Бюджетный дефицит и пути его сокращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и пути его преодоления.

Задачами данной работы являются

- анализ динамики и структуры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь;

- определение оптимальных источников его финансирования;

- выявление возможных путей преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса.

Оглавление

Введение

1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения…………….…5

1.1. Сущность бюджетного дефицита и его виды…………………………..5

1.2. Причины возникновения бюджетного дефицита и его последствия…8

1.3 Концепции регулирования бюджетного дефицита……………………11

2. Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………………..14

3.Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности бюджета….22

3.1. Способы финансирования дефицита государственного бюджета…..22

3.2. Источники финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь……………………………………………………………….24

Заключение………………………………………………………………………….36

Список использованных источников……………………………………………..38

Приложение…………………………

Файлы: 1 файл

дефицит гос бюджета.doc

— 366.00 Кб (Скачать)

           В основе концепции сокращения бюджетного дефицита должно лежать следующее положение: без обеспечения динамизма в развитии экономики и повышения ее эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры не применялись.

         Следует отметить, что в бюджетной  политике нашего государства реализуется пассивная форма дефицита, которая носит потребительский характер. Это значит, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также на поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Понятно, что значительная часть этих расходов носит общегосударственный характер, в связи с чем сокращать их следует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход от пассивной к активной форме бюджетного дефицита, которая предполагает  возможность  дефицитного  финансирования только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные ассигнования должны выделяться под обоснованную программу и по мере получения определенного эффекта.

              В перспективе, как уже отмечалось, целесообразно отказаться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению.

           В перечень конкретных мероприятий  по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов.

          Итак, сокращение бюджетного дефицита  должно осуществляться по специально разработанной программе. Она должна предусматривать следующие меры:

  1. повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов — основного источника увеличения доходов бюджета;
  2. дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности, имея в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование;
  3. расширение круга плательщиков должно осуществляться одновременно с улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных отношений налоговые ставки должны гарантировать стабильные перспективы хозяйствования и в то же время создавать возможность здоровой конкуренции, стимулировать предприятия в повышении производительности труда, рациональном использовании материальных и финансовых ресурсов;
  4. развитие территориально-регионального хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пересмотреть сферы влияния соответствующих бюджетов: республиканского и местных органов власти.
  5. оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли экономики должны решать задачи структурной ее перестройки, концентрироваться в перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс. Это потребует изменения направлений инвестирования бюджетных средств, направляемых в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля. Изменение в политике бюджетного финансирования отраслей экономики в целом должны осуществляться по пути постепенного сокращения направления бюджетных ресурсов в сферу материального производства. Этот процесс должен осуществляться одновременно с развитием и укреплением хозяйственного расчета и самофинансирования предприятий. Высвободившиеся средства могут быть направлены на развитие социальной сферы, решение ряда задач, связанных с повышением жизненного уровня населения;
  6. в целях изыскания дополнительных источников финансирования социально-культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых расходов государства, в частности, на военные расходы, управление и т.п. Это позволит профинансировать в начальный период развития рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие систему защищенности населения;
  7. обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ;
  8. совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере. Здесь весьма своевременным является переход к планированию расходов учреждений непроизводственной сферы по научно обоснованным финансовым нормативам, скорректированным с учетом возможностей бюджета — нормативам бюджетной обеспеченности. При этом определенная часть расходов в непроизводственной сфере должна покрываться за счет внебюджетных источников, прежде всего, доходов от оказания платных услуг населению;
  9. корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей;
  10. реформирование бюджетного процесса в целом. Необходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете развития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных  безинфляционных источников;
  11. составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов;
  12. развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте;
  13. принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решаются сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит и увеличиваются платежи в бюджет.[2, с. 262]

      Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.

      В  качестве   вывода, хочу  заметить, что в странах с переходной экономикой целесообразно отказаться от дефицитного составления бюджета. В условиях действия стихийных рыночных сил государство должно усилить свои функции по регулированию экономических и социальных процессов в обществе, выработать программу эффективных действий, противостоящих развитию бюджетного дефицита.

      Некоторые страны доказали, что в экстремальных  условиях, связанных с резким возрастанием дефицита бюджета, можно добиться сбалансирования его доходов и расходов, задействуя для этого весь механизм государственного регулирования.

      Поэтому, несмотря на то, что бюджетный дефицит  связан с бюджетом, вряд ли можно  считать его неотъемлемой частью государственного бюджета. Он должен стать случайным явлением и финансироваться за счет резервных фондов, созданных из профицитов прошлых лет, а при их недостаточности — привлеченных ресурсов. Это положение имеет прямое отношение и к Республике Беларусь как государству, функционирующему в условиях трансформационной экономики.

