Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:47, курсовая работа
Основной целью работы исследования является изучение проблем исполнения государственного бюджета и роль государственного бюджета в развитии страны.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы и решены следующие задачи:
- изучение роли и значения государственного бюджета, его экономическое содержание и функции;
- анализ современного состояния государственного бюджета;
- рассмотрение и анализ национальных программ;
- пути совершенствования государственного бюджета.
ВВЕДЕНИЕ
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность и экономическое значение государственного бюджета…….5
1.2 Функции государственного бюджета……………………………………..8
1.3 Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества…………………………………………….11
1.4 Проблемы исполнения государственного бюджета…………………….15
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА……..18
2.1 Анализ динамики и структуры государственного бюджета РФ……….18
2.2 Анализ национальных программ…………………………………………25
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА……………………………………………………………………….35
3.1 Решение проблем исполнения и формирования бюджета……………...35
3.2 Совершенствование национальных проектов…………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Таким образом, основными
функциями государственного бюджета,
как основного финансового
1) Перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики;
2) Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.
Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.
Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства.
В процессе бюджетного планирования
устанавливается наиболее целесообразное,
оптимальное соотношение между
централизованными и нецентрали
Бюджет с помощью налогов выступает важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства.
В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.
Контрольная функция
бюджета позволяет через
Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.
1.3 Роль
государственного бюджета как
финансовой базы социально-
Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направления деятельности:
Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образование резервов в общенациональном масштабе/9/.
Таким образом, сконцентрированные
в государственном бюджете
Роль государственного
бюджета в социально-
Бюджетное финансирование может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов (предприятий) культурно-бытового назначения – магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.
Роль государственного бюджета далее заключается в том, что он служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса при умелом использовании его средств.
Государственный бюджет играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.
Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ/11/.
Рассмотрев голь государственного бюджета в развитии страны далее можно выделить проблемы исполнения государственного бюджета.
1.4 Проблемы исполнения государственного бюджета
Снижение темпов инфляции до 3 % в год является одной из стратегических задач российской экономической политики. Однако решатся она недостаточно эффективно.
В 2005 г. потребительские цены возросли на 11,7 % при прогнозе в 8-10 %. В « Основных направлениях» на 2006 г. отмечалось, что по итогам 2005 г. возможно некоторое превышение целевого ориентира по инфляции, обусловленное действием краткосрочных факторов. Но это, однако, не может считаться препятствием для последующего замедления роста потребительских цен в соответствии с ориентирами среднесрочной программы социально-экономического развития страны. Потребительские цены возросли на 11,7 %, платные услуги населению – на 17,7 %. В том числе тарифы на жилищно-коммунальные услуги возросли на 23,5 %. Следует также отметить, что из потребительских товаров по итогам 2005 г. наиболее значительно подорожали хлеб и хлебобулочные изделия ( на 16,7 %), мясо и птица ( на 19,6 %), бензин ( на 31,1 %). При этом цены производителей в промышленности возросли на 28,3 %, в том числе в топливной промышленности – на 64,7 % и в электроэнергетике – на 11,5 % . Цены производителей в газовой промышленности возросли на 88,5 %, в нефтеперерабатывающей – на 48,9 %.
Острота проблемы инфляции определяется несколькими причинами. Во-первых, для большинства населения инфляция проявляется в росте цен на конкретные товары и услуги, что вызывает недовольство граждан, особенно если инфляция обгоняет рост их номинальных доходов.
Во-вторых, инвесторам и товаропроизводителям трудно работать в условиях постоянного обесценения имеющихся у них оборотных средств. Инфляция приводит к снижению размера денежных средств и других видов обесценивающихся активов относительно оптимального их уровня.
В-третьих, индекс инфляции, не является определяющим поведение отдельных потребителей, производителей и инвесторов. Гораздо более важную роль для них играют собственные «инфляционные ощущения», под которыми понимается субъективная оценка экономическими агентами темпов инфляции.
Рассмотрим причины и
Увеличение разницы между
Достижению целевых параметров снижения инфляции соответствует (с учетом замедления скорости оборачиваемости денег) снижение темпов роста денежной массы (М2) с 48,8% в 2006 году до 32-34% в 2007 году и 17-19% в 2010 году. В этих условиях монетизация экономики может повыситься с 28,1% ВВП в 2006 году до 44-46% в 2010 году, что создает благоприятные финансовые условия для продолжения экономического роста.
Отмечая значение (роль) государственного
бюджета, следует отметить, что некоторые
негативные факторы не позволяют
государственным и муниципальны
Основные потенциальные
угрозы стабильности