Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:37, курсовая работа
Рыночная экономика динамична, отечественным организациям приходится работать в быстро меняющейся внешней среде, часто в условиях неопределенности. Расширяются масштабы рынка, меняются потребности, растут объемы покупательского спроса, усиливается конкуренция. В тоже время финансовые и материальные ресурсы все более ограничены.
Введение
Рыночная экономика динамична, отечественным организациям приходится работать в быстро меняющейся внешней среде, часто в условиях неопределенности. Расширяются масштабы рынка, меняются потребности, растут объемы покупательского спроса, усиливается конкуренция. В тоже время финансовые и материальные ресурсы все более ограничены. Это ставит перед предприятиями проблемы эффективности управления деятельностью, требует решения стратегических, тактических и текущих задач, обеспечивающих стабильность и экономический рост.
Выполнение таких задач
возможно с помощью надежного
информационного обеспечения
В обстановке рыночной неопределенности
необходимо прогнозировать будущее, предвидеть
возможные изменения условий
деятельности с помощью опережающего
планирования и контроля, то есть с
помощью системы
Система бюджетирования охватывает
как в целом организацию, включая
производство, реализацию, распределение,
финансирование, так и подразделения,
занимающиеся отдельными видами финансово-хозяйственной
или производственной деятельности.
Бюджеты включаются в большинство
контрольных систем организации, в
том числе широко используются в
системе учета и
Бюджетирование не является
чем-то не известным для отечественной
экономики. В условиях централизованно-планируемой
системы хозяйствования, основанной
на общественной собственности на средства
производства и государственном
управлении ресурсами, оно использовалось
в основном в практике финансирования
государственных предприятий
На уровне организации бюджеты (сметы) использовались для характеристики целевого финансирования их деятельности из государственного бюджета и распределения государственных средств внутри организации.
Документ, с помощью которого, планировались доходы и расходы, носил название «смета» (смета доходов и расходов, смета потребного количества материалов, рабочей силы и т.д.)
Бюджет и смета по сути своей используют одни и те же методические подходы, одни и те же контрольные приемы: сопоставление сметных (бюджетных) и фактических (отчетных) данных для анализа степени исполнения сметы (бюджета). Однако в условиях полной финансово–хозяйственной самостоятельности и безусловной ответственности, содержание этих документов (понятий) наполняется иным смыслом: не пассивное распределение выделенных вышестоящей организацией средств, а активная, целенаправленная деятельность по прогнозированию, планированию, выработке контрольных критериев, улучшение координации деятельности.
Авторы не углублялись
в сложные теоретические
При составлении пособия были использованы теоретические и практические разработки по вопросам бюджетирования отечественных и зарубежных специалистов по управленческому учету: С. А. Николаевой, М. А. Вахрушиной, В. Б. Ивашкевича, Ч. Т. Хорнгрена и Дж. Фостера, К. Друри, А. Апчерча.
В практической части пособия использованы рекомендации специалистов по постановке бюджетирования: В. Е. Хруцкого, Т. В. Сизовой, В. В. Гамаюнова.
Задача практического пособия – оказать помощь руководителям и специалистам плановых и учетных служб в работе связанной с планированием, бюджетированием и контролем затрат. Если они заинтересуются предложенным материалом и, тем более, найдут для себя что-либо полезное, авторы посчитают свою задачу в определенной степени, выполненной и с благодарностью примут все замечания и пожелания.
1. Бюджетирование – составная часть управленческого учета
1.1. Бюджетирование как управленческая технология
1.1.1. Понятие, объект, назначение бюджетирования
Бухгалтерский управленческий учет тесно связан со сметным (бюджетным) планированием и контролем, которое является его составной частью. Сложные рыночные процессы, с одной стороны, воздействуют на колебания объемов производства и реализации продукции, с другой – влияют на поведение затрат, а значит, и на прибыль. Чтобы выявить и проанализировать динамику производства требуется информация о затратах, не искаженная искусственным распределением накладных расходов по видам продукции. Такую информацию дает управленческий учет (директ-кост), позволяющий из предварительно составленных смет затрат, оперативно выявить отклонения фактических затрат от нормативных и тем самым управлять затратами. Методические основы управления затратами с помощью нормативов (стандартов) затрат также предоставляет управленческий учет (система стандарт-кост).
Управление затратами (через отклонения) не сводится к простому уменьшению затрат. Оно используется для того, чтобы предпринимать соответствующие шаги к достижению определенного уровня дохода, для оценки результатов деятельности и, в случае необходимости, принятия соответствующих мер. В масштабе организации этим обуславливаются специфические действия в области управления затратами на уровне каждого подразделения (центра затрат).
В основе управления затратами можно выделить следующие составляющие:
● планирование затрат;
● установление уровня затрат;
● улучшение стоимостных показателей на каждом этапе деятельности организации.
Сохранение и снижение уровня затрат связано с управлением затратами уже на производственной стадии. Это обеспечивается через единую для всей организации систему финансирования, формируемую с помощью бюджетирования – процесса составления финансовых планов (бюджетов) и смет.
