Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 23:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"
Нельзя в этом смысле не согласиться с Л.П. Буевой, которая сетует, что одностороннее рассмотрение детерминированности человека объективными показателями по сей день нередко выглядит как «запрограммированность» человека бытием, почти не оставляющим места «для свободного саморазвития, самореализации личностного потенциала». Разделяем мнение тех исследователей, которые считают, что подход, ориентированный на целостность личности, понимаемую как единство биологического и социального, сегодня недооценивается как в теории, так и практике социального управления.
Из понятия личности выпадают такие
категории, как «характер», «темперамент»,
«индивидуальность», не включаются эмоциональные
черты человека, его природные
задатки и врожденные свойства, на
основе которых формируются
Мир хрупок для всех личностей, но наиболее незащищенными в нем являются в большей мере одаренные, талантливые, склонные к большей самоотдаче. Исследования свидетельствуют, что выше творческий потенциал личности и меньше степень его реализации, тем больше страдания человека.
В начале XXI в. очень важно, наконец, признать простую истину: люди приходят в мир с разными потенциалами, творческими возможностями, одаренностью, талантом. Идея эта идет от Аристотеля, Фомы Аквинского, но, кому бы она ни принадлежала, она неоспорима. И сегодня проблема в том, чтобы научиться измерять разность этих творческих потенциалов, своевременно выявлять разнонаправленность творческой одаренности с детства и создавать условия (социальные и личностные) для наиболее, полной их реализации на благо общества. Огромный потенциал творчески одаренных людей, тем более талантливых, может и должен быть поставлен на службу мировому сообществу, национальным интересам своих стран. Для этого необходима иная философия и современная культура человеческого сообщества; одаренность, талантливость незаменимы нигде: ни в науке, ни в искусстве, ни в политической деятельности; они - не предмет зависти, тщеславия, подавления и разрушения, а общенациональное, общецивилизационное достояние. А потому поддержка одаренных людей, творчески богатых, - дело всего общества, его политики, проектов и программ. Принцип современного сообщества людей, желающего выжить и обеспечить себе источники развития, - предоставить всем личностям, пришедшим в мир, равные социальные условия на старте для самореализации, дать многообразный спектр жизненных выборов, профессиональных в том числе способствовать самореализации в различных ролях и функциях. При таких условиях самые достойные, несомненно, займут предназначенное им место в жизни, наиболее талантливые и одаренные станут признанными лидерами.
Сегодня пирамида социального устройства перевернута. Нередко, образно говоря, обществом управляют люди, которые должны были бы управлять автобусом, а те, которые могли бы управлять общественными делами, творить науку, искусство, музыку, часто оказываются не у дел.
Философия «маленького человека», способного на все если создать ему условия и дать роль или функцию, себя исчерпала. Она завела цивилизацию в тупик, в никуда.
Каждая личность должна выбрать свою роль, функцию но никто не знает, какие они. Выбор делает каждый человек общество только создает возможности для свободы выбора и помогает человеку достойно пройти свой жизненный путь. Организация общества, лишающая личность свободы выбора, возможности реализовать себя, защитить жизненный смысл существования, не только нецелесообразна, неконкурентоспособна, но и взрывоопасна, а потому бесперспективна. Элитарность в организации общественных институтов - понятие не социальное а в большей мере воспитательное, педагогическое.
Необходимы колледжи, лицеи, специальные
художественные и научные школы
для одаренных людей. Но доступ в
них должен быть всеобщим, критерий
отбора - степень одаренности
Словом, социальная сущность современного развития общества против «социальной одинаковости», «социальной уравниловки», но и против аморальных отношений между людьми, вызываемых так называемыми «врожденными пороками рынка, требованиями неомальтузианской теории».
Каждый человек реализует то, что в нем заложено природой и не больше. Если же заложено больше, то это становится при раскрытии не только его личным достоянием, но и благом для всех в процессе человеческого общения, которое является все более богатым и универсальным в условиях информационной цивилизации.
Однако эти силы общества, скрытые на его личностном уровне, равные, по оценкам некоторых ученых, силе расщепленного ядра в социальном выражении, пока далеки от реализации. Более того, они разрушаются, подавляются, а следовательно, приобретают отрицательный заряд, способный разрушить само общество. Поэтому сбалансированное, гармоническое в будущем развитие общества, о чем сейчас так много говорят, без гармонизации различных личностных потенциалов, без гуманистической работы всего общества, его профилактической деятельности на личностном уровне невозможно.
37 вопрос
Термин «позитивизм» образован от фр. «positivism», возникшего
на базе латинского «positivus» — «положительный».В
широком смысле слова термин «позитивизм»
— это общекультурная установка западноевропейского
сознания, сформировавшаяся в Новое время.
