Анализ затрат и себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе рассматривается анализ и управление затратами и себестоимостью продукции.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты анализа затрат на производство.
Во второй главе рассматриваются особенности анализа себестоимости продукции на ОАО «Бузулукский механический завод». В ней освещены организационно-экономическая характеристика предприятия, анализ и калькуляции себестоимости на основе нормативных затрат, а также анализ отклонений.
В третьей главе рассматриваются резервы и пути снижения себестоимости на ОАО «БМЗ».
Работа изложена на 42 листах. В курсовой работе содержится 10 приложений.
В работе использовано 18 источников, в том числе нормативные документы, специальная и учебная литература, статьи периодических изданий.

Оглавление

Введение .5
1 Теория анализа затрат на производство .7
1.1Экономическое содержание и понятие себестоимости ..7
1.2 Классификация затрат формирующих себестоимость .8
1.3Основные направления и виды анализа .10
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «БМЗ» .12
2.1Организационноая экономическая характеристика предприятия………...12
2.2 Анализ затрат по обычным видам деятельности……...…………………...16
2.3 Факторный анализ себестоимости………………………………………….22
3.Анализ управления затратами и себестоимостью продукции на ОАО «БМЗ».....................................................................................................................25
3.1Управление затратами на ОАО «БМЗ» .25
3.2Резервы и пути снижения себестоимости на ОАО «БМЗ»………………...36
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованных источников ..43
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая по 3 кругу.docx

— 503.52 Кб (Скачать)

     Важно также представлять себе сферы применения бюджетирования. Как процесс составления  финансовых планов и смет бюджетирование применимо ко множеству объектов: компании или предприятию в целом, отдельному структурному подразделению (бюджет отдела, цеха, участка и т. д.), программе работ или функции  управления (бюджет коммерческих расходов, бюджет продаж и т.п.), отдельному контракту  или проекту, специально выделенным центрам учета (центры прибыли, центры затрат и т.п.). При постановке бюджетирования как процесса важно выбрать объект бюджетирования. Для бюджетирования как управленческой технологии важно  также определить уровни составления  и консолидации (составления сводных  бюджетов) бюджетов, соответствующие  уровням управленческой иерархии (бюджеты  дочерних компаний, центров финансовой ответственности). При постановке бюджетирования важно также представлять себе, что  универсальных правил, методов и  процедур, строго описанных в экономической  литературе или закрепленных в нормативных  актах по бухгалтерскому учету, здесь  быть не может. Бюджетирование — это  всегда простор для творчества, поскольку  каждое предприятие, любая большая  и малая фирма — уникальны  и неповторимы. А значит, и системы  внутрифирменного бюджетирования в  них могут быть неповторимыми  и уникальными.

     Как управленческая технология бюджетирование является не только (а может быть, и не столько) инструментом планирования. Это еще и инструмент контроля за состоянием и изменением положения  дел с финансами в компании в целом или в отдельном  виде бизнеса. Поэтому наряду с бюджетами  на предстоящий период должны составляться отчеты об исполнении бюджетов за истекшее время, а также сопоставляться плановые и фактические показатели. По результатам  сопоставления проводится так называемый анализ отклонений, т. е. оценка уровня отклонений фактических показателей от плановых и причин их возникновения. Отклонения (могут быть отрицательными, когда фактические показатели ниже плановых, и положительными, если фактические показатели превышают прогнозируемые или установленные ранее.

     Отклонения  могут измеряться в абсолютных (например, в рублях) и в относительных (например, в процентах) единицах измерения. Отклонения могут рассчитываться между показателями, запланированными на определенный период, и по отношению к любому базовому периоду. Например, отклонения на 6-й  месяц бюджетного периода могут  устанавливаться в процентах  к отклонениям в 1-м месяце.

     План-факт анализ может проводиться для  всех основных бюджетов, а при необходимости (для более тщательного изучения причин отклонений) — для отдельных  операционных бюджетов. План-факт анализ может проводиться и для компании в целом, и для ее отдельных  бизнесов (чтобы выявить, за счет какого из бизнесов возникают отрицательные  или положительные отклонения). В  любом случае выбор объекта план-факт анализа — сугубо внутреннее дело компании на основе целей и задач  бюджетирования, поставленных ее руководителями.)

     В процессе текущей деятельности важным аспектом является выполнение (не превышение) расходной части бюджетов и соблюдение запланированных нормативов. Вместе с тем с финансовой точки зрения в ряде случаев актуальным является и своевременное целевое использование  заложенных в смету средств, особенно если их источники привлекаются извне  предприятия (например, в виде банковских кредитов). Следует отметить, что  даже при использовании исключительно  собственных финансовых ресурсов в  рассматриваемой ситуации будут  возникать реальные издержки (в виде процентов по отозванным банковским депозитам) или альтернативные издержки (например, в виде неполученных процентов  по потенциально возможному банковскому  депозиту). Для того чтобы заинтересовать линейных менеджеров, сотрудников и  работников предприятия в выполнении финансовых планов, необходимо создать  систему мотивации выполнения оперативных  бюджетов (финансовых планов). При превышении уровня планируемых расходов и несоблюдении утвержденных нормативов премирование отделов не должно осуществляться, даже если в целом на предприятии  наблюдается рост прибыли, опережающий  плановый. И наоборот, следует четко  заранее определить процент вознаграждения, выплачиваемый за экономию ресурсов предприятия. Именно отсутствие прозрачной мотивационной политики зачастую сводит на нет все усилия верховного руководства  по привлечению творческой мысли  менеджеров, инженеров и работников к снижению уровня затрат на предприятии.

