Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:24, шпаргалка
ФИЛОСОФИЯ - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.
3. Закон единства и борьбы противоположностей.
23. Антропологический
материализм: Л.Фейербах. Диалектический
материализм: К.Маркс и Ф.
Освобождаясь от догм религии и советуя сделать то же самое другим. Фейербах акцентирует свое внимание на человеке, его чувствах дружбы и любви прежде всего. Он хотел бы создать справедливое общество. Не случайно всего за два года до смерти Фейербах вступает в ряды социал-демократической партии, проповедует идеалы общественной справедливости. Безусловно, выяснение Фейербахом антропологического содержания христианской религии имело положительное значение. Но, конечно же, содержание христианства намного шире достаточно узко понятых Фейербахом принципов антропологизма. Как и всякий материализм, фейербаховская философия настаивает на восхождении от материального к идеальному. В определенной форме такое восхождение в мире осуществляется, и, следовательно, оно должно осмысливаться. Материализм, в отличие от идеализма пытается понять это восхождение, не абстрагируется от нег.
«Мысли о смерти и бессмертии» - его первая работа
«История философии» - вторая работа
Его волнует тема религии, потому что в ту пору на ней строили свою идеологию все государства. Он приходит к выводу, что свободы полной нет. Л.Фейербах порывает с церковью, т.к. считает, что религия несет зло. Учение Гегеля, считает он, как и любое идеалистическое учение – это лишь оправдание существования религии. Размышляя над существованием религии, он отвергает
всякий агностицизм, отвергает врожденные в человеке религиозные чувства. Религия – результат невежества: причина, по которой люди творят богов – это незнание элементарных законов природы. Отсюда следует решение проблемы – просвещение и образование.
«Миф о том, что Бог создал человека должен быть заменен знанием о том, что Человек создал бога».
По его мнению, «Бог создан по образу и подобию Человека».
Отсюда основание назвать
Фейербаха основателем
К.Маркс и Ф.Энгельс вследствие существовавшей социально-экономической ситуации считали движущей силой истории пролетариат.
К.Маркс: подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие.
В 1848 г. выходит знаменитый манифест коммунистической партии.
«Призрак бродит по Европе. Призрак коммунизма».
Карл Маркс вводит понятие базиса и надстройки. Базис – это производство и оно же общество. Он имеет надстройку (юридическую, политическую, культурную).
Именно бытие определяет сознание; а не сознание бытие, как считали идеалисты.
К.Маркс вводит понятие общественно-
Первобытное общество
Рабовладельческий строй
Феодализм
Капитализм
Коммунизм с незрелой стадией Социализм
Коммунизм – это неизбежное следствие развития капиталистического общества. Пролетариат – могильщик капитализма. По мнению К.Маркса и Ф.Энгельса большинство стран развиваются именно по этой схеме.
Азиатский способ производства – это специфическое конкретно-историческое проявление общей формационной линии развития.
Человек – это совокупность (продукт) общественных отношений. Человек поступает так, как требуют от него обстоятельства в обществе, считая, что наступление коммунизма неизбежно, переход от капитализма к коммунизму (социализму) очень длительный, т.к. формирование сознания очень длительный процесс.
К.Маркс и Ф.Энгельс выступали против бессмысленной жестокости. «Восстания были бы безумием там, где мирная агитация привела бы к цели более быстрым и верным путем, но социалистическая революция неизбежна, т.к. буржуазия добровольно власть не отдаст».
История, по мнению К.Маркса, - это постоянное прогрессивное развитие. Однако стадии развития меняются только революционным путем.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс являются основателями диалектического и исторического материализма, т.к. они считали, что общество развивается, а именно, развивается материя.
24. Философия
жизни: Ф. Ницше и А.
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ, философское течение кон. 19 — нач. 20 вв., исходящее из понятия «жизни» как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. Специфика человека в феномене жизни, который сильно сближается с органическим, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом плане. В философии жизни на первый план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство, воля или интуиция. Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник человеческого поведения.
Артур Шопенгауэр (1788-1860) - последователь Канта. Сторонник волюнтаризма (воля – высший принцип бытия.
Основные положения:
Фридрих Ницше (1844 – 1900). Закончил жизнь в психиатрической лечебнице.
Основные положения:
Ницше сходился только с теми людьми, которые были близки ему по взглядам. Сократа презирал за плебейское происхождение, а Платона недолюбливал за склонность к назиданиям. Добродетель – это некая придуманная идея, чтобы держать народ в узде. Ницше восхищался известными личностями – Наполеоном и т.п.
Так говорил Заратустра (заголовок стихов и песен Ницше) – пророк древней исламской религии – зороастризма (10 – 6 вв. до н.э.)
Жизнь есть родник радости. Но всюду, где пьет отрепье, родники отравлены. Все чистое люблю я, но не могу видеть морд с оскаленными зубами. Что же случилось со мною? Как избавился я от отвращения? Разве не само мое отвращение создало мне крылья и силы, угадавшие источник? Поистине я должен был взлететь на такую высь, чтобы вновь обрести источник радости.
25. Религиозный
и атеистический
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Идейные истоки — учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). Центральное понятие — экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования — забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада.
Экзистенция в позднелатинском языке означает существование. Само это существование понимается в экзистенциализме как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед иным и движение к этому иному. В религиозном варианте экзистенциализма (Ясперс, Марсель) этим иным является Бог, к нему движется личность в своей свободе. В атеистическом варианте экзистенциализма (Сартр, Камю) иное выступает как ничто, это означает, что человек спонтанно самосоздает себя, осуществляя свою свободу. Перед человеком – бездна последствий, он вынужден сделать свой выбор. Осуществляя его, человек творит свободу. Он ответственен за свой выбор прежде всего перед самим собой, и совсем нелегко постоянно нести бремя этой ответственности, сознавая, что «самосозидая» себя, ты тем же самым актом творишь других, мир в целом. В своем подлинном существовании человек «заброшен» в мир, он постоянно находится перед лицом будущего, в том числе смерти, в ситуации ответственности за свои действия. Экзистенция выступает как страх, экзистенциональная тревога, ожидание, иначе говоря, как пограничная экзистенциональная ситуация, в которой, по Камю, основным философским вопросом является вопрос о самоубийстве. Быть или не быть в условиях, когда и страшно, и скучно, и абсурдно?
Экзистенциалисты объявляют предметом философии бытие. Они утверждают, что понятие бытия является неопределимым, и что никакой логический анализ его невозможен. Поэтому философия не может быть наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него.