Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 23:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 152.17 Кб (Скачать)

Идеализм - одно из главных направлений философии; исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического. Представляет собой теоретически развитую форму философского мышления, которая индуцируется достаточно глубокими основаниями - гносеологическими и классовыми корнями. Основной познавательный исток - одушевление первобытным человеком объективного мира. Наиболее влиятельные современные формы - феноменология, персонализм, прагматизм, философия жизни, философская антропология и т.д.

Схоластика - "школьная философия". Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Исторически схоластика разделяется на 3 периода:

  1. ранняя - XI-XII вв. (неоплатонизм),
  2. классическая - XII-XIII вв. ("христианский аристотелизм"),
  3. поздняя - 13-14 вв. (против томизма).

В последующие века схоластика теряет былое влияние. В настоящее время  объединяет различные школы католической философии.

Патристика - имела главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.

  • 1-й период - апологетика: оформление и прояснение христианского мировоззрения, теоретическа защита от его многочисленных врагов.
  • 2-й период - классическая: формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой мысли.

Номинализм - понятия считались лишь именами. Номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

5 вопрос

Философия Возрождения.

Философия Возрождения - это совокупность философских представлений, сформировавшихся в переходный период от средневековья к новому времени.

Наиболее общая отличительная  черта философии возрождения - утверждение  идеала гармоничности человека и  цельности мироздания, рассматриваемых  как самодовлеющие сущности, а  не через призму потустороннего божественного  абсолюта. Отсюда присущий ей светский и гуманистический характер и  большой удельный вес в ней  космологических и натур философических концепций.

Противоречивое влияние на формирование философии оказали как антично  средневековое философское наследие, так и развитие науки, связанное, прежде всего с открытием Коперника, великими географическими открытиями.

Для мировоззренческих представлений  Возрождения характерен взгляд на природу, мироздание как на подчиняющееся  законам, разумное, одушевленное целое. Основу этих представлений составлял  пантеизм, приобретший различные  оттенки и опиравшийся на различные  философские воззрения. Наибольшее распространение из них получил  неоплатонизм. Гуманизм выразилс в представлениях о человеке как о наделенном активностью, творческой самостоятельностью, единством духовного и телесного. Защита достоинства человека, освобождение его разума и воли от сковывающих их пут - таков пафос гуманистической этики Возрождения.

В многомерности и многоплановости  идей Возрождения - истоки многих философских  представлений, получивших развитие в  последующие эпохи.

Эпоха возрождения знаменуется  развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т.е. развитием  материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало  освобождения разума от догматических  принципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественнонаучному познанию мира и человека.

Изобретения и открытия, знаменующие  переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической  системы изменили взгляды людей  на мир и положение в нем  человека, наложили глубокий отпечаток  на весь характер последующей науки  и философии.

Выдающиеся люди этого периода - цельные, универсальные, масштабные натуры. Они ставили перед собой грандиозные  задачи, - опираясь на опыт, объяснить  жизнь природы, общества и человека. Наиболее известные из них: Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Леонардо да Винчи, Альберт Дюрер, Николо Макиавелли, Вильям Шекспир, Николай Коперник и т.д.

6 вопрос

Философия Нового времени.

Этот период в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в  экономике, технике, ростом производительности труда. Меняется сознание людей и  мировоззрение в целом. Жизнь  рождает новых гениев. Бурно развивается  наука, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание. Этот период именуют  эпохой научной революции. Наука  играет все более значительную роль в жизни общества. При этом главенствующее место в науке занимает механика. Именно в механике видели мыслители  ключ к тайнам всего мироздания.

Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более  усиливающемуся соединению математики с естествознание. Благодар развитию этих наук принципы научного мышления распространились далеко за пределы отдельных отраслей и собственно философии.

Рене Декарт - ставил на первое место разум, сводя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма. Первым вопросом философии для него был вопрос о возможности достовернргознания и определяемая им проблема метода, посредством которого может быть получено это знание.

Фрэнсис Бэкон - в отличие от Декарта разрабатывал меотд эмпирического, опытного познани природы. Он считал, что достичь этого можно лишь с помощью науки, постигающей истинные причины явлений. Наука эта должна быть рациональной переработкой фактов опыта.

7 вопрос

Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия  охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом —  годом смерти Гегеля — с другой. Тем не менее по целому ряду моментов она представляет собой вершину  философского развития, которая в  то время могла быть достигнута, а тем самым и вершину домарксистской философии вообще. Перечислим по крайней  мере некоторые из ее положительных  моментов. Философия Канта довершает  поэтическую (ноэ-ма, ноэзис. — Пер.) философию. В философии Канта нашло свое выражение теоретическое отражение рефлексии человеческой свободы и равенства в период до французской революции. В немецкой классической философии мы находим зачатки «философии активной стороны» у Фихте, основы естественной спекуляции у Шеллинга, его же концепцию «динамического процесса» в природе, близкую к материалистической диалектике, диалектическую концепцию Гегеля, близкую к реальности и в то же время благодаря своему идеализму далекую от нее. Начиная с Гердера, немецкая философия вводит историзм в исследование общества и тем самым отвергает неисторические и механистические концепции предшествующей эпохи.

Послекантовская философия вносит серьезную критику агностицизма и всей предшествующей поэтической позиции. В философии Гегеля разрабатываются законы не только объективной, но и субъективной диалектики.

Оборотной стороной этих позитивных результатов является мировоззренческое  утверