Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 14:05, курсовая работа
Главная цель данной курсовой заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и пути его преодоления.
Задачами данной работы являются
- анализ динамики и структуры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь;
- определение оптимальных источников его финансирования;
- выявление возможных путей преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса.
Введение
1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения…………….…5
1.1. Сущность бюджетного дефицита и его виды…………………………..5
1.2. Причины возникновения бюджетного дефицита и его последствия…8
1.3 Концепции регулирования бюджетного дефицита……………………11
2. Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………………..14
3.Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности бюджета….22
3.1. Способы финансирования дефицита государственного бюджета…..22
3.2. Источники финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь……………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………..38
Приложение…………………………
В 2000 г. республиканский бюджет был утвержден по расходам в сумме 1 611 853 609 тыс. рублей при прогнозируемом объеме доходов в сумме 1 493 358 252 тыс. рублей. Предельный размер дефицита был запланирован в размере 118 495 357 тыс. рублей, что составило 7,9% от доходной части бюджета.
Согласно ст.1 закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2000 год", покрытие дефицита планировалось произвести с помощью:
Таким образом, главным источником покрытия дефицита бюджета являлись внутренние ресурсы государства, в первую очередь это кредиты национального банка Республики Беларусь (64% дефицита бюджета), государственные краткосрочные облигации (51%), а также привлечение средств (103%). Из важнейших факторов, уменьшающих покрытие дефицита государственного бюджета, можно выделить следующие: погашение основной суммы внутренней задолженности (-54% дефицита государственного бюджета) и погашение основной суммы внешнего долга (-29%). [21]
В Законе "О бюджете Республики Беларусь на 2001 год" были предусмотрены следующие показатели: расходы в сумме 3 471 000 778 тыс. рублей (что составляет 215% от расходов бюджета 2000 г.), доходы в сумме 3 233 171 615 тыс. рублей (217%), дефицит бюджета в размере 247 829 163 тыс. рублей (209%), что составляет 7,67% (то есть составляет долю меньше на 0,23% по сравнению с 2000 годом) от доходной части. При этом в 2001 году планировалось покрыть дефицит государственного бюджета за счет:
1. внутреннего финансирования – на 85%;
2. внешнего финансирования – на 15%.
По-прежнему главным источником покрытия дефицита остались долгосрочные кредиты Национального Банка РБ (65% от объема дефицита). Также одним из источников явились ГКО (24%), а также привлечение средств (56%). В 2001 году часть средств на погашение дефицита бюджета было привлечено с помощью векселей Правительства Республики Беларусь (66%). Также использовались кредиты международных финансовых организаций в размере 45% от суммы дефицита бюджета.
При этом дефицит бюджета был увеличен вследствие погашения основной суммы внутреннего долга по ГКО и векселям в размере соответственно -33% и -66% от объема дефицита бюджета. Также покрытие уменьшило погашение основной суммы долга по кредитам международных финансовых организаций (-26%) и по кредитам правительств (-21%). [21]
Как видим, внутреннее финансирование по-прежнему оставался главным источником обеспечения покрытия дефицита бюджета. Однако если в 2000 году оно превышало общую сумму дефицита, то в 2001 оно меньше, что потребовало привлечение внешнего финансирования в размере 15% от суммы дефицита.
В законе на 2002 год расходы (4,2 трлн. руб.) превышали доходы на 344,7 млрд. руб. В 2002 году планировалось покрыть дефицит государственного бюджета за счет:
1. внутреннего финансирования - на 64 %;
2. внешнего финансирования - на 36 %.
Как видим, внутреннее финансирование по-прежнему остается главным источником обеспечения покрытия дефицита бюджета. Однако если в 2000 году оно еще превышало общую сумму дефицита, то в 2002 размер внутреннего финансирования сократился, что потребовало привлечения внешнего финансирования в размере почти третьей части от суммы дефицита. Намечается отрицательная тенденция: с каждым годом растут белорусские внешние заимствования, а кредиты с процентами можно будет отдать лишь добившись реального роста экономики.
Согласно закону Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2003 год», республиканский бюджет на 2003 год был утвержден по расходам в сумме 6 598 593 841,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 6 104 593 841,0 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2003 год в сумме 494 000 000,0 тыс. рублей.
Законом
предусмотрено погашение
Причем, 31% дефицита был покрыт за счет долгосрочных кредитов Национального Банка РБ и 20% посредством выпуска государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций.
