Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:35, курсовая работа
В работе рассмотрены денежные реформы как часть антиинфляционной политики являются ее радикальной мерой. Проводятся они различными методами в зависимости от цели, ситуации в стране, проводимой политики, темпов инфляции, степени обесценения денег и других факторов, включая компетенцию денежных властей. Характер проведения денежных реформ менялся во времени. Основные методы денежных реформ – нуллификация, реставрация, деноминация, девальвация.
1. Введение…………………………………………………….3.
2. История денежных реформ в России……………………...4.
3. Формы стабилизации денежного обращения……………..14.
4. Денежные реформы………………………………………...15.
5. Денежные реформы и их опыт для современности………21.
6. Заключение………………………………………………….25.
7. Список литературы…………………………………………26.
8. Приложение 1…………………………………………….....27.
При капитализме
денежные реформы осуществляются главным
образом в интересах господствующих эксплуататорских
классов. Они обычно сопровождаются ростом
налогов, сокращением социальных расходов
государства и т.п. Капиталистические
государства путём денежной реформы и
с помощью различных государственно-
После 2-й мировой войны 1939—45 в капиталистических странах были проведены многочисленные денежные реформы. Одна из крупнейших денежная реформа — девальвация валют 37 капиталистических стран в 1949 (в размере от 12 до 30% и более). На современном этапе общего кризиса, в условиях обращения бумажных денег и неразменных на золото банкнот, девальвации и ревальвации в значительной степени утрачивают своё значение как методы стабилизации денежных систем. В ходе обострения мирового валютного кризиса в конце 60-х — начале 70-х гг. девальвация (американского доллара, английского фунта стерлингов, французского франка) и ревальвация (марки ФРГ (Федеративная Республика Германии), австрийского шиллинга, швейцарского франка) применялись отдельными странами лишь как методы частичного выхода из валютных затруднений.
Денежные реформы проводятся в странах, освободившихся от колониального ига. В результате краха колониальной системы возник новый тип денежной реформы, антиимпериалистических по своему содержанию. Они направлены на создание национальных денежных систем или на обновление и укрепление доставшихся им в наследие от колониализма денежных систем, денежные реформы во многих развивающихся государствах отвечают задачам обеспечения их экономической независимости. Характерным примером служит создание национальной денежной системы в Гвинейской Республике, где в 1960 был учреждён национальный государственный центральный банк страны — Банк Гвинейской Республики, который стал выпускать в обращение национальную денежную единицу — гвинейский франк. Старые денежные знаки были обменены на новые по соотношению 1:1. В ряде других освободившихся стран денежные реформы не привели к созданию действительно национальных денежных систем, что в немалой мере связано со стремлением империалистических держав использовать эти реформы в бывших колониальных странах как орудие своей неоколониалистской политики.
В СССР и др. странах социализма революционные социалистические преобразования потребовали проведения (в качестве их необходимого элемента) кардинальных денежных реформ. В наследие от старого строя СССР и др. социалистические страны получили денежное обращение, глубоко расстроенное в результате бумажноденежной инфляции. В СССР задача проведения денежной реформы была поставлена В. И. Лениным вскоре же после Октябрьской революции. Она имела целью оздоровить денежную систему за счёт буржуазии (нажившейся на войне и разорении страны) и тем самым подорвать её денежную власть. В этом заключалась новая направленность денежных реформ, в отличие от реформ буржуазных государств. Летом 1918 Советская власть приостановила обесценение денег, но готовившаяся реформа была сорвана Гражданской войной и военной интервенцией 1918—1920. С переходом к нэп (новая экономическая политика) у денежной реформы экономической политики. Подготовительной к реформе мерой являлось проведение двух деноминаций. Первым этапом был выпуск в обращение (в конце 1922) червонцев — банковских билетов Государственного банка. Они на 25% обеспечивались золотом, а в остальной части — краткосрочными векселями и легко реализуемыми товарами и выпускались в обращение в порядке краткосрочного кредитования промышленности и торговли под обеспечение векселями и товарами и по мере погашения кредитов возвращались в банк. Золотое содержание червонца было определено в 7,74234 г чистого золота и соответственно был установлен его курс в иностранной валюте. Эмиссия банкнот удовлетворяла потребности оборота в устойчивых средствах обращения. Вместе с тем в обращении оставались совзнаки, выпускавшиеся для покрытия бюджетного дефицита, т. е. установилась система параллельного обращения двух валют — устойчивой (червонца) и падающей (совзнака). Денежная реформа была завершена в 1924: вместо совзнаков были выпущены медные и серебряные монеты и казначейские билеты. К моменту прекращения эмиссии совзнаков (т. е. на 1 апреля 1924) их масса в обращении достигла 762,3 квадрильона рублей, а реальная ценность её составляла (в червонцах) всего 15,2 млн. рублей. Совзнаки выкупались по курсу: 1 рубль золотом (казначейскими билетами) = 50 тыс. рублей денежными знаками 1923, или 50 млрд. рублей денежными знаками прежних выпусков (до деноминации). Между казначейским рублём и банковским червонцем было установлено соотношение: 1 червонец = 10 рублей. При таком соотношении советский рубль обладал таким же золотым содержанием, как и дореволюционный русский рубль, — 0,774234 г чистого золота и соответствующим курсом в иностранной валюте. В ходе реформы был ликвидирован бюджетный дефицит, а с октября 1924 выпуск денежных знаков для покрытия дефицита по закону был запрещён.
