28. Сознание и
познание.
Проблема сознания
в философии одна из сложнейших, поскольку
требует абстрагирования от предмета
мысли. Познать сознание возможно, если
занять позицию вненаходимости по отношению
к нему, но в действительности это невозможно,
т.е. нельзя «выйти» из собственного сознания,
чтобы его познать. В этой связи философия
рассматривает сознание через отношение
его к чему-либо, например, в направленности
к бытию (интенциональность), к самому
себе (рефлексивность).
Все формы психической
деятельности, начиная с самой простой,
элементарной - условного рефлекса, и заканчивая
высшей - сознанием, выполняют функцию
ориентации живого существа во внешней
среде, в окружающем мире. Чем сложнее
устроена эта среда, тем более сложной
должна быть организация психики (души),
позволяющая успешно ориентироваться
в такой среде. Довольно сложно с философских
позиций объяснить взаимосвязь сознания
и психики.
Сознание есть форма
ориентации индивида в мире культуры,
в окружающей среде. Эта среда формировалась
в течение тысячелетий истории человечества,
она создана трудом множества поколений
людей. Каждый предмет в культуре имеет
какое-либо идеальное общественное значение.
Сознание позволяет человеку ориентироваться
в этой идеальной среде, в мире значений.
Функционально сознание
понимают как мышление, т.е. операциональную
систему. Весьма приблизительно сознание
объясняется и через функцию мозга. Такой
взгляд, распространенный в естествознании
(биологии, медицине), не способен охватить
ценностно-смысловую деятельность сознания,
которая выходит за рамки физиологического
описания и понимания явления.
Для человека сознание
представлено в познавательной деятельности.
Человеческое познание начинается с усвоения
значений простейших предметов культуры.
Оперируя этими предметами, ребенок перенимает
и заключенные в них значения, и учится
оперировать этими значениями как таковыми
(главным образом, в плане словесно-речевом),
не трогая реальных предметов. Эта деятельность
с чистыми значениями вещей и есть сознание.
|
29. Чувственное и
рациональное познание.
Важнейшей разновидностью духовной
деятельности человека является познание
окружающего мира, и вопрос о способности
познавать окружающий мир составляет
вторую сторону основною вопроса философии
– об отношении мышления к бытию. В соответствии
с теорией познания диалектического материализма
тождество мышления и бытия достигается
в долгом и трудном процессе отражения,
т.е. идеального воспроизведения предметов
внешнего мира (объекта) в сознании человека
(субъекта). Конечный продукт этого процесса
– образы, знания – отличаются достоверностью,
точностью, существенностью отображаемых
свойств и отношений.
Диалектико-материалистическая
трактовка познания противоположна различным
его идеалистическим истолкованиям. Так,
в объективном идеализме, в частности
у Гегеля, этот процесс интерпретируется
как изначальное совпадение субъекта
с объектом, поскольку в основе действительности,
как утверждают представители этого философского
направления, лежит саморазвитие духа,
который является абсолютным субъектом,
имеющим в качестве объекта самого себя.
Субъективный идеализм, не допускающий
существования реальности вне и независимо
от нашего сознания или рассматривающий
ее как нечто полностью определяемое его
активностью, отождествляет объект с чувственными
впечатлениями о нем. Самое большее, что
может познать субъект, по утверждениям
субъективных идеалистов, – это его собственные
чувственные впечатления, бытие же самостоятельного
и многообразного мира объектов нам никто
не гарантирует.
Процесс познания протекает
в различных чувственных и рациональных
формах. К чувственным формам относятся ощущения,
восприятия и представления.Рациональными формами являются понятия,
суждения, умозаключения, проблемы, гипотезы,
теории и др.
Ощущение – отражение предмета
(ситуаций, событий) при их непосредственном
воздействии на некоторую из чувствительных
систем – зрение, слух, обоняние, вкус,
осязание и др. Эго исходный пункт познавательного
процесса, его единственный источник и
необходимая предпосылка. Ощущение непосредственно
связывает человека с внешним миром, превращает
энергию внешнего раздражения в факт сознания.
Существуют многообразные виды ощущений:
зрительные, осязательные, слуховые, температурные,
вибрационные, обонятельные, вкусовые,
болевые, мышечно-суставные, ощущения
равновесия, ускорения и т.д.