Особенностью этой установки является
направленность сознания на окружающую
нас «позитивную» действительность, земной
реальный мир, в котором мы живем, а не
на «потусторонний», который считался
высшей реальностью в предшествующие
эпохи (особенно в эпоху Средневековья
и в значительной степени еще в эпоху Возрождения).
Это «перемещение акцентов» оказало существенное
влияние на философию: как на постановку
проблем, так и на их решение. Природа,
т.е. действительный физический мир, перестает
восприниматься как творение и потому
как проявление Бога, и познание природы
становится средством увеличения могущества
человека, а не средством познания Бога.
На место понятия «души», как самостоятельной
субстанции, дарованной человеку Богом,
приходит понятие «сознание», как свойство
высокоорганизованной материи.В истории
философии название «позитивизм» закрепилось
как обозначение особого философского
направления, которое возникло в 30-е гг.
XIX в. и сохранилось до наших дней. Основным
предметом исследования в позитивизме
является научное познание, его логика
и методология.Предпосылки позитивизма.
Возникновение позитивизма было связано
с активным развитием науки, и прежде всего
естественных наук, в Новое время. Последовательное
использование новой методологии (и в
первую очередь — экспериментального
метода) привело к многочисленным научным
открытиям, что позволило создать технику,
принципиально изменившую характер производства,
— в XVII—XVIII вв. произошла первая промышленная
революция. В XIX в. многочисленные технические
изобретения широко вошли в повседневный
быт людей, значительно изменив его1. Тезис
о безграничной мощи человеческого разума,
возникший еще в эпоху Просвещения, получил
в XIX в. новое подтверждение и обоснование.
Причем, если в XVIII в. надежды на улучшения
в социальной жизни связывались просто
с распространением знаний, с просвещением,
то в XIX в. — прежде всего с развитием науки
и техники, которые преобразуют материальную
действительность, улучшая условия жизни
и деятельности человека. Успехи и достижения
в области естественных наук привели к
тому, что именно позитивное или фактическое
знание об окружающем нас мире стало особенно
высоко цениться.Позитивизм как философское
направление прошел в своем развитии три
основных стадии, после чего на смену позитивизму
пришел постпозитивизм — одно из наиболее
авторитетных течений философии конца
ХХ-начала XXI вв.
Позитивизм: периоды развития:
Первый — классический
1830 г.— конец XIX в.
О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер
Второй — эмпириокритицизм, или махизм
конец XIX-начало XX вв.
Э. Мах Р. Авенариус
Третий — неопозитивизм, или логический
позитивизм
1920 — 1950/1960 гг.
Л. Витгенштейн, Б. Рассел, М. Шлик, Р. Карнап,
Ф. Франк, У. ван О. Куайн
Постпозитивизм — лингвистическая философия,
аналитическая философия
1960/1970 гг.— до настоящего времени
К. Поппер, К. Кун, И. Лакатос, К. Хюбнер,
П. Фейерабенд
1 Уже в начале XIX в. территорию Европы и
Северной Америки покрыли железные дороги,
по морям и океанам поплыли пароходы, в
середине века были изобретены фонограф
и фотография, а в конце века появился
электрический свет, радио, телефон, кино,
автомобили, самолеты и т.д.
Классический
Факты действительности (Конт) и данные
самонаблюдения (Милль)
Выведение из фактов действительности
их «скрытых причин» — законов природы;
разработка логики и научной методологии
Эмпириокритицизм
Чувственный опыт (поток ощущений, являющихся
«нейтральными элементами»)
Изучение того, как на базе чувственного
опыта идет образование научных понятий,
исследование психологии научной деятельности
и разработка научной методологии
Неопозитивизм
Языковые формы и формы мышления
Анализ знания через возможность выражения
его в языке; разработка логики и научной
методологии
Классический позитивизм
Основоположником позитивизма
является французский ученый и философ
О. Конт (1798—1857), который и ввел данный
термин. Конт провозгласил целью науки
накопление и систематизацию позитивного
знания — «научных фактов», т.е. данных
наблюдений и экспериментов, относящихся
к реальному миру, в котором
мы живем. Только на базе этих фактов возможна
реконструкция законов природы.
Фиксируя в истории науки постоянный
рост совокупности научных фактов,
Конт указал на принципиальную неполноту
и ограниченность, а значит, и
относительность, наших знаний о
мире на любой стадии развития науки.
