Значимость и предназначение философии на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:46, реферат

Краткое описание

Целью контрольной работы является исследование предмета философии, и ее роли в обществе в XIX-XX вв.

Оглавление

Введение
1. Сущность и предмет философии
2. Экзистенциализм: основные идеи, представители, место в философии XX в.
3. Значимость и предназначение философии на современном этапе
4. Глобальные проблемы человечества и философии XIX-XX вв.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Радик.docx

— 47.77 Кб (Скачать)

Интеллектуальной вершиной эпохи господства капитализма стала  немецкая классическая философия-непосредственный теоретический источник диалектического и исторического материализма. В стремлении к тому, чтобы стать эпохой, схваченной в мысли, философия в лице Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха предстает как яркая, но последняя по своей универсалистской претензии система философского знания. 

Революционный переворот  в философии, совершенный марксизмом, означал прежде всего беспрецедентное укрепление и возвышение ее теоретического (гносеологического) и общественного (онтологического) статуса: она обрела научный характер и указала на свою собственную, в принципе адекватную себе, социальную базу-пролетариат-класс, который волей законов мировой истории, одухотворенный новым мировоззрением, должен нести освобождение человечеству от экономической эксплуатации и социальной несправедливости.  
 
Против справедливости такого подхода едва ли можно что-либо возразить. Но было бы неправильно и отказываться от поиска такого общего определения философии и ее предмета, в котором бы находили свое отражение наиболее общие черты определяемых феноменов и которое смогло бы зафиксировать единство мирового философского процесса и субъективной человеческой сущности философии как одного из способов духовного бытия людей, их отношение к материальному и идеальному и, конечно же, объективную всеобщность и целостность предметной реальности, изучаемой философией. 
 
Прежде чем попытаться дать такое определение, следует взглянуть на соотношение между определением философии и ее предметом. Как свидетельствует история, со стороны субъекта предмет философии практически всегда существенным образом детерминировался пониманием философии, ее смыслом, целями и т. д. Со своей стороны развитие знания (в том числе и философского) о природе, человеке и его познании модифицировало и изменяло понимание предмета философии. Однако неизменным оставалось по меньшей мере то, что предмет философии в конечном счете указывал на ее содержание, содержательную цель и вне ее лежащий идеал, тогда как сама философия понималась как способ обретения знания или даже как способ бытия личности (о чем говорится в частности, в различных версиях экзистенциализма или религиозно-мистической философии). Кроме того, в определении философии так или иначе отражается то обстоятельство, что она-дело человека, и только человека. Поэтому по сравнению с определением предмета философии определение ее самой более «антропоцентрично»; в нем могут фиксироваться конкретные интеллектуальные, чувственные или даже смысложизненные, экзистенциальные начала (состояния) человека: любовь, удивление, смех, плач, понимание, осмысление, отчаяние, борьба, революционное преобразование и т. д.

Понимание философии, как  и представление о ее Предмете, развивалось исторически. Одним  из древнейших является определение  философии как любви к мудрости, как духовного феномена, рождающегося из удивления и изумления человека перед миром, в котором он находит  себя, одновременно сливаясь с ним  и дистанциируясь от него. 

2. Экзистенциализм: основные идеи, представители, место в философии XX века

Сложнейшее умонастроение  человека современной эпохи были выражены в таком весьма влиятельном  течении, как экзистенциализм (философия  существования). Это течение, во многом иррационального толка, получило широкое распространение в ряде стран Западной Европы в 30-60е годы и проявилось как в религиозной, так и в атеистических формах. Классиками экзистенциальной философии 20 столетия принято считать немецких философов Хайдеггера. М.  и Ясперса. К., французских писателей Сартра. Ж. П., Камю. А., Марселя. Г. Экзистенциальные мотивы присутствуют в творчестве русского писателя Достоевского. Ф. М. и философа Бердяева. Н. А. Основной темой экзистенциализма стало существование человека в абсурдном (отчужденном, бесчеловечном) мире. Это философское течение возникло как реакция на кризис гуманизма, выражение глубоких социальных, политических и иных потрясений в современную эпоху. Иногда экзистенциализм называют “философия кризиса”, которая выражает бытие одинокого человека, заброшенного потоком времени в бесчеловечный социальный мир.

