Бюджет и бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия Государственный бюджет: его сущности, доходов и расходов, дефицита, бюджетных процессов, и других наиболее важных категорий.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Оглавление

Введение 3
Бюджет и бюджетная система Российской Федерации 5
1.1. Сущность и значение государственного бюджета 5
1.2. Бюджетный процесс 9
Доходы и расходы бюджета Российской Федерации 12
2.1. Доходы и расходы бюджета Р.Ф. 12
2.2. Внебюджетные и целевые фонды Р.Ф. 15
Проблемы формирования бюджета и пути их преодоления 20
3.1. Проблемы бюджета Р.Ф. и предположения по
их урегулированию 20
3.2. Бюджетный дефицит, пути его сокращения 23
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

Финансы Курсавая 2 курс.doc

— 160.00 Кб (Скачать)
  1. Бюджетного планирования;
  2. Исполнения бюджета.

Бюджетное планирование включает составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение.

     Задачи  бюджетного планирования:

  1. Достоверное определение объема и источников формирования доходов бюджета;
  2. Оптимальное распределение расходов по отдельным группам и отраслям;
  3. Сбалансирование бюджета.

Методы  бюджетного планирования:

  1. Общий метод – балансовый;
  2. Отдельных статей
    •   нормативный;
    •   прямого счета;
    •   аналитический;
    •   коэффициентов.

     Процедура бюджетного планирования – последовательность мероприятий и действий по составлению и рассмотрению проекта бюджета и на государственном уровне включает следующие этапы и стадии:

      1. Составление проекта бюджета;
      2. Направление Верховной Радой Президенту бюджетной резолюции, в которой определяются основные направления бюджетной политики на следующий бюджетный год;
      3. Разработка Министерством финансов прогнозного проекта бюджета;
      4. Доведение прогнозных показателей проекта бюджета министерствам, ведомствам и другим органам государственной исполнительной власти;
      5. Согласование показателей прогнозного проекта бюджета с предложениями министерств, ведомств и других органов;
      6. Разработка Министерством финансов рабочего проекта сводного и Государственного бюджета и подача его в Кабинет Министров;
      7. Рассмотрение проекта бюджета в Кабинете Министров, принятие решения о его одобрении и подача Президенту проекта Закона о бюджете и т.д.

   Исполнение  государственного бюджета состоит в мобилизации запланированных доходов и финансировании предусмотренных расходов. Организация исполнения бюджета возложена на Кабинет Министров, оперативная работа осуществляется Министерством финансов, государственной налоговой администрацией и казначейством.

   Исполнение  бюджета осуществляется на основании  росписи доходов и расходов. Этот документ составляется после утверждение  бюджета в разрезе подразделений бюджетной классификации, дающей полную детализацию видов доходов и направлений расходов. Роспись доходов и расходов составляется с поквартальной разбивкой, что дает возможность сбалансировать бюджет в разные периоды.

   Кассовые  исполнения бюджета (поступление средств на счета бюджета, их хранение и выдача, а также ведение учета и отчетности) может осуществляться по двум системам: банковской и казначейской. При банковской, бюджетные счета открываются в учреждениях банковской системы. При казначейской, создается специальная структура – казначейство, которое ведет бюджетные счета, мобилизирует средства и финансирует расходы.

   Составление отчета об исполнении бюджета Министерством  финансов и утверждение его Парламентом  последняя стадия бюджетного процесса, начинающая после окончания финансового года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Доходы и расходы  бюджета Российской Федерации 

2.1.  Доходы и расходы  бюджета Р.Ф

     Доходы  бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения бюджет. Бюджетные доходы понятие более узкое по сравнению с государственными доходами, поскольку последние включают в себя также доходы внебюджетных фондов и доходы государственных предприятий и организаций.

     По  своему материально-вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

     Основным  источником формирования доходов является национальный доход, причем в сферу  бюджетного перераспределения попадают его конкретные компоненты. Речь идет о доходах хозяйствующих субъектов, полученных в результате первичного распределения национального продукта.