Конт стал основоположником социологии
(социальной физики) — науки об обществе,
которая должна строиться на базе
«научных фактов».Как считал Конт, предшествующая
философия (олимпиады по
физике) занималась в основном анализом различных
нереальных умопостигаемых сущностей,
поэтому это «негативное» знание. «Позитивная»
же философия должна стать «теорией науки»,
заниматься логикой научного исследования
и его методологией.Наибольших успехов
в реализации этой программы добился ученик
Конта — Дж. С. Милль (1806—1873). Вслед за Контом
он считал, что подлинная наука должна
строиться на базе наблюдаемых фактов
и выводимых отсюда законов природы. Особое
внимание он уделял разработке научной
методологии и, в частности, индуктивного
метода1 Философия должна стать «философией
опыта», и любое утверждение может быть
признано научным только тогда, когда
подтверждено данными опыта.В отличие
от Конта Милль включал в сферу опыта и
«факты сознания», т.е. данные самонаблюдений.
Изучением таких фактов занимается психология,
и Милль считал ее базовой наукой. Он сформулировал
так называемый «принцип сознания», согласно
которому реально существующим может
считаться только то, что осознано2. К классическому
позитивизму были близки и представители
так называемого «естественнонаучного
материализма3»: К. Фогт, Я. Молешотт, К.
Бюхнер.
Конт (Conte)Биографические сведения. Огюст
Конт (1798—1857) — французский ученый и философ.
Учился в Политехнической школе в Париже
(1814—1816)— одном из лучших учебных заведений
того времени в Европе, но был исключен
из нее за республиканские убеждения4.
В 1817—1822 гг. работал личным секретарем
известного французского утописта того
времени К.А. де Сен-Симона. Позднее Конт
преподавал в Политехнической школе и
на основе прочитанных там лекций написал
свой главный труд, представляющий первое
систематическое изложение истории естествознания.
История науки базируется в этой работе
на сформулированном Контом основном
законе развития — «законе трех стадий».Конт
— основоположник позитивизма и социологии.Основные
труды. «Курс позитивной философии» (1830—1842).Философские
воззрения. Позитивная и негативная философия.
Конт считал, что предметом научного исследования
должна являться только эмпирически данная
действительность — реальный мир (мир
явлений). Любые философские размышления
о таких сущностях,
Неопозитивизм
Неопозитивизм — одно из основных направлений западной философии XX в. Возникновение неопозитивизма как особого направления связано с деятельностью Венского кружка, возглавляемого М. Шликом (1882—1936); как идейное и организационное единство неопозитивизм сложился к 1930 г. В неопозитивизме на первый план выдвинулась проблема анализа языка науки, выразимости в языке всякого осмысленного и, в первую очередь, научного знания.
В рамках неопозитивизма развивался и достиг наибольших успехов логический1 позитивизм, почему неопозитивизм часто отождествляют с последним.
В это время к логике было привлечено особое внимание, и одной из важнейших причин этого было открытие и осознание ряда парадоксов (неразрешимых противоречий). Начало этим исследованиям положил кризис в математике на рубеже XIX—XX вв. Первый шаг к нему был сделан во второй половине XIX в., когда немецкий математик Г. Кантор обнаружил, что математика, всегда считавшаяся образцом строгости, на самом деле «висит в воздухе», не имея строгого обоснования. Например, неясным оставалось определение такого фундаментального для математики понятия, как число. С целью обоснования математики Кантор создал свою теорию множеств (названную позднее «наивной»). Однако пребывание в «канторовском раю» скоро закончилось, когда выяснилось, что эта теория множеств допускает парадоксы. Следующим шагом стало открытие логических парадоксов2, что оказалось ещеболее серьезным, так как логика лежит в основе математических рассуждений и доказательств.
В развитии логического позитивизма важнейшую роль сыграла концепция логического атомизма, основы которой были заложены в начале 1920-х гг. английским математиком и философом Б. Расселом (1872—1970) и немецким философом Л. Витгенштейном1 (1889—1951). Принимая тезис махизма о том, что достоверным знанием является только чувственный опыт — «факты переживания», неопозитивисты пришли к выводу, что по-настоящему научными являются только простые предложения, которые фиксируют этот опыт (иначе говоря, это предложения, истинность которых проверяется на практике); это так называемые «протокольные», или «атомарные», предложения.
Но уже в 1930-е гг. позитивисты осознали, что в основу науки нельзя положить предложения, описывающие только чувственный опыт и переживания субъекта, и перешли к концепции физикализма, в которой базовым признается «вещный язык». На этом языке описываются физические явления внешнего мира, чувственно воспринимаемые субъектом, а не его личные переживания. Так, например, на языке личных переживаний мы в соответствующей ситуации можем только сказать: «Мне холодно», «Мне жарко». На «вещном языке» мы уже можем сказать: «Стрелка (или столбик жидкости) на градуснике находится у отметки +23 градуса». Но и на этом языке предложение «Температура воздуха сейчас +23 градуса» не является протокольным, так как содержит понятия (теоретические конструкты) «температура» и «градус», не являющиеся непосредственно воспринимаемыми вещами.