и кредит. – 2009. - №3.
[10] М. Тальская/ Бегом за вкладчиком// Эксперт. – 2010. - №34.
[11] Источники роста: требуется
поддержка/ Аналитическое
[12] http://your-article.ru/2009-
[13] http://nacfin.ru/novosti-i-
[14] http://www.expert.ru/
[15] http://www.asv.org.ru/
Информация о работе Депозитные операции банков, рынок банковских депозитов в России