Анализ существующих методов планирования бюджетных 3 доходов и расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной работы актуальна для изучения, т.к. бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, поэтому изучение основ порядка составления не только федерального бюджета, но и бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления является важным аспектом изучения бюджетного планирования и прогнозирования в целом.
Цель выполнения работы – изучение организации бюджетного планирования и прогнозирования.

Оглавление

1.Анализ существующих методов планирования бюджетных 3
доходов и расходов.
2.Цели, задачи и методы прогнозирования развития бюджета. 19
3.Применение на практике существующих методов прогнозирования 28
развития бюджета в современных условиях.
Заключение 44
Список используемой литературы 45

Файлы: 1 файл

основы планирования и прогнозирования бюджетов.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

      Классификация доходов бюджета

Доходы  бюджета формируются за счет:

1. Налоговых  доходов

К ним  относятся доходы от федеральных  налогов и сборов, в том числе  от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и  местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

2. Неналоговых  доходов

К ним  относятся:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, после уплаты налогов  и сборов;

• доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответствующих органов власти;

• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в  том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в  возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия;

• доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности и т.д. Неналоговые  доходы каждого звена бюджетной  системы различны. Неналоговые доходы зачисляются преимущественно в соответствующие бюджеты в полном объеме.

3. Безвозмездных  и безвозвратных перечислений  из бюджетов других уровней

К ним  относятся:

• дотации  из других бюджетов бюджетной системы  РФ (дотация - средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий их использования)

• субсидии из других бюджетов бюджетной системы  РФ (субсидия - бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов)

• субвенции  из федерального бюджета и/или из бюджетов субъектов РФ (субвенция - бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов)

• иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

• безвозмездные  поступления от физических и юридических  лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

К собственным  доходам бюджета относятся налоговые  и неналоговые доходы, доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных  и безвозвратных перечислений (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и региональных фондов компенсаций).

Планирование  доходов объединяет три этапа.

Первый  этап включает:

• анализ исходных условий для разработки плана поступления доходов бюджета

• формирование прогнозов развития территории на перспективу

На  втором этапе осуществляются:

• обоснование  и корректировка основных направлений  налоговой политики соответствующей  территории

• разграничения  налоговых полномочий и доходных источников между органами власти различных  уровней в соответствии с действующим законодательством.

На  третьем этапе  осуществляется:

• расчет сумм налогов, зачисляемых в бюджет всех уровней.

При определении  объема налогов используется понятие  «контингент налога», которое характеризует  общую сумму взимаемого на данной территории конкретного вида налога или иного платежа.

Расчет  контингентов налогов на федеральном, региональном и местном уровнях  бюджетной системы осуществляется на основе единых принципиальных подходов, но конкретная методика процесса планирования имеет свои особенности в зависимости от уровня бюджета.

При планировании доходов используют следующие данные:

1. Показатели  прогноза социально-экономического  развития соответствующей территории  в стоимостном выражении:

• по материальному  производству: объем отгрузки товаров собственного производства, объем выполнения работ, услуг собственными силами; амортизационные отчисления; прибыль;

• по труду: фонд оплаты труда;

• по потребительскому рынку: розничный товарооборот; объем  платных услуг;

• по производству алкогольной продукции: объем производства продукции по видам (спирт, шампанское, вина, пиво, коньяк, водка и т.д.).

2. Динамику  поступлений налогов за ряд  предыдущих лет

3. Ожидаемый  объем поступления налогов в  текущем году;

4. Ожидаемый  объем недоимки по налогам на начало планируемого финансового года;

5. Индексы  - дефляторы изменения макроэкономических  показателей, рекомендованные Министерством  экономики РФ и Минфином РФ  при разработке прогнозов развития  экономики России и федерального  бюджета на планируемый финансовый год.

6. Ставки  налогов, установленные действующим  законодательством и распределение  налоговых платежей по уровням  бюджетов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Цели, задачи и методы прогнозирования развития бюджета.