Целостное отражение
предметов в результате их непосредственного
воздействия на органы чувства называется восприятием. Восприятие
связано с активным обнаружением, различением
и синтезом свойств и сторон предметов
с помощью, например, рук, позволяющих
установить формы этих предметов, глаз,
прослеживающих их видимые контуры, органов
слуха, улавливающих соответствующие
звуки. Благодаря восприятию достигается
связывание и соотнесение предметов в
пространстве и времени. Тем самым обеспечивается
ориентировка познающего субъекта в окружающем
мире.
В представлении теряется непосредственность
отражения и формируются образы предметов
на основе припоминания или продуктивного
воображения. Как и восприятие, представление
неотделимо от индивидуального субъекта
и ограничено его возможностями. Но если
восприятия противостоят лишь наличному
данному, настоящему, то представления
соотносятся и с настоящим, и с будущим,
и с прошлым. Кроме того, в отличие от восприятий
представления могут обобщать сходные
черты предметов, одеваясь в языковую
оболочку, но оставаясь, тем не менее, формой
чувственного отражения в виде наглядно-образного
знания, фиксирующего внешние стороны
предметов.
Процесс отражения
в рациональных формах называется мышлением.Отправляясь от чувственного
опыта, мышление преобразует его, дает
возможность получить знания о таких отношениях
в объективном мире, которые недоступны
чувственному восприятию.
Важнейшей формой мышления
является понятие. В нем концентрируется отображение
существенных признаков предметов. Содержание
понятия прямо или косвенно строится на
основе представлений. При этом признаки
предметов, данные в представлении слитно
и нерасчлененно, в понятии подвергаются
анализу и фиксируются как расчлененные
с выделением существенных среди них.
Единый чувственный образ как бы препарируется
и преобразуется с определенной точки
зрения. Например, в житейской практике
можно иметь представление о треугольнике,
которое, в частности, даст возможность
отличить предметы треугольной формы
от предметов других геометрических форм.
Но уже в курсе школьной геометрии, на
уровне понятия знание о нем предстает
совершенно иным – расчлененным и упорядоченным
в своих компонентах.
Образование понятия
– процесс рефлексивный. Рефлексия – существенное свойство
сознания, состоящее в осмыслении и осознании
его собственных форм и предпосылок. Понять
нечто в окружающем мире – это значит
не просто зеркально отразить его в своем
сознании, но и «пропустить через усвоенные
ценности, нормы, идеалы, накопленный опыт,
преломить через призму стоящих задач.
Поэтому возникновение, развитие и существование
понятий связаны с анализом, критикой,
оценкой и преобразованием хода познавательного
процесса и его результатов.
Если с помощью понятия
отражается совокупность существенных
признаков предмета, то при посредстве суждения раскрывается
какая-то одна из его сторон, выражается
наличие (отсутствие) в нем какого-то признака.
При этом данный признак может быть как
существенным, так и несущественным. Например,
в понятии «изобретение» мыслятся такие
существенные признаки, как «техническое
решение задачи», «результат, обладающий
новизной», «результат, обладающий производственной
при-менимостью», и не обязательно мыслятся
несущественные признаки, выра-женные
словами «процесс, сопровождаемый научными
исследованиями» или «результат научно-технического
творчества группы лиц».
В суждениях же «Изобретение
есть техническое решение задачи», «Изобретение
сопровождается тщательными научными
исследованиями» и других указывается
на связь предмета мысли с одним из его
многочисленных признаков. Причем в первом
суждении выражена связь предмета с одним
из существенных признаков, а во втором
– с одним из несущественных (может оказаться,
что такая связь отсутствует вовсе и данная
мысль является ложной).
Как и понятие, всякое
суждение содержит в себе элемент рефлективности.
Судить о чем-либо – значит не только указать
на принадлежность или не принадлежность
признака предмету, но и выразить свое
отношение к содержанию высказанной мысли
в форме знания, убеждения, сомнения, веры.
Это отношение либо подразумевается, либо
явно выражается с помощью различного
рода оценочных предикатов «истинно»,
«ложно», «необходимо», «возможно», «хорошо»,
«плохо», «допустимо», «запрещено», «правильно»
и др. Любое знание человека можно подвести
под такой предикат как критерий оценки.
В процессе познания
отдельные суждения связываются между
собой и преобразуются по особым правилам.
