Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:37, курсовая работа
Рыночная экономика динамична, отечественным организациям приходится работать в быстро меняющейся внешней среде, часто в условиях неопределенности. Расширяются масштабы рынка, меняются потребности, растут объемы покупательского спроса, усиливается конкуренция. В тоже время финансовые и материальные ресурсы все более ограничены.
В учебном пособии
Цель бюджетного контроля – совершенствование процесса принятия управленческих решений. Основным критерием для выбора контрольной системы в соответствии с ее целью является эффективность. Оценка эффективности в свою очередь, конкретизируется вторичными критериями: целевого соответствия и усилий.
Целевое соответствие существует
в том случае, если индивидуальные
и групповые намерения при
выполнении глобальных стратегических
задач одобряются руководством. Соответствие
достигается, если менеджер принимает
решение, удовлетворяющие его
Усилие – определяется здесь как действие по достижению цели. Усилие не ограничивается только тем трудом, который оплачивается заработной платой, а включает в себя все сознательные действия, направленные на достижение материальных и нематериальных целей.
Целевое соответствие и усилия в совокупности представляют собой мотивацию.
Мотивация – это желание достичь поставленной цели. Она, при выборе контрольной системы, является основным критерием эффективности, так как «полезность» системы оценивается исходя из способности ее, побудить работника к деятельности.
Большинство экономистов выделяют следующие формы контроля:
● социальный контроль;
● самоконтроль;
● административный контроль.
Место финансового контроля
находится в системе
В самом широком смысле административный контроль можно разделить на две части:
● правила и предписания (указания, инструкции, модели и т. п.)
● выходной контроль (указания на результат действия).
Правила и предписания
существуют практически в любой
системе организационной
Существование системы выходного контроля обосновывается следующими принципами:
● наличием цели, или системы целей;
● измеримостью контролируемого результата
● наличием «прогнозной» модели для выявления отклонений достигнутого результата.
● существованием возможности принятия определенных мер для исправления выявленных недостатков и отклонений.
Базой финансового контроля является управление по отклонениям, которое строится на оценке того, насколько организация продвинулась к поставленным целям за определенный период. Управление по отклонениям основано на сравнении результатов. В бюджетном контроле для того, чтобы выделять сравниваемые результаты, используются разные процедуры: «контроль с прямой связью» и «контроль с обратной связью».
Термины «контроль с прямой связью» и «контроль с обратной связью» используются для пояснения того, какие результаты сравниваются.
Сравнение бюджетных и
фактических результатов
Основная цель управления с опережающей связью, установить контроль до того, как возникнут какие-либо отклонения от требуемого результата. Возможные ошибки могут быть предотвращены, то есть, предпринимаются действия, чтобы избежать их.
Для реализации управления с опережающей связью требуется наличие прогнозной модели с достаточно высокой степенью надежности прогнозирования будущих результатов, чтобы при использовании корректирующих мер не ухудшить ситуацию.
Финансовый контроль нацелен
главным образом главным
В соответствии с этим он строится на следующих принципах:
1. Контролируемое действие (или деятельность) должны иметь определенную цель или систему целей.
2. Результат контролируемого
действия (или деятельности) должен
быть измерим, чтобы успех в
достижении поставленных целей
можно было оценить. Для этих
целей обычно используются
3. В качестве критерия
контроля должна быть
4. Принятие определенных
мер для исправления
Одним из элементов механизма финансового контроля с прямой и обратной связью является корректировка бюджетов. Для осуществления этого используются гибкие бюджеты.
4.2 Гибкие бюджеты и контроль
Составление гибких бюджетов связано с тем, что некоторые показатели финансово-хозяйственной деятельности организаций, предусмотренные бюджетом, изменяются в связи с изменением объема производства и продаж.
Изменение объемов деятельности
отразиться на выручке, на всех переменных
затратах, на части полупеременных
и ступенчатых постоянных затрат.
Это реагирование затрат необходимо
отразить в бюджетах для целей
планирования (составив несколько бюджетов,
соответствующих вариантам
Гибкие бюджеты в той
или иной форме существуют почти
в любой системе
Бюджет, который принимается как окончательный, обычно называют жестким (или статичным) бюджетом, поскольку в его основу положен определенный (утвержденный) показатель объема деятельности организации.
Базисом для составления гибких бюджетов обычно выступает калькуляционная единица (единица выпуска продукции). Однако это возможно в случае, когда производится один вид изделий. При производстве нескольких различных видов продукции гибкий бюджет составляется на базе нормативного времени, показателем которого является нормативный час.