Экзистенциализм означал (наряду с религиозной философией 20 века) решительный поворот к  теме человека, к исследованию его  внутреннего, духовного мира в ситуации отчуждения от общества. Особенностью экзистенциализма является также осмысление в нем негативных эмоционально-психологических  состояний человека-скуки и тоски, разочарования, тревоги и страха, отчаяния, ужаса. Экзистенциализм явился выражением трагического умонастроения человека, волею судьбы оказавшегося в так называемой “пограничной ситуации”-на грани между жизнью и смертью, бытием и небытием. Мир неразумен и не поддается объяснению, он чужд и враждебен человеку. “Жизнь есть боль”-такова основная правда жизни, с точки зрения экзистенциальной философии. Человек одинок, ему неоткуда ожидать поддержки и помощи. С приходом человека в этот мир неотвратимо наступает его конфликт с ним, возникает чувство абсурда. Примечательно, что экзистенциализм в качестве основного для философии берет вопрос о самоубийстве, о том, стоит ли жить вообще.

Экзистенциализм полагает. Что внешний предметный мир представляет собой подлинное существование, суету сует и повседневность. Этот мир делает человека приниженным, обезличенным и даже выброшенным на обочину  жизни. В таком социальном мире “Бог умер”, и в нем нет прочного духовного стержня, на которой можно было бы опереться. Идущее из глубины человеческой души стремление к счастью и отчаянная “жажда ясности” сталкиваются с “безмолвным неразумием мира”. Понятие пограничной ситуации в экзистенциальной философии фиксирует трагический характер бытия человека в мире, лишенным разумного начало. Человек постоянно находиться перед лицом смерти, и это делает его существование предельно обостренным и драматичным.

Для экзистенциализма характерна обращенным к негативным эмоционально-психологическим состояниям человека, что и выражено в понятии “ экзистенция”. Под экзистенцией (наличное сознание) в данном философском течении принято понимать духовный мир человека, который волею судьбы и обстоятельств оказалось заброшенным в бесчеловечный мир. Феномены экзистенции (скука и досада, вина, тревога и страх, отчаяния, паника и т.п.) образуют трагическое мироощущение, или потрясенное сознание индивида. Поэтому для экзистенциализма характерно повышенное внимание к теме судьбы и смысла жизни человека, его смерти и бессмертия. Сама экзистенция рассматривается как подлинное существование человека, переживание его бытия в мире, основная проблема философии. Отчуждение считается важнейшей характеристикой бытия человека в обществе. Поэтому первейшей задачей философии должно быть поиск выхода из “пограничной” ситуации и обретение человеком подлинного смысла своего существования. По сути дела, экзистенциализм-это стремление распутать клубок острейших проблем (социальных, политических, нравственных и иных), которые возникли в первой половине XX столетия, самого противоречивого и жесткого за всю историю общества.

Экзистенциализму присуще  обращение к средствам художественной литературы для осмыслений условий  существования человека в мире, проблемы выбора им жизненного пути. Так, Камю. А. (1913-1960 гг.) в своем романе “Чума” изобразил алжирский город Оран, на который обрушилась чума. Жители города в этой ситуации заняли разную позицию. Так, чиновники из городского муниципалитета долгое время замалчивали эту болезнь, которая между тем уносила все новые и новые человеческие жизни. Некоторые из представителей интеллигенции попытались покинуть умирающий город, оставив своих соотечественников на произвол судьбы. Напротив, доктор Риэ занял активную позицию и сделал все от него зависящее для борьбы с чумой. В другом произведении-“Миф о Сизифе”-Камю использовал образ этого мифологического персонажа для раскрытия абсурдности человеческого существования, жизни без пользы и надежны. В наказание за свое коварство и хитрость Сизиф был обречен богами вечно вкатывать на высокую гору огромный камень. Едва достигнув вершину, этот камень выпадает из рук и вновь скатывается вниз, и снова повторяется тяжкий труд. Нечто подобное происходит и в жизни каждого отдельного человека, но Камю призвал увидеть в образе Сизифа символ жизненного упорства и несгибаемости, страстного желания не покоряться своей судьбе. И только тогда обретенная свобода станет лучшей наградой за свою дерзость и мучительные усилия.

Важным понятием в экзистенциализме являются также такие, как “абсурд”, “экзистенция”, а наряду с ними большую смысловую нагрузку несет понятие “самоубийство”, “бунт” и “свобода”. Экзистенциализм ведь представляет собой не только выражение абсурдности мира и его отчужденности для человека. В данном философском течении содержится и напряженный поиск выхода из этой ситуации. Абсурдный характер мира настойчиво ставит человека перед выбором модели, способа своего поведения в жизни: либо согласиться с абсурдом (конформизм), либо не согласится с ним (активизм). Решение этой проблемы и должно быть основной задачей для философии.

Первая из обозначенных выше позиций на деле есть не что  иное, как самоубийство, т.е. добровольное согласие с абсурдом, самоуничтожение. Это неизбежно ведет к духовной деградации и распаду личности, к  духовной смерти и далее даже к  физической гибели. По отношению к  обществу это означает забвение индивидом  общечеловеческих проблем, их игнорирование  вопреки остроте и масштабности.