Так рождается новое знание без непосредственной
опоры на органы чувств. Форма мышления,
посредством которой на основании одного
или более известных суждений получается
новое суждение, называется умозаключением. Значительная часть положений
современной науки добывается выводным
путем, т.е. способом умозаключений.
Действительный процесс
познания осуществляется при взаимопроникновении
чувственных и рациональных форм. Чувственное
и рациональное оказываются сторонами
единого процесса. Выделение и рассмотрение
их по отдельности возможны благодаря
абстрагирующей силе человеческом разума.
Конечно, бывает непросто связать любое
понятие (например, мнимое число в математике)
с наглядным образом. Однако изучение
формирования понятий и выработка взгляда
на них как на абстракции от абстракций
дают основание заключить, что такая связь
безусловно имеется. С другой стороны,
любой наглядный образ «нагружен» мысленным
содержанием. Иное дело, что в одних случаях
(например, в науке) преобладает рациональный
компонент, в других же (например, в искусстве)
– чувственный.
Связь чувственного
и рационального имеет характер взаимообусловленности:
не только рациональное зависит от чувственного
и формируется на его основе, но и наоборот
– чувственное предопределяется рациональным,
как бы выполняет его установки. Как отмечал
известный русский физиолог И.М.Сеченов,
«мы слушаем, а не слышим, смотрим, а не
только видим». В этом (но не только в этом)
проявляется одна из важнейших особенностей
отражательного процесса – его активность.
Вопрос о соотношении
чувственного и рационального был предметом
оживленных дискуссий между представителями
различных философских школ. Сенсуалисты,
в особенности Гассенди, Гоббс, Локк, утверждали,
что главной и определяющей формой достоверного
познания является чувственность и что
деятельностью органов чувств можно объяснить
все содержание человеческого сознания.
Им возражали рационалисты, считавшие
основой познания и поведения людей разум.
К основному тезису сенсуализма «Нет ничего
в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»
Лейбниц, один из главных представителей
рационализма, добавил: «Кроме самого
разума». Тем самым он отвел разуму роль
единственного источника знаний и критерия
их истинности.
Слабость сенсуализма
– в неспособности удовлетворительно
объ-яснить природу теоретического уровня
познания. Сенсуалисты, например, заходили
в тупик при истолковании природы математических
понятий, ло-гических правил вывода и т.д.
Но и рационалисты столкнулись с иной,
хо-тя и не менее серьезной трудностью
– дать непротиворечивое объяснение объективному
характеру знания, наличию частного, случайном
в нем. |
|
30. Познание, творчество,
практика.
Познание - это освоение
человеком окружающего мира, в ходе которого
вырабатываются новые знания о действительности.
В познании выделяют несколько уровней:
чувственное познание, мышление, теоретическое
и эмпирическое познание, а также выявляют
ряд видов: обыденное, художественное,
научное. Структура познавательной деятельности
включает в себя: субъекта познания (человека)
и объект познание (вещь, предмет, явление),
что выражено в понятии «субъект-объектной
взаимосвязи». Если в качестве объекта
познания выступает другой человек или
группа людей, то говорят о субъект-субъектных
связях. Раздел философии, рассматривающий
круг данных проблем, называется гносеологией.
Практика - предметная,
целеполагающая деятельность человека,
направленная на освоение и преобразование
социального, природного и культурного
бытия. Практика имеет культурно-исторический
характер, заключенный в многообразии
отношений человека с миром. В структуре
практики можно выделить: побуждающие
силы (потребности, мотивы); целеполагание;
деятельностные акты, направленные на
овладение, присвоение, преобразование
предмета; средства, с помощью которых
достигается цель; результат деятельности.
Любой познавательный
процесс является элементом практической
жизнедеятельности, в результате которой
мир преобразуется. Познание осуществляется
в практической деятельности, служащей
критерием достоверности полученных знаний.
Практика является источником научного
познания, его движущей силой, дает познанию
необходимый фактический материал, подлежащий
обобщению и теоретической обработке.
Практика формирует самого субъекта познания,
определяет строй, содержание и направленность
его мышления. Практическое воплощение
идей, превращение их в предметный мир
есть опредмечивание. Знания опредмечиваются,
как в языковой форме, так и в материальной
культуре.
Творчество является
особым видом практики, порождающей нечто
новое, что первоначально возникает в
воображении как образ, требующий воплощения
в действительности. Научное познание
можно отнести к творчеству, поскольку
его цель заключается в получении новых
знаний о действительности.
|