Бюджетный дефицит и пути его сокращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и пути его преодоления.

Задачами данной работы являются

- анализ динамики и структуры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь;

- определение оптимальных источников его финансирования;

- выявление возможных путей преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса.

Оглавление

Введение

1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения…………….…5

1.1. Сущность бюджетного дефицита и его виды…………………………..5

1.2. Причины возникновения бюджетного дефицита и его последствия…8

1.3 Концепции регулирования бюджетного дефицита……………………11

2. Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………………..14

3.Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности бюджета….22

3.1. Способы финансирования дефицита государственного бюджета…..22

3.2. Источники финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь……………………………………………………………….24

Заключение………………………………………………………………………….36

Список использованных источников……………………………………………..38

Приложение…………………………

Файлы: 1 файл

дефицит гос бюджета.doc

— 366.00 Кб (Скачать)

      В 2000 г. республиканский бюджет был  утвержден по расходам в сумме 1 611 853 609 тыс. рублей при прогнозируемом объеме доходов в сумме 1 493 358 252 тыс. рублей. Предельный размер дефицита был запланирован в размере 118 495 357 тыс. рублей, что составило 7,9% от доходной части бюджета.

      Согласно  ст.1 закона Республики Беларусь "О  бюджете Республики Беларусь на 2000 год", покрытие дефицита планировалось произвести с помощью:

  1. внутреннего финансирования – на 121%;
  2. внешнего финансирования – на -21%.

      Таким образом, главным источником покрытия дефицита бюджета являлись внутренние ресурсы государства, в первую очередь это кредиты национального банка Республики Беларусь (64% дефицита бюджета), государственные краткосрочные облигации (51%), а также привлечение средств (103%). Из важнейших факторов, уменьшающих покрытие дефицита государственного бюджета, можно выделить следующие: погашение основной суммы внутренней задолженности (-54% дефицита государственного бюджета) и погашение основной суммы внешнего долга (-29%). [21]

      В Законе "О бюджете Республики Беларусь на 2001 год" были предусмотрены следующие показатели: расходы в сумме 3 471 000 778 тыс. рублей (что составляет 215% от расходов бюджета 2000 г.), доходы в сумме 3 233 171 615 тыс. рублей (217%), дефицит бюджета в размере 247 829 163 тыс. рублей (209%), что составляет 7,67% (то есть составляет долю меньше на 0,23% по сравнению с 2000 годом) от доходной части. При этом в 2001 году планировалось покрыть дефицит государственного бюджета за счет:

      1.  внутреннего финансирования – на 85%;

      2.  внешнего финансирования – на 15%.

      По-прежнему главным источником покрытия дефицита остались  долгосрочные кредиты Национального Банка РБ (65% от объема дефицита). Также одним из источников явились ГКО (24%), а также привлечение средств (56%). В 2001 году часть средств на погашение дефицита бюджета было привлечено с помощью векселей Правительства Республики Беларусь (66%). Также использовались кредиты международных финансовых организаций в размере 45% от суммы дефицита бюджета.

      При этом дефицит бюджета был увеличен вследствие погашения основной суммы внутреннего долга по ГКО и векселям в размере соответственно -33% и -66% от объема дефицита бюджета. Также покрытие уменьшило погашение основной суммы долга по кредитам международных финансовых организаций (-26%) и по кредитам правительств (-21%). [21]

      Как видим, внутреннее финансирование по-прежнему оставался главным источником обеспечения покрытия дефицита бюджета. Однако если в 2000 году оно превышало общую сумму дефицита, то в 2001 оно меньше, что потребовало привлечение внешнего финансирования в размере 15% от суммы дефицита.

      В законе на 2002 год расходы (4,2 трлн. руб.) превышали доходы на 344,7 млрд. руб. В 2002 году планировалось покрыть дефицит государственного бюджета за счет:

      1.   внутреннего финансирования - на 64 %;

      2.   внешнего финансирования - на 36 %.

      Как видим, внутреннее финансирование по-прежнему остается главным источником обеспечения покрытия дефицита бюджета. Однако если в 2000 году оно еще превышало общую сумму дефицита, то в 2002 размер внутреннего финансирования сократился, что потребовало привлечения внешнего финансирования в размере почти третьей части от суммы дефицита. Намечается отрицательная тенденция: с каждым годом растут белорусские внешние заимствования, а кредиты с процентами можно будет отдать лишь добившись реального роста экономики.

      Согласно  закону Республики Беларусь «О бюджете  Республики Беларусь на 2003 год», республиканский бюджет на 2003 год был утвержден по расходам в сумме 6 598 593 841,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 6 104 593 841,0 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2003 год в сумме 494 000 000,0 тыс. рублей.

      Законом предусмотрено погашение дефицита бюджета за счет:

  1. внутреннего финансирования - 251 413 193,5 тыс. руб., что составляет 51% от общей суммы дефицита;
  2. внешнего финансирования - 242 586 806,5 тыс. руб. или 49%.

      Причем, 31% дефицита был покрыт за счет долгосрочных кредитов Национального Банка РБ и 20% посредством выпуска государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций.

      Согласно  отчету «Об исполнении бюджета Республики Беларусь на 2004 год», республиканский бюджет на 2004 год был исполнен с профицитом в 21 млн.р.

      Внутреннее  финансирование -386 303 760,0(тыс.р):

      -источники  получаемые от Национального  Банка РБ - -915,0 (тыс.р);

      -источники,  получаемые от банков, иных юридических  и физических   лиц - 278 000 000,0(тыс.р);

      -прочие  источники внутреннего финансирования- -6 774 400,0(тыс.р);

      -поступления  от реализации принадлежащего  государству имущества -

      100 000 000,0(тыс.р);

      -изменение остатков средств бюджета - 15 079 075,0 (тыс.р).

