Возникновение и основные этапы развития китайской философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т. е. редукцией к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений между "верхами" и "низами" и т. п. были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами – вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами.

Оглавление

.Введение
2.Основные отличительные особенности китайской философии и восприятия мира.
2.1.Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии
2.2.Видение мира и окружающей действительности
3. Возникновение и основные этапы развития китайской философии
3.1.Философия Древнего Китая с древнейших времен до VII в. до н.э.
3.2.Зарождение и становление древнейших национальных философских школ (VII в. до н. э. - II в. н. э.).
3.3.Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. — X в. н. э.)
4. Краткая характеристика основных философских школ Древнего Китая.
4.1. Даосизм
4.2.Конфуцианство.
4.3. Легизм
4.4.Моизм
4.5.Мин-цзя (школа имён).
4.6. Инь—Ян Цзя
5. Заключение.
Список использованной литературы:

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 66.75 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

1.Введение

2.Основные отличительные  особенности китайской философии  и восприятия мира.

2.1.Проблемы человека  и возникновения окружающего  мира в китайской философии  и мифологии 

 

2.2.Видение мира и окружающей действительности

 

3. Возникновение  и основные этапы развития  китайской философии

 

3.1.Философия Древнего  Китая с древнейших времен  до VII в. до н.э.

3.2.Зарождение и становление  древнейших национальных философских  школ (VII в. до н. э. - II в. н.  э.).

3.3.Средневековый  период китайской философии (II в. до н. э. — X в. н. э.)

4. Краткая характеристика основных философских школ Древнего Китая.

4.1. Даосизм

4.2.Конфуцианство.

4.3. Легизм

4.4.Моизм

4.5.Мин-цзя (школа  имён).

4.6. Инь—Ян Цзя

5. Заключение.

Список использованной литературы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

  «Если бы Дао можно было бы поднести кому- нибудь в дар,

то каждый поднес бы его своему господину.

Если бы Дао можно было добыть по знакомству,

то каждый добыл бы его  для близких.

Если б о Дао можно  было поведать,

то каждый поведал бы о  Дао братьям.

Если б Дао можно  было отдать потомкам,

то каждый отдал бы его  своим детям.

Но все это невозможно…»

Гэ Хун (283- 343),

«Жизнеописание Лао Цзы»

 

 

Китайская философия является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и Тайваня равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу.

Древняя китайская философия  весьма специфична. Определяется это  прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т. е. редукцией  к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений между "верхами" и "низами" и т. п. были в ней  доминирующими. Совпадение с политикой  было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами – вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами.

"Знание - действие - нравственность" - эта цепочка в Древнем Китае  составляла одну из главных  линий философствования. Знание  оценивалось и отбиралось в  соответствии с задачами нравственного  совершенствования человека. Высшее  знание - знание о добродетелях  и правилах поведения великих  людей.

Еще один элемент рассматриваемой  специфики - оторванность философских  исканий от конкретных научных знаний, естественнонаучных наблюдений, опытных  свидетельств, экспериментальных данных. Естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания. Пожалуй, единственным исключением в этом роде является школа моистов и школа натурфилософов, которые, однако, после эпохи Чжоу прекратили свое существование.

В этой оторванности определенно  просматривается пренебрежительное  отношение к естественнонаучным наблюдениям и прикладным знаниям  как к чему-то явно низкому и  недостойному человека, человека-мудреца. Противостояние философии и естествознания лишала древнекитайскую культуру возможности  выработать цельное и всестороннее мировоззрение. Оно пагубно сказывалось  на естественных науках, которые тем  самым обрекались на очень низкий общественный статус и становились, по сути, уделом одиночек. Для самой  философии недооценка естествознания обернулась недостаточной развитостью  натурфилософских, в частности космогонических  идей и представлений.

 

 

 

 

2.Основные отличительные  особенности китайской философии  и восприятия мира.

2.1.Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии

 

Несмотря на то что человек  в Китае отождествляется с  природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное  место в китайской философии.

Восприятие китайской  философией человека имеет ряд особенностей. В отличие от западной философской традиции китайская философия:

а)не дает четкого понятия  человека, пытается вникнуть в сущность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его  образа (поэтому правильнее говорить не о понятии человека в китайской  философии, а об образах-понятиях как  человека, так и иных явлений);

б) начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а  с момента зачатия;

в) не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений  после его смерти, то есть человек (его дух, обладающий некоторой телесностью  — "шэн") остается в системе  человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми — нуждается  в питании, заботе, сохраняет прежнюю  должность, может быть повышен, награжден, снят с должности, наказан — в  зависимости от поведения его  потомков;

г)выделяет в качестве духовного  центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т. д.), а сердце;

д) воспринимает человека как  часть природы и космоса, не соглашается  с идеей господства человека над  природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и  противопоставление отдельной личности другим членам общества;

е) призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.

