Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:32, курсовая работа
Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т. е. редукцией к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений между "верхами" и "низами" и т. п. были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами – вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами.
.Введение
2.Основные отличительные особенности китайской философии и восприятия мира.
2.1.Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии
2.2.Видение мира и окружающей действительности
3. Возникновение и основные этапы развития китайской философии
3.1.Философия Древнего Китая с древнейших времен до VII в. до н.э.
3.2.Зарождение и становление древнейших национальных философских школ (VII в. до н. э. - II в. н. э.).
3.3.Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. — X в. н. э.)
4. Краткая характеристика основных философских школ Древнего Китая.
4.1. Даосизм
4.2.Конфуцианство.
4.3. Легизм
4.4.Моизм
4.5.Мин-цзя (школа имён).
4.6. Инь—Ян Цзя
5. Заключение.
Список использованной литературы:
В рамках легистской доктрины Хань Фэй выступал за дополнение законов искусством управления. Это, по существу, означало признание недостаточности одних лишь тяжких наказаний в качестве средства управления. Отсюда и его частичная критика в адрес легистов Шан Яна и Шэнь Бу-хая: «Эти двое не совсем тщательно отработали законы и искусство управления».
Подобная критика крайних легистских представлений о насилии как единственном способе и критерии управления сочетается в учении Хань Фэя с попыткой наряду с наказательным законом учесть роль и иных регулятивных начал и принципов. Поэтому он, обращаясь, например, к воззрениям конфуцианцев, стремился к определенному сочетанию некоторых их идей с легистскими представлениями.
Ряд суждений о необходимости
изменений законов в
Попытки исторического подхода
к закону придавали легистской концепции
в целом большую гибкость и содействовали
ее приспособлению к нуждам политической
практики и законодательного процесса.
Одновременно, как было сказано, предпринимались
попытки легистской переинтерпретации
ряда идей конфуцианства с целью использовать
все идеологически влиятельные и значимые
концепции управления в интересах бюрократически-
В результате всех этих усилий уже ко II в. до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко, по существу, отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия. Подобный идейно-теоретический симбиоз различных концепций управления и правопонимания сыграл значительную роль во всем последующем развитии государства и права в Китае.
4.4.Моизм.
Основатель философии моизма является Мо Ди (Мо-Цзы), живший в 479-400-ом годах до нашей эры.
Как и Конфуций, одной из основных идей Мо-Цзы считает идею любви к небу. Воля неба – это всеобщая любовь и взаимная выгода. Мо-Цзы в принципе отвергает влияние судьбы на жизнь человека, показывая наиболее уязвимое место конфуцианского учения: «Требовать, чтобы люди учились, и утверждать, что есть судьба, это всё равно, что приказать человеку уложить волосы и тут же сбить с него шапку».
Мо-Цзы, как и Кун-Цзы, близки интересы народа. Он утверждал, что правители должны любить народ и заботиться о нём.
Мо-Цзы и его сторонники предложили комплекс принципов поведения людей: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь», «принцип против нападений», «принцип за экономию в доходах», «принцип против музыки и увеселений» и так далее…
Моисты первыми начали изучать процесс познания. Они выступили против учения Конфуция о врождённом знании. Последователи Мо-Цзы считали, что человек обладает не врождённым знанием, а врождённой способностью познания. Моисты впервые в китайской философии выделили и дали определения философским категориям: вещь, бытие и небытие, знание, разум, пространство и время, и многим другим.… К примеру определение разума, данное моистами, выглядит следующим образом: «Разум – это понимание сущности вещей».
Поздние моисты разрабатывали правила ведения спора.
Заслуга Мо-цзы и моистов в истории китайской философии состоит в том, что они первыми начали изучать сам процесс познания, поставили вопрос о критерии знания, об источнике знания, о путях познания человеком окружающего мира и самого себя. Они рассматривали вопросы о целях и практическом значении знания, о критерии истинности и пытались дать ответы на них. Их взгляды на познание были не только обобщением достижений китайских мыслей V-III в. до н. э. в области изучения мышления и процесса познания, но вершиной достижения китайской философии в области гносеологии и логики вплоть до конца XIX в.
