Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:25, курсовая работа
Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное
удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции,
работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при
минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического
развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие
обеспечивает увеличение прибыли
Введение 5
1. Теоретические основы организации прибыли и рентабельности
1.1 Прибыль и рентабельность и их экономическая
сущность 7
1.2 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности
13
2. Анализ прибыли и рентабельности (на примере предприятия АО «Саранский
хлебокомбинат»)
2.1 Факторный анализ прибыли и рентабельности
на АО «Саранский хлебокомбинат» 18
2.2 Анализ распределения и использования прибыли 27
3. Пути улучшения использования прибыли
и увеличения рентабельности на предприятии
3.1 Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях
рыночной экономики 31
3.2 Пути и методы увеличения рентабельности на АО «Саранский хлебокомбинат»
32
Заключение 35
Список использованной литературы 37
усл. об.
тыс.руб.
усл. об.
тыс. руб.
усл. об.
тыс.руб.
%
Реализация ТП
N0
16115794
N10
13600008
N1
17852679
110,2
Полная себестоимость
S0
14721995
S10
12323729
S1
16622938
112,9
Прибыль от реализации ТП
P0
1393799
P10
1176250
P1
1229741
88,2
Объем производства, т
Q0
6740 — —
Q1
5688
84,4
Определяем степень влияния на прибыль отдельных факторов:
а) Одним из определяющих факторов, прямо повлиявших на уменьшение прибыли от
реализации ТП на Саранском хлебокомбинате, явилось значительное снижение
объема производства — на 15,6%. Увеличение же выручки от реализации на 10,78%
объясняется прежде всего изменениями отпускных цен на продукцию. Данное
влияние рассчитывается следующим образом:
DP1=N10-N1
DP1=17852679-13600008=4252671 тыс. руб.
Эта дополнительная прибыль получена в том числе за счет инфляции, изменения
отпускных цен и, отчасти, — за счет изменений в структуре товарной продукции.
Более детальный анализ требует рассмотрения цен по всей номенклатуре
выпускаемой продукции на основе данных бухгалтерской отчетности.
б) Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (собственно объема
продукции в оценке по базовой себестоимости).
DP2=P0*K1-P0
где, K1 — коэффициент роста объема продукции: K1=S10/S0
DP2=1393799-1393799=-217587 тыс. руб.
Таким образом, влияние фактора снижения объема производства составило -
217587 тыс. руб.
в) Расчет влияния на прибыль изменений в структуре продукции. Данный
коэффициент сводится к определению разницы коэффициента роста объема
реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема
реализации продукции по базисной себестоимости.
DP3=P0*(K2-K1)
где K2=N10 / N0 .
DP3=1393799*(-)=5,84 тыс. руб.
Полученная положительная
произошли положительные изменения, повлекшие за собой более медленное
снижение величины выручки от реализации по сравнению с себестоимостью
продукции в базисных ценах.
г) Расчет влияния на прибыль изменения себестоимости. Коэффициент выражается
разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной
продукции и фактической себестоимостью. В данном случае это влияние
составило:
DP4=S10-S0.
DP4=12423729-166229388=-
Столь значительное изменение себестоимости поддается анализу при более
подробном рассмотрении состава затрат на Саранском хлебокомбинате.
Таблица 2.3. Структура себестоимости на АО "Саранский хлебокомбинат"
Показатель 9 мес. 1999 г., тыс. руб. 9 мес. 2000 г., тыс. руб. Динамика, %
Мат. затраты
9521670
10170260
106,81
Затраты на оплату труда
673294
703033
114,42
Прочие прямые затраты
4171392
5286333
126,73
Накладные расходы
355633
463311
130,28
Итого
14721995
16622938
112,91
Как видно из таблицы 2.3., в структуре себестоимости наибольший рост затрат
наблюдается по статьям: прочие прямые затраты, включающие общезаводские
расходы, амортизацию и др.; материальные затраты, включающие расходы на сырье
и материалы, топливо и энергию на технологические цели, ТЗР и т.д. Стоит
также отметить значительный рост накладных расходов (130,28%), в которые
входят затраты по сбыту и реализации продукции, расходы на рекламу, упаковку
и т.д. Можно предположить, что со временем доля этих затрат будет неуклонно
возрастать, так как в условиях рынка недостаточно произвести продукцию, -
необходимо приложить
выражении другие затраты, для успешного сбыта.
д) Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных
сдвигов в составе продукции исчисляется сравнением базисной полной
себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции с
базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции.
DP5=S0*K2-S10.
DP5=14721995*0?8438931-
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на
прибыль перерасхода (экономии), вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины
(невыполнение плана
DP6.
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации
товарной продукции за отчетный период:
DPа=P1-P0.
где P1 и P0 — прибыль от реализации
товарной продукции
отчетный и базисный периоды соответственно; DPа —
общее изменение прибыли от реализации
товарной
.
DPа=1229741-1393799=-164058 (тыс. руб.).
или:
DPб=
где DPi — изменение прибыли за счет i-го фактора.
DPб==4252671+(-217587)+5,854+(
Небольшое отклонение между DPа и DPб
объясняется влиянием фактора DP6 — его величина равна 1,2
тыс. руб.
Для более наглядного сопоставления влияния каждого фактора на прибыль от
реализации товарной продукции следует составить следующую таблицу:
Фактор Абсолютная величина тыс. руб. Удельный вес, %
DP1
4252671,000
49,05000
DP2
217587,000
2,51000
DP3
5,854
0,00006
DP4
4199209,000
48,44000
DP5
60,000
0,00670
DP6
1,200
0,00001
Абсолютная сумма отклонений
8669534,050
100,00000
Данные таблицы 2.4. демонстрируют, что на прибыль от реализации товарной
продукции наиболее значительно воздействуют два фактора, а именно — изменения
отпускных цен и изменение себестоимости продукции, влияние же других факторов
не столь заметно — менее 3%.
Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что прибыль от
реализации товарной продукции на Саранском хлебокомбинате возрастает лишь за
счет фактора изменения цены, что ставит предприятие в зависимость от
конъюнктуры. Внутренние же факторы — такие как влияние на прибыль изменений
в объеме производства продукции и в структуре прибыли не задействованы вовсе.
Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансово-производственное
состояние предприятия далеко от благополучного.
Однако необходимо заметить, что цены на ряд товарных позиций, выпускаемых
Саранским хлебокомбинатом регулируется Правительством РМ, и, следовательно,
не могут адекватно меняться вслед за изменениями себестоимости, так как
предприятие приобретает сырье и материалы по свободным ценам. А если учесть,
что тарифы на энергию, газ, воду диктуются монополиями, то становится
очевидным, что предприятие попало в своеобразные тиски: “наверху” —
регулируемые государством цены (по сути фиксированные), а “внизу” —
необходимость закупки сырья и материалов по нерегулируемым ценам.
Анализ рентабельности на Саранском хлебокомбинате будет строится исходя из
двух систем показателей: рентабельности продукции; рентабельности
предприятия.
а) Показатель рентабельности продукции характеризует прибыльность продукции
за определенный период. С помощью методов факторного анализа определяется
влияние изменений рентабельности продукции за счет факторов изменения цены
продукции и ее себестоимости.
Пусть К0 и К1 — рентабельность продукции
базисного и отчетного периодов соответственно. Тогда в соответствие с
методикой из 1.2:
K0= ;
K1=.
Изменение рентабельности (DK) равно 6,89-8,65=1,76%.
Влияние фактора изменения цены на продукцию:
DKN=
.
Влияние фактора изменения себестоимости:
DKS=
DK=DKN + DKS = 8,89+(-10,65)=-1,76%
Таким образом, за счет изменения полной себестоимости, а точнее ее увеличения
на 13,04%, рентабельность продукции снизилась на 10,65%. Вследствие же
изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла на
8,89%. Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на
1,76%. Т.е. выполняется условие, описанное в главе 1.2. о том, что при более
быстром росте себестоимости по сравнению с ростом прибыли от реализации общая
рентабельность продукции
б) Анализ факторов, влияющих на рентабельность производства будет проводится
методом цепных подстановок. В данной работе используется трехфакторная
модель, позволяющая рассчитать изменение рентабельности производства по трем
факторам: рентабельности продукции, фондоемкости продукции и оборачиваемости
оборотных средств.
