Идеализм - одно из главных направлений философии;
исходит из первичности духовного, мыслительного,
психического и вторичности материального,
природного, физического. Представляет
собой теоретически развитую форму философского
мышления, которая индуцируется достаточно
глубокими основаниями - гносеологическими
и классовыми корнями. Основной познавательный
исток - одушевление первобытным человеком
объективного мира. Наиболее влиятельные
современные формы - феноменология, персонализм,
прагматизм, философия жизни, философская
антропология и т.д.
Схоластика - "школьная философия". Схоласты
стремились рационально обосновать и
систематизировать христианское вероучение.
Исторически схоластика разделяется на
3 периода:
- ранняя - XI-XII вв. (неоплатонизм),
- классическая - XII-XIII вв. ("христианский аристотелизм"),
- поздняя - 13-14 вв. (против томизма).
В последующие века схоластика теряет
былое влияние. В настоящее время
объединяет различные школы католической
философии.
Патристика - имела главной целью защиту и теоретическое
обоснование христианской религии.
- 1-й период - апологетика: оформление и прояснение христианского мировоззрения, теоретическа защита от его многочисленных врагов.
- 2-й период - классическая: формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой мысли.
Номинализм - понятия считались лишь именами. Номиналисты
утверждали, что реально существуют только
отдельные вещи с их индивидуальными качествами.
Общие понятия, создаваемые нашим мышлением
об этих вещах, не только существуют независимо
от вещей, но даже не отражают их свойств
и качеств.
5 вопрос
Философия Возрождения.
Философия Возрождения -
это совокупность философских представлений,
сформировавшихся в переходный период
от средневековья к новому времени.
Наиболее общая отличительная
черта философии возрождения - утверждение
идеала гармоничности человека и
цельности мироздания, рассматриваемых
как самодовлеющие сущности, а
не через призму потустороннего божественного
абсолюта. Отсюда присущий ей светский
и гуманистический характер и
большой удельный вес в ней
космологических и натур философических
концепций.
Противоречивое влияние на формирование
философии оказали как антично
средневековое философское наследие,
так и развитие науки, связанное,
прежде всего с открытием Коперника,
великими географическими открытиями.
Для мировоззренческих представлений
Возрождения характерен взгляд на природу,
мироздание как на подчиняющееся
законам, разумное, одушевленное целое.
Основу этих представлений составлял
пантеизм, приобретший различные
оттенки и опиравшийся на различные
философские воззрения. Наибольшее
распространение из них получил
неоплатонизм. Гуманизм выразилс в представлениях
о человеке как о наделенном активностью,
творческой самостоятельностью, единством
духовного и телесного. Защита достоинства
человека, освобождение его разума и воли
от сковывающих их пут - таков пафос гуманистической
этики Возрождения.
В многомерности и многоплановости
идей Возрождения - истоки многих философских
представлений, получивших развитие в
последующие эпохи.
Эпоха возрождения знаменуется
развитием промышленности, торговли,
мореплавания, военного дела, т.е. развитием
материального производства, а следовательно,
развитием техники, естествознания,
механики, математики. Это требовало
освобождения разума от догматических
принципов схоластического мышления
и поворота от сугубо логической проблематики
к естественнонаучному познанию
мира и человека.
Изобретения и открытия, знаменующие
переход к Новому времени, открытие
Америки, установление новой астрономической
системы изменили взгляды людей
на мир и положение в нем
человека, наложили глубокий отпечаток
на весь характер последующей науки
и философии.
Выдающиеся люди этого периода
- цельные, универсальные, масштабные натуры.
Они ставили перед собой грандиозные
задачи, - опираясь на опыт, объяснить
жизнь природы, общества и человека.
Наиболее известные из них: Франческо
Петрарка, Джованни Боккаччо, Леонардо
да Винчи, Альберт Дюрер, Николо Макиавелли,
Вильям Шекспир, Николай Коперник и т.д.
6 вопрос
Философия Нового времени.
Этот период в жизни общества
характеризуется разложением феодализма,
зарождением и развитием капитализма,
что связано с прогрессом в
экономике, технике, ростом производительности
труда. Меняется сознание людей и
мировоззрение в целом. Жизнь
рождает новых гениев. Бурно развивается
наука, прежде всего, экспериментально-математическое
естествознание. Этот период именуют
эпохой научной революции. Наука
играет все более значительную роль
в жизни общества. При этом главенствующее
место в науке занимает механика.
Именно в механике видели мыслители
ключ к тайнам всего мироздания.
