Денежно-кредитная политика Национального банка Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 05:44, реферат

Краткое описание

Денежно-кредитным отношениям в рыночной экономике отведено чрезвычайно важную роль. Любое их нарушение приводит к нежелательным последствиям в общественном производстве. Именно поэтому в тех современных рыночных системах, относящихся к регулируемым, эти отношения находятся под постоянным контролем государства, которая реализуется в его денежно-кредитной политике.

Файлы: 1 файл

Денежно.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

 Суть кредитно-денежной политики НБУ, если не обращать внимания на внешне рыночные и правильные лозунги, под которыми она осуществлялась (ограничение кредитной эмиссии, повышение учетной ставки и т.д..), Свелась к реализации эмиссионно-экспансионистской идеи.

 Так, учетная  ставка НБУ в 1992 г. равнялась 80% годовых  и только на конец этого периода  была поднята до 100%. В условиях огромной инфляции (2100% за 1992 г.) это делало кредиты дешевыми и выгодными для производителей. В сочетании с чрезмерной централизацией распределения кредитных ресурсов это привело к переливанию государственных средств в частный сектор и теневую экономику. Низкий уровень учетной ставки привело и к оттоку капитала из Украины в ту же Россию, где учетная ставка была выше.

 Экспансионистская политика НБУ продолжалась и в 1993 г. Если в 1992 г. был запланирован бездефицитный  бюджет (покрытие фактического дефицита за счет эмиссии осуществлялось, по сути, вне закона), то на 1993 г. дефицит был уже запланирован, а единственным источником его покрытия признавалось прямое финансирование нужд правительства со стороны НБУ. Если в начале 1993 г. такое финансирование составляло 70% бюджетного дефицита, то на конец года - уже 95%.

 Учетная ставка НБУ в 1993 г. повышалась вдвое, достигнув  в конце года 240%, но она была отрицательной  по сравнению с инфляцией. При этом ситуация существенно ухудшалась наличием больших льгот в кредитовании промышленного комплекса и угольной промышленности. Реализацию этих преференциальных условий НБУ обеспечивал через предоставление кредитов по ставкам ниже от установленной учетной бывшим государственным специализированным банкам (Проминвестбанк, Банк Украина и др.). Для осуществления государственных программ.

 Осуществлялась  эта необдуманная кредитная политика преимущественно административными  методами, которые были характерны административной системе. Это льготное кредитование, прямое вмешательство в систему ценообразования, дефицитное финансирование и тому подобное.

 Обобщающим  результатом такой политики стала  огромная инфляция, достигшая своего пика именно в 1993 p., существование массы  убыточных предприятий, значительное перераспределение средств в пользу теневого сектора.

 Второй этап в формировании и разработке денежно-кредитной  политики НБУ начался уже в  конце 1993 г. С приходом к руководству  центрального банка В.А. Ющенко эта политика начала формироваться на принципах антиинфляционной монетарной политики, в которой акцент был сделан на рестрекцийний метод.

 Уже в конце 1993 г. учетная ставка НБУ стала  изменяться более активно и колебалась в 1994 г. со 140% до 300%. Антиинфляционные меры НБУ дали свои первые результаты и уже в 1994 г. было достигнуто положительного значения сначала ссудного, а впоследствии и депозитного процента. Это привело к изменению ориентиров субъектов и появления у них заинтересованности в накоплении денег.

 Важным шагом  в формировании новой кредитно-денежной политики стала и изменение в порядке кассового обслуживания государственного бюджета. Прекращалось автоматическое кредитование бюджетного дефицита, а бюджетные расходы ограничивались фактическими поступлениями. Новая антиинфляционная кредитно-денежная политика НБУ осуществлялась на фоне спада объемов производства и непонимание (а иногда и открытого противодействия) со стороны законодательной и исполнительной власти, поскольку среди представителей этой власти еще господствовали способы мышления прошлого. Вследствие этого новая политика НБУ не вышел за пределы денежного обращения и не привела к существенным сдвигам в экономике. Но все же создала важные предпосылки для будущих сдвигов, главными из которых стали снижение инфляции и относительная стабилизация национальной денежной единицы.

 После 1994 г. кредитно-денежная политика НБУ осуществлялась на фоне определенной противодействия  законодательной власти, которая, по сути, цеплялась за эмиссионный вариант  выхода из кризиса и тем самым  реально противодействовала монетарной политике НБУ. В частности, это проявилось в том, что на 1994 г. бюджет был принят как бездефицитный, что было явно нереально (фактический дефицит в 1994 г. составил 9,5% от ВВП), а следовательно, обрекало НБУ на эмиссионное покрытие бюджетного дефицита, поскольку в бюджете никаких источников покрытия дефицита не предусматривалось.