В основе модели лежит соотношение:
R=;
где: R — рентабельность предприятия;
P — прибыль от реализации продукции;
K — капитал предприятия (стоимость активов - оборотных
средств и основных фондов).
С учетом перечисленных выше факторов, формула примет вид:
R=;
где: F — основные производственные фонды предприятия;
E — оборотные средства предприятия;
— рентабельность продукции;
— фондоемкость продукции;
— оборачиваемость продукции.
Факторный анализ будет строится в таблице 2.5.
Показатель
Условные
обозначения 1999 г. 2000 г.
1
2 3 4
Выручка от реализации, тыс. руб.
N
16115794
17852679
Основные производственные фонды, тыс. руб.
F
7696698
7499012
Оборотные средства, тыс. руб.
E
2987397
3852474
Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб.
C
14721995
16622338
Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб.
P
1393799
1229741
Рентабельность предприятия
0,1305
0,1083
Расчеты для трехфакторной модели:
1. Прибыльность продукции
P/N
0,0865
0,0689
2. Фондоемкость продукции
F/N
0,4776
0,4200
3. Оборачиваемость оборотных
E/N
0,1854
0,2158
Показатель
Условные
обозначения Отклонения
1
2
3
4
абсолют.
гр.4-гр.3
относит.
гр.5/гр.3 *100%
Выручка от реализации, тыс. руб.
1736885
10,78%
ОПФ, тыс. руб.
-197686
-2,57%
Оборотные средства, тыс. руб.
865077
28,96%
Себестоимость, тыс. руб.
1900343
12,91%
Прибыль от реализации ТП
164058
-11,77%
Рентабельность капитала
-0,0222
-17,01%
Прибыльность продукции
-0,0176
-20,35%
Фондоемкость
-0,0576
-12,06%
Оборачиваемость
0,0304
16,40%
Показатели, сведенные в таблицах 2.5. и 2.6. предназначены для дальнейшего
использования в факторном анализе рентабельности предприятия.
Из таблицы 2.6. видно, что общий прирост рентабельности предприятия за год (
DR) составил -0,0222 или -2,22%. Рассмотрим какое влияние на эти изменения
оказали различные факторы.
1. Влияние фактора
а) рассчитываем условную рентабельность по прибыльности при условии, что
изменилась только рентабельность продукции, а значение остальных факторов
остались на уровне базисных:
.
б) выделяем влияние фактора прибыльности продукции:
2. Влияние фактора изменения фондоемкости:
а)
б)
3. Влияние фактора
а)
б) выделяем влияние фактора
Итак, суммарное влияние факторов:
Анализируя полученные результаты,
можно сделать некоторые
n общая рентабельность предприятия за отчетный год снизилась на 2,22%,
причем снижение рентабельности вызвано прежде всего значительным падением
показателя рентабельности продукции (-2,66%), а также ухудшением
использования оборотных средств (на 0,55%);
n некоторые позитивные сдвиги наблюдаются в отношении использования
основных фондов – за счет уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ при
одновременном росте показателя реализации ТП, что дало небольшой прирост в
общей рентабельности предприятия.
2.2. АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
Прибыль, помимо других, призвана выполнять стимулирующую функцию. Ее суть в
том, что прибыль является основным элементом финансовых ресурсов предприятия.
Сегодня частные, коллективные, акционерные, иностранные предприятия
функционируют на началах коммерческого расчета, и не допускают
централизованного вмешательства
в процесс распределения
после внесения в бюджет обязательных платежей и возврата кредитов. Прибыль,
остающаяся в распоряжении предприятия используется им самостоятельно и
направляется на дальнейшее развитие
предпринимательской
Рыночные условия
Информация о работе Анализ прибыли АО «Саранский хлебокомбинат»