Термины и понятия, связанные с процессом бюджетирования: бюджет, план, смета, в отечественной экономической литературе трактуются по-разному, от чего теряется иногда смысл этого процесса.
Так, понятие, бюджет, часто отождествляется с планом хозяйственной деятельности организации на текущий период; процесс управленческого планирования – с бюджетированием; бизнес-план организации – со сводным бюджетом, а сметы производственных затрат, управленческие и коммерческие расходы – с бюджетами.
Практически, план по своему содержанию представляет собой намеченную на конкретный период времени программу действий (или работу) с указанием целей, содержания, объектов, методов, последовательности и сроков выполнения.
Бизнес-план, соответственно – комплексный план развития организации.
Смета – документированный план денежных средств для финансирования расходов организации (смета затрат на производство, смета строительных работ и т. п.).
А бюджет – финансовый план в стоимостном выражении, документ, обеспечивающий взаимоувязку расходов организации с имеющимися (или возможными) доходами.
Зарубежные экономисты не делают лингвистических различий между рассматриваемыми понятиями. Основное различие между сметой и бюджетом они видят в том, что смета – это документ (расчет), содержащий информацию для планирования и анализа регулируемых затрат на уровне производства, а бюджет (расчет) – на уровне финансов организации. В конечном итоге следует признать, что при всем различии выполняемой роли и методов расчета бюджет, план, смета взаимосвязаны единым процессом бюджетирования.
Специалисты по постановке
внутрифирменного бюджетирования предлагают
принятую во всем мире предпринимательскую
терминологию, характеризующую этот
процесс: бюджетирование, с одной
стороны, процесс составления финансовых
планов и смет, с другой – управленческая
технология, предназначенная для
выработки и повышения
Объект бюджетирования – бизнес (вид или сфера хозяйственной деятельности).
Бюджетирование – это финансовое планирование, охватывающее все стороны деятельности организации, позволяющее составлять все понесенные расходы и полученные доходы (результаты) в финансовых терминах на предстоящий период. Это и запланированные финансовые сметы, и прогнозируемые объемы привлеченных внешних ресурсов и т. п.
Хорошо поставленная бюджетная
система очень важна для
В соответствии с этим назначение бюджетирования в самом общем виде – это основа:
● планирования деятельности и приятия управленческих решений;
● оценки всех аспектов финансового состояния организации;
● укрепление финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных единиц интересам организации (компании) в целом и собственникам ее капитала.
1.1.2. Цели организации и цели (задачи) бюджетирования
Цели (задачи) бюджетирования исходят из целей деятельности организации.
Любая организация начинает планирование своей деятельности с выбора целей, определяющих содержание деятельности и задачи, решение которых способствует достижению целей.
В зависимости от характера и масштаба деятельности организаций возможно установление общих, главных, частных целей.
Основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существования – обозначается как ее миссия.
Хотя миссия организации
формируется в самом общем
виде – в виде нефинансовых или
приблизительно очерченных финансовых
целей – выработанные на ее основе
главные, частные цели служат в качестве
критериев для всего
От того, какова миссия организации, ее главные и частные цели, зависят цели и задачи бюджетирования. При этом следует:
● четко сформировать главные финансовые и нефинансовые цели;
● выбрать показатели, с
помощью которых можно
● определить задачи (обеспечивающие достижение главных целей), которые могут быть решены с помощью бюджетирования.
● Основные цели бюджетирования формируются следующим образом:
● выполнение функций инструмента планирования;
● осуществление контроля с прямой и обратной связью;
● оказание мотивирующего влияния на деятельность работников;
● формирование коммуникационной среды;
● обеспечение координации деятельности организации.
Рассмотрим цели бюджетирования более подробно.
Выполнение функций
Бюджет нацелен на будущее,
что позволяет предусмотреть
возможные нежелательные
Осуществление контроля с прямой и обратной связью.
Бюджетная система выполняет
контрольную функцию, определяя
сферу ответственности
Следует отметить, однако, что для эффективной работы механизмов бюджетного контроля необходимо, чтобы система бюджетирования предполагала определенную свободу действий управленческого персонала без незамедлительных обвинений и санкций в случае кратковременных отступлений от бюджетных показателей.
Оказание мотивирующего влияния на деятельность работников.
С помощью бюджетирования
разрабатываются показатели (задания)
для конкретных групп работников,
что повышает их ответственность
за результаты работы. Кроме того, участие
сотрудников организации в
Формирование коммуникационной среды.
Системой бюджетирования формируется финансовая осведомленность сотрудников организации. Они должны знать и четко представлять себе последствия своих действий, должны задумываться о том, что какие то другие, альтернативные решения могли бы быть более эффективны с точки зрения финансов.
Многие решения, оказывающие
влияние на показатели бюджетного года,
принимаются заранее как
Коммуникационная функция бюджетирования усиливается, когда процесс его осуществляется в виде комбинации информационных потоков, движущихся во встречных направлениях.