Шпаргалка по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:24, шпаргалка

Краткое описание

ФИЛОСОФИЯ - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

Файлы: 1 файл

PHYLOSOPHY-135.doc

— 479.00 Кб (Скачать)

3. Закон единства и  борьбы противоположностей.

 

23. Антропологический  материализм: Л.Фейербах. Диалектический  материализм: К.Маркс и Ф.Энгельс.

 

    •            Идеализм Гегеля содержит сложную для понимания сферу идеального. Для Гегеля идеальное – объективно. Всегда находятся люди, которые с этим не согласны, и в результате такого несогласия идеальное переводится в голову человека, т.е. считается его мыслью или чувством. В таком случае основу идеального составляет природа и человек как ее венец. Именно так рассуждал Людвиг Фейербах (1804 – 72), создатель одного из вариантов антропологического материализма. Недовольный как абстрактным мышлением, та Ки диалектикой Гегеля, Фейербах отбрасывает то и другое. Он ставит в центр мира чувствующего человека. Среди многих чувств человека определяющим является любовь. Фейербах в отличие от Гегеля концентрирует свое внимание не на тонкостях научного знания, а на вопросе о правомерности религии. Его самая знаменитая книга называется «Сущность христианства» (1841). В соответствии со своими исходными философскими постулатами Фейербах видит тайну христианства в объектировании человеком своих собственных сил, придании им потустороннего, отчужденного от него характера. Религия – это не просто результат невежества людей, она обладает многими достоинствами -  к примеру, в религии нельзя не видеть предписания к благоговейному отношению к человеку , особенно к чувству любви. Однако при всех своих относительных достоинствах христианская религия есть форма мистификации действительной жизни человека.

Освобождаясь от догм религии и  советуя сделать то же самое другим. Фейербах акцентирует свое внимание на человеке, его чувствах дружбы и  любви прежде всего. Он хотел бы создать справедливое общество. Не случайно всего за два года до смерти Фейербах вступает в ряды социал-демократической партии, проповедует идеалы общественной справедливости. Безусловно, выяснение Фейербахом антропологического содержания христианской религии имело положительное значение. Но, конечно же, содержание христианства намного шире достаточно узко понятых Фейербахом принципов антропологизма. Как и всякий материализм, фейербаховская философия настаивает на восхождении от материального к идеальному. В определенной форме такое восхождение в мире осуществляется, и, следовательно, оно должно осмысливаться. Материализм, в отличие от идеализма пытается понять это восхождение, не абстрагируется от нег.

 

«Мысли о  смерти и бессмертии» - его первая работа

«История философии» - вторая работа

Его волнует тема религии, потому что в ту пору на ней строили  свою идеологию все государства. Он приходит к выводу, что свободы  полной нет. Л.Фейербах порывает с церковью, т.к. считает, что религия несет  зло. Учение Гегеля, считает он, как и любое идеалистическое учение – это лишь оправдание существования религии. Размышляя над существованием религии, он отвергает

 

всякий агностицизм, отвергает  врожденные в человеке религиозные  чувства. Религия – результат  невежества: причина, по которой люди творят богов – это незнание элементарных законов природы. Отсюда следует решение проблемы – просвещение и образование.

«Миф о том, что Бог создал человека должен быть заменен знанием о том, что Человек создал бога».

По его мнению, «Бог создан по образу и подобию Человека».

Отсюда основание назвать  Фейербаха основателем антропологического материализма (все через человека). Человека Фейербах сводит чисто к  материальной сущности. Человек –  это исключительно природное  существо, общественная жизнь – межличностные  отношения (любовь, сострадание и т.д.)

 

    • Немного более развитой формой материализма, чем антропология Фейербаха, является диалектический материализм Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820 – 1895). Встретились они не сразу и работать стали вместе не сразу.

К.Маркс и Ф.Энгельс вследствие существовавшей социально-экономической  ситуации считали движущей силой  истории пролетариат.

К.Маркс: подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие.

В 1848 г. выходит знаменитый манифест коммунистической партии.

«Призрак бродит по Европе. Призрак коммунизма».

Карл Маркс вводит понятие базиса и надстройки. Базис – это производство и оно же общество. Он имеет надстройку (юридическую, политическую, культурную).

Именно бытие определяет сознание; а не сознание бытие, как считали  идеалисты.

К.Маркс вводит понятие общественно-экономической формации (определенный тип общества на определенном этапе его развития). Согласно формационному подходу история человеческого общества делится на пять этапов:

Первобытное общество

Рабовладельческий строй

Феодализм

Капитализм

Коммунизм с  незрелой стадией Социализм

Коммунизм – это неизбежное следствие развития капиталистического общества.  Пролетариат – могильщик капитализма. По мнению К.Маркса и Ф.Энгельса большинство стран развиваются именно по этой схеме.

Азиатский способ производства – это специфическое конкретно-историческое проявление общей формационной линии развития.

Человек – это совокупность (продукт) общественных отношений. Человек поступает так, как требуют от него обстоятельства в обществе, считая, что наступление коммунизма неизбежно, переход от капитализма к коммунизму (социализму) очень длительный, т.к. формирование сознания очень длительный процесс.

К.Маркс и Ф.Энгельс выступали  против бессмысленной жестокости. «Восстания были бы безумием там, где мирная агитация привела бы к цели более быстрым и верным путем, но социалистическая революция неизбежна, т.к. буржуазия добровольно власть не отдаст».

История, по мнению К.Маркса, - это постоянное прогрессивное развитие. Однако стадии развития меняются только революционным путем.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс  являются основателями диалектического и исторического материализма, т.к. они считали, что общество развивается, а именно, развивается материя.

