Бюджет государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы исследования является изучение проблем исполнения государственного бюджета и роль государственного бюджета в развитии страны.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы и решены следующие задачи:
- изучение роли и значения государственного бюджета, его экономическое содержание и функции;
-  анализ современного  состояния государственного бюджета;
-  рассмотрение и анализ национальных программ;
- пути совершенствования государственного бюджета.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность и экономическое значение государственного бюджета…….5
1.2 Функции государственного бюджета……………………………………..8
1.3 Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества…………………………………………….11
1.4 Проблемы исполнения государственного бюджета…………………….15
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА……..18
2.1 Анализ динамики и структуры государственного бюджета РФ……….18
2.2 Анализ национальных программ…………………………………………25
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА……………………………………………………………………….35
3.1 Решение проблем исполнения и формирования бюджета……………...35
3.2 Совершенствование национальных проектов…………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

0259174_755EE_problemy_ispolneniya_gos_byudzheta_i_rol_gos_byudzheta_v_raz.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

При рассмотрении долгосрочного планирования государственного бюджета в период 2008-2010 г.г. важной задачей является обеспечение  сбалансированности бюджетной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ формирования государственного бюджета

 

 

   2.1 Анализ динамики и структуры государственного бюджета РФ

Федеральный бюджет –  основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием  в виде федерального закона. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов. Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развитие перспективных направлений в сфере производства. Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Доходы федерального бюджета в 2008 году составят 6644,4 млрд.рублей, что  в реальном выражении на 6,1% ниже, чем в 2007 году (без учета доходов, поступающих в федеральный бюджет в связи с продажей активов  нефтяной компании «Юкос»). В целом  за 2008-2010 доходы в реальном выражении возрастут на 1,6%, или на  0,5% в среднем за год. Для сравнения: в 2005-2007гг. среднегодовой размер роста доходов в реальном выражении составлял 14,9%.

         По отношению  к ВВП доходы бюджета сократятся  с 23,4 % в 2006 году до 20,3% в 2007 году (без учета доходов, поступающих в федеральный бюджет в связи с продажей активов нефтяной компании «Юкос») и 18,1% в 2010 году.

 

Рисунок 1 Доходы федерального бюджета, реальный прирост в %

Основным фактором столь существенного снижения доходов федерального бюджета по отношению к ВВП является снижение доли нефтегазового сектора в экономике страны – с 20,7 % в 2006 году до 18,9% в 2007 году и  14,9% в 2010 году.

На размер поступлений в федеральный  бюджет в 2008-2010 годах окажут влияние следующие изменения налогового законодательства:

1) освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций дивидендов, получаемых при стратегическом участии российской организации в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды;

2) снижение ставки налога на доходы физических лиц с 30 до 15 процентов по доходам, полученным в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;

3) установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал;

4)  изменение ставок акцизов по подакцизным товарам;

Изменение налогового законодательства в 2008 году приведет к снижению доходов федерального бюджета относительно действующего законодательства на 237,1 млрд. рублей, или на 0,68% к ВВП.

Исходя из изложенного  выше, можно сделать вывод, что  структура бюджетных доходов  непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий на каждом этапе развития страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с динамикой экономических процессов. Например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних свидетельствует о спаде производства, изменении соотношения между потреблением и накоплением в обществе.

Расходы федерального бюджета в 2008 году составят 6570,3 млрд. руб., или 18,8% ВВП, что на 0,9 п.п. ВВП больше, чем в  текущем году.

Непроцентные расходы федерального бюджета в 2008 году в реальном выражении увеличатся на 12,4% (несмотря на снижение доходов в реальном выражении на 6,1%) и составят 18,2% ВВП, что на 0,4 процентных пункта ВВП выше, чем в 2007 году (закон). В 2008-2010 годах непроцентные расходы составят в среднем 18,0% ВВП против 16,0% в 2005-2007 годах.


 

Рисунок 2 Доходы и непроцентные расходы  федерального бюджета.

В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации  в 2007 году предусматривается направить:

- в специальный фонд для эффективной  работы по реформированию ЖКХ  средства в объеме 250 миллиардов  рублей;

- 300 миллиардов рублей на капитализацию  институтов развития, прежде всего Банка развития, Инвестиционного фонда, Российской венчурной компании и других;

- 100 миллиардов рублей на развитие  улично-дорожной сети, то есть  на благоустройство российских  городов;

- 130 миллиардов рублей в управление  специально создаваемой Российской корпорации нанотехнологий.

 

 

 

Рисунок 3 Доходы и непроцентные расходы  федерального бюджета, в  

                  реальном выражении (%)

Непроцентные расходы федерального бюджета возрастут в 2008 году на  1075,7 млрд. рублей по сравнению с 2007 годом (закон). Значительная часть прироста государственных непроцентных расходов направлена на повышение жизненного уровня работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных служащих, военнослужащих и приравненных с ним лиц, а также на повышение уровня жизни пенсионеров и других граждан, в отношении которых на федеральном уровне существуют финансовые обязательства.

