Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 14:05, курсовая работа
Главная цель данной курсовой заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и пути его преодоления.
Задачами данной работы являются
- анализ динамики и структуры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь;
- определение оптимальных источников его финансирования;
- выявление возможных путей преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса.
Введение
1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения…………….…5
1.1. Сущность бюджетного дефицита и его виды…………………………..5
1.2. Причины возникновения бюджетного дефицита и его последствия…8
1.3 Концепции регулирования бюджетного дефицита……………………11
2. Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………………..14
3.Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности бюджета….22
3.1. Способы финансирования дефицита государственного бюджета…..22
3.2. Источники финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь……………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………..38
Приложение…………………………
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникающего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.
Третья концепция связана с идеей, так называемых, функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. [8, с.217] Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом - пусть будет так. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Государственный бюджет является - во-первых, и, прежде всего - инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на ведение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели. Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает:
Сбалансированность бюджета, согласно данной концепции, становится второстепенной проблемой в связи с тем, что:
2. РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОГ ДЕФИЦИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Республика Беларусь в начале 90-х гг. столкнулась с огромным дефицитом государственного бюджета. Он не был связан с приобретением суверенитета государства, но явился лишь выражением общего состояния экономики и Государственного бюджета СССР, в состав которого включался и бюджет БССР.
Отсутствие глубоких научных разработок в отечественной экономической науке о возникновении, развитии и социально-экономических последствиях бюджетного дефицита явилось причиной того, что прежние экономические ведомства страны оказались неподготовленными к управлением бюджетным дефицитом.
В экономической литературе этого периода бюджетный дефицит рассматривается как явление, не свойственное социалистической системе хозяйства, но в доказательство этому бюджет планировался с профицитом.
Это было возможно благодаря тому, что в 60-70-х и начале 80-х гг. относительно стабильное положение государственного бюджета обеспечивалось неоправданным изъятием части прибыли хозяйственных органов в виде свободного остатка прибыли; поступлениями от реализации вино-водочной продукции, увеличением доходов от внешней торговли при одновременном снижении удельного веса расходов на социально-культурную сферу: к 1985г. доля расходов на здравоохранение и просвещение упала ниже уровня 1940 года.
Проблема дефицита бюджета стала обсуждаться только в середине 80-х гг., но к концу 80-х гг. дефицит стал утверждаться Законом "О государственном бюджете".
Сокращение накоплений в отраслях экономики, вызвавшее резкое уменьшение поступлений в бюджет, было вызвано рядом причин и, в частности, разбалансированностью экономики, падением эффективности производства. Рентабельность в отраслях материального производства снизилась с 35,5% в 1970г. до 16,0% в 1986г. [7, c. 255]
Одновременно нарастали диспропорции в развитии экономики, ориентированной преимущественно на производство средств производства при отставании легкой промышленности и агропромышленного комплекса. Ускоренно развивалась тяжелая промышленность при замедленном росте отраслей, производящих товары народного потребления. Производство ради производства привело к дисбалансам в экономике. Этот процесс подкреплялся, как отмечалось выше, растущим объемом дотаций в народное хозяйство из государственного бюджета, которые опережали темпы роста бюджета.
Намечалась устойчивая тенденция снижения финансовой отдачи от вложения государственных средств в развитие отраслей материального производства. В период с 1970 г. по 1985 г. размер дотаций возрос в 4,2раза. Если в 1965 г. 47,8% всех поступлений в бюджет от производственной сферы вернулось обратно в форме финансирования народного хозяйства, то в 1985 г.— уже 89,3%. Однако и эти меры не смогли предупредить падение эффективности в народном хозяйстве. [7, c. 255] Такое положение было характерно не только для СССР в целом, но и для Беларуси.
В середине 80-х гг. создалась ситуация, когда большая часть доходов, поступивших от отраслей экономики, направлялась обратно в виде финансирования расходов в народное хозяйство. Так, в 1985 г. из общей суммы поступлений бюджет БССР налога с оборота, платежей из прибыли государственных предприятий и организаций и подоходного налога с кооперативных и общественных предприятий и организаций 90% направлялось на развитие народного хозяйства, но в 1989 г. – 99,5% от указанных поступлений.
Это означало, что практически все бюджетные ресурсы, поступившие в виде основных налогов от предприятий отраслей экономики, направлялись на финансирование народного хозяйства.
Если учесть, что указанные налоги составляли в 1989 г. около 70% от общего объема доходов бюджета Белоруссии (без учета средств государственного социального страхования), но на долю остальных (на социально-культурные мероприятия, содержание органов власти и управления, прочие мероприятия) оставалось всего 30%, то становится понятна суть остаточного принципа финансирования расходов на социальную сферу.
