Бюджет, 
основанный на заданиях – это финансовый 
план органа местного самоуправления, 
подготовленный таким образом, что, 
прежде чем расходы будут внесены 
в план, администрация должна подготовить 
в виде бюджетных заданий подробные планы 
(в финансовом и натуральном выражении) 
того, что должны осуществить получатели 
бюджетных средств. Форма бюджета, основанного 
на заданиях, позволяет описать расходы 
с точки зрения их вклада в достижение 
целей, поставленных органами самоуправления. 
При составлении бюджета основной акцент 
сделан на результаты, которые необходимо 
достигнуть, а не на освоение бюджетных 
средств. Программы, ведущие к сходным 
целям, расположены в таком бюджете рядом 
друг с другом, и конкуренция в борьбе 
за получение бюджетных средств способствует 
тому, чтобы проанализировать реально 
существующие альтернативы. Осуществление 
отдельных программ часто требует более 
одного года, в связи, с чем планирование 
должно осуществляться на более длительную, 
чем один год, перспективу. Подход последовательного 
разделения текущего и инвестиционного 
бюджетов имеет следующие достоинства:
  - задолженность 
  может быть позитивным явлением, но она 
  должна быть связана только с финансирование 
  капиталовложений, а не текущей деятельности;
- степень соответствия 
  текущих доходов текущим расходам становится 
  более прозрачной;
- улучшаются 
  условия наблюдения за тенденциями изменений 
  текущих расходов;
- инвестиционные 
  программы становятся более ясными;
- все перечисленные 
  выше преимущества облегчают осуществление 
  долгосрочного финансового планирования 
  (прежде всего инвестиционного) и контроль 
  за реализацией инвестиционной программы.
      Можно 
выделить следующие этапы развития 
концепции и практики применения 
программно-целевого бюджетирования на 
федеральном уровне:
  - программно-целевой 
  бюджет;
- система «планирование 
  – программирование – бюджетирование»;
- управление 
  по целям;
- планирование 
  бюджета от нуля;
- бюджетное 
  планирование, основанное на результативности;
- бюджетное 
  планирование, основанное на методе начисления.
      Рассмотрим 
подробнее ключевые концепции каждой 
из этих инициатив.
      Программно-целевой 
бюджет построен на базе следующих 
принципов:
  - формат бюджета 
  переносил акцент с затрат государственных 
  ресурсов на исполнение государственных 
  функций, осуществление деятельности 
  и достижение результатов;
- все данные 
  о суммах, предлагаемых к финансированию, 
  представляемые в разрезе министерств 
  и ведомств, по каждому министерству или 
  ведомству следовало представлять в разрезе 
  программ, подпрограмм и видом деятельности;
- данные о 
  структуре расходов в разрезе видов затрат 
  также требовалось указывать, но в качестве 
  элементов программ;
- в первую 
  очередь ставилась задача структуризации 
  деятельности в разрезе программ, ориентированных 
  на достижение качественных целее, а во 
  вторую очередь – подбора адекватных 
  количественных показателей для измерения 
  степени достижения этих целей.
      В 
результате внедрения описанной 
выше методологии бюджетного планирования 
были получены следующие результаты.
      Положительный 
опыт внедрения методики:
  - представление 
  проекта федерального бюджета конгрессу 
  в разрезе программ/видов деятельности 
  значительно повысило «читаемость» и 
  обозримость бюджетной информации, способствовало 
  превращению бюджета федерального правительства 
  в политический документ, связывающий 
  цели государственной политики с затратами 
  и показывающий, каким образом планируемые 
  государственные расходы связаны с достижением 
  целей государственной политики;
- включение 
  в проект бюджета информации об ожидаемых 
  социальных и экономических результатах 
  деятельности министерств позволяет усилить 
  ответственность министерств за достижение 
  поставленных целей, повысить эффективность 
  государственных расходов;
- включение 
  в бюджет межведомственных программ позволяет 
  усилить координацию деятельности различных 
  министерств;
- подключение 
  к работе над проектом федерального бюджета 
  представителей законодательной власти 
  на стадии формирования целей государственной 
  политики позволяет ввести обоюдную ответственность 
  за составление бюджета исполнительной 
  и законодательной ветвей, облегчает прохождение 
  проекта бюджета в конгрессе.