Своим развитием философия Нового
времени обязана отчасти углубленному
изучению природы, отчасти все более
усиливающемуся соединению математики
с естествознание. Благодар развитию
этих наук принципы научного мышления
распространились далеко за пределы отдельных
отраслей и собственно философии.
Рене Декарт - ставил на первое место разум, сводя
роль опыта к простой практической проверке
данных интеллекта. Он стремился разработать
универсальный дедуктивный метод для
всех наук, исходя из теории рационализма.
Первым вопросом философии для него был
вопрос о возможности достовернргознания
и определяемая им проблема метода, посредством
которого может быть получено это знание.
Фрэнсис Бэкон - в отличие от Декарта разрабатывал меотд
эмпирического, опытного познани природы.
Он считал, что достичь этого можно лишь
с помощью науки, постигающей истинные
причины явлений. Наука эта должна быть
рациональной переработкой фактов опыта.
7 вопрос
Немецкая классическая философия
Немецкая классическая философия
охватывает сравнительно краткий период,
который ограничен 80-ми годами XVIII столетия,
с одной стороны, и 1831 годом —
годом смерти Гегеля — с другой.
Тем не менее по целому ряду моментов
она представляет собой вершину
философского развития, которая в
то время могла быть достигнута,
а тем самым и вершину домарксистской
философии вообще. Перечислим по крайней
мере некоторые из ее положительных
моментов. Философия Канта довершает
поэтическую (ноэ-ма, ноэзис. — Пер.) философию.
В философии Канта нашло свое выражение
теоретическое отражение рефлексии человеческой
свободы и равенства в период до французской
революции. В немецкой классической философии
мы находим зачатки «философии активной
стороны» у Фихте, основы естественной
спекуляции у Шеллинга, его же концепцию
«динамического процесса» в природе, близкую
к материалистической диалектике, диалектическую
концепцию Гегеля, близкую к реальности
и в то же время благодаря своему идеализму
далекую от нее. Начиная с Гердера, немецкая
философия вводит историзм в исследование
общества и тем самым отвергает неисторические
и механистические концепции предшествующей
эпохи.
Послекантовская философия вносит серьезную
критику агностицизма и всей предшествующей
поэтической позиции. В философии Гегеля
разрабатываются законы не только объективной,
но и субъективной диалектики.
Оборотной стороной этих позитивных
результатов является мировоззренческое
утверждение большинства философов
в идеализме. Эта тенденция связана
с рядом обстоятельств, которые
лежат в концепции идеализма,
где не требуется строго научного
объяснения при формулировании новых
открытий, идей, теорий. Материалистическая
позиция предъявляет большие
требования к точности изложения, к
строгости формулировок, что предполагает
определенный временной период. Идеализм
немецкой классической философии связан
с доведением концепции до абсурдных
результатов вопреки опыту или
эмпирическим доказательствам. Свою роль
в этом сыграла экономическая
и политическая слабость немецкой буржуазии,
что привело к тому, что Германия
переживала свое существование скорее
в теории, чем на практике.
Следующий момент, объясняющий преобладание
идеалистической позиции в немецкой
классической философии, связан с развитием
философии после Декарта. В противоположность
онтологической позиции древней
и средневековой философии, как
недостаточно обоснованной, Декарт подчеркнул
идею о том, что наиболее существенным
моментом, с которого философия должна
начать, является достоверность самого
познающего Я. В рамках этой традиции
ряд философов Нового времени
делают больший упор на субъект, чем
на объект, а вопросу о характере
познания отдают предпочтение перед
вопросом о характере бытия. В
философии Канта также проявляется
подобное привилегированное положение
субъекта. Хотя в последующей спекулятивной
фазе развития философии (Шеллинг, Гегель)
наблюдается переход к онтологической
позиции, прежний поэтический приоритет
субъекта проецируется на концепцию
оснований всякой реальности.
Менее известно, что характерной
чертой этого идеализма был пантеизм
(он характерен для Фихте, Шеллинга
классического периода и Гегеля).
Толчок развитию дал Кант своей критикой
метафизических идей (бог, душа, идея мировой
целостности). Другой причиной этой ориентации
является так называемая спинозовская
дискуссия, вызванная книгой Ф.-Г. Яко-би
(1743—1819) «Об учении Спинозы», изданной
в 1785 г. Дискуссия, направленная на реабилитацию
философии Спинозы, является одной из
вех прогрессивного духовного развития
в Германии того времени. Гердер участвовал
в спинозовской дискуссии своим трактатом
«Бог» (1787), в котором попытался модернизировать
спинозизм (заменил «распространенность»
«органическими силами», моделью для которых
служит скорее живое существо, чем физический
объект). В отличие от атеистической интерпретации
Спинозы, которую предпринял Якоби, Гердер
защищает пантеистическое понятие бога
с некоторыми личными чертами (мудрость,
провидение). Спинозовская дискуссия показывает,
что послекантовская философия включала
в себя и те философские направления в
Германии, которые развивались независимо
от Канта.
