Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:25, курсовая работа
Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное
удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции,
работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при
минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического
развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие
обеспечивает увеличение прибыли
Введение 5
1. Теоретические основы организации прибыли и рентабельности
1.1 Прибыль и рентабельность и их экономическая
сущность 7
1.2 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности
13
2. Анализ прибыли и рентабельности (на примере предприятия АО «Саранский
хлебокомбинат»)
2.1 Факторный анализ прибыли и рентабельности
на АО «Саранский хлебокомбинат» 18
2.2 Анализ распределения и использования прибыли 27
3. Пути улучшения использования прибыли
и увеличения рентабельности на предприятии
3.1 Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях
рыночной экономики 31
3.2 Пути и методы увеличения рентабельности на АО «Саранский хлебокомбинат»
32
Заключение 35
Список использованной литературы 37
стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный
вес в структуре валовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под
воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость,
объем реализации, уровень действующих цен.
Важнейшим из них является себестоимость. Под себестоимостью продукции
понимают все затраты
именно — стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных
материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых
ресурсов и прочих расходов по эксплуатации (18, с. 55).
Количественно в структуре цены себестоимость занимает значительный удельный
вес, поэтому она заметно
условиях.
К показателям снижения себестоимости относятся следующие показатели:
- показатели, связанные с повышением
технического уровня
(внедрение новой
изменение конструкции и технических характеристик изделий);
- показатели, связанные с улучшением организации труда и управления
(совершенствование
сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака, улучшение
организации труда);
Основными задачами анализа себестоимости промышленной продукции являются:
- установление динамики
- определение затрат на рубль товарной продукции;
- выявление резервов снижения себестоимости.
Анализ затрат на производство по
элементам и статьям
с целью выявления отклонений, определения состава элементов и статей
калькуляции, удельный вес каждого элемента в общей сумме затрат на
производство, изучение динамики за ряд прошлых лет, выявление факторов,
которые вызвали изменения в элементах и статьях затрат и повлияли на
себестоимость продукции.
Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции
является изменение объема производства и реализации продукции. Падение
объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда
противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет
сокращение объема прибыли. Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия
неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе
технического обновления и повышения эффективности производства.
Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях
прямо пропорциональная. Вследствие этого немаловажное значение в рыночных
условиях приобретает
чем он выше — тем меньше прибыли получит предприятие. Величина
нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей
рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью
предприятия, условиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка
всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного
перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции больше, чем
реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в
нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более
рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном
выражении из расчета упущенной будущей прибыли. В целях увеличения прибыли
предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков
нереализованной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении.
Размер выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не
только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и
уровня применяемых цен (9, с.13-14).
Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются самими
предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции,
спроса, и предложения аналогичной
продукции другими
исключениями предприятий-
регулируется государством). Поэтому уровень свободных цен на продукцию в
определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.
Для принятия многих управленческих решений важно знать не только факторы,
влияющие на величину и структуру себестоимости, но и причины, определяющие
изменение рентабельности.
Подобный анализ строится в соответствие с используемой на конкретном
предприятии системой показателей рентабельности. С учетом рассмотренных ранее
групп показателей, факторный анализ может строится следующим образом.
Рентабельность продукции
себестоимости (материальных затрат).
Пусть К0 и К1 — рентабельность продукции
базисного и отчетного периода соответственно. Тогда по определению:
K0=(N0-S0) / N0.
K1=(N1-S1) / N1.
DK=K1-K0.
где P1,P0 — прибыль от
реализации отчетного и
периодов
соответственно;
N1,N0 — реализация продукции (работ, услуг)
соответственно;
S1, S0 — себестоимость продукции (работ, услуг)
соответственно;
DK — изменение рентабельности за анализируемый период.
Влияние фактора изменения цены на продукцию определяется расчетом (по методу
цепных подстановок):
DKN=(N1-S0) / N1 - (N0
-S0) / N0.
Соответственно влияние изменения себестоимости даст общее изменение
рентабельности за период:
DKS=(N1-S1) / N1 - (N1
-S0) / N1.
Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:
DK=DKN-DKS.
Таким образом, рентабельность продукции напрямую зависит от объема
реализации, то есть выручки и себестоимости продукции. Для роста
рентабельности необходимо выполнение одного из следующих условий: рост
выручки при неизменно, либо снижающейся себестоимости; снижение себестоимости
при постоянном объеме выручки; либо больший темп роста выручки по сравнению с
темпом роста величины себестоимости.
Рентабельность
зависимостям. Например:
KП.К.=P/(F+E)=(P/TR)*(TR/(F+E)
где: KП.К — рентабельность производственных активов;
P — чистая прибыль;
F — стоимость основных производственных фондов;
E — средняя сумма оборотных средств;
TR — выручка от реализации.
