Бюджет государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы исследования является изучение проблем исполнения государственного бюджета и роль государственного бюджета в развитии страны.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы и решены следующие задачи:
- изучение роли и значения государственного бюджета, его экономическое содержание и функции;
-  анализ современного  состояния государственного бюджета;
-  рассмотрение и анализ национальных программ;
- пути совершенствования государственного бюджета.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность и экономическое значение государственного бюджета…….5
1.2 Функции государственного бюджета……………………………………..8
1.3 Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества…………………………………………….11
1.4 Проблемы исполнения государственного бюджета…………………….15
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА……..18
2.1 Анализ динамики и структуры государственного бюджета РФ……….18
2.2 Анализ национальных программ…………………………………………25
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА……………………………………………………………………….35
3.1 Решение проблем исполнения и формирования бюджета……………...35
3.2 Совершенствование национальных проектов…………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

0259174_755EE_problemy_ispolneniya_gos_byudzheta_i_rol_gos_byudzheta_v_raz.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

Таким образом, основными  функциями государственного бюджета, как основного финансового плана  государства, являются:

1) Перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики;

2) Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Через государственный  бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры  общественного производства, улучшению  пропорций, более эффективному использованию бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.

Через государственный  бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства.

В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между  централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях, и степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.

Бюджет с помощью  налогов выступает важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства.

В отношения с государственным  бюджетом вступают почти все участники  общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.

Контрольная функция  бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают  в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств/13/.

Контрольная функция  бюджета выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

 

1.3   Роль  государственного бюджета как  финансовой базы социально-экономического развития общества

Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направления  деятельности:

  • государственное и муниципальное управление;
  • осуществление международной деятельности государства (реализация международных договоров, возврат кредитов, обслуживание международного кредита, выполнение обязательств по охране окружающей природной среды, культурные связи);
  • национальная оборона;
  • правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
  • функционирование федеральной судебной власти;
  • проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;
  • развитие отраслей народного хозяйства (промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи);
  • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечение обороноспособности страны;
  • развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;
  • осуществление социальной политики.

Государственный бюджет является важным инструментом претворения  в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образование резервов в общенациональном масштабе/9/.

Таким образом, сконцентрированные в государственном бюджете денежные средства предназначаются для осуществления  государственной социально-экономической  политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы народнохозяйственного и социально-экономического характера.

Роль государственного бюджета в социально-экономическом  развитии общества заключается в следующем:

  1. Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С помощью государственного бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ государственный бюджет усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство, используя бюджет. Государство применяет формы прямого и косвенного воздействия на экономику – предоставляет организациям и предприятиям субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами.  Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.
  2. Государственный бюджет играет важную роль в решении  социальных проблем. Путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы – просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.
  3. На современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментом государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в руках государства денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.
  4. Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов.

Бюджетное финансирование может осуществляться на возвратной и   безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов (предприятий) культурно-бытового назначения – магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.

  1. Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образование резервов.

Роль государственного бюджета далее заключается в  том, что он служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса при умелом использовании его средств.

Государственный бюджет играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.

  1. Государственный (федеральный) бюджет – это ведущее звено бюджетной системы. Он играет важную роль в финансировании народного хозяйства, общереспубликанских программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований. Для финансирования этих общереспубликанских мероприятий в руках центральной государственной власти ежегодно должна концентрироваться в республиканском бюджете значительная доля национального дохода./9/

Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ/11/.

Рассмотрев голь государственного бюджета в развитии страны далее  можно выделить проблемы исполнения государственного бюджета.

 

1.4 Проблемы исполнения государственного бюджета

Снижение темпов инфляции до 3 % в  год является одной из стратегических задач российской экономической  политики. Однако решатся она недостаточно эффективно.

