Анализ существующих методов планирования бюджетных 3 доходов и расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной работы актуальна для изучения, т.к. бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, поэтому изучение основ порядка составления не только федерального бюджета, но и бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления является важным аспектом изучения бюджетного планирования и прогнозирования в целом.
Цель выполнения работы – изучение организации бюджетного планирования и прогнозирования.

Оглавление

1.Анализ существующих методов планирования бюджетных 3
доходов и расходов.
2.Цели, задачи и методы прогнозирования развития бюджета. 19
3.Применение на практике существующих методов прогнозирования 28
развития бюджета в современных условиях.
Заключение 44
Список используемой литературы 45

Файлы: 1 файл

основы планирования и прогнозирования бюджетов.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

          Бюджетирования, ориентированное на результат (БОР) – система организации бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.

    Так, бюджетное планирование, ориентированное на результат, является одним из элементов системы взаимодополняющих мер по повышению эффективности государственного управления и как таковое способно дать максимально положительный эффект при условии применения комплексного подхода к реформированию системы государственного управления.

    БОР представляет собой механизм планирования бюджетных расходов и подготовки проекта бюджета, при котором:

       * Определяются и формулируются  цели, которые должны быть достигнуты  в результате расходования бюджетных  средств;

       * Определяется система показателей,  по которой будет осуществляться  мониторинг степени достижения  поставленных целей;

       * Распорядителям и получателям  бюджетных средств предоставляется  большая свобода в принятии  решений по наиболее эффективной  структуре расходов;

       * Повышается ответственность распорядителей  бюджетных средств за достижение  поставленных целей путём внедрения  системы мониторинга и оценки  эффективности их деятельности, позволяющей отслеживать степень  выполнения принятых обязательств;

       * Оплата труда работников бюджетной сферы осуществляется по результатам деятельности и степени личного вклада в достижение результатов.

    Программно-целевой  метод – представляет собой системное планирование, выделение бюджетных средств на реализацию установленных законом или иным правовым актом целевых программ. Целевая программа – это комплексный документ, целью которого является решение приоритетной на данный момент задачи. ЦП подразделяются на:

       * Программы развития отраслей ("Модернизация  транспортной системы развития РФ в 2002-2012 гг.);

       * Программы развития регионов ("Юг  России", "Социально-экономическое  развитие РТ");

       * Программы решения социальных  задач ("Старшее поколение").

    Программно-целевой  метод расходов, во-первых, способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию денежных средств для решения наиболее острых задач, и, во-вторых, является инструментом выравнивания экономического положения отдельных территорий.

    По  сравнению с другими методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым и недостаточно разработанным. Широкое распространение  он получил только в последние  годы, хотя был известен давно и  впервые использовался еще при  разработке плана Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО). ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования. Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.

    ПЦМ применяется при разработке целевых  комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

    Метод экспертных оценок строится на основе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами-экспертами по своим отраслям знаний народного хозяйства, социальной сферы, налогообложения, финансов, бюджетов и т. д. Основная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.

    Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Особенностями метода экспертных оценок являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов; во-вторых, применение количественных методов, как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Наиболее часто эти методы используются при рассмотрении социально-экономических проблем, где невозможно выработать формализованную прогностическую модель.

    Минусом данных методов заключается в том, что применение этих двух методов только одновременно позволяет создать более реальную картину при определении того или иного прогнозируемого показателя.

    Метод экстраполяции предполагает составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее. Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная, базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза; при прогнозной фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом изменений влияния различных факторов в перспективе.

    Среди методов экстраполяции широкое распространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК). В современных условиях все большее значение стали придавать модификациям МНК: методу экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом и методу адаптивного сглаживания.

    Математические  методы экстраполирования сводятся к определению того, какие значения будет принимать та или иная переменная величина Х=x(t1), если известен ряд ее значений в прошлые моменты времени:

          х1=x(t1),…….., x(tn-1) → x(tn) 

    В узком смысле слова экстраполяция - это нахождение по ряду данных функции других ее значений, находящихся вне этого ряда. Применяется при изучении временных рядов и представляет собой нахождение значений функции за пределами области ее определения с использованием информации о поведении данной функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения.