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью фондов KП.К
, производственных активов (P/(
(P/TR), и фондоотдачей (TR/(F+E)). Экономический смысл заключается в
том, что формула прямо показывает пути повышения рентабельности: при низкой
доходности продаж необходимо стремиться
к ускорению оборота
активов (19, с. 52-55).
Необходимо рассмотреть еще одну факторную модель рентабельности:
P/PK=(P/TR)*(TR/TK)*(TK/PK)
где: PK — собственный капитал;
TK — совокупный капитал.
Как видно, рентабельность собственного капитала (P/PK) зависит от
изменений уровня рентабельности продукции (P/TR), скорости оборота
совокупного капитала (TR/TK), и соотношения собственного и заемного
капитала. Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача
собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе
совокупного капитала. Изучение подобной зависимости имеет большую
доказательную силу для оценки финансового состояния предприятия, оценки степени
результатов своей деятельности.
Однако необходимо сделать следующую оговорку. При анализе факторов,
определяющих уровень рентабель
экономический смысл явлений, так как сами по себе абсолютные величины не
показывают эффективность
средств. К примеру, любое увеличение средней стоимости основных
производственных средств
действительности же технический прогресс сопровождается, как правило,
увеличением фондовооруженности работников и величины ОПФ, что является
главным двигателем повышения эффективности производства, в том числе и
рентабельности (2, с. 270).
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И
Хлебокомбинат»).
2.1 Факторный анализ прибыли и рентабельности на
АО “Саранский Хлебокомбинат”
Анализ формирования прибыли на предприятии складывается из изучения
финансовых результатов и
изменений прибыли.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве
следующих показателей:
- исследование изменений
(“горизонтальный” анализ);
- исследование структуры
(“вертикальный” анализ) (20, с. 68).
Для оценки и анализа уровней и динамики показателей финансовых результатов
деятельности предприятия
Таблица 2.1. Финансовые результаты деятельности АО "Саранский хлебокомбинат"
Показатель 9 мес. 2000 г., тыс. руб. 9 мес.1999 г., тыс. руб. 2000г. к 1999 г., %
Выручка от реализации (без НДС)
17852679
16115794
110,78
Полная себестоимость продукции
16622938
14721995
112,91
Прибыль от реализации ТП
1229741
1393799
88,23
Сальдо доходов и расходов от операционных и внереа-лизационных операций
-329905
5958
55 раз
Балансовая прибыль
899836
1399757
64,29
Налог на прибыль
314880
489501
71,60
Чистая прибыль
584956
910256
60,61
Нераспределенная прибыль
85725
430095
19,93
Анализ
данных таблицы показывает, что по
сравнению с аналогичным
1999 года за 9 месяцев 2000 года произошло ухудшение основных финансовых
показателей. Прибыль от реализации товарной продукции уменьшилась на 164058
тыс. руб., или на 11,77%; балансовая прибыль — на 499921 тыс. руб. (35,71%);
чистая прибыль — на 367033 тыс. руб. (39,39%).
Наиболее отрицательным
чистой прибыли, так как именно ее наличие создает стимулирующие условия
хозяйственного развития предприятия; а также то, что снижение величины чистой
прибыли происходит гораздо более быстрыми темпами, чем уменьшение балансовой
прибыли, а тем более — прибыли от реализации товарной продукции, что
сигнализирует о не вполне “здоровом” финансово-производственном положении
предприятия.
Вертикальный анализ демонстрирует, что в составе балансовой прибыли в 2000
году прибыль от реализации товарной продукции составила 136,66%, в 1999 году
— 99,57%. При прочих равных условиях подобные структурные изменения в
составе балансовой прибыли следовало
бы рассматривать в целом
так как они характеризуют повышение активности предприятия в производственной
деятельности. Однако в данном случае столь значительный рост этого
показателя объясняется вовсе не повышением производственной активности
предприятия, а значительным ухудшением отдачи от операционных и
внереализационных операций, что неизбежно влечет за собой снижение и других
показателей прибыли. К внереализационным
операциям здесь относятся
операциям, связанным с движением
имущества предприятия —
по причине морального износа; списанная дебиторская задолженность; штрафы,
пени и т.д.
Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменений по каждому
фактору прибыли от реализации и определить их влияние на изменения прибыли.
Подробный анализ будет основываться на ряде показателей (таблица 2.2).
Важнейшими из них являются объем производства продукции, полная себестоимость
продукции и реализация товарной продукции в базисном и отчетном годах.
Вспомогательными показателями будут служить данные по реализации товарной
продукции, себестоимости и прибыли от реализации товарной продукции в
отчетном году в ценах базисного года.
Таблица 2.2. Данные для расчетов факторов, вляиющих на прибыль.
Показатель По базису (9 мес. 1999 г.) По базису на фактически реа-лизованную про-дукцию Фактически по отчету (9 мес. 2000 г.) Динамика
Информация о работе Анализ прибыли АО «Саранский хлебокомбинат»