Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 14:05, курсовая работа
Главная цель данной курсовой заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и пути его преодоления.
Задачами данной работы являются
- анализ динамики и структуры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь;
- определение оптимальных источников его финансирования;
- выявление возможных путей преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса.
Введение
1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения…………….…5
1.1. Сущность бюджетного дефицита и его виды…………………………..5
1.2. Причины возникновения бюджетного дефицита и его последствия…8
1.3 Концепции регулирования бюджетного дефицита……………………11
2. Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………………..14
3.Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности бюджета….22
3.1. Способы финансирования дефицита государственного бюджета…..22
3.2. Источники финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь……………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………..38
Приложение…………………………
В основе концепции сокращения бюджетного дефицита должно лежать следующее положение: без обеспечения динамизма в развитии экономики и повышения ее эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры не применялись.
Следует отметить, что в бюджетной политике нашего государства реализуется пассивная форма дефицита, которая носит потребительский характер. Это значит, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также на поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Понятно, что значительная часть этих расходов носит общегосударственный характер, в связи с чем сокращать их следует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход от пассивной к активной форме бюджетного дефицита, которая предполагает возможность дефицитного финансирования только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные ассигнования должны выделяться под обоснованную программу и по мере получения определенного эффекта.
В перспективе, как уже
В перечень конкретных
Итак, сокращение бюджетного
Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.
В качестве вывода, хочу заметить, что в странах с переходной экономикой целесообразно отказаться от дефицитного составления бюджета. В условиях действия стихийных рыночных сил государство должно усилить свои функции по регулированию экономических и социальных процессов в обществе, выработать программу эффективных действий, противостоящих развитию бюджетного дефицита.
Некоторые страны доказали, что в экстремальных условиях, связанных с резким возрастанием дефицита бюджета, можно добиться сбалансирования его доходов и расходов, задействуя для этого весь механизм государственного регулирования.
Поэтому, несмотря на то, что бюджетный дефицит связан с бюджетом, вряд ли можно считать его неотъемлемой частью государственного бюджета. Он должен стать случайным явлением и финансироваться за счет резервных фондов, созданных из профицитов прошлых лет, а при их недостаточности — привлеченных ресурсов. Это положение имеет прямое отношение и к Республике Беларусь как государству, функционирующему в условиях трансформационной экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На
основе приведенной выше информации
можно сделать следующие
Это означает необходимость в дальнейшем развития инфраструктуры фондового рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Таблица 2. Структура источников покрытия бюджетного дефицита 2004-2009гг, тыс. руб. | |
Общее финансирование | 690 200 000,0 | 910 000 000,0 | 1 130 000 000,0 | 1 400 000 000,0 | 2 190 000 000,0 | 2 800 000 000,0 | |
Внутреннее финансирование | 238 504 145,6
(34,56%) |
386 303 760,0
(42,45%) |
404 230 909,0
(35,77%) |
408 275 690,0
(29,16%) |
1 552 886 128,0
(70,91%) |
2 437 753 375,0
(87,06%) | |
Источники, получаемые от Национального банка Республики Беларусь | – 914,4 | – 915,0 | –890,0 | –890,0 | - | - | |
Кредиты Национального банка Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета | – 914,4 | – 915,0 | –890,0 | –890,0 | - | - | |
погашение основного долга по долгосрочным кредитам | – 914,4 | – 915,0 | –890,0 | –890,0 | - | - | |
Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц | 97 705 060,0