Экономическое и финансовое напряжение при осуществлении социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства сказалось на сфере денежного обращения, в связи, с чем в 1935—36 потребовалось провести его санирование (оздоровление): была ликвидирована карточная система распределения продуктов по твёрдым ценам, а новые единые цены были установлены на уровне, превышавшем прежний (1924/25), и соответственно был пересмотрен валютный курс. Новое золотое содержание рубля было установлено в 0,176850. В условиях Великой Отечественной войны 1941—45 масса товаров в каналах организованного рынка резко уменьшилась, что сократило доходы государственного бюджета, в то время как связанные с войной расходы резко возросли. Советское правительство для покрытия образовавшегося бюджетного дефицита вынуждено было прибегать к эмиссии денег. За три года войны денежная масса в обращении возросла в 2,4, а к концу войны — в 3,8 раза. Значительно снизилось товарное покрытие рубля. При сохранении твёрдых цен на продукты нормированного снабжения давление избыточной денежной массы проявилось в росте цен на колхозном рынке (в 10—15 раз по сравнению с довоенным уровнем) и во введении повышенных, близких к рыночным, цен в государственной коммерческой торговле, где товары продавались без карточек. Для ликвидации отрицательных последствий войны в денежном обращении в декабре 1947 была проведена денежная реформа, отменена карточная система распределения продуктов и установлен новый единый уровень цен государственно-кооперативной розничной торговли. Все денежные знаки, находившиеся в обращении, были обменены на вновь выпущенные по соотношению 10:1, вклады трудящихся в сберегательные кассы до 3000 рублей не подвергались переоценке, а свыше 3000 рублей переоценивались: до 10 тыс. рублей — по соотношению 3:2 и сверх этой суммы — по соотношению 2:1. Д. р. 1947 восстановила полноценный рубль и укрепила денежное хозяйство страны. Она, как и денежная реформа 1922/24, а также санирование обращения в середине 30-х гг., активно воздействовала на развитие общественного производства и способствовала повышению материального благосостояния трудящихся.
Денежная реформа 1947 получила дальнейшее развитие в переводе курса рубля на золотую базу (1950). Курс рубля к иностранным валютам стал определяться непосредственно на золотой основе. Повысился его уровень, в последующем изменился масштаб цен. В 1961 находившиеся в обращении денежные знаки были обменены без ограничений на вновь выпущенные по соотношению 10:1 и в том же соотношении были изменены цены всех товаров, тарифные ставки заработной платы, пенсии, стипендии и пособия, платёжные обязательства, договоры и т.д. С учётом реального соотношения цен в СССР и в главных капиталистических странах было установлено новое (современное) золотое содержание рубля (0,987412 г золота) и курс рубля к доллару США — 90 копеек за 1 доллар; соответственно были фиксированы и курсы других иностранных валют. В связи с девальвацией доллара в декабре 1971 курс рубля к доллару был изменён и на 1 января 1972 составил 82 рубля 90 копеек за 100 долларов.
