Бюджет и бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия Государственный бюджет: его сущности, доходов и расходов, дефицита, бюджетных процессов, и других наиболее важных категорий.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Оглавление

Введение 3
Бюджет и бюджетная система Российской Федерации 5
1.1. Сущность и значение государственного бюджета 5
1.2. Бюджетный процесс 9
Доходы и расходы бюджета Российской Федерации 12
2.1. Доходы и расходы бюджета Р.Ф. 12
2.2. Внебюджетные и целевые фонды Р.Ф. 15
Проблемы формирования бюджета и пути их преодоления 20
3.1. Проблемы бюджета Р.Ф. и предположения по
их урегулированию 20
3.2. Бюджетный дефицит, пути его сокращения 23
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

Финансы Курсавая 2 курс.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

   Вторым  фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета  финансовых возможностей. Причем расходы  проводятся, несмотря на их целесообразность и эффективность.

   Третьим фактором дефицита бюджета, который  к тому же и наиболее весом, являются инфляционные процессы, разбалансирование денежного обращения и системы расчетов, непродуманная налоговая, инвестиционная и кредитная политика.

   Бюджетный дефицит возник как результат  негативных явлений в экономической  и политической жизни государства и усиливает их в том случае, когда он превышает установленные мировым опытом показатели, в рамках которых бюджетный дефицит, как правило, управляется в цивилизованном обществе. То есть, в таком обществе он допускается и при четком управлении может дать толчок развития экономики за счет управляемости процессов. Уровень дефицита определяется по отношению к ВВП и ВНП или к утвержденным затратам бюджета, но он не может быть постоянным и зависит от разных факторов, которые влияют на развитие экономики (рост или уменьшение капитала, развитие инфляционных процессов). Исходя из этого, можно выделить активные и пассивные формы дефицита бюджета.

   Активный  дефицит бюджета дает возможность  подтолкнуть дальнейшее развитие экономики  и рост капитала. Пассивный – подчиняется законам инфляции.

   Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать  дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим экономии средств со стороны всех властных и управленческих структура.

   Формы участия органов власти и управления в процессах сокращения дефицита бюджета у каждого государства разные, но общими для них являются управление налоговой политикой, бюджетным финансированием и регулированием бюджетов всех уровней в соответствии с экономическим развитием регионов и численностью населения. Следовательно, дефицит государственного бюджета – финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможный размер всех его доходов.

   Как же государство может справиться с дефицитом своего бюджета? Мировая практика знает четыре главных способа решения этой проблемы:

  1. Сокращение бюджетных расходов;
  2. Отыскание источников дополнительных доходов;
  3. Выпуск необеспеченных денег, использующихся для финансирования государственных затрат;
  4. Заимствование денег с граждан, банков, хозяйственных организаций, других организаций, других государств и иностранных финансовых организаций.

   Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета на превышает 5 % ВНП страны, то он допустимый. Ежегодные бюджетные дефициты в сумме образуют государственный долг. 
 
 
 
 

Заключение

     Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

     Однако  именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта.

     Бюджет  выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

     Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

     Процесс преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много, ни мало - будущее всей российской экономики, будущее России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы 

  1. Вознесенсвий  Э.А. «Финансы как стоимостная категория», М.: 1985
  2. Вознесенский Э.А. «Методологические аспекты анализа сущности финансов», М.: 1974
  3. Родионова В.М. «Вопросы сущности и функции советских финансов», М.: 1987
  4. Государственные финансы / под ред. В.М. Федорова, Киев, 1991
  5. Финансы / под ред. В.М. Родионовой, М.: 1995
  6. Общая теория финансов / под ред. Л.А. Дробозиной, М.:1995
  7. Б.М. Сабанти «Теория финансов», М.:1998
  8. Бюджетная система РФ / под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В., М.:1999
  9. Бюджетная система России / под ред. Г.Б Поляка, М.: 1999
  10. Финансы / под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В., Б.М. Сабанти М.: 2000

Информация о работе Бюджет и бюджетная система РФ