Расходы на национальную экономику  в 2008 году по сравнению с текущим  годом возрастут на 221 млрд. рублей, на национальную оборону – 137,6 млрд. рублей, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 108,3 млрд. рублей, на социальную политику – на 57,4 млрд. рублей. При этом расходы на национальную экономику увеличиваются на 44%, на социальную политику – на 27%, на национальную оборону и национальную безопасность – на 17 и 16% соответственно, на культуру, кинематографию и СМИ – на 22%.

В соответствии с действующим  в РФ законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

-      обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ,  Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

-      функционирование федеральной судебной системы;

-      фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

-      государственная поддержка атомной энергетики;

-      ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

-       исследование и использование космического пространства;

-       содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности;

-        формирование федеральной собственности;

-       компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, др. социальных выплат;

-       пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

-       проведение выборов и референдумов РФ;

-       федеральная инвестиционная программа;

-       обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

-        финансовая поддержка субъектов РФ и др.

 Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

-       государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительства индустрии, сельского хозяйства, метрополитенов;

-       обеспечение правоохранительной деятельности;

-       обеспечение противопожарной безопасности;

-      обеспечение социальной защиты населения;

-       развитие рыночной инфраструктуры;

-       обеспечение деятельности средств массовой информации;

-       прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам РФ выделяются дотации и субвенции.

 

Таблица 1 Структура расходов федерального бюджета, млрд. руб.

 

2007 закон

2008

изменение

2009

2010

РАСХОДЫ ВСЕГО

5,463.5

6,570.3

1,106.8

7,451.2

8,090.0

в том числе:

Общегосударственные вопросы (без учета процентных расходов)

654.4

711.8

60.5

763.8

795.2

Процентные расходы

156.8

187.9

31.0

212.6

247.1

Национальная  оборона

822.0

959.6

137.6

1,061.5

1,191.0

Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность

662.9

771.2

108.3

932.1

999.6

Национальная  экономика

497.2

718.2

221.0

802.0

544.2

Образование

277.9

309.0

31.1

315.5

341.1

Культура, кинематография и СМИ

67.8

82.7

14.9

70.2

67.5

Здравоохранение и спорт

206.4

218.3

11.9

234.2

274.6

Социальная  политика

215.6

273.0

57.4

362.4

427.5

Межбюджетные  трансферты (без учета трансфертов  внебюджетным фондам)

784.0

919.2

135.2

905.1

874.8

Трансферты  внебюджетным фондам

1,060.4

1,353.2

292.8

1,515.9

1,840.8


 

Непроцентные расходы федерального бюджета возрастут в 2008 году на  1075,7 млрд. рублей по сравнению с 2007 годом (закон). Значительная часть прироста государственных непроцентных расходов направлена на повышение жизненного уровня работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных служащих, военнослужащих и приравненных с ним лиц, а также на повышение уровня жизни пенсионеров и других граждан, в отношении которых на федеральном уровне существуют финансовые обязательства.

Расходы на национальную экономику  в 2008 году по сравнению с текущим  годом возрастут на 221 млрд. рублей, на национальную оборону – 137,6 млрд. рублей, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 108,3 млрд. рублей, на социальную политику – на 57,4 млрд. рублей. При этом расходы на национальную экономику увеличиваются на 44%, на социальную политику – на 27%, на национальную оборону и национальную безопасность – на 17 и 16% соответственно, на культуру, кинематографию и СМИ – на 22%.

В целом за 3 года расходы на национальную оборону и национальную безопасность увеличатся на 369 и 337 млрд. руб. (45 и 51% соответственно), на социальную политику – на 212 млрд. руб. (98%), на здравоохранение и спорт – на 68 млрд. руб. (33%), на образование – на 63 млрд. руб. (23%).

В 2008-2010 годах продолжится устойчивый рост заработной платы в бюджетной  сфере. К началу 2011 года планируется  соответствие МРОТ прожиточному минимуму трудоспособного человека. Изменение методологии МРОТ приводит к необходимости, начиная с конца 2007 года, поэтапного перехода на системы оплаты труда, отличные от применяемой сегодня Единой тарифной сетке.

Продолжится последовательное увеличение денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц.

В 2008-2010 годах планируется  дальнейшее повышение окладов по воинской должности (должности) и воинскому (специальному) званию: с 30 сентября 2008 года - на 15% и с 1 августа 2009 года - на 6,8 процента, с 1 января 2010 года - на 6,5 процента.

 

2.2 Анализ национальных  программ

Как известно, президент  поручил правительству реализацию четырех приоритетных национальных проектов: повысить качество образования, здравоохранения, сделать доступным  жилье, поднять сельское хозяйство. Проекты начали воплощать в жизнь с января 2006 года. Под эти цели из федерального бюджета выделено 134,5 миллиарда рублей (а с учетом средств внебюджетных фондов - около 180 миллиардов).

На федеральном уровне есть четкие показатели, чего нужно добиться в реализации национальных проектов за два года. В частности, 69,5 тысячи молодых семей и 76,2 тысячи семей очередников должны въехать в новые квартиры, а сельхозпредприятия - увеличить производство мяса (на 7 процентов) и молока (на 4,5 процента). Планы впечатляют. Только кто и как будет воплощать их в жизнь? Крестьяне, чья заработная плата ниже прожиточного минимума? Или строители, которые за каждое согласование платят мзду чиновникам?

Информация о работе Бюджет государства