      Цель  прогнозирования бюджета состоит в создании научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций развития государственных фондов денежных средств, вариантное предвидение предстоящего развития поступлений доходов и направления использования бюджетных средств, оценку возможных последствий принимаемых решений, обоснование источников формирования доходов и направления расходования средств.

      Бюджетное планирование осуществляется в несколько  этапов: составление проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней; рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти; рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных и представительных органах государственной власти разных уровней и в органах местного самоуправления; поквартальное распределение финансовыми органами государственных, региональных и муниципальных уровней доходов и расходов, а также составление сводных бюджетных росписей .

      Бюджетное прогнозирование (от англ. budgetary forecasting) – это обоснованное, опирающееся  на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений.

      Прогнозирование бюджета ориентирует на поиск оптимального решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования рассматриваются различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с учетом множества экономических и социальных задач, объективных и субъективных факторов, действующих на государственном, региональном и местном уровнях. При этом непрерывность прогнозирования бюджета обусловливает систематическое уточнение бюджетных показателей по мере формирования новых данных.

      К числу наиболее распространенных методов  бюджетного планирования и прогнозирования  относят:

      - Индексный метод (от достигнутого);

      - Нормативный метод;

      - Балансовый метод;

      - Бюджетирования ориентированного на результат;

      - Программно - целевой метод;

      - Метод экспертного прогнозирования;

      - Метод экстраполяции;

      - Метод моделирования;

      - Метод экономического анализа.

      Традиционным  методом бюджетного планирования и  прогнозирования является постатейное (нормативное) бюджетирование, когда в соответствии с утвержденной бюджетной классификацией ведомства детально обосновывают статьи расходов. При использовании данного метода основной акцент делается на анализе затрат и целевом использовании средств. Бюджетополучатели составляют сметы своих планируемых расходов, которые анализируются и корректируются распорядителями бюджетных средств, а затем передаются на согласование в правительство. В случае, если общая сумма сметных заявок превышает величину запланированных бюджетных доходов, то выявляются приоритетные затраты, а по остальным проводится сокращение расходов.

      Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:

      денежное  выражение натуральных показателей  удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание  населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);

      нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);

            нормы, в основе которых  лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).

      Серьезный минус нормативного метода бюджетирования заключается в том, что не анализируется  эффективность, а, следовательно, необходимость финансирования того или иного ведомства в целом.

      Индексный метод основан на использовании разнообразных индексов, отражающих динамику цен, динамику уровня жизни населения, реальных доходов населения. В настоящее время в бюджетном планировании достаточно хорошо применяются индексы дефляторы. Специфика индексного метода состоит в том, что в индексе количественно несравнимые величины приводятся к некоторому общему единству, делающему их сравнимыми, соизмеримыми. Например, применение индексного метода при прогнозировании числа получателей бюджетных услуг заключается в приведении количества получателей бюджетных услуг в настоящем к будущему моменту времени при помощи индексов, характеризующих изменение в будущем каких-либо условий по сравнению с настоящими условиями. Такой метод выражается в следующей формуле:

            С(t+1) = С(t) * I, 

      где С - прогноз числа получателей  бюджетной услуги на

      (t+1) - следующий период времени;

      (t) - момент времени t

      I - индекс изменения экономических,  демографических, организационно-технических и других условий, влияющих на количество оказываемых бюджетных услуг.

          Для повышения точности расчетов рекомендуется увеличить  число учитываемых факторов, а  также определять их значимость.

          Использование балансового метода позволяет увязать финансовые ресурсы органов государственной власти с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, увязать расходы бюджетов с их доходами, установить пропорции распределения средств между бюджетами разного уровня, распределить по кварталам доходы и расходы.

          С помощью балансового  метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применяется  при разработке прогнозов, планов и  программ. Сущность его заключается  в увязке потребностей страны в различных  видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов. Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода. В переходный период к рыночным отношениям усиливается роль прогнозных балансов, разрабатываемых на макроуровне: платежного баланса, баланса доходов и расходов государства, баланса денежных доходов и расходов населения, сводного баланса трудовых ресурсов, балансов спроса и предложения. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых пропорций.

Информация о работе Анализ существующих методов планирования бюджетных 3 доходов и расходов