 
 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

      На  основе приведенной выше информации можно сделать следующие выводы:

  1. Бюджетный  дефицит – система экономических отношений,  связанных  с  привлечением  дополнительных  доходов,  сверх  имеющихся  у  государства,  и  их  использованием  на  финансирование  расходов,  не  обеспеченных  собственными  доходами.
  2. Основными причинами бюджетного дефицита являются осуществление крупных государственных вложений в развитие экономики, чрезвычайные обстоятельств (войны, крупные стихийные бедствия и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам дохода особого рода, а также кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.
  3. Способы финансирования дефицита государственного бюджета следующие: кредитно-денежная эмиссия (сопровождается инфляцией), увеличение налоговых поступлений (широко применяется и просто в целях пополнения доходов бюджета), выпуск займов (увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов).
  4. Внутреннее финансирование дефицита включает: источники, получаемые от органов денежно-кредитного регулирования, в основном представленные кредитами Национального банка и ценными бумагами, приобретенными им непосредственно у правительства; источники, получаемые от коммерческих банков и иных юридических и физических лиц (государственные краткосрочные и долгосрочные операции, векселя правительства Республики Беларусь, прочие государственные ценные бумаги), источники, получаемые из других секторов государственного управления: заемные средства, полученные из государственных внебюджетных фондов, операции по средствам в иностранной валюте и др., прочие источники внутреннего финансирования.
  5. Внешнее финансирование дефицита включает: чистые кредиты международных финансовых организаций; кредиты правительств иностранных государств, государственные ценные бумаги Республики Беларусь, выпущенные на внешних финансовых рынках, прочие источники внешнего финансирования.
  6. В Беларуси применяется в основном неинфляционный источник покрытия дефицита. Данные лишний раз подтверждают неразвитость рынка государственных ценных бумаг, что обусловлено, прежде всего, низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных средств, как у банков, так и субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.

      Это означает необходимость в дальнейшем развития инфраструктуры фондового рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория: Учебник. Мн.: БГЭУ, 1999. с. 424.
  2. Белова В.К. Введение в макроэкономику. Бюджетный дефицит государственный долг // Социально - политический журнал. 1998. №6.
  3. Бобрицкий Н.Г. Финансовая система и фискальная политика: Курс лекций. Бобруйск, 2001. с.10. 
  4. Боровиков В.И. Денежное обращение, кредит и финансы: Курс лекций. М. «Центр», 2002. с. 121. 
  5. Бюджетная система России в схемах и таблицах с комментариями /Под ред. А.А. Тедеева, В.А. Парыгина. - М.: Эксмо, 2008. С. 290. 
  6. Государственный бюджет: Учеб. пособие./Н.Е. Заяц, Л.А. Ханкевич.; Под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. шк., 1995. 240с.
  7. Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Мн.: БГЭУ, 2003.  289с.
  8. Дробозина Л. А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.253с. 
  9. Заико Л. Какой бюджет без компромисса, а бизнес - без риска? // Дело. 2002.      №  1. с. 7-8. 
  10. Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2004 год»    29 декабря 2003 г. № 259-З
  11. Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2005 год»    от 18 ноября 2004г. №339-З
  12. Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2006 год»    от 31 декабря 2005г. №81-З
  13. Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2007 год»    от 29 декабря 2006г. №191-З
  14. Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2008 год»    от 26 декабря 2007г. №303-З
  15. Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год»    от 13 ноября 2008г. №450-З
  16. Замков О.О. Бюджетный дефицит, государственный долг и экономический рост // Вестник БДЭУ. 2003. №31.
  17. Раков А. Государственный долг и макроэкономическая стабилизация (на примере Республики Беларусь)// Белорусский банковский бюллетень. 2000. № 44. С.35.
  18. Романовский М. В. Финансы: Учебник. М.: «Перспектива», «Юрайт», 2001. с. 203.
  19. Сорокина Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь. Мн.: БГЭУ, 2000.    с. 242.
  20. Экономическая теория: Учеб. пособие. Москва. ИНФРА-М. 2003. 713 с.
  21. Internet resources. http: // referat220.narod.ru/ belarus/ economics/ 001/ eco-001.html.
  22. Internet resources. http: // www.minfin.gov.by 

 

  2004 2005 2006 2007 2008 2009 ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 2. Структура источников покрытия бюджетного  дефицита 2004-2009гг, тыс. руб.

Общее финансирование 690 200 000,0 910 000 000,0 1 130 000 000,0 1 400 000 000,0 2 190 000 000,0 2 800 000 000,0
Внутреннее  финансирование 238 504 145,6

(34,56%)

386 303 760,0

(42,45%)

404 230 909,0

(35,77%)

408 275 690,0

(29,16%)

1 552 886 128,0

(70,91%)

2 437 753 375,0

(87,06%)

Источники, получаемые от Национального банка Республики Беларусь – 914,4 – 915,0 –890,0 –890,0 - -
Кредиты Национального банка Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета – 914,4 – 915,0 –890,0 –890,0 - -
  погашение основного долга по долгосрочным кредитам – 914,4 – 915,0 –890,0 –890,0 - -
Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц 97 705 060,0

(14,16%)

278 000 000,0

(30,55%)

500 000 000,0

(44,25%)

500 000 000,0

(35,71%)

0,0 0,0
  привлечение средств 754 192 900,0

(109,27%)

1 077 970 000,0

(118,46%)

1 460 000 000,0

(129,2%)

1 600 000 000,0

(114,29%)

1 700 000 000,0

(77,63%)

1 750 000 000,0

(62,5%)