Денежные реформы, проведённые в странах народной демократии непосредственно после 2-й мировой войны 1939—45, имели своей целью упорядочить денежное обращение: ликвидировать военно-оккупационные и марионеточные валюты, воссоздать в ряде стран (Югославии, Польше, Чехословакии, Албании) национальные денежные системы, аннулировать денежные накопления коллаборационистов и спекулянтов, подорвать или ослабить финансовую мощь капиталистических элементов. Эти реформы являлись одним из важнейших элементов революционных демократических преобразований. Денежные знаки, находившиеся в обращении к моменту проведения денежных реформ, были в пределах установленных лимитов обменены на новые. Так, в Польше и Чехословакии старые злотые и кроны обменивались на новые в пределах 500 денежных единиц на человека. В денежном обращении Югославии находились сербские и хорватские денежные знаки, выпущенные при оккупантах. Первые из них при проведении денежной реформы 1945 обменивались на новую валюту по соотношению 20:1, а вторые — по соотношению 40:1. В Румынии инфляция и обесценение денег к моменту реформы 1947 достигли большой остроты, обменный курс составлял 20000:1 при лимите обмена 3 млн. лей — на каждого рабочего и служащего и каждую крестьянскую семью и 1 млн. лей — для остального самодеятельного населения. В Болгарии лимит обмена был установлен в 2000 левов на человека, а для частных предприятий в пределах 50% месячного фонда заработной платы (но не свыше 35 000 левов). Обмен производился по соотношению 1:1. Принцип нормированного обмена денежных знаков применялся при проведении денежной реформы в КНДР (Корейская Народно-демократическая Республика) (в декабре 1947) и в Восточной Германии (до образования ГДР (Германская Демократическая Республика)). Наличные деньги, предъявленные к обмену на новые денежные знаки сверх лимита, во всех странах блокировались на счетах. Особый характер денежной реформы имела в Венгрии, где инфляция достигла беспрецедентных масштабов: контрреволюционные элементы провоцировали её с целью дискредитации и подрыва народно-демократической власти. При проведении денежной реформы в 1946 обмен производился по курсу 400 тыс. квадрильонов пенге за 1 новый форинт. Совершенно расстроенное денежное обращение получила в наследие от старого строя также и КНР (Китайская Народная Республика): при гоминьдановском режиме Китай пережил гиперинфляцию, правительство утратило контроль над денежным обращением: кроме обесцененных бумажных денег, в стране обращались доллары США, английские фунты стерлингов, гонконгские доллары, индийские рупии и множество местных денежных знаков различных провинций. После победы революции (1949) гоминьдановские деньги были аннулированы, а бумажные деньги, выпущенные локальными эмиссионными центрами, обменивались в 1948/49 (в отдельных районах обмен завершился в 1951) на общегосударственные денежные знаки — банкноты Народного банка КНР (Китайская Народная Республика) (юани). Обмен производился по дифференцированным курсам в зависимости от индекса рыночных цен в различных районах страны. В результате централизации эмиссионного аппарата и проведения денежной реформы впервые за всю историю Китая образовалась единая общегосударственная денежная система.
Указанные денежные реформы привели к значительному сокращению денежной массы в обращении. Однако при проведении этих реформ в большинстве стран ещё не существовало финансово-экономических предпосылок стабилизации валюты. В европейских социалистических странах они были созданы в начале 50-х гг. (в ГДР (Германская Демократическая Республика) и Венгрии стабилизация была достигнута уже в 1946—48), а в социалистических странах Азии — в середине и конце 50-х гг. Стабилизация валюты являлась главной целью новых денежных реформ, которые проводились в условиях, когда в этих странах утвердилась диктатура рабочего класса, социалистический сектор занял господствующее положение в народном хозяйстве и сложилась система народно-хозяйственного планирования. В этот период государственные бюджеты сводились с превышением доходов над расходами, а успехи в восстановлении и развитии народного хозяйства позволяли создать товарную базу, необходимую для обеспечения устойчивости валюты. В Польше вторая денежная реформа была проведена в октябре 1950, в Румынии — в январе 1952, в Болгарии — в мае того же года, Чехословакии — в июне 1953. Денежные реформы 50-х гг. сопровождались изменением масштаба цен и фиксацией золотого содержания валюты каждой страны. Находящиеся в обращении денежные знаки обменивались на новые без ограничения. В Польше и Болгарии обмен производился по соотношению 100:1, в Румынии первая тысяча лей обменивалась на новые по соотношению 100:1, вторая и третья — 200:1, а сверх 3000 лей — 400:1. В Чехословакии суммы до 300 крон обменивались по соотношению 5:1, а сверх 300 крон — 50:1. Во всех этих странах переоценка вкладов производилась на более льготных условиях, чем обмен наличных денег. Наибольшие потери при указанных реформах несли эксплуататорские и спекулятивные элементы, накопившие большие суммы денежных средств. Проведение реформ способствовало экономическому подъёму и успешному осуществлению социалистической реконструкции народного хозяйства каждой из этих стран, повышению уровня жизни трудящихся. Карточная система распределения продуктов в большинстве стран была ликвидирована либо одновременно с денежной реформой, либо через некоторое время после её проведения. В КНР (Китайская Народная Республика) денежная реформа проводилась в марте — апреле 1955, когда реальная ценность юаня была весьма низкой. В связи с этим обмен старых денег на новые производился (без ограничений) по соотношению 10000:1, в такой же пропорции были пересчитаны товарные цены, ставки заработной платы, тарифы и денежные обязательства. Денежная реформа 1955 явилась завершающим этапом достигнутой к тому времени фактической стабилизации валюты. При проведении реформы правительство КНР (Китайская Народная Республика), не фиксируя золотого содержания юаня, установило курс его в иностранной валюте: в 1970 100 юаней были равны 45 рублям.