       Анализ  себестоимости продукции позволяет  выяснить ее динамику, тенденции выполнения плана по уровню затрат, влияние  факторов на прирост, резервы, а также  дать оценку мероприятий по снижению себестоимости продукции.

       В процессе анализа необходимо оценить  также изменения структуры затрат и выявить ее динамику по элементам. Уменьшение доли заработной платы и  увеличение доли амортизационных отчислений свидетельствуют о повышении  технического уровня предприятия, росте  производительности труда.

Таблица 3.1 – Факторный анализ прибыли на рубль материальных затрат в ОАО «Бузулукский механический завод»

Показатели 2008г. 2009г. 2010г. 2010г. к 2008г. (+,-)
Прибыль от продаж, тыс. руб. 4547 3091 7715 +3168
Выручка от продажи товаров, продукции, работ  тыс. руб. 225394 236717 244814 +19420
Объем выпуска продукции, тыс. руб. 259203 272225 265714 +6511
Материальные  затраты, тыс. руб. 125088 115642 93249 -31839
Рентабельность  продаж, % 2,0 1,3 0,3 -1,7
Удельный  вес выручки в общем выпуске  продукции, % 87,0 87,0 92,1 +5,1
Материалоотдача 1,8 2,0 2,8 +1,0
Прибыль на рубль материальных затрат, руб. 0,04 0,03 0,08 +0,04
 

    Анализируя  таблицу 3.1 мы видим, что вследствие того, что увеличился объем продукции, увеличилась и прибыль от продаж. Удельный вес выручки в общем выпуске продукции за три года изменился незначительно.

    Материальные  затраты составляют значительную долю всех затрат на производство продукции, работ, услуг. Поэтому производственная программа ОАО «Бузулукский механический завод» может быть выполнена только при условии своевременного и полного обеспечения её необходимыми материально-энергетическими ресурсами. 

Таблица 3.2. - Динамика состава и структуры затрат на производство продукции в ОАО «Бузулукский механический завод»

Элементы  затрат на  
производство
2008г. 2009г. 2010г. Изменения 2010г. к 2008г.
тыс.  
руб.
% к  
итогу
тыс.  
руб.
% к  
итогу
тыс.  
руб.
% к  
итогу
тыс.  
руб.
%
Материальные  затраты  125088 65 115642 59 93249 68 -31839 74,5
Затраты на оплату труда 16387 9 25388 13 15085 11 -1302 92,0
Отчисления  на социальные нужды  4283 2 6667 4 3828 3 -455 89,3
Амортизация основных средств  1966 1 2190 1 2309 2 +343 117,4
Прочие  затраты  44725 23 45857 23 22956 16 -21769 51,3
Итого 192449 100 195744 100 137427 100 -55022 -

       Расчеты в таблице 3.2. показали, что наибольший удельный вес занимают материальные затраты сумма которых в 2010 году уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 31839 тыс. руб. Затраты на оплату труда уменьшились в 2010 году по сравнению с 2008 годом на 1302 тыс. руб. Отчисления на социальные нужды уменьшились на 455 тыс. руб. Амортизация основных средств увеличилась на 343 тыс. руб., в результате увеличения производственных и непроизводственных фондов.

    Необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению её себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение  ОАО «Бузулукский механический завод» сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества.

    Рост  потребности ОАО «Бузулукский механический завод» в материальных ресурсах может быть удовлетворен экстенсивным путем (приобретением или изготовлением большого количества материалов и энергии) или интенсивным путем (более экономном использованием имеющихся запасов в процессе производства продукции).

    Первый  путь ведет к росту удельных материальных затрат на единицу продукции, хотя в  себестоимость её может при этом и снизиться за счет увеличения объема производства и уменьшения доли постоянных затрат. Второй путь обеспечивает сокращение удельных материальных затрат и снижения себестоимости единицы продукции. Экономное использование сырья, материалов и энергии равнозначна  увеличению их производства. 

Таблица 3.3 - Динамика оборотных средств ОАО «Бузулукский механический завод»

Наименование  статей На 1.01.2009г.  На 

 1.01.2010г.

 На 

 1.01.2011г.

Отклонение (+,-) % изменения
Запасы 64450 82918 108197 +43747 в 1,7 раза
В том  числе: сырье и материалы 41826 50011 61277 +19451 в 1,57 раза
Незавершенное производство 6101 3086 5557 -544 91,1
Готовая продукция и товары для перепродажи 16263 29624 41282 +25019 в 2,5 раза
Расходы будущих периодов 260 197 81 -179 31,2
Налог на добавочную стоимость по приобретенным  ценностям 1537 761 3169 +1632 в 2,1раза
Дебиторская задолженность 77115 111946 149069 +71954 в 1,9раза
По  отгрузке готовой продукции 51664 55115 95129 +43465 в 1,8 раза
Денежные  средства 1744 384 1101 -643 63,1
Итого по разделу 144846 196009 261536 +116690 в 1,8 раза

Информация о работе Анализ затрат и себестоимости продукции