Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:32, курсовая работа
Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т. е. редукцией к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений между "верхами" и "низами" и т. п. были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами – вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами.
.Введение
2.Основные отличительные особенности китайской философии и восприятия мира.
2.1.Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии
2.2.Видение мира и окружающей действительности
3. Возникновение и основные этапы развития китайской философии
3.1.Философия Древнего Китая с древнейших времен до VII в. до н.э.
3.2.Зарождение и становление древнейших национальных философских школ (VII в. до н. э. - II в. н. э.).
3.3.Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. — X в. н. э.)
4. Краткая характеристика основных философских школ Древнего Китая.
4.1. Даосизм
4.2.Конфуцианство.
4.3. Легизм
4.4.Моизм
4.5.Мин-цзя (школа имён).
4.6. Инь—Ян Цзя
5. Заключение.
Список использованной литературы:
Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков, который строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбы потомков.
Древнекитайская культура этого периода давала следующее философско-мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов:
- великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо;
- зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего — гиганта Пань-Гу;
- выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;
- образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля);
- 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Землей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах;
- смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек -из крови, дорог — из жил, камней и полезных ископаемых — из костей, зубов и т. д.;
- возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических первопредков Фуси и Нюйвы — людей-драконов.
Другим вариантом является происхождение мира из пяти первоэлементов ( как следует из старинного философского произведения "И-Цзин") — земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте. Рассматривая всё сущее как единство противоположных начал – мужского – ян и женского – инь китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Наполняющие Вселенную, порождающие и сохраняющие жизнь эти первичные субстанции или силы обусловливают сущность пяти элементов.
Древнекитайская мифология
и философия дали первичное объяснение
происхождения мира, природы и
человека, образы-понятия человека,
явлений окружающей жизни, создали
почву для возникновения
В это же время, согласно древнейшим письменным памятникам Китая, некоторые мыслители высказали ряд философских идеи и выдвинули термины, которые впоследствии стали важнейшими понятиями китайской философии. Например, Ши Бо (VIII век до н.э.), историограф династии Чжоу, выдвинул понятие гармонии (хэ), глава придворных летописцев и астрономов царства Цзинь Ши Мо (Цай Мо) (VIII век до н.э.) выдвинул идею «парности всех вещей», сановник (дафу) царства Чжоу Бо Янфу (VIII век до н.э.) объяснял происшедшее в 780 году до н.э. землетрясение нарушением взаимодействия сил инь и ян.
3.2.Зарождение и становление древнейших национальных философских школ (VII в. до н. э. - II в. н. э.).
В VII-VI вв. до н.э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. Судя по книге Ши-цзин, в этот период в китайской философии господствует культ Неба, который не только объясняет движение звёзд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали.
Глубокие политические
потрясения в VII-III вв. до н. э. – распад
древнего единого государства и
укрепление отдельных царств, острая
борьба между крупными царствами
– нашли своё отражение в бурной
идеологической борьбе различных философско-
В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:
- даосизм: Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу;
- конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы;
- школа законников («фа-цзя», по-европейски – легизм). Представители: Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы; Часто также сюда относят Шэнь Дао.
- моизм. Представители: Мо Ди; Мэн Шэн.
- школа имён (мин цзя). Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун;
- школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). Представители: Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан;
Данная классификация приведена в «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня (II-I вв. до н. э.). В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировозренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.
Завершение классического
периода древней китайской
Для этого периода характерна полемика между конфуцианством, легизмом и даосизмом (так называемый этап соперничества «100 школ», который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.;в конце концов конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика), а также проникновением в Китай буддизма.
После проникновения в Китай буддизма ( III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:
- чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;
- неодаосизм;
Выдающиеся мыслители ханьского времени: философ и государственный деятель Дун Чжуншу (2 век до н.э.), получивший в средние века известность как «Конфуций эпохи Хань», император династии Хань У-ди (II век до н. э., конфуцианец), философ-конфуцианец, литератор и филолог Ян Сюн (53 г. до н.э.- 18 н.э.), автор написанного в подражание «Книги перемен» сочинения «Тай сюань цзин» («Канон великого сокровенного»). К ханьскому времени относятся и такие выдающиеся мыслители как Ван Чун (27-ок.97 г.н.э.) и Чжан Хэн (78-139). Чжан Хэн внес выдающийся вклад в развитие древнекитайской астрономии, механики, сейсмологии и географии.Крупным мыслителем этой эпохи был также историк Сыма Цянь (145-86 гг. до н.э.), автор первой всеобщей истории Китая, начинавшейся с глубокой древности и заканчивающейся концом второго века до н.э. Считается, что во время правления династии Хань в творчестве таких мыслителей как Мэн Си (90-40 гг. до н.э.) и Цзин Фан (78-37 гг. до н.э.) было положено начало календарным приложениям « И цзин». К этому направлению, развивающему календарно астрономические аспекты « И цзина», можно отнести также деятельность ученика Мэн Си Цзяо Яньшоу, автора сочинения « И линь» («Лес перемен»), а также работы Чжэн Сюаня (127-200), Сюнь Шуана (128-190) и Юй Фаня (164-233).