(14,16%) |
278 000 000,0
(30,55%) |
500 000 000,0
(44,25%) |
500 000 000,0
(35,71%) |
0,0 | 0,0 | |
привлечение средств | 754 192 900,0
(109,27%) |
1 077 970 000,0
(118,46%) |
1 460 000 000,0
(129,2%) |
1 600 000 000,0
(114,29%) |
1 700 000 000,0
(77,63%) |
1 750 000 000,0
(62,5%) | |
погашение основного долга | – 656 487 840,0
(-95,11%) |
– 799 970 000,0
(-87,91%) |
–960 000 000,0
(-84,95%) |
–1 100 000 000,0
(-78,58%) |
–1 700 000 000,0 | –1 750 000 000,0 | |
Прочие источники внутреннего финансирования | 0,0 | – 6 774 400,0
(-0,74%) |
–10 000 000,0
(-0,88%) |
–11 692 600,0
(-0,84%) |
–13 359 200,0
(-0,61%) |
–9 793 125,0
(-0,35%) | |
получение средств | 500 000,0 | 8 141 600,0
(0,9%) |
8 141 600,0
(0,72%) |
6 451 400,0
(0,46%) |
5 356 000,0
(0,24%) |
902 000,0
(0,03%) |
Продолжение таблицы 2 |
из них поступления непогашенной задолженности за энергоносители, образовавшейся по состоянию на 1 февраля 1996 года | 500 000,0 | 8 141 600,0 | 8 141 600,0 | 6 451 400,0 | 5 356 000,0 | 902 000,0 | |
погашение основного долга | – 500 000,0 | – 14 916 000,0
(-1,64%) |
–18 141 600,0
(-1,6%) |
–18 144 000,0
(-1,3%) |
–18 715 200,0
(-0,85%) |
–10 695 125,0
(-0,38%) | |
из них погашение задолженности юридическим лицам по заблокированным счетам во Внешэкономбанке СССР по состоянию на 1 января 1992 года | – 500 000,0 | – 14 916 000,0 | –18 141 600,0 | –18 144 000,0 | –18 715 200,0 | –10 695 125,0 | |
Источники от операций с принадлежащим государству имуществом | 100 000 000,0
(14,49%) |
100 000 000,0
(10,99%) |
–99 549 600,0
(-8,81%) |
–105 323 700,0
(-7,52%) |
1 285 190 850,0
(58,68%) |
1 412 288 200,0
(50,44%) | |
Поступления от реализации принадлежащего государству имущества | 100 000 000,0 | 100 000 000,0 | 1 200 000,0 | 4 070 700,0 | 1 405 190 850,0 | 1 564 288 200,0 | |
Увеличение доли государства в уставных фондах (в том числе приобретение акций) | - | - | –100 749 600,0 | –109 394 400,0 | –120 000 000,0 | –152 000 000,0 | |
Изменение остатков средств бюджета | 40 800 000,0
(5,91%) |
15 079 075,0
(1,65%) |
13 781 399,0
(1,22%) |
25 292 880,0
(1,8%) |
281 054 478,0
(12,83%) |
1 035 258 300,0
(36,97%) |
Продолжение таблицы 2 |
остатки на начало отчетного периода | 40 800 000,0 | 15 079 075,0 | - | - | - | - | |
из них средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития | - | - | - | - | –1 675 599 100,0
(-76,51%) |
–1 977 974 412,0
(-70,64%) | |
формирование государственного целевого бюджетного фонда | - | - | - | - | –1 676 752 600,0
(-76,56%) |
–1 998 267 662,0
(-71,36%) | |
использование государственного целевого бюджетного фонда | - | - | - | - | 1 153 500,0
(0,05%) |
20 293 250,0
(0,72%) | |
Внешнее финансирование | 451 695 854,4
(65,44%) |
523 696 240,0
(57,55%) |
725 769 091,0
(64,23%) |
991 724 310,0
(70,84%) |
637 113 872,0
(29,09%) |
362 246 625,0
(12,94%) | |
Кредиты международных финансовых организаций | – 31 604 653,2
(-4,58%) |
– 30 673 440,0
(-3,37%) |
111 834,0
(0,01%) |
–13 487 040,0
(-0,96%) |
15 936 884,0
(0,73%) |
87 745 500,0
(3,13%) | |
использование кредитов | 34 656 000,0
(5,02%) |
20 384 000,0
(2,24%) |
31 174 000,0
(2,76%) |
19 433 520,0
(1,39%) |
45 674 000,0
(2,09%) |
88 973 750,0
(3,18%) | |
погашение основного долга | – 66 260 653,2
(-9,6%) |
– 51 057 440,0
(-5,61%) |
–31 062 166,0
(-2,75%) |
–32 920 560,0
(-2,35%) |
–29 737 116,0
(-1,36%) |
–1 228 250,0
(-0,04%) | |
Кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов | – 109 511 090,4
(-15,87%) |
– 157 509 699,0
(-17,31%) |
–194 834 884,0
(-17,24%) |
–241 071 120,0
(-17,22%) |
621 176 988,0
(28,36%) |
274 501 125,0
(9,8%) | |
использование кредитов | - | - | 1 142 756,0
(0,1%) |
159 248 160,0
(11,37%) |
1 196 288 400,0
(54,63%) |
616 037 500,0
(22%) |
Окончание таблицы 2 |
погашение основного долга | – 109 511 090,4 | – 157 509 699,0 | –195 977 640,0
(17,34%) |
–400 319 280,0
(-28,59%) |
–575 111 412,0
(-26,26%) |
–341 536 375,0
(-12,2%) | |
Прочие источники внешнего финансирования | 592 811 598,0
(85,89%) |
711 879 379,0
(78,23%) |
920 492 141,0
(81,46%) |
1 246 282 470,0
(89,02%) |
- | - | |
получение средств | 647 531 598,0 | 776 879 379,0 | 990 492 141,0 | 1 246 282 470,0 | - | - | |
погашение долга | – 54 720 000,0 | – 65 000 000,0 | –70 000 000,0 | - | - |