          Еще одним методом  бюджетного планирования является метод моделирования. Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделения его существенных характеристик или признаков. Прогнозирование экономических и социальных процессов с использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение модели. В зависимости от уровня управления экономическими и социальными процессами различают макроэкономические, межотраслевые, межрайонные, отраслевые, региональные модели и модели микроуровня (модели развития фирмы). По аспектам развития экономики выделяют модели прогнозирования воспроизводства основных фондов, трудовых ресурсов, цен и др. Существует ряд других признаков классификации моделей: временной, факторный, транспортный, производственный. В современных условиях развитию моделирования и практическому применению моделей стала придаваться особая значимость в связи с усилением роли прогнозирования и переходом к индикативному планированию.

    Метод экономического анализа является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. Он должен осуществляться как на макроуровне, так и на мезоуровне и микроуровнях. При проведении экономического анализа следует использовать системный подход. В качестве системы рассматривается народное хозяйство (экономика) в целом и его структурные части: сферы, регионы, отрасли, объединения, предприятия. Анализ должен быть комплексным, т.е. всесторонним. Сущность метода экономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части, и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения в прогнозируемом (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей. Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Применение на  практике существующих  методов прогнозирования развития бюджета в современных условиях (на примере Нижегородской области).

      Ежегодный цикл бюджетного планирования начинается после утверждения законодательным (представительным) органом проекта  бюджета, но не позднее начала года, предшествующего прогнозируемому, и заканчивается после принятия указанным органом бюджета на очередной финансовый год.

      Перспективный финансовый план разрабатывается в  рамках цикла финансового планирования и осуществляется в три этапа.

      На  первом этапе разрабатываются и  утверждаются сценарные условия  и основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики.

      Сценарные условия содержат прогнозируемые на плановый период значения основных макроэкономических показателей, к числу которых  рекомендуется отнести:

      1. Динамику валового регионального  продукта (для субъектов Федерации), объем промышленного производства, оборота оптовой и розничной торговли (преимущественно для муниципальных образований).

      2. Динамику темпов роста базовых  отраслей экономики с выделением  тех отраслей экономики (видов  деятельности), которые имеют наибольшее  социально-экономическое значение для данной территории.

      3. Прогноз индекса розничных цен,  цен и тарифов на платные  услуги, цен и тарифов на товары  и услуги естественных монополий,  как федерального уровня (газ,  электроэнергия, железнодорожные перевозки,  теплоэнергия), так и местного  уровня (локальные монополии).

      4. Объемы производства продукции  (товаров, работ, услуг) по группам  подакцизных товаров и наиболее  значимым отраслям экономики,  в том числе с выделением  показателей по малому предпринимательству  и крупнейшим налогоплательщикам.

      5. Среднегодовую стоимость амортизируемого  имущества, остаточную стоимость  основных фондов, кадастровую стоимость  земли.

      6. Оборот розничной торговли, платные  услуги населению.

      7. Численность населения (в том  числе численность занятых в  экономике, по различным социально значимым группам).

      8. Инвестиции в основной капитал  в разрезе всех источников  финансирования, в том числе за  счет средств регионального (местного) бюджета, включая межбюджетные  трансферты из бюджетов вышестоящих  уровней бюджетной системы, направляемые на софинансирование капитальных расходов.

      9. Фонд заработной платы.

      10. Величину прожиточного минимума  в расчете на душу населения  и по основным социально-демографическим  группам населения и иных наборов  товаров и услуг, применяемых  для определения объемов финансирования отдельных расходных полномочий.

      11. Прибыль и убытки организаций.

      12. Стандарты оплаты населением  жилищно-коммунальных услуг.

      13. Уровень износа основных фондов  по отдельным отраслям экономики,  включая жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт.

      14. Дополнительные показатели, отражающие  специфику региона (муниципалитета).

      Сценарные условия рекомендуется разрабатывать  как минимум в двух основных вариантах (основанных на разных вариантах социально-экономического развития).

Информация о работе Анализ существующих методов планирования бюджетных 3 доходов и расходов