Эта логико-софистическая школа сформировалась в IV-III-ем веках до нашей эры.
Идеей последователей мин-цзя
была следующая идея: В обществе
происходят изменения и старые «имена»
перестают соответствовать
Представители школы считали, что понятия глубже охватывают существенное в вещах, чем чувственные представления.
Последователи учения мин-цзя много занимались анализом значений понятий. Но постепенно дискуссия о значениях понятий принимает софистический характер. В итоге
Инь—Ян Цзя (кит., букв. —
школа инь—ян) — школа натурфилософов,
одна из шести основных философских школ
Древнего Китая. Разрабатывала вопросы
космо- и онтогенеза, сущности и происхождения
мира вещей и их связей с общественными
процессами и природой человека. Возникновение
школы инь—ян, очевидно, относится к началу
I тыс. до н.э. и связано с представлениями
древних китайцев о дуальных силах инь и ян
и циклическом взаимодействии «пяти стихий»
(у син). Однако каких-либо самостоятельных
сочинений, раскрывающих учение этой школы,
не сохранилось. Фрагменты этого учения
можно встретить в древних памятниках
«И цзин» («Книга перемен»), «Го юй» («Речи
царств»), «Люй-ши Чунь Цю» («Весны и Осени
господина Люя»). Традиция приписывает
создание целостного учения об инь и ян
философу Цзоу Яню (305—240 до н.э.), однако
сочинений последнего, в которых излагалось
бы это учение, не сохранилось.
Судя по фрагментарным упоминаниям о его
учении в др. книгах, Цзоу Янь соединил концепцию
инь—ян с учением о «пяти стихиях», наделив
последние моральными качествами («пятью
добродетелями» — удэ), которые возникают
в ходе космогенеза. Цикличность «пяти
добродетелей», согласно Цзоу Яню, проявляет
себя и в историческом процессе, определяя
этапы расцвета и упадка правящих династий.
Эту концепцию впоследствии воспринял
и развил в цельную онтолого-космологическую
систему виднейший представитель ханьского
конфуцианства Дун Чжуншу (2 в. до н.э.). Идеи
школы инь—ян широко использовались и в
неоконфуцианстве, и в религиозном даосизме.
5. Заключение.
Благодаря высокой социальной
позиции философия имела
Исторически сложилось так, что развитие Китая в течение длительного периода времени шло обособленно от развития европейских стран. Знания китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными это способствовало появлению Древнем Китае представлений о том, что Китай является центром мира, а все остальные страны находятся в вассальной зависимости от него.
Что же касается Европы, то она по-настоящему “открыла” Китай лишь в период позднего средневековья, когда после путешествия Марко Поло в Китай стали прибывать миссионеры для обращения многомиллионной массы китайцев в христианство. Миссионеры плохо знали историю страны, ее культуру, не сумели понять ее культуру и традиции. Это привело к искажению истинного облика китайской культуры, в том числе и основной части философии.
С легкой руки миссионеров Китай то представал как страна особых, неповторимых в своей оригинальности традиции и культуры, где люди всегда жили по иным социальным законам и нравственным нормам, чем в Европе, то как страна где якобы в первозданной чистоте сохранились утраченные на Западе истинные моральные принципы. Это привело к появлению двух диаметрально противоположных точек зрения на историю китайской культуры и философии, одна из которых сводилась к противопоставлению западной и китайской культуры и философии за счет принижения последних, а другая - к превращению отдельных элементов китайской культуры в том числе и философских учений (конфуцианство), в образец для подражания.
Список использованной литературы:
1 История политических и правовых учений под ред. В. С. Нересянца, М., 1999, С. 28.
2 Хрестоматия по литературе Китая. Санкт- Петербург, изд-во «Азбука- Классика», 2004 г.
3 История политических и правовых учений под ред. В. С. Нересянца, М., 1999,
4 Гуревич П. С., Столяров В. И. Мир философии. М., 1991, С. 208.
Информация о работе Возникновение и основные этапы развития китайской философии