 В дальнейшем ситуация несколько изменилась. Уже в 1995 г. бюджет утвержден с дефицитом в 7,3%, а для его финансирования впервые было предусмотрено неэмиссионные источники покрытия: выпуск облигаций внутреннего государственного займа и внешние заимствования. Эти изменения в законодательно-концептуальных подходах в главный финансовый документ государства сопровождались и определенными позитивными изменениями в экономике. Они были еще слабыми, находили выражение лишь в уменьшении динамики падения ВВП (уменьшение производства ВВП в расчете к предыдущему году составило в 1994 г. - 23%; 1996 г. - 10%; 1997 г. - 3,2%; 1999 - 1,7%, но они все же были и это приводило к созданию более благоприятных условий для разработки и претворения в жизнь антиинфляционной кредитно-денежной политики НБУ. В период 1994-1999 pp. она характеризовалась следующими основными признаками:

 - Происходило  снижение учетной ставки НБУ. На конец 1997 г. она составляла уже 35%, а на конец 2000 г. - 27%.

 - Важным  событием стало создание в  1998 г. при участии НБУ и коммерческих  банков фонда страхования вкладов  физических лиц, который стал  одним из факторов стабилизации  оттока срочных депозитов физических  лиц из коммерческих банков  в период финансового кризиса 1998 г. и существенного увеличения вкладов физических лиц, начиная с 1999 г.

 Принципиально новый этап в разработке и реализации денежно-кредитной политики НБУ  начинается с 2000 г. Именно этот год стал переломным в развитии нашей экономики. Впервые за все предыдущие годы на 5,9% вырос реальный ВВП. В дальнейшем эта тенденция сохранилась и прирост ВВП в 2001 г. 9,2%, а в 2002 г. - 5,2%. Он остался достаточно высоким и в последующие годы: в 2003 г. - 9,3%, а в 2004 p. -12%.

 Весьма заметным явлением стало некоторое (по сравнению с 2000 г.) уменьшение инфляции. Если в 2000 г. она составляла 25,8%, то в 2001 г. - 6,1%, в 2002 г. - 99,4%, в 2003 г. - 8,2%, а в 2004 г. - 12 , 3%. Снижение инфляции укрепило курс национальной валюты, а главное, сделало желательным ее накопления как населением, так и субъектами хозяйствования. Постепенно, хотя и не в значительной степени, но все же начинает уменьшаться безработица. Имеет место рост реальных доходов населения. И хотя нерешенных проблем в народном хозяйстве нашей страны еще достаточно много, общее улучшение экономической ситуации в стране очевиден.

 В этих условиях денежно-кредитная политика НБУ  по своим основным признакам стала  существенно отличаться от той, что  имела место в период кризиса. На каждый год Совет Национального банка Украины согласно статье 100 Конституции Украины и статьи 9 Закона Украины "О Национальном банке Украины» разрабатывает и реализует комплекс мер, которые, собственно, и составляют денежно-кредитную политику центрального банка страны.

 Каждый конкретный год имеет свои определенные особенности, а следовательно, имеет определенные особенности и политика НБУ, разработанная  на тот или иной год. Но в целом в этой политике можно выделить наиболее существенные моменты и особенности ее реализации в условиях определенного экономического подъема.

 На современном  этапе денежно-кредитная политика НБУ концентрируется на решении  следующих задач:

 - Обеспечение  стабильности национальной валюты;

 - Создание  монетарных условий для эффективного функционирования экономики;

 - Содействие  структурной перестройке экономики;

 - Усилению  надежности и эффективности функционирования  банковской системы;

 - Повышение  уровня занятости населения.

 Реализация  политики НБУ для достижения обозначенных целей в условиях уже достаточно высокого уровня реформованости экономики нашего государства и значительного подъема сегодня может осуществляться с помощью значительно более широкого, чем прежде, набором рычагов регулирования кредитно-денежных отношений. их использование становится более действенным, а направления применения - значительно разнообразнее. К ним относятся:

 - Установление  количественного контроля за  увеличением денежной массы путем  определения ее прироста на  основе учета реальных изменений  ВВП и целевых показателей инфляции.