Согласно отчету «Об исполнении бюджета Республики Беларусь на 2004 год», республиканский бюджет на 2004 год был исполнен с профицитом в 21 млн.р.
Внутреннее финансирование -386 303 760,0(тыс.р):
-источники получаемые от Национального Банка РБ - -915,0 (тыс.р);
-источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц - 278 000 000,0(тыс.р);
-прочие
источники внутреннего
-поступления от реализации принадлежащего государству имущества -
100 000 000,0(тыс.р);
-изменение остатков средств бюджета - 15 079 075,0 (тыс.р).
Внешнее финансирование - 523 696 240,0(тыс.р):
-кредиты
Международных финансовых
- 30 673 440,0(тыс.р);
-кредиты
правительств иностранных
Структура источников покрытия дефицита Республики Беларусь на протяжении шести лет с 2004 по 2009 годов представлена в таблице 2 (приложение А).
Согласно закону Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год», республиканский бюджет на 2005 год был утвержден по расходам в сумме 19 166 916 005,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 18 256 916 005,0тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2005 год в сумме 910 000 000,0 тыс. рублей.
Законом
предусмотрено погашение
1. внутреннего финансирования - 386 303 760,0 тыс. руб., что составляет 42% от общей суммы дефицита;
2. внешнего финансирования - 523 696 240,0 тыс. руб. или 58%.
Согласно закону «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» общее финансирование бюджетного дефицита составляет 1 130 000 000,0 (тыс.р).
Внутреннее финансирование 404 230 909,0 (тыс.р):
-источники получаемые от Национального Банка РБ - –890,0 (тыс.р);
-источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц-500 000 000,0 (тыс.р);
-прочие источники внутреннего финансирования- –10 000 000,0 (тыс.р);
-поступления
от реализации принадлежащего
государству имущества-1 200
-изменение
остатков средств бюджета-13
Внешнее финансирование-725 769 091,0 (тыс.р):
-кредиты Международных финансовых организаций- 111 834,0(тыс.р);
-кредиты
правительств иностранных
В 2007 году дефицит увеличился на 24% и составляет 1 400 000 000 тыс. руб. законом предусмотрено покрытие дефицита за счет внутренних источников на 30%:
- за счет средств, получаемых от банков, иных юридических и физических лиц на 36%;
- за счет средств от операций с принадлежащим государству имуществом на – 8%;
- за счет прочих источников на -1%;
За счет внешних источников на 70%-
-
кредиты международных
-кредиты иностранных государств – -17%
- прочие источники – 88%.
Начиная с 2008 года значительно увеличивается дефицит государственного бюджета. В первую очередь это связано с финансовым кризисом, который сопровождался высокими темпами инфляции. Согласно закону «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» бюджет планируется в размере 2 190 000 000 тыс. руб. что на 56% больше, чем в 2007 году. Причем дефицит в отличие от прошлых лет планируется покрывать главным образом за счет внутренних источников (71 %,). Основным источником покрытия становятся операции связанные с государственным имуществом ( 1 285 190 850 тыс.руб. – 59%).На 29% планируется покрыть дефицит за счет иностранных кредитов ( 621 176 988 тыс.руб.)
В соответствии с законом «О бюджете Республики Беларусь на 2009 год» дефицит планируется в размере 2 800 000 000 тыс. руб.
Внутреннее финансирование – 2437 753 375 ( 87%):
- источники от операций с принадлежащим государству имущетвом – 1 412 288 200 тыс. руб. (50%);
-
изменение остатков средств
Внешнее финансирование – 362 246 625 тыс. руб. (13%)
-
кредиты международных
-
кредиты иностранных
Эти данные свидетельствуют о том, что в Беларуси применяется в основном неинфляционный источник покрытия дефицита. Данные лишний раз подтверждают неразвитость рынка государственных ценных бумаг, что обусловлено, прежде всего, низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных средств, как у банков, так и субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.
Это означает необходимость в дальнейшем развития инфраструктуры фондового рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа.
Необходимо также отметить, что ряд проблем остается и в сфере внешнего долга страны. Существует также проблема с погашением и обслуживанием кредитов предприятий. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на Правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг и увеличивает дефицит бюджета.
Для устранения отрицательных последствий бюджетного дисбаланса необходимо разработать государственную Программу сокращения бюджетного дефицита. Она должна являться составной частью общей Концепции развития государственного бюджета Республики Беларусь в условиях трансформационной экономики.
При разработке Программы