Нормативный час (норма-час) – единица работы, выполненная за один час при нормативном уровне эффективности деятельности. Он позволяет привести к единому показателю выпуска продукции разных видов. Для этого выпуск продукции и отклонения выражаются в норма-часах. Бюджетная выручка рассчитывается на основе объема выпуска суммированием произведений нормативной цены продажи на фактический объем выпуска для всех видов изделий, относящихся к конкретному подразделению или организации в целом.
Использование норма-часов для построения гибкого бюджета возможно только там, где переменные затраты изменяются пропорционально трудоемкости производства продукции (услуг).
Гибкий бюджет на базе нормативного времени невозможен, если затраты на оплату труда производственных рабочих являются постоянными, а переменные затраты меняются пропорционально объему выпуска продукции.
Необходимость составления
гибкого бюджета выявляется в
ходе анализа отклонений при сравнении
фактических результатов с
Сопоставление фактических показателей с бюджетными, запланированными на конкретный, плановый объем производства (жесткий, статичный бюджет) дает ограниченную информацию, и анализ таких показателей носит поверхностный характер, рассмотрим это на примере[1].
То, что план по прибыли недовыполнен на 110600 д.е., и отклонение составило 98,7% не может удовлетворить руководство, так как это только констатация факта.
Для анализа можно сопоставить основные показатели: выручку, затраты (переменные и постоянные) маржинальный доход (разница между выручкой и переменными затратами) операционную прибыль.
Анализ отклонений за _____ месяц.
Отклонения от статичного бюджета 110600 д.е.
Анализ данных показал, что
объем продаж упал на 2000 единиц, но это
не вызвало пропорционального
Сопоставление относительных и абсолютных показателей дало реальную картину, но взаимосвязь между изменением показателей в результате изменением объема производства (сокращения) не получило освещения. Это возможно прояснить только с помощью гибкого бюджета.
Гибкий бюджет приспособлен к меняющемуся объему производства, его можно использовать как в предплановом (для целей планирования) так и в послеплановом периоде (для аналитических целей). При планировании он помогает выбрать оптимальный объем продаж, при анализе – оценить фактические результаты.
Анализ выполнения плана за ______месяц_____года
д.е.
Отклонение от гибкого бюджета 62600 д.е.
Отклонение объема 48000 д.е.
Отклонение от статичного бюджета 110600 д.е.
В таблице графы 1,2,3 предназначены
для сравнения фактических
Гибкий бюджет составлен умножением выпуска на удельные значения показателей, соответственно на 70 д.е., 46 д.е., 24 д.е., постоянные (общепроизводственные) расходы взяты в сумме 176000 д.е. за месяц.
Таким образом, отклонение по прибыли. рассчитанные путем сравнения фактических данных с данными жесткого (статического) бюджета, равное 110600 д.е. состоит из двух частей: отклонения от гибкого бюджета (62600 д.е.) и отклонения в объеме продаж (48000 д.е.)
При определении характера
отклонений необходимо учитывать влияние
изменения затрат на бюджетные результаты.
Так, объем производства (продаж) может
оказаться выше запланированного (и
это будет благоприятным
Причины таких отклонений требуют специального анализа основанного на более глубокой детализации информации.
4.3 Учет и система контроля по центрам ответственности
Содержание бюджетного планирования и контроля определяется организационной структурой, которая разрабатывается руководством для того, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией задач.
Организационная структура представляет собой совокупность линий ответственности внутри организации, которые показывают направление движения информации (в частности – отчетности). Движение информации напоминает пирамиду, нижние уровни которой подотчетны верхним уровням.
Мировая практика развития рыночных отношений характеризуется тенденцией к организации структуры крупных компаний не по традиционному функциональному признаку (маркетинг, финансы, снабжение, производство, сбыт), а по линиям продукции, каждая из которых группируется вокруг производства определенного типа продуктов или услуг и включает в себя необходимые функциональные службы.
Эта тенденция обособила понятие «сегмент бизнеса» (части организации, работающие на внешнего потребителя или внутренние подразделения, находящиеся на самостоятельном балансе).
Кроме этого, структурными единицами компании могут быть «отделения», «филиалы» (внутренние единицы высокого уровня) и «подразделения» (единицы более низких уровней).
Децентрализация управления требует формализованного подхода к организационной структуре: определения места каждой структурной единицы, делегирования ей определенных полномочий и ответственности. В соответствии с этим появилось обобщающее понятие «центр ответственности», и организационную структуру можно рассматривать как совокупность центров ответственности, связанных между собой линиями ответственности. Основные функции управления – планирование, организация, учет, контроль, анализ так же функционируют по центрам ответственности, формируя информацию о показателях за которую отвечает центр.