В социальном плане немецкая философия
— свидетельство идейного пробуждения
«третьего сословия» Германии. Экономическая
незрелость и политическая слабость
немецкой буржуазии, территориальная
раздробленность Германии наложили
на нее свой отпечаток. В то же время
немецкая философия использовала результаты
развития философской мысли Италии,
Франции, Англии и Голландии. Этот момент
весьма положителен.
Значение немецкой классической философии
было отчасти обесценено идеалистической
формой, которая впоследствии стала
для неё роковой. Вместе с тем
она способствовала — несмотря на
свой неконкретный, мистифицирующий
характер, который исключал строгий
причинный анализ исследуемых феноменов,
— тому, что отражение новых
научных познаний и воздействие
общественного развития происходили
так своевременно, что, как говорится,
она мгновенно реагировала на
новые стимулы.
8вопрос
Философия Карла Маркса.
Сложность и особый интерес к
философии К. Маркса определены тем
обстоятельством, что существовал
и существует марксизм — массовая
идеология, сыгравшая огромную роль
в XIX-XX вв. Как и всякая другая, эта
идеология вобрала в себя значительные
идейные фрагменты философско-мировоззренческого
порядка, причем их авторство с известной
долей справедливости обычно приписывали
Марксу. Найти в этом переплетении
чисто философское содержание, различить
Маркса-философа и Маркса-идеолога
было и остается непростой задачей.
Философское творчество Маркса, независимо
ни от каких обстоятельств, обладает
историко-философской ценностью
и тем самым требует изучения
в русле истории немецкой философской
мысли XIX в. В последние годы в
нашей стране от официально неумеренного
восхищения творчеством Маркса перешли
к резко негативным оценкам, что
объясняется, конечно, общей политико-идеологической
ситуацией. Историку философии, однако,
не пристало разделять и пафос
былых восторгов, и энтузиазм
продолжающихся проклятий. Авторитет
Маркса-философа основан на несомненности
оригинального вклада в гегелевское
движение, В области философии
Маркс сам всегда считал себя учеником
и последователем Гегеля, претендуя
лишь на относительную самостоятельность,
и это тот именно случай, когда
нужно прислушаться к авторской
самооценке. Принадлежность Маркса-философа
к гегелевской школе не вызывает
сомнений. С университетских лет
Маркс близко контактировал с
наиболее видными гегельянцами —
Б. Бауэром, Ф. Кеппеном, затем с А.
Руге, М. Гессом, Ф. Энгельсом, состоял
в переписке с Л. Фейербахом. Маркс
участвовал в гегельянских периодических
изданиях, был в 1842-1843 гг. редактором
«Новой Рейнской газеты», преимущественно
младогегельянского органа. Вместе с другими
членами школы Маркс постепенно перешел
от увлечения "философией самосознания"
Б. Бауэра к гуманистической антропологии
Л. Фейербаха, когда в школе шла "смена
лидера". Некоторые тексты молодого
Маркса написаны в сотрудничестве с Б.
Бауэром, А. Руге, Ф. Энгельсом, М. Гессом.
В то же время Маркс-гегельянец проявил
высокую степень самостоятельности, что
в итоге только обогатило достижения школы.
Вступив в движение позже других, Маркс
смог более критически подойти к гегелевской
традиции. Он по-своему оригинально реализовал
некоторые потенции антропологии Л. Фейербаха.
Так, Маркс принял фейербаховское толкование
принципа тождества бытия и мышления,
но конкретизировал абстрактный философский
принцип первичности бытия, обратив внимание
на социальное бытие, на историю человечества.
Своеобразным развитием фейербаховской
концепции религии как иллюзорного самосознания
стало у Маркса истолкование идеологии
как ложного, превращенного сознания,
выражающего реальность в "перевернутом"
виде. Маркс, сочетая гегельянский критицизм
с его гегелевским прообразом, сформировал
оригинальный метод интерпретации социальной
истории. Называя этот метод диалектическим,
Маркс отдавал пальму первенства Гегелю,
оставляя за собой приоритет лишь в приспособлении
метода для своих, по преимуществу социально-философских
и социально-экономических исследовательских
задач. Наиболее оригинальны, влиятельны
и интересны идеи Маркса, развитые в сфере
философии истории и философской антропологии.