Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:47, курсовая работа
Основной целью работы исследования является изучение проблем исполнения государственного бюджета и роль государственного бюджета в развитии страны.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы и решены следующие задачи:
- изучение роли и значения государственного бюджета, его экономическое содержание и функции;
- анализ современного состояния государственного бюджета;
- рассмотрение и анализ национальных программ;
- пути совершенствования государственного бюджета.
ВВЕДЕНИЕ
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность и экономическое значение государственного бюджета…….5
1.2 Функции государственного бюджета……………………………………..8
1.3 Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества…………………………………………….11
1.4 Проблемы исполнения государственного бюджета…………………….15
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА……..18
2.1 Анализ динамики и структуры государственного бюджета РФ……….18
2.2 Анализ национальных программ…………………………………………25
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА……………………………………………………………………….35
3.1 Решение проблем исполнения и формирования бюджета……………...35
3.2 Совершенствование национальных проектов…………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
В связи с изменением Земельного кодекса пострадали застройщики, получившие разрешение, но не успевшие приступить к строительству. Теперь они должны заново выставить участки на аукцион и выкупить их. Требование абсурдное, но закон есть закон. А вот еще одна нестыковка. Жилищный кодекс требует выплачивать собственнику сносимого жилья его рыночную стоимость. Наконец, сейчас банки несут солидарную ответственность за своевременную сдачу дома наряду с застройщиком. В итоге после череды громких скандалов с "жилищными пирамидами" банкиры практически прекратили кредитовать строителей. Ну и наконец главное: из 50 законов, необходимых для запуска проекта "Доступное жилье", принято лишь 16. Хотя все понимают: между принятием закона и доведением его до исполнителя - дистанция огромного размера. Сколько времени придется затратить на доработку законодательства?
В 2005 году прирост объемов жилищного строительства составил 6,5 процента, тогда как для обеспечения к 2010 году заложенных проектом 80 миллионов "квадратов" необходимо увеличение темпов строительства на 12 процентов ежегодно. А вот еще огромная "ложка дегтя": в минувшем году квартиры выросли в цене на 20 процентов, и это подорожание "съело" все государственные вложения в ипотечные программы. Правительство намерено субсидировать процентные ставки по кредитам на строительство коммуникаций и давать государственные гарантии по таким займам. По мнению экспертов, это приостановит рост цен, но таких мер явно недостаточно.
Как сообщил министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, основные направления предусматривают переход в ближайшие годы к единым стандартам оснащения оборудованием медицинских учреждений, введению единой системы лицензирования медицинских организаций и созданию единых квалификационных требований к медицинскому персоналу. Предусматривается модернизация системы обязательного медицинского страхования, повышение уровня оплаты труда медицинским работникам.
По данным Минздравсоцразвития, ежегодно население тратит около 200 млрд руб. на медицинскую помощь и медицинские услуги, включая сумму в 110 млрд руб. на приобретение лекарств. Расходы государства на систему здравоохранения в целом в год составляют 420 млрд руб.
В областной Думе состоялось
обсуждение проекта программы по
здравоохранению на 2006 год. В дискуссии
приняли участие все заинтересо
Дискуссия разгорелась вокруг жесткого требования медицинских чиновников по сокращению койко-дней в больницах области на 1 миллион в 2006 году, в соответствии с федеральными нормативами. Преследуется благая цель – улучшить финансирование оставшихся пяти миллионов койко-дней. Однако представленный комитетом по здравоохранению проект показывает, что реальное число посещений больниц, в том числе и стационаров, намного больше и требует годового финансирования более 9 миллиардов рублей.
Планируется значительный дефицит финансирования здравоохранения.
Главный вопрос у всех присутствующих к составителям программы: чем покрывать этот дефицит?
В ходе обсуждения программы возникло много вопросов, которые требуют тщательной работы всех специалистов, в том числе и юристов.
Главное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе.