 - Обеспечение  потребностей экономики в наличных  деньгах с акцентом на усиление  контроля за счетами в налично-денежной  форме между предприятиями, повышению  эффективности их использования,  а также децентрализация выпуска  наличных денег в обращение.

 - Сокращение  объема наличных расчетов через  создание и широкое использование  национальной системы расчетов  на основе пластиковых карточек.

 - Повышение  надежности существующей системы  электронных расчетов.

 - Поддержание  высокого уровня ликвидности активов коммерческих банков на основе их рефинансирования.

 - Достижение  того, чтобы наиболее важные правительственные  программы кредитовались через  коммерческие банки.

 - Усиление  уровня капитализации коммерческих  банков путем увеличения требований  к их минимального уставного капитала.

 - Расширение  кредитной базы через дальнейшее  совершенствование кредитных аукционов  НБУ, выкуп аккумулированных Сбербанком  вкладов населения для последующей  продажи этого кредитного ресурса  коммерческим банкам.

 - Усиление  контроля Национального банка за деятельностью небанковских кредитных учреждений для повышения эффективности действий НБУ по регулированию денежной массы.

 Осуществление мероприятий, связанных с общими направлениями в реализации денежно-кредитной  политики НБУ станет новой ступенью на пути к формированию стабильно действующей, а главное, адекватной современным рыночным условиям системы кредитно-денежных отношений. Это, в свою очередь, заложит основательные фундаменты для развития экономики нашего независимого государства и усиления его роли в мировом хозяйстве.

 Однако выполнение денежно-кредитной политики на этапе  экономического подъема (т.е. начиная  с 2000 г.) показало, что на этом пути есть достаточно существенные проблемы, решение  которых становится насущным. Опыт показывает, что в долгосрочной перспективе необходимо учитывать действие некоторых факторов, которые заметно модифицируют как общую ситуацию, так и меры НБУ по осуществлению его политики и достижения определенных целей.

 Во-первых, следует отметить, что достигнутая динамика макроэкономических показателей в 2000-2004 pp. была в значительной мере обеспечена за счет конъюнктурных изменений на мировом рынке и формированием для нашего товаропроизводителя благоприятных в этом отношении условий.Действительно, в эти годы наблюдалось заметное роста внешнеторгового оборота и постоянное положительное сальдо торгового баланса. Итак, в основе позитивных изменений, к сожалению, еще не лежит структурная перестройка экономики, что делает ее, по сути, заложницей конъюнктуры мирового рынка, которая является очень непостоянной.

 Во-вторых, можно констатировать, что за недостаточного развития коммерческого кредита  и рынка ценных бумаг в целом  действенность влияния такого важного  рычага реализации монетаристских мер  в денежно-кредитной сфере, как учетная ставка в Украине, не очень высокая. Так, если с 2000 по 2003 г. включительно учетная ставка снизилась с 27% до 7%, т.е. почти в четыре раза, то средневзвешенная ставка коммерческих банков по кредитам, которые они предоставляют субъектам хозяйствования, снизилась с 37,2% в 2000 г. до 18% в 2003 г. Это означает, что взятая на вооружение на данном этапе развития нашего государства экспансионистская модель не срабатывает на должном уровне. Как следствие, кредиты коммерческих банков остаются дорогими, что сдерживает развитие кредитных отношений, а следовательно, и экономики в целом.

 В-третьих, в период с 2003 по 2010 pp. государство будет нести огромные затраты по погашению ранее реструктуризированных внешних долговых обязательств. Ежегодные платежи будут колебаться в пределах 2,1-2,6 млрд дол., А это почти треть государственного бюджета Украины. Понятно, что рассчитываясь с внешними долгами, правительство будет вынуждено через Национальный банк скупать валюту, а эти валютные интервенции непременно усилят поступления в обращение гривни по каналам валютного рынка.

 В-четвертых, угрожающей является и тенденция  по росту внешней задолженности. Если не считать правительство В. А. Ющенко, который в своей программе впервые среди всех предыдущих правительств ввел мораторий на рост внешней задолженности на уровне 12,5 млрд дол. состоянию на 01.10.2001 г. и в реальной практике до этого периода сократил его до 10 млрд дол., то следующее правительство Кинаха не только не устанавливал никакого моратория, а существенно (до 14 млрд долл.). увеличил внешнюю задолженность. Курс на новые заимствования взял и правительство В. Януковича. Все это создало угрожающую ситуацию для денежного рынка и для всей экономики в целом.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Национального банка Украины