      Отрицательные 
стороны метода:
  - информация 
  о суммарных затратах на реализацию программ, 
  в разрезе которых представлялись расходы 
  министерств, в большинстве случаев была 
  недостаточной и неполной, что давало 
  искаженную картину истинной стоимости 
  достижения намеченных результатов;
- данные, содержащиеся 
  в отчетах об исполнении программ, оказались 
  не вполне сопоставимыми вследствие того, 
  что не были выработаны единые принципы 
  организации управления программами и 
  отражения управленческих и иных косвенных 
  расходов в бюджетной классификации;
- реализация 
  программ и предоставление отчетности 
  об их исполнении не были синхронизированы. 
  Вывод комиссии и состоял в том, что необходимо 
  согласовать бюджетную классификацию, 
  организационную структуру программ и 
  процедуры представления отчетности.
      Система 
«планирование – программирование 
– бюджетирование» – построена 
на базе следующих принципов:
  - объем бюджетного 
  финансирования на будущий год не служит 
  лимитом для выбора одной из альтернатив, 
  а, наоборот, определяется выбором одной 
  из альтернатив;
- предусмотрена 
  возможность выбора горизонта планирования 
  произвольным образом;
- используется 
  иерархия программ «программы – подпрограммы 
  – программные элементы»;
- необходимо 
  разработать несколько разных вариантов 
  достижения целей и соответствующие им 
  варианты финансирования;
- предусмотрено 
  применение программной структуры многолетнего 
  планирования (применительно к проектам 
  капитального строительства и программам, 
  реализация которых рассчитана на несколько 
  лет);
- для принятия 
  оптимальных бюджетных решений необходимо 
  сравнивать ожидаемые затраты и результаты, 
  для чего требуется измерять социальную 
  эффективность, что предполагает использование 
  достаточно сложных аналитических инструментов.
      Методология 
выставляла высокие требования к 
уровню квалификации персонала. Для 
решения этой проблемы были внесены 
изменения в бюджетный календарь, 
увеличена численность персонала, 
проведено обучение служащих. В результате 
использования метода были созданы следующие 
наработки:
  - сформулированы 
  миссии и функции министерств и ведомств;
- возросло 
  качество информационной поддержки принятия 
  решений: в министерствах ведомствах была 
  накоплена ценная информация о нормативах 
  затрат, объемах предоставления услуг, 
  о целях и способах измерения степени 
  их достижения;
- появился 
  опыт использования системного анализа 
  для сравнения различных альтернатив 
  и принятия оптимальных бюджетных решений.
      Среди 
проблем, помешавшим успешно внедрить 
систему, специалисты (в том числе специалисты 
из министерств и ведомств, в которых внедрялась 
система) называли следующие:
  - несовершенство 
  методологии оценки результатов исполнения 
  программ;
- трудности 
  интегрирования полученных оценок в процесс 
  принятия решений;
- отсутствие 
  доступа к документам со стороны конгрессменов;
- невозможность 
  с помощью полностью формализовать процесс 
  принятия решений по распределению бюджетных 
  средств между главными приоритетами 
  государственной политики (например, между 
  образованием и здравоохранением);
- существование 
  определенных сфер государственной деятельности 
  (например, внешнеполитической деятельности), 
  в которых системный анализ не применим;
- отсутствие 
  механизма преодоления разногласий;
- организационные 
  сложности (большая численность служащих 
  и сложная организационная структура 
  федеральных органов исполнительной власти, 
  необходимость координации действий министерств).
      Управление 
по целям построено на базе следующих 
принципов:
  - повышение 
  ответственности всех сотрудников министерств 
  за достижение целей (для начальников 
  министерств и ведомств) и отдельных задач 
  (для сотрудников);
- необходимо 
  было оценить социальную и экономическую 
  эффективность федеральных программ;
- цели министерств 
  должны были быть социально значимыми, 
  количественно измеримыми, реализуемыми 
  без дополнительных ресурсов, рассчитанными 
  на исполнение в течение одного года;
- необходимо 
  было выделить подцели, реализация которых 
  ведет к выполнению основных целей.