Положение усугублялось тем, что в связи с падением цен на мировом рынке на экспортируемые товары топливно-энергетической группы сократились доходы от экспорта; антиалкогольная компания и реформа оптовых цен 1982 г. уменьшила поступления налога с оборота.
В 1986-1988 гг. произошло сокращение поступлений от трех крупнейших источников поступлений в бюджет: налога с оборота, отчислений от прибыли государственных предприятий и внешнеэкономической деятельности.
В 1984-1987 гг. величина налога с оборота сократилась на 8,3 млрд. р. (с 102,7 до 94,4 млрд. р.) частично вследствие продажи спиртных напитков и с пересмотром оптовых цен в промышленности в 1982 г. Считалось, что налог с оборота на некоторые изделия был уменьшен как компенсация за рост оптовых цен.
В 1988 г. величина отчислений от прибыли по государственным предприятиям уменьшилась по сравнению с 1987 г. и оказалась на уровне 1985 г., что явилось следствием перестройки хозяйственного механизма, когда предприятиям было разрешено оставлять для собственных целей большую часть прибыли. Предприятия в 1987 г. выплачивали в бюджет 46% своей прибыли по сравнению с 56% в 1985 г. Теоретически это должно бы было повлечь за собой сокращение расходов государственного бюджета. Однако на практике этого не произошло.
Поступления от внешнеэкономической деятельности в период 1986-1988 гг. сократились на 8,5 млрд. р. Это было обусловлено резким снижением уровня мировых цен на нефть и политикой сокращения импорта потребительских товаров, нацеленной на предотвращение возникновения дефицита торгового баланса. Сокращение доходов бюджета сопровождалось увеличением расходов.
Вложения в народное хозяйство росли опережающими темпами. Их доля во всех расходах бюджета увеличилась с 48,2% в 1970 г. до 57,1% в 1987г. одним из главных факторов такого быстрого роста является увеличение расходов на сельское хозяйство. Например, в 1986 г. весь прирост капиталовложений в народном хозяйстве страны был направлен на агропромышленный комплекс, в то время как расходы бюджета на развитие промышленности и строительства уменьшились.
На увеличение масштабов финансирования народного хозяйства существенное влияние оказал рост капиталовложений.
В то же время мероприятия по реализации социальной политики в СССР (повышение заработной платы, пенсий, пособий, обеспечение учреждений социальной сферы) потребовали осуществления дополнительных расходов, которые не были подкреплены реальными финансовыми ресурсами.
В результате за 1986-1989 гг. суммарный прирост доходов бюджета против уровня 1985 г. составил 39 млрд. р., но прирост расходов — 243 млрд. р., дефицит государственного бюджета вырос почти в 7 раз, с 18 млрд. р. в 1985 г. до 121 млрд. р. по плану на 1989 г.; плановый размер дефицита на 1990 г. составил 60 млрд. р. [7, с. 257] Очевидно, что после распада СССР Беларуси досталась практически разваленная постсоветская экономика, несовершенная система государственных финансов, в том числе и бюджетный дефицит, растущий из года в год. В Республике Беларусь бюджетный дефицит стал планироваться с 1991 г., когда его размер был определен в 3,7 млрд. р., что составило 11,6% ко всем расходам. Однако фактически бюджет был исполнен с профицитом в сумме 1,5 млрд. р. В основном это объясняется тем, что в 1991 г. Беларусь была объявлена суверенной республикой и большинство доходов осталось в ее распоряжении, но государственный бюджет на 1991 г. все еще предусматривал выделение дотаций республике. С течением времени абсолютное значение бюджетного дефицита возросло. Эти данные указывают на рост абсолютного значения бюджетного дефицита — с 19,4 млн. р. в 1992 г. до 276371,5 млн. р. в 2001 г. В процентах к доходам республиканского бюджета размер дефицита изменялся от 10,8% в 1992 г. до 4,8% в 2001 г. и к расходам , соответственно, с 9,8% до 4,6%. Максимальной отметки бюджетный дефицит достиг в 1993-1994 гг. — 17-18% к доходам бюджета. Почти до такого же уровня он поднялся и в 1999 г.: 16,9% к объему доходов бюджета и 14,4% к объему расходов.
В 2000 году дефицит бюджета составил 55,4 млрд. руб., к расходам и доходам государственного бюджета он составил 1,7%, к ВВП 0,6%. Уровень финансовых средств в бюджетной системе Беларуси в 2001 г. не претерпел значительных изменений. Удельный вес доходов бюджета в объеме валового внутреннего продукта составил 34,5% против 33,4% в 2000 г. Покрытие дефицита осуществлялось, в основном, за счет внутренних источников. Таким образом, доходы составляли 3223,2 млрд. р. (возросли в 2,1 раза), расходы соответственно равнялись 3471 млрд. р. (в 2,1 раз выше прошлогоднего). Дефицит бюджета был равен 247,8 млрд. р. (1,6% от ВВП).