       К ним относятся:

  1. Предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей);
  2. Заработная плата работников сферы материального и нематериального производства;
  3. Доходы лиц, работающих не по найму;
  4. Рента собственников земли;
  5. Ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков).

   Источником  формирования бюджетного фонда иногда выступает национальное богатство, а именно, доходы от приватизации государственной  и муниципальной собственности, от продажи золотовалютного запаса и других национальных ценностей. Пополнение ресурсов бюджетного фонда может осуществляться также на основе внутренних и внешних займов, и за счет эмиссии бумажных денег. Привлекаемые государством на возмездной основе временно-свободные денежные средства юридических лиц, сбережения населения, иностранный капитал отражают кредитный метод формирования бюджетных ресурсов, предполагающих возвратность заимствований и платность за их исполнение.

   К эмиссии денежных бумаг государство  прибегает при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение доходов и займов оказывается затруднительным, а финансирование бюджетных расходов – неотложным. Данный способ вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения, что усиливает инфляционные процессы и влечет за собой тяжелые социально-экономические последствия.

   Соотношение способов образования бюджетного фонда  – на основе взимания бюджетных  доходов, привлечения займов и бумажноденежной эмиссии – различается по странам и во времени, зависит от конкретной экономической ситуации, от степени остроты социальных и других противоречий, от состояния финансовой системы. Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются финансовой политикой государства.

   К налоговым доходам, формирующим  основную часть бюджетного фонда государства, относятся установленные законодательством  общегосударственные и местные налоги и сборы.

   Неналоговыми  доходами являются:

  1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  3. Доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;
  4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия);
  5. Иные налоговые доходы.

   Доходы  бюджета классифицируются не только по методам взимания – на налоговые  и неналоговые, но и по другим признакам.

   Расходы бюджета, являясь важной составной  частью государственных расходов в целом. Выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно-территориальным устройством государства и т.п.

   По  своему материально-вещественному  воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Финансовой теорией и практикой выработан целый ряд признаков классификации бюджетных расходов. Основными из них являются:

Функциональный признак. Функциональная классификация бюджетных ресурсов отражает направление средств основного централизованного денежного фонда на выполнение конкретных функций государства. (Это затраты на государственное управление, судебную власть, международную деятельность, национальную оборону, правоохранительную деятельность, фундаментальные научные исследования, развитие экономики, бюджетной сферы, социальную политику и др.).

По участию  в общественном воспроизводстве  расходы бюджета группируются по двум направлениям:

  1. Финансирование материального производства;
  2. Расходы на содержание и развитие нематериальной сферы.

По экономическому содержанию расходы бюджета классифицируются на текущие и капитальные.

   Текущие бюджетные расходы связаны с  предоставлением бюджетных средств юридическим и физическим лицам в целях покрытия их текущих потребностей.

   Капитальные расходы связаны с вложением  бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы, с  созданием государственных запасов  и резервов. Они включают затраты  на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности (их расширение, реконструкцию и техническое перевооружение), долгосрочные кредиты и государственные гарантии инвесторам, финансирующим высокоэффективные инвестиционные проекты. В развитых странах выделяют пять основных групп бюджетных расходов:

  •   военные;
  •   вмешательство государства в экономику;
  •   содержание государственного аппарата управления;
  •   социальные цели;
  •   предоставление субсидий и кредитов другим странам.
 

2.2 Внебюджетные и целевые бюджетные фонды РФ.

     Впервые целевые внебюджетные фонды стали  создаваться в Российской Федерации  в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР”.

  Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды. При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача “разгрузить” бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большим напряжением. Одновременно с социальными были созданы иные внебюджетные фонды. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных.

     В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации  в настоящее время входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости РФ. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.

     Социальные внебюджетные фонды, за исключением Фонда занятости, самостоятельные финансово-кредитные учреждения. Однако эта самостоятельность имеет свои особенности, существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют мобилизацию и использование средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Информация о работе Бюджет и бюджетная система РФ