Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:32, курсовая работа
Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т. е. редукцией к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений между "верхами" и "низами" и т. п. были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами – вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами.
.Введение
2.Основные отличительные особенности китайской философии и восприятия мира.
2.1.Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии
2.2.Видение мира и окружающей действительности
3. Возникновение и основные этапы развития китайской философии
3.1.Философия Древнего Китая с древнейших времен до VII в. до н.э.
3.2.Зарождение и становление древнейших национальных философских школ (VII в. до н. э. - II в. н. э.).
3.3.Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. — X в. н. э.)
4. Краткая характеристика основных философских школ Древнего Китая.
4.1. Даосизм
4.2.Конфуцианство.
4.3. Легизм
4.4.Моизм
4.5.Мин-цзя (школа имён).
4.6. Инь—Ян Цзя
5. Заключение.
Список использованной литературы:
Оглавление
1.Введение
2.2.Видение мира и окружающей действительности
3. Возникновение и основные этапы развития китайской философии
3.1.Философия Древнего Китая с древнейших времен до VII в. до н.э.
3.2.Зарождение и становление
древнейших национальных
4. Краткая характеристика основных философских школ Древнего Китая.
4.1. Даосизм
4.2.Конфуцианство.
4.3. Легизм
4.4.Моизм
5. Заключение.
Список использованной литературы:
1.Введение
«Если бы Дао можно было бы поднести кому- нибудь в дар,
то каждый поднес бы его своему господину.
Если бы Дао можно было добыть по знакомству,
то каждый добыл бы его для близких.
Если б о Дао можно было поведать,
то каждый поведал бы о Дао братьям.
Если б Дао можно было отдать потомкам,
то каждый отдал бы его своим детям.
Но все это невозможно…»
Гэ Хун (283- 343),
«Жизнеописание Лао Цзы»
Китайская философия является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и Тайваня равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу.
Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т. е. редукцией к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений между "верхами" и "низами" и т. п. были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами – вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами.
"Знание - действие - нравственность"
- эта цепочка в Древнем Китае
составляла одну из главных
линий философствования. Знание
оценивалось и отбиралось в
соответствии с задачами
Еще один элемент рассматриваемой специфики - оторванность философских исканий от конкретных научных знаний, естественнонаучных наблюдений, опытных свидетельств, экспериментальных данных. Естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания. Пожалуй, единственным исключением в этом роде является школа моистов и школа натурфилософов, которые, однако, после эпохи Чжоу прекратили свое существование.
В этой оторванности определенно
просматривается
Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.
Восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей. В отличие от западной философской традиции китайская философия:
а)не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому правильнее говорить не о понятии человека в китайской философии, а об образах-понятиях как человека, так и иных явлений);
б) начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия;
в) не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти, то есть человек (его дух, обладающий некоторой телесностью — "шэн") остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми — нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, снят с должности, наказан — в зависимости от поведения его потомков;
г)выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т. д.), а сердце;
д) воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества;
е) призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.
Согласно китайской
- цзин ( энергии зарождения всего сущего, "корня", "семени" живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии: "семя Прежнего Неба" — то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные; и "семя Последующего Неба" — то, что человек накапливает в течение жизни. Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией).
- ци (материально-духовная энергии, которая служит "строительным материалом" всего сущего . В этом ее отличие от цзин — энергии зарождения. Энергия ци подразделяется на вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму, и духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает "светлой", "чистой" ци. Больной, слабый, неудачливый — "тяжелой", «загрязненной", "темной" ци. Отсюда следует вывод, что путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью — освобождение ци от всего лишнего, очищение души).
- шэнь (неистребимой духовной энергии, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).
Помимо трех видов космической
энергии (энергии зарождения — цзин;
энергии материального и
- ян (мужская сексуальная энергия);
- инь (женская сексуальная энергия).
Отсюда все сущее делится на два противоположных начала -мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь — Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).
В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит "Тай-цзи" - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.
В философских взглядах древнего Китая складывается представление о Дао. Дао – это безличная мировая закономерность, которой подчиняются и природа и люди.
2.2.Видение мира и окружающей действительности
Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно:
- восприятие своей страны — Китая — как центра существующего мира;
- понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;
- осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;
- восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
- консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
- невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;
- осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством;
- восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;
- конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
- понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей -действительности);
Исходя из этого, главными задачами человека являются:
- поддержание в чистом
- работа над своим телом и душой — "син чун" — окультуривание себя;
- работа над судьбой,
- соблюдение общественных
- употребление лекарств и целебных трав, правильное питание;
- проживание в Китае,
3. Возникновение и основные этапы развития китайской философии
Возникновение китайской
философии относится примерно к
тому же времени, что и зарождение
древнегреческой и
Тем не менее, большинство ученых выделяют три этапа в развитии китайской философии
- c древнейших времен до VII в. до н.э. - формирование религиозной практики и мировоззренческих моделей на основе архаических шаманистских верований.
- древняя китайская философия (VI-II вв. до н. э) — проникновение в Китай из Индии буддизма ( III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
- средневековый период китайской философии (II в. до н. э. — X в. н. э.)
- новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.)— постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
3.1.Философия Древнего Китая с древнейших времен до VII в. до н.э.
В древнейшей китайской философии (до VII века до н. э.) господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одной из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов: многие из них имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными – полулюдьми. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения неба и что «воля неба» постигается через гадания, а также предзнаменования.
Информация о работе Возникновение и основные этапы развития китайской философии