Роль образования в
решении задач социально-
-создании условий для повышения конкурентоспособности личности;
-развитии инновационной сферы;
-изменении структуры экономики в пользу наукоемких отраслей;
-формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны;
-обеспечении социальной и профессиональной мобильности;
-формировании кадровой элиты общества, основанном на свободном развитии личности.
На социально-экономическое развитие страны влияют в первую очередь:
-развитие современной системы непрерывного образования;
-повышение качества профессионального образования;
-обеспечение доступности качественного общего образования;
-повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
Реализация таких направлений государственной политики в области образования позволит в 2006 - 2010 годах создать условия для повышения конкурентоспособности страны, являющегося одной из целей ее социально-экономического развития, путем решения ряда проблем, сдерживающих развитие образования, таких, как:
-несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования;
-чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств, недостаточной свободе их использования и при формальном расширении возможностей привлечения ресурсов в сферу образования;
-отсутствие требований к содержанию
и качеству образования;
несоответствие ресурсного обеспечения
сферы образования задачам социально-экономического
развития страны.
Возможны непрограммные варианты решения проблем в области развития образования, например:
-последовательное, невзаимосвязанное решение основных проблем в сфере образования;
-реализация принципа полного государственного обеспечения потребностей сферы образования (прежде всего ресурсами).
Эти варианты характеризуются следующими рисками.
Вариант последовательного решения проблем может привести к ухудшению ситуации в сфере образования вследствие тесной взаимосвязи проблем, требующих в ряде случаев их параллельного полномасштабного решения.
Вариант полного государственного обеспечения
потребностей сферы образования не может
быть реализован в силу ресурсных ограничений
национальной экономики и риска некорректного
определения этих потребностей. Кроме
того, этот вариант не обеспечит своевременного
создания "точек роста", что не даст
возможности реализовать задачи ускоренного
развития сферы образования в необходимые
сроки.
Предварительная оценка минимально необходимого
ресурсного обеспечения Программы показывает,
что размер необходимых для ее реализации
средств, выделяемых из федерального бюджета,
должен составлять не менее 45 млрд.рублей.
Финансирование мероприятий
Прогнозируемый объем финансирования
мероприятий Программы в ценах соответствующих
лет составит: общий объем - 61952,35 млн. рублей,
в том числе: за счет средств федерального
бюджета - 45335,02 млн. рублей;
за счет привлекаемых средств бюджетов
субъектов Российской Федерации - 12501,74
млн. рублей; за счет внебюджетных средств
(средства вузов, международных организаций,
в том числе Всемирного банка, Международного
банка реконструкции и развития, некоммерческих
фондов, спонсорская поддержка и т.д.) -
4115,59 млн. рублей.
Распределение прогнозируемых объемов
финансирования мероприятий.
В 2008-2010 годах продолжится реализация
приоритетного национального пр
Целью политики в сфере образования на этот период будет являться ускорение модернизации российского образования, стимулирование повышения доступности качественного образования (повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности качественного общего образования; развитие современной системы непрерывного профессионального образования), обеспечение развития его инновационного характера, переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг в целях создания условий для повышения качества «человеческого капитала» и конкурентоспособности страны. Бюджетные ассигнования на данный проект составят в 2008 году 42,8 млрд. руб., в 2009 году – 21,1 млрд. рублей.
В 2008-2009 гг. в его рамках свыше 800 тыс. классных руководителей будут получать доплаты в размере 1000 рублей в месяц, 10 тыс. лучших учителей получат ежегодное поощрение в размере 100 тыс. рублей, 5350 юношей и девушек в возрасте от 14 до 25 лет получат 1250 премий в размере 60 тыс. рублей и 4100 премий в размере 30 тыс. рублей.
В среднесрочной перспективе продолжится реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». Целью политики в сфере здравоохранения на 2008-2010 годы будет являться повышение доступности и качества медицинской помощи, прежде всего в первичном звене здравоохранения, усиление профилактической направленности здравоохранения. Средства, выделяемые из федерального бюджета, составят в 2008 году 85,9 млрд. руб., в 2009 году – 91,5 млрд. рублей.