Во втором веке нашей эры протекала деятельность даосского философа и алхимика Вэй Бояна (ок.100-170), автора сочинения «Цань тун ци», в котором он изложил с помощью триграмм и гексаграмм, основные принципы даосской алхимии.Сочинение Вэй Бояна было построено в форме комментария к классической "Книге перемен" ("Чжоу и"). В ханьское время было создано сочинение "Тай пин цзин", авторство которого приписывают даосскому мудрецу Юй Цзи. Предполагают, что учение, изложенное в данной книге, легло в основу идеологии восстания Жёлтых повязок и оказало значительное влияние на развитие даосской утопической мысли. Большое влияние на развитие философии в Китае оказал проживший всего 23 года философ Ван Би (226-249). При династии Ранняя Вэй ( 220-264) он был крупным чиновником. Свои взгляды мыслитель излагал в комментариях к конфуцианской и даосской классике. Ван Би автор сочинений "Чжоу и чжу" ("Комментарий к "Чжоуским переменам") и "Лао-цзы чжу" "Комментарий к "Лао-цзы"). Содержание "Чжоу и" Ван Би истолковывал как теорию временных процессов и изменений. Против развиваемой Ван Би идеи "ценности небытия" (гуй у) активно выступал философ и ученый из государства Западная Цзинь Пэй Вэй (267-300), автор сочинения "Чун ю лунь" ("Рассуждение об уважения бытия").
4. Краткая характеристика основных философских школ Древнего Китая.
Далее считаю необходимым перейти к рассмотрению взглядов основных философских школ, сложившихся в так называемый «золотой период классической китайской философии». К сожалению, дать их характеристику в полном объеме невозможно в рамках одного, даже серьезного, научного труда, поэтому придется остановиться лишь на основных моментах
4.1. Даосизм
Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.
Основателем даосизма считается Лао Цзы (дословный перевод- «старый» или «седой учитель»), полулегендарный мудрец из царства Чу, живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты "Даоцзин" («Книга о Дао») и "Дэцзин" («Книга о Дэ»), совместно именуемые "Даодэцзин", и представляющие из себя натурфилософский трактат.
В отличие от метафизического конфуцианства даосское мировоззрение является стихийно - диалектическим.
Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения:
- путь, по которому в
своем развитии должны идти
человек и природа,
- субстанция, от которой
произошел весь мир,
Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:
- все в мире взаимосвязано,
нет ни одной вещи, ни одного
явления, которые не были бы
взаимосвязаны с другими
- материя, из которой
состоит мир, едина;
- мировой порядок, законы
природы, ход истории
- познать "Дао" и
получить "Дэ" можно лишь при
полном соблюдении законов
- путь к счастью, познанию
истины — освобождение от
- необходимо во всем уступать друг другу.
Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к «естественному», первобытному состоянию и внутриобщинному равенству – «золотому веку» даосской утопии. Даосы резко порицали социальный гнёт. Они осуждали войны, выступали против богатства и роскоши знати, поборов властей, доводящих народ до нищеты. Лаоцзы выдвинул теорию недеяния, которая в плане социологическом, с одной стороны, была направлена на ограничение произвола власть имущих, а с другой – проповедовала пассивность как принцип жизни, обрекая массы на следование дао – естественному ходу вещей.
Древние даосы признавали объективность мира, выступали против обожествления неба. Они учили, что небо, как земля, - всего лишь части природы. Мир в их представлении состоял из мельчайших неделимых материальных частиц ци и находился в постоянном изменении, где все бесконечно переходило в свою противоположность: «Неполное становится полным, кривое – прямым, пустое – полным, ветхое - новым». Дао сы отрицали культ предков, отвергали жертвоприношения обожествлённым явлениям природы.
Идеи древнего даосизма получили развитие у философа Лецзы (V – IV вв. до н.э.). Лецзы по прозвищу Защита Разбойников, родом из царства Чжэн, вышел из среды ремесленников.
Теория материи Лецзы
близка к представлению об атомическом
строении вещества. В качестве материальной
субстанции в его учении выступают
два первоэлемента: ци (эфир, воздух)
и цзи (семя). «Вся тьма вещей выходит
из семян и в них возвращается»,
- говорил он. Философ рассматривал
небо как «скопление воздуха», а
землю – как «скопление твердого
вещества». Он развивал материалистическую
концепцию о вечности и бесконечности
Вселенной, о множественности миров,
одним из которых является земной
мир. Лецзы принадлежит научно-
Крупнейшим представителем классического даосизма является блистательный художник слова Чжуанцзы (около 369 – 286 гг. до н. э.) из царства Сун. Наряду с иеалистическими положениями философия Чжуанцзы, содержит глубокие материалистические идеи и гениальные догадки о мироздании. Основой учения мыслителя является концепция дао. Дао (истинный властелин, великий учитель) выступает в его доктрине как сущность бытия, субстанциальная основа мира, абсолютное единое начало, от которого происходят все вещи, постоянно изменяющиеся в вечном круговороте мироздания. Жизнь – непрерывный поток движения. Всеобщность изменений и переход явлений в свою противоположность делают все качества относительными.
Информация о работе Возникновение и основные этапы развития китайской философии