     
Положительные стороны MBO:
  - выработка 
  целей;
- персональная 
  ответственность за достижение целей.
      Основной 
причиной отказа от MBO принято считать 
слабую связь этого метода с процессом 
подготовки бюджета и трудности, 
возникшие при выработке целей 
и их измерении. Предлагаемые цели нередко 
были не достижимыми в рамках планируемого 
горизонта, либо формулировки этих целей 
были слишком общими, неконкретными. Кроме 
того, в качестве целей своей деятельности 
некоторые министерства выдвигали задачи, 
решение которых выходило за пределы их 
компетенции.
      Планирование 
бюджета от нуля построено на базе 
следующих принципов:
  - для каждой 
  цели министерства должны предложить 
  несколько вариантов ее достижения, причем 
  затраты по крайней мере по одной из программ 
  должны быть ниже текущего уровня;
- каждое министерство 
  должно было построить иерархию целей, 
  начиная с нижнего звена организации и 
  до министерства/ведомства в целом, и оценить 
  объем ресурсов, требуемый для их достижения;
- при составлении 
  бюджета распределение средств между 
  статьями начинается «с чистого листа» 
  (без учета плановых и фактических данных 
  прошедших периодов);
- необходимо 
  совместить программную структуру с организационной, 
  указав в ней центры принятия решений;
- нужно было 
  подготовить «пакеты решений» – пакеты 
  программ, соответствующих альтернативным 
  способам достижения целей, включающие 
  сведения о требуемых затратах и об ожидаемой 
  социально-экономической эффективности 
  реализации программ;
- требовалось 
  провести обсуждение программ, входящих 
  в «пакет решений» с участием руководителей 
  разного уровня;
- необходимо 
  было составить обоснование затрат (программ), 
  ранжированных по приоритетности.
      Далее 
представлены выводы по результатам 
использования методологии.
      Положительные 
стороны:
      − 
концептуально устанавливает самую 
четкую и ясную связь между 
бюджетными ресурсами и результатами 
реализации программ.
      Отрицательные 
стороны:
      − 
объем бумажной работы вырос в 
несколько раз;
      − 
обнаружился недостаток времени 
для программного планирования;
      − 
часто отсутствовала информация 
для принятия решений в соответствии 
с требованиями;
      − 
в некоторых случая рассмотрение 
альтернативных вариантов не имело смысла 
при подготовке заявок по программам, 
уровень расходов по которым был вне контроля 
министерств.
      Бюджетное 
планирование, основанное на результативности 
включает следующие базовые принципы:
  - готовились 
  отчеты, ориентированные на население, 
  от федеральных министерств о ходе реализации 
  исполняемых ими программ и о достигнутых 
  результатах;
- проводилось 
  совершенствование процедур выработки 
  программных целей, измерения социальной 
  и экономической эффективности реализации 
  программ, совершенствование отчетности 
  о их выполнении;
- предполагалось 
  усиление социальной эффективности программ 
  и усиление ответственности государственных 
  органов за результаты их осуществления; 
  повышение качества услуг населению;
- требовалась 
  формулировка целей в виде системы количественных 
  и качественных показателей с планом достижения 
  поставленных целей;
- проводилось 
  предоставление конгрессменам объективной 
  информации о произведенных затратах, 
  степени достижения поставленных целей, 
  сравнительной эффективности федеральных 
  программ;
- составлялся 
  ежегодный отчет о результатах деятельности 
  в который включены данные сравнения достигнутых 
  показателей социальной эффективности 
  с запланированными; 
- мероприятия 
  по достижению целей, которых не удалось 
  достичь, либо объяснения, почему эти цели 
  недостижимы; основные выводы по оценке 
  результатов исполнения программ за отчетный 
  год.
      Бюджетное 
планирование, основанное на методе начисления 
является инструментом для поддержки 
управления, основанного на показателях 
результативности, так как в некоторых 
случаях оно более четко связывает общую 
стоимость ресурсов, используемых для 
достижения некоторого результата. Этот 
метод выявляет все стоимости событий 
и операций в тот момент, когда их влияние 
становится вероятным и измеримым.