Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:47, курсовая работа
Основной целью работы исследования является изучение проблем исполнения государственного бюджета и роль государственного бюджета в развитии страны.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы и решены следующие задачи:
- изучение роли и значения государственного бюджета, его экономическое содержание и функции;
- анализ современного состояния государственного бюджета;
- рассмотрение и анализ национальных программ;
- пути совершенствования государственного бюджета.
ВВЕДЕНИЕ
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность и экономическое значение государственного бюджета…….5
1.2 Функции государственного бюджета……………………………………..8
1.3 Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества…………………………………………….11
1.4 Проблемы исполнения государственного бюджета…………………….15
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА……..18
2.1 Анализ динамики и структуры государственного бюджета РФ……….18
2.2 Анализ национальных программ…………………………………………25
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА……………………………………………………………………….35
3.1 Решение проблем исполнения и формирования бюджета……………...35
3.2 Совершенствование национальных проектов…………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
При рассмотрении долгосрочного планирования государственного бюджета в период 2008-2010 г.г. важной задачей является обеспечение сбалансированности бюджетной системы.
2 Анализ формирования государственного бюджета
2.1 Анализ динамики и структуры государственного бюджета РФ
Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов. Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развитие перспективных направлений в сфере производства. Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.
Доходы федерального бюджета в
2008 году составят 6644,4 млрд.рублей, что
в реальном выражении на 6,1% ниже,
чем в 2007 году (без учета доходов,
поступающих в федеральный
По отношению
к ВВП доходы бюджета
Рисунок 1 Доходы федерального бюджета, реальный прирост в %
Основным фактором столь существенного снижения доходов федерального бюджета по отношению к ВВП является снижение доли нефтегазового сектора в экономике страны – с 20,7 % в 2006 году до 18,9% в 2007 году и 14,9% в 2010 году.
На размер поступлений в федеральный бюджет в 2008-2010 годах окажут влияние следующие изменения налогового законодательства:
1) освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций дивидендов, получаемых при стратегическом участии российской организации в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды;
2) снижение ставки налога на доходы физических лиц с 30 до 15 процентов по доходам, полученным в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;
3) установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал;
4) изменение ставок акцизов по подакцизным товарам;
Изменение налогового законодательства в 2008 году приведет к снижению доходов федерального бюджета относительно действующего законодательства на 237,1 млрд. рублей, или на 0,68% к ВВП.
Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий на каждом этапе развития страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с динамикой экономических процессов. Например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних свидетельствует о спаде производства, изменении соотношения между потреблением и накоплением в обществе.
Расходы федерального бюджета в 2008 году составят 6570,3 млрд. руб., или 18,8% ВВП, что на 0,9 п.п. ВВП больше, чем в текущем году.
Непроцентные расходы
Рисунок 2 Доходы и непроцентные расходы федерального бюджета.
В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2007 году предусматривается направить:
- в специальный фонд для
- 300 миллиардов рублей на
- 100 миллиардов рублей на развитие улично-дорожной сети, то есть на благоустройство российских городов;
- 130 миллиардов рублей в
Рисунок 3 Доходы и непроцентные расходы федерального бюджета, в
реальном выражении (%)
Непроцентные расходы
Расходы на национальную экономику в 2008 году по сравнению с текущим годом возрастут на 221 млрд. рублей, на национальную оборону – 137,6 млрд. рублей, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 108,3 млрд. рублей, на социальную политику – на 57,4 млрд. рублей. При этом расходы на национальную экономику увеличиваются на 44%, на социальную политику – на 27%, на национальную оборону и национальную безопасность – на 17 и 16% соответственно, на культуру, кинематографию и СМИ – на 22%.
В соответствии с действующим
в РФ законодательством исключительн
- обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
- функционирование федеральной судебной системы;
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- государственная поддержка атомной энергетики;
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
- исследование и использование космического пространства;
- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности;
- формирование федеральной собственности;
- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, др. социальных выплат;
- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
- проведение выборов и референдумов РФ;
- федеральная инвестиционная программа;
- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
- финансовая поддержка субъектов РФ и др.
Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
- государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительства индустрии, сельского хозяйства, метрополитенов;
- обеспечение правоохранительной деятельности;
- обеспечение противопожарной безопасности;
- обеспечение социальной защиты населения;
- развитие рыночной инфраструктуры;
- обеспечение деятельности средств массовой информации;
- прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам РФ выделяются дотации и субвенции.
Таблица 1 Структура расходов федерального бюджета, млрд. руб.
2007 закон |
2008 |
изменение |
2009 |
2010 | |
РАСХОДЫ ВСЕГО |
5,463.5 |
6,570.3 |
1,106.8 |
7,451.2 |
8,090.0 |
в том числе: | |||||
Общегосударственные вопросы (без учета процентных расходов) |
654.4 |
711.8 |
60.5 |
763.8 |
795.2 |
Процентные расходы |
156.8 |
187.9 |
31.0 |
212.6 |
247.1 |
Национальная оборона |
822.0 |
959.6 |
137.6 |
1,061.5 |
1,191.0 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
662.9 |
771.2 |
108.3 |
932.1 |
999.6 |
Национальная экономика |
497.2 |
718.2 |
221.0 |
802.0 |
544.2 |
Образование |
277.9 |
309.0 |
31.1 |
315.5 |
341.1 |
Культура, кинематография и СМИ |
67.8 |
82.7 |
14.9 |
70.2 |
67.5 |
Здравоохранение и спорт |
206.4 |
218.3 |
11.9 |
234.2 |
274.6 |
Социальная политика |
215.6 |
273.0 |
57.4 |
362.4 |
427.5 |
Межбюджетные трансферты (без учета трансфертов внебюджетным фондам) |
784.0 |
919.2 |
135.2 |
905.1 |
874.8 |
Трансферты внебюджетным фондам |
1,060.4 |
1,353.2 |
292.8 |
1,515.9 |
1,840.8 |
Непроцентные расходы
Расходы на национальную экономику в 2008 году по сравнению с текущим годом возрастут на 221 млрд. рублей, на национальную оборону – 137,6 млрд. рублей, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 108,3 млрд. рублей, на социальную политику – на 57,4 млрд. рублей. При этом расходы на национальную экономику увеличиваются на 44%, на социальную политику – на 27%, на национальную оборону и национальную безопасность – на 17 и 16% соответственно, на культуру, кинематографию и СМИ – на 22%.
В целом за 3 года расходы на национальную оборону и национальную безопасность увеличатся на 369 и 337 млрд. руб. (45 и 51% соответственно), на социальную политику – на 212 млрд. руб. (98%), на здравоохранение и спорт – на 68 млрд. руб. (33%), на образование – на 63 млрд. руб. (23%).
В 2008-2010 годах продолжится устойчивый рост заработной платы в бюджетной сфере. К началу 2011 года планируется соответствие МРОТ прожиточному минимуму трудоспособного человека. Изменение методологии МРОТ приводит к необходимости, начиная с конца 2007 года, поэтапного перехода на системы оплаты труда, отличные от применяемой сегодня Единой тарифной сетке.
Продолжится последовательное увеличение денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц.
В 2008-2010 годах планируется дальнейшее повышение окладов по воинской должности (должности) и воинскому (специальному) званию: с 30 сентября 2008 года - на 15% и с 1 августа 2009 года - на 6,8 процента, с 1 января 2010 года - на 6,5 процента.
2.2 Анализ национальных программ
Как известно, президент
поручил правительству
На федеральном уровне есть четкие показатели, чего нужно добиться в реализации национальных проектов за два года. В частности, 69,5 тысячи молодых семей и 76,2 тысячи семей очередников должны въехать в новые квартиры, а сельхозпредприятия - увеличить производство мяса (на 7 процентов) и молока (на 4,5 процента). Планы впечатляют. Только кто и как будет воплощать их в жизнь? Крестьяне, чья заработная плата ниже прожиточного минимума? Или строители, которые за каждое согласование платят мзду чиновникам?