В 2007 году высокотехнологичная
В 2007-2009 гг. в рамках проекта продолжат получать выплаты более 80 тыс. врачей общей практики, участковых терапевтов, педиатров и около 90 тыс. медицинских сестер, 11,2 тыс. врачей, фельдшеров и медицинских сестер фельдшерско-акушерских пунктов и скорой медицинской помощи, пройдут дополнительную профессиональную подготовку 24 тыс. врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров.
Продолжится реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России".
Расходы федерального бюджета в рамках проекта увеличатся по сравнению с 2007 годом в 1,3 раза в 2008 году и в 1,4 раза – к 2010 году.
В результате будет обеспечено жильем более 100 тысяч семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению, граждан уволенных с военной службы, участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, вынужденных переселенцев, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Предусматриваются бюджетные ассигнования для получения бюджетных субсидий гражданам – инвалидам I, II группы и инвалидам с детства, выезжающим из районов крайнего севера.
В рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" будут предоставлены квартиры более 110 тыс. семей.
По заимствованиям ОАО «Агентство
по ипотечному жилищному кредитованию»
будут предоставлены
Дополнительным параметром, повышающим доступность жилья, является снижение размера первоначального взноса с 30% до 10%.
Существенно возрастут расходы на науку. В проекте федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года расходы на науку гражданского назначения определены в следующих объемах: 2008 год – 119,3 млрд. рублей, 2009 год – 139,8 млрд. рублей и 2010 год – 173,7 млрд. рублей.
Приоритетным направлением бюджетных расходов остается развитие транспортной инфраструктуры.
Расходы федерального бюджета на дорожное хозяйство по оценке составят в 2008 г. более 249,0 млрд. рублей, а в 2009 г. - более 260 млрд. рублей.
В соответствии с федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 г.)" в 2008-2009 гг. будет построено 9,3 тыс. км. автодорог, проведена реконструкция и ремонт 45,5 тыс. км. автодорог.
С учетом положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года расходы на развитие транспорта возрастут.
В полном объеме будет обеспечена реализация федеральных целевых программ и непрограммной части ФАИП.
Бюджетные ассигнования (без учета расходов по национальным проектам), направляемые на реализацию федеральных целевых программ, непрограммную часть федеральной адресной инвестиционной программы, на государственную поддержку малого предпринимательства предусмотрены в объеме: 2008 год – 869,4 млрд. рублей, 2009 год – 923,8 млрд. рублей, 2010 год – 682,4 млрд. рублей.
Объем ассигнований на реализацию федеральных целевых программ составляет: в 2008 году – 671,4 млрд. рублей, в 2009 году - 724,0 млрд. рублей, в 2010 году – 499,1 млрд. рублей.
Предусмотрены средства для повышения устойчивости обеспечения населения и экономики электроэнергией. В 2008-2009 гг. из федерального бюджета в уставные капиталы системообразующих организаций электроэнергетики ("Федеральная сетевая компании Единой энергетической системы", "Федеральная гидрогенерирующая компания", "Системный оператор – Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы") будет направлено 30,0 млрд. рублей в 2008 году и 60,0 млрд. рублей в 2009 году.
Предусмотрено финансирование мер по поддержке авиастроения. В целом на поддержку авиационной сферы в 2008-2010 годах будет направлено 21,3 28,4 и 34,1 млрд. руб. соответственно. На поддержку судостроения в 2008-2010 годах будет направлено 2,1 2,9 и 4,4 млрд. руб. соответственно.
В полном объеме будет финансироваться демографическая программа. Общие расходы на реализацию основных мероприятий по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации, изложенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, составят: 43,9 млрд. рублей - в 2008 году; 47,6 млрд. рублей - в 2009 году; более 90 млрд. рублей - в 2010 году (с учетом расходов на предоставление материнского (семейного) капитала).