Вторая жизненная позиция  на деле означает бунт, т.е. добровольный и активный протест абсурда, неприятие  его. Бунт является восстанием против абсурда, протестом человека против пороков существующего мира. Бунтовать  означает жить, не покоряясь слепой судьбе, жить вопреки ее предназначениям. “…Я отрицаю самоубийство, - писал  Камю. А., -жить означает не смиряться”, -а смерть есть примирение с абсурдом. С точки зрения экзистенциализма, бунт есть подлинный способ существования человека. “Я бунтую, следовательно-я существую”, -так кратко может быть сформулирована эта идея. Реальная жизнь человека всегда протекает в настоящем, в круге проблем и забот повседневного существования. Неслучайно, что Камю в своем произведении “Миф о Сизифе” использовал в качестве эпиграфа двустишие древнегреческого поэта Пиндара: “Душа, не стремись к вечной жизни, но постарайся исчерпать то, что возможно”. Бунт-это восстание человека против собственного рабства. Бунт-это обретение чувства собственного достоинства и становление личности. Бунт-это зарождение человеческой свободы, преодоление отчуждения. Не отрекаться от себя, не становиться на колени, не смиряться со своей судьбой и не расставаться с надеждой-таким должно быть по-настоящему человеческое существование. Сущность человека как существа свободного обретается в ходе его активного существования, борьбы и поиска, а не наоборот.

С точки зрения экзистенциализма, свобода человека не дана извне, не сотворена. Она проистекает из глубинных  структур его духовного мира. В связи с этим Сартр. Ж. П. писал: “Чтобы быть, человек должен сам выбирать, ни изнутри, ни извне к нему не приходит ничего такого, что бы ему оставалось только принять. Человек полностью и неотвратимо обречен на нестерпимую необходимость созидания своего собственного существования вплоть до мельчайших деталей”. Свобода человека фактически безгранична, поскольку не исчерпаем его многогранный духовный мир. Даже чувство страха-и то содержит в себе возможность свободы, поскольку мобилизует внутреннюю энергию человека. Свобода безгранична еще и потому, что сам человек всегда незавершен как личность. Он всегда пребывает в поиске и с сам, отвечая за себя и за мир, устремлен в будущее.

Экзистенциализм-это интеллектуальная реакция на кризис гуманизма и острые социальные проблемы 20 века. Позитивное значение этой философии состоит в том, что она утверждает веру в силы и возможности человека, в его способность устроить социальный мир “по-человечески”. Экзистенциализм-это гуманизм, философия доверия к человеку, философия надежды на него. Основным в этом течении является идея ответственности человека за мир, в котором он существует, страдает и борется. “Быть в пути”-в этом и стоит подлинное, хотя и не легкое его призвание. Ни боль, ни страх, ни отчаяние не должно увести человека от ответственности перед Миром. Он может, а значит, должен устроить свою жизнь разумно. Возможно, именно в этом и будет состоять основная миссия в грядущем 21 веке.

3. Значимость и  предназначение философии на современном этапе

В чем состоит значимость философии, какие функции она  реализует? Таких функций очень много, мы назовем четыре главные.

Мировоззренческая функция  философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик.

Методологическая функция  философии состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением. Одним из таких методов является исторический метод: чем бы вы не занимались, есть резон учитывать историю интересующих вас проблем. В философии многое делается в плане прояснения содержания основных принципов науки, искусства, практики.

Гуманистическая функция  философии также проявляется  очень ярко, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. В этой связи показательно, что философия не ограничивает себя научным подходом, а наряду с ним культивирует эстетический и этический подходы.

Практическая функция  философии состоит, как уже отмечалось, прежде всего, в ее моральности, заботе о благе людей.

Для чего нужна философия? Послушаем голоса великих. Сократ и Платон считали, что под воздействием философии человек «становится подлинно совершенным». Англичанин Гоббс полагал, что недостаток философии причиняет много страданий. Немецкий мыслитель Хайдеггер характеризовал философию как «последнее выговаривание и последний спор человека». B.C. Соловьев видел назначение философии в стремлении «к духовной целостности человеческого существования». Назначение философии-поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире. Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Изучение философии-дело благородное хотя бы уже потому, что с нею намного труднее стать «обезьяной цивилизации», чем без нее.

Таким образом, изучение философии  призвано формировать искусство  жить в заведомо несовершенном мире. Жить, не утрачивая личностной определенности, индивидуальной души и общечеловеческой духовности. Противостоять обстоятельствам  можно лишь при умении сохранять  духовную трезвость, самоценность, собственное достоинство личности. Для личности становится понятным значение личного достоинства других людей. Для личности невозможна ни стадная, ни эгоистическая позиция.

Информация о работе Значимость и предназначение философии на современном этапе