      Внешнее финансирование - 523 696 240,0(тыс.р):

      -кредиты  Международных финансовых организаций -

      - 30 673 440,0(тыс.р);

      -кредиты  правительств иностранных государств - -157 509 699,0 (тыс.р);

      -прочие  источники внешнего финансирования - 711 879 379,0 (тыс.р).

      Структура источников покрытия дефицита Республики Беларусь на протяжении шести лет с 2004 по 2009 годов представлена в таблице 2 (приложение А).

      Согласно  закону Республики Беларусь «О бюджете  Республики Беларусь на 2005 год», республиканский  бюджет на 2005 год был утвержден  по расходам в сумме 19 166 916 005,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 18 256 916 005,0тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2005 год в сумме 910 000 000,0 тыс. рублей.

      Законом предусмотрено погашение дефицита бюджета за счет:

    1. внутреннего финансирования - 386 303 760,0 тыс. руб., что составляет 42% от общей суммы дефицита;

    2. внешнего финансирования - 523 696 240,0 тыс. руб. или 58%.

      Согласно  закону «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» общее финансирование бюджетного дефицита составляет 1 130 000 000,0 (тыс.р).

      Внутреннее  финансирование 404 230 909,0 (тыс.р):

      -источники  получаемые от Национального  Банка РБ - –890,0 (тыс.р);

      -источники,  получаемые от банков, иных юридических  и физических   лиц-500 000 000,0 (тыс.р);

      -прочие источники внутреннего финансирования- –10 000 000,0 (тыс.р);

      -поступления  от реализации принадлежащего  государству имущества-1 200 000,0 (тыс.р);

      -изменение  остатков средств бюджета-13 781 399,0 (тыс.р).

      Внешнее финансирование-725 769 091,0 (тыс.р):

      -кредиты Международных финансовых организаций- 111 834,0(тыс.р);

      -кредиты  правительств иностранных государств- –194 834 884,0 (тыс.р);

      -прочие  источники внешнего финансирования-920 492 141,0 (тыс.р).

      В 2007 году дефицит увеличился на 24% и  составляет 1 400 000 000 тыс. руб. законом предусмотрено покрытие дефицита за счет внутренних источников на 30%:

      - за счет средств, получаемых  от банков, иных юридических и  физических лиц на 36%;

      - за счет средств от операций  с принадлежащим государству  имуществом  на – 8%;

      - за счет прочих источников  на -1%;

      За  счет внешних источников на 70%-

      - кредиты международных организаций  – -1%;

      -кредиты  иностранных государств – -17%

      - прочие источники – 88%.

      Начиная с 2008 года значительно увеличивается  дефицит государственного бюджета. В первую очередь это связано с финансовым кризисом, который сопровождался высокими темпами инфляции. Согласно закону «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» бюджет планируется в размере 2 190 000 000 тыс. руб. что на 56% больше, чем в 2007 году. Причем дефицит в отличие от прошлых лет планируется покрывать главным образом за счет внутренних источников (71 %,). Основным источником покрытия становятся операции связанные с государственным имуществом ( 1 285 190 850 тыс.руб. – 59%).На 29% планируется покрыть дефицит за счет иностранных кредитов ( 621 176 988 тыс.руб.)

      В соответствии с законом «О бюджете Республики Беларусь на 2009 год» дефицит планируется в размере 2 800 000 000 тыс. руб.

      Внутреннее  финансирование – 2437 753 375 ( 87%):

      -  источники от операций с принадлежащим государству имущетвом – 1 412 288 200 тыс. руб. (50%);

      - изменение остатков средств бюджета  – 1 035 258 300 тыс. руб. (37%)

      Внешнее финансирование – 362 246 625 тыс. руб. (13%)

      - кредиты международных финансовых  организаций – 87 745 500 тыс. руб.  (3%);

      - кредиты иностранных государств  – 274 501 125 тыс. руб. (10%)

      Эти данные  свидетельствуют о том, что в Беларуси применяется в  основном неинфляционный источник покрытия дефицита. Данные лишний раз подтверждают неразвитость рынка государственных ценных бумаг, что обусловлено, прежде всего, низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных средств, как у банков, так и субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.

      Это означает необходимость в дальнейшем развития инфраструктуры фондового  рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа.

      Необходимо  также отметить, что ряд проблем  остается и в сфере внешнего долга страны. Существует также проблема с погашением и обслуживанием кредитов предприятий. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на Правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг и увеличивает дефицит бюджета.

      Для устранения отрицательных последствий  бюджетного дисбаланса необходимо разработать государственную Программу сокращения бюджетного дефицита. Она должна являться составной частью общей Концепции развития государственного бюджета Республики Беларусь в условиях трансформационной экономики.

       При разработке Программы сокращения бюджетного дефицита необходимо использовать мировой опыт, который убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2—3 % к валовому национальному продукту. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует принятия экстренных мер по его сокращению и стабилизации. При определении источников покрытия бюджетного дефицита необходимо стремиться не прибегать к эмиссии и использовать ее только в экстренных случаях. Эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота, должна рассматриваться как исключительная и недопустимая мера, нарушающая законы денежного обращения. Дефицит может покрываться только на заемной основе размещением на финансовом рынке государственных ценных бумаг, а также использованием разнообразных форм государственного кредита. Рациональное сочетание безинфляционных источников позволит получить наибольший эффект.

Информация о работе Бюджетный дефицит и пути его сокращения