В 2005 г. потребительские цены возросли на 11,7 % при прогнозе в 8-10 %. В « Основных направлениях» на 2006 г. отмечалось, что по итогам 2005 г. возможно некоторое превышение целевого ориентира по инфляции, обусловленное действием краткосрочных факторов. Но это, однако, не может считаться препятствием для последующего замедления роста потребительских цен в соответствии с ориентирами среднесрочной программы социально-экономического развития страны. Потребительские цены возросли на 11,7 %, платные услуги населению – на 17,7 %. В том числе тарифы на жилищно-коммунальные услуги возросли на 23,5 %. Следует также отметить, что из потребительских товаров по итогам 2005 г. наиболее значительно подорожали хлеб и хлебобулочные изделия ( на 16,7 %), мясо и птица ( на 19,6 %), бензин ( на 31,1 %). При этом цены производителей в промышленности возросли на 28,3 %, в том числе в топливной промышленности – на 64,7 % и в электроэнергетике – на 11,5 % . Цены производителей в газовой промышленности возросли на 88,5 %, в нефтеперерабатывающей – на 48,9 %.

Острота проблемы инфляции определяется несколькими причинами. Во-первых, для  большинства населения инфляция проявляется в росте цен на конкретные товары и услуги, что  вызывает недовольство граждан, особенно если инфляция обгоняет рост их номинальных доходов.

Во-вторых, инвесторам и товаропроизводителям трудно работать в условиях постоянного  обесценения имеющихся у них  оборотных средств. Инфляция приводит к снижению размера денежных средств  и других видов обесценивающихся активов относительно оптимального их уровня.

В-третьих, индекс инфляции, не является определяющим поведение отдельных  потребителей, производителей и инвесторов. Гораздо более важную роль для них играют собственные «инфляционные ощущения», под которыми понимается субъективная оценка экономическими агентами темпов инфляции.

Рассмотрим причины и долгосрочное изменение инфляции в 2008-2010г.г. Целевые параметры инфляции  определены на  2008 год в размере 6-7%,  2009 год –   5,5-6,5%,   2010 год –  5-6%. Снижение инфляции до верхней и особенно до нижней границы предполагает  значительное снижение базовой инфляции в результате ужесточения денежной политики и нейтрализации роста инфляционных ожиданий населения и экономических агентов рынка. Базовая инфляция снижается с 5,3-6,1% в 2008 году до 4,7-5,5% в 2009 году и 4,1-4,9% в 2010 году.

Увеличение разницы между ростом потребительских цен и уровнем  базовой инфляции связано прежде всего со значительным ростом  цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и услуги ЖКХ. Так, среднегодовой прирост тарифов на электроэнергию для населения в 2008-2010 годах составит 15,7%, на газ природный – 26,8%, на услуги ЖКХ – 18,3%.

Достижению целевых параметров снижения инфляции соответствует (с  учетом замедления скорости оборачиваемости  денег) снижение темпов роста денежной массы (М2) с 48,8% в 2006 году до 32-34% в 2007 году и 17-19% в 2010 году. В этих условиях монетизация экономики может повыситься с 28,1% ВВП в 2006 году до 44-46% в 2010 году, что создает благоприятные финансовые условия для продолжения экономического роста.

Отмечая значение (роль) государственного бюджета, следует отметить, что некоторые  негативные факторы не позволяют  государственным и муниципальным органам выполнять эффективно и в полной мере предназначение государственного бюджета. В области бюджета такими негативными факторами являются бюджетный дефицит (в отдельные годы по отдельным регионам), инфляция.

       Основные потенциальные  угрозы стабильности российской  бюджетной системы в прогнозе 2008-2010 г.г. связаны с неблагоприятной динамикой нефтегазовых доходов в ближайшие годы и в долгосрочной перспективе. Это объясняется сочетанием нескольких факторов: ожидаемого постепенного снижения мировых цен на нефть и газ, замедления роста добычи и экспорта углеводородов, и повышение курса рубля, от которого зависят поступления основных доходов нефтегазового сектора: НДПИ на нефть и вывозных пошлин на нефть, нефтепродукты и газ. Результатом станет более чем двукратное снижение соотношения нефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП: с 10,9% в 2006 г. до 5,2% ВВП в 2010 г. Прогнозные расчеты свидетельствуют, что этот процесс продолжится и в дальнейшем.

Информация о работе Бюджет государства