Согласно китайской философской  традиции человек является сгустком трех видов космической энергии:

- цзин ( энергии зарождения всего сущего, "корня", "семени" живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии: "семя Прежнего Неба" — то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные; и "семя Последующего Неба" — то, что человек накапливает в течение жизни. Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией).

- ци (материально-духовная энергии, которая служит "строительным материалом" всего сущего . В этом ее отличие от цзин — энергии зарождения. Энергия ци подразделяется на  вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму, и духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает "светлой", "чистой" ци. Больной, слабый, неудачливый — "тяжелой", «загрязненной", "темной" ци. Отсюда следует вывод, что путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью — освобождение ци от всего лишнего, очищение души).

-  шэнь (неистребимой духовной энергии, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).

Помимо трех видов космической  энергии (энергии зарождения — цзин; энергии материального и духовного  существования — ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, — шэнь) китайская философия выделяет два вица сексуальной энергии:

- ян (мужская сексуальная энергия);

- инь (женская сексуальная энергия).

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала -мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь — Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).

В основе существования  живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит "Тай-цзи" - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.

В философских взглядах древнего Китая складывается представление  о Дао. Дао – это безличная мировая закономерность, которой подчиняются и природа и люди.

 

2.2.Видение мира и окружающей действительности

 

Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно:

            -  восприятие своей страны — Китая — как центра существующего мира;

            -  понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;

            -  осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;

            -  восприятие человека, природы и космоса как единого целого;

            -  консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;

            -  невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;

            -  осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством;

            -  восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;

            -  конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;

            -  понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей -действительности);

Исходя из этого, главными задачами человека являются:

           -  поддержание в чистом состоянии  духовной психофизической энергии  ци, что включает освобождение  от ненужных переживаний, отказ  от вредных и злых помыслов, правильное отношение к окружающей  действительности, уважение к окружающим  и старшим, сдержанный оптимизм, правильное расположение жилища  и мебели внутри его, избегание  общения с людьми, обладающими  "грязной", нездоровой ци, общение  с людьми, имеющими чистую, здоровую  ци;

          -  работа над своим телом  и душой — "син чун"  — окультуривание себя;

          -  работа над судьбой, принесение  пользы обществу — "мин чун";

          - соблюдение общественных порядков;

          -  употребление лекарств и  целебных трав, правильное питание; 

          -  проживание в Китае, соединение  с китайской культурой, подпитка  духовной энергией Китая. 

 

3. Возникновение и основные этапы развития китайской философии

 

Возникновение китайской  философии относится примерно к  тому же времени, что и зарождение древнегреческой и древнеиндийской  философии, в середине I тысячелетия  до н.э. Отдельные философские идеи и темы, а также многие термины, образовавшие потом «основной состав»  лексикона традиционной китайской  философии, содержались уже в  древнейших письменных памятниках китайской  культуры - Шу цзине (Каноне писаний), Ши цзине (Каноне стихов), Чжоу и (Чжоуских переменах), или И цзине (Каноне перемен), сложившихся в первой половине I тысячелетия до н.э., что иногда служит основанием для утверждений (особенно китайских ученых) о возникновении философии в Китае в начале I тысячелетия до н.э. Данная точка зрения мотивируется также тем, что в состав указанных произведений входят отдельные самостоятельные тексты, имеющие развитое философское содержание, например, Хун фань (Величественный образец) из Шу цзина или Си цы чжуань из Чжоу и. Однако, как правило, создание или окончательное оформление подобных текстов датируется уже второй половиной I тысячелетия до н.э.

Тем не менее, большинство  ученых выделяют три этапа в развитии китайской философии

- c древнейших времен до VII в. до н.э. - формирование религиозной практики и мировоззренческих моделей на основе архаических шаманистских верований.

-  древняя китайская философия (VI-II вв. до н. э) — проникновение в Китай из Индии буддизма ( III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;

-  средневековый период китайской философии (II в. до н. э. — X в. н. э.)

-  новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.)— постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

 

3.1.Философия Древнего Китая с древнейших времен до VII в. до н.э.

 

В древнейшей китайской  философии (до VII века до н. э.) господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одной из отличительных черт китайских  мифов был зооморфный характер действующих  в них богов и духов: многие из них имели явное сходство с  животными, птицами или рыбами, были полуживотными – полулюдьми. Древние  китайцы полагали, что всё в  мире зависит от предопределения  неба и что «воля неба» постигается  через гадания, а также предзнаменования.

Информация о работе Возникновение и основные этапы развития китайской философии