 

 

 

24. Философия  жизни: Ф. Ницше и А.Шопенгауэр.

 

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ, философское течение кон. 19 — нач. 20 вв., исходящее из понятия «жизни» как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. Специфика человека в феномене жизни, который сильно сближается с органическим, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом плане. В философии  жизни на первый план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство, воля или интуиция. Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник человеческого поведения.

 

 

Артур Шопенгауэр (1788-1860) - последователь Канта. Сторонник волюнтаризма (воля – высший принцип бытия.

Основные положения:

  1. Воля. «Мир как воля и представление» - его главное сочинение. Познать ничего в мире невозможно, весь мир подобен сну. Шопенгауэр назвал мир «зашифрованным письмом» (важно найти доступ к «вещам в себе»). В центре познания должна лежать интуиция – способность достижения истины догадкой, а не знанием. Единственная реальность в человеке – это воля (желание человека жить, развиваться и достичь счастья и гармонии).

 

  1. Есть эгоизм первой ступени (нормальный) – связан с желанием себе блага. Эгоизм второй ступени (злобный) – когда человек получает удовольствие от чужого горя.

 

  1. Избавиться от новых желаний и потребностей можно только одним способом – отказаться от них (аскетизм; уход в себя или суицид).

 

  1. Призыв к состраданию – понять другого можно только тогда, когда ты понимаешь себя.

 

  1. Шопенгауэр признавал карательное право государства, т.к. он считал, что наказание – это единственная возможность удержать людей в узде.

 

  1. Он считал, что надо ввести право продажи яда. Выступал против религии.

 

Фридрих Ницше (1844 – 1900). Закончил жизнь в психиатрической лечебнице.

Основные положения:

  1. Воля, жажда к жизни. Называет большинство членов общества плебеями, низшими существами.
  2. Аристократический анархизм. Обществом должны править только аристократы.

Ницше сходился только с теми людьми, которые были близки ему по взглядам. Сократа презирал за плебейское происхождение, а Платона недолюбливал за склонность к назиданиям. Добродетель – это  некая придуманная идея, чтобы  держать народ в узде. Ницше восхищался известными личностями – Наполеоном и т.п.

  1. Сверхчеловек – это некая яркая личность, занимающая в обществе главенствующее положение, тонко чувствующий субъект; обладает гипертрофированным чувством собственного достоинства, хорошо развитым чувством красоты. Ницше считал, что в мире будет править некая раса избранных.
  2. Христианство убивает в человеке личность. Самое непривлекательное в христианстве – идея покорности. Крайне негативно относился к социализму (считал его второй ступенью после деспотизма). Основной опасностью для личности являются христианство и социализм. Потому что социализм уравнивает всех, лишая людей индивидуальности. Общество, основанное на социализме бесперспективно и нежизнеспособно. «Личность в социализме – это орган в коллективе».

 

 

  1. В отношении познания Ницше достаточно скептичен: если можно что-то познать, то только через интуицию. Во всех его работах ощущается трагизм; у него переворачиваются понятия добра и зла.
  2. В чем истина? Все дело в том, как мы понимаем, как произносим слово «сверхчеловек». Звучит в нем голос ограниченного и тупого притязания, или голос глубокого самосознания, открытого для лучших возможностей. Из всех живых существ один человек может относиться к самому себе критически. Какой-то залог высшей свободы в глубине души человеческой заставляет нас хотеть бесконечного совершенства.

Так говорил Заратустра (заголовок  стихов и песен Ницше) – пророк древней исламской религии –  зороастризма (10 – 6 вв. до н.э.)

 

Жизнь есть родник радости. Но всюду, где пьет отрепье, родники отравлены. Все чистое люблю я, но не могу видеть морд с оскаленными зубами. Что же случилось со мною? Как избавился я от отвращения? Разве не само мое отвращение создало мне крылья и силы, угадавшие источник? Поистине я должен был взлететь на такую высь, чтобы вновь обрести источник радости.

 

25. Религиозный  и атеистический экзистенциализм  (Ж.–П.Сартр, К.Ясперс, А.Камю)

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Идейные истоки — учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). Центральное понятие — экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования — забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада.

 

Экзистенция в позднелатинском  языке означает существование. Само это существование понимается в  экзистенциализме как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед иным и движение к этому иному. В религиозном варианте экзистенциализма (Ясперс, Марсель) этим иным является Бог, к нему движется личность в своей свободе. В атеистическом варианте экзистенциализма (Сартр, Камю) иное выступает как ничто, это означает, что человек спонтанно самосоздает себя, осуществляя свою свободу. Перед человеком – бездна последствий, он вынужден сделать свой выбор. Осуществляя его, человек творит свободу. Он ответственен за свой выбор прежде всего перед самим собой, и совсем нелегко постоянно нести бремя этой ответственности, сознавая, что «самосозидая» себя, ты тем же самым актом творишь других, мир в целом. В своем подлинном существовании человек «заброшен» в мир, он постоянно находится перед лицом будущего, в том числе смерти, в ситуации ответственности за свои действия. Экзистенция выступает как страх, экзистенциональная тревога, ожидание, иначе говоря, как пограничная экзистенциональная ситуация, в которой, по Камю, основным философским вопросом является вопрос о самоубийстве. Быть или не быть в условиях, когда и страшно, и скучно, и абсурдно?

Экзистенциалисты  объявляют предметом философии  бытие. Они утверждают, что понятие  бытия является неопределимым, и  что никакой логический анализ его  невозможен. Поэтому философия  не может быть наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"