  погашение основного долга – 656 487 840,0

(-95,11%)

– 799 970 000,0

(-87,91%)

–960 000 000,0

(-84,95%)

–1 100 000 000,0

(-78,58%)

–1 700 000 000,0 –1 750 000 000,0
Прочие  источники внутреннего финансирования 0,0 – 6 774 400,0

(-0,74%)

–10 000 000,0

(-0,88%)

–11 692 600,0

(-0,84%)

–13 359 200,0

(-0,61%)

–9 793 125,0

(-0,35%)

  получение средств 500 000,0 8 141 600,0

(0,9%)

8 141 600,0

(0,72%)

6 451 400,0

(0,46%)

5 356 000,0

(0,24%)

902 000,0

(0,03%)

Продолжение таблицы 2
   из  них поступления непогашенной задолженности за энергоносители, образовавшейся по состоянию на 1 февраля 1996 года 500 000,0 8 141 600,0 8 141 600,0 6 451 400,0 5 356 000,0 902 000,0
  погашение основного долга – 500 000,0 – 14 916 000,0

(-1,64%)

–18 141 600,0

(-1,6%)

–18 144 000,0

(-1,3%)

–18 715 200,0

(-0,85%)

–10 695 125,0

(-0,38%)

   из  них погашение задолженности юридическим лицам по заблокированным счетам во Внешэкономбанке СССР по состоянию на 1 января 1992 года – 500 000,0 – 14 916 000,0 –18 141 600,0 –18 144 000,0 –18 715 200,0 –10 695 125,0
Источники от операций с принадлежащим государству имуществом 100 000 000,0

(14,49%)

100 000 000,0

(10,99%)

–99 549 600,0

(-8,81%)

–105 323 700,0

(-7,52%)

1 285 190 850,0

(58,68%)

1 412 288 200,0

(50,44%)

Поступления от реализации принадлежащего государству имущества 100 000 000,0 100 000 000,0 1 200 000,0 4 070 700,0 1 405 190 850,0 1 564 288 200,0
Увеличение  доли государства в уставных фондах (в том числе приобретение акций) - - –100 749 600,0 –109 394 400,0 –120 000 000,0 –152 000 000,0
Изменение остатков средств бюджета 40 800 000,0

(5,91%)

15 079 075,0

(1,65%)

13 781 399,0

(1,22%)

25 292 880,0

(1,8%)

281 054 478,0

(12,83%)

1 035 258 300,0

(36,97%)

Продолжение таблицы 2
  остатки на начало отчетного периода 40 800 000,0 15 079 075,0 - - - -
  из  них средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития - - - - –1 675 599 100,0

(-76,51%)

–1 977 974 412,0

(-70,64%)

   формирование  государственного целевого бюджетного фонда - - - - –1 676 752 600,0

(-76,56%)

–1 998 267 662,0

(-71,36%)

   использование государственного целевого бюджетного фонда - - - - 1 153 500,0

(0,05%)

20 293 250,0

(0,72%)

Внешнее финансирование 451 695 854,4

(65,44%)

523 696 240,0

(57,55%)

725 769 091,0

(64,23%)

991 724 310,0

(70,84%)

637 113 872,0

(29,09%)

362 246 625,0

(12,94%)

Кредиты международных финансовых организаций – 31 604 653,2

(-4,58%)

– 30 673 440,0

(-3,37%)

111 834,0

(0,01%)

–13 487 040,0

(-0,96%)

15 936 884,0

(0,73%)

87 745 500,0

(3,13%)

  использование кредитов 34 656 000,0

(5,02%)

20 384 000,0

(2,24%)

31 174 000,0

(2,76%)

19 433 520,0

(1,39%)

45 674 000,0

(2,09%)

88 973 750,0

(3,18%)

  погашение основного долга – 66 260 653,2

(-9,6%)

– 51 057 440,0

(-5,61%)

–31 062 166,0

(-2,75%)

–32 920 560,0

(-2,35%)

–29 737 116,0

(-1,36%)

–1 228 250,0

(-0,04%)

Кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов – 109 511 090,4

(-15,87%)

– 157 509 699,0

(-17,31%)

–194 834 884,0

(-17,24%)

–241 071 120,0

(-17,22%)

621 176 988,0

(28,36%)

274 501 125,0

(9,8%)

  использование кредитов - - 1 142 756,0

(0,1%)

159 248 160,0

(11,37%)

1 196 288 400,0

(54,63%)

616 037 500,0

           (22%)

Окончание таблицы 2
  погашение основного долга – 109 511 090,4 – 157 509 699,0 –195 977 640,0

(17,34%)

–400 319 280,0

(-28,59%)

–575 111 412,0

(-26,26%)

–341 536 375,0

(-12,2%)

Прочие  источники внешнего финансирования 592 811 598,0

(85,89%)

711 879 379,0

(78,23%)

920 492 141,0

(81,46%)

1 246 282 470,0

(89,02%)

- -
  получение средств 647 531 598,0 776 879 379,0 990 492 141,0 1 246 282 470,0 - -
  погашение долга – 54 720 000,0 – 65 000 000,0 –70 000 000,0   - -

Информация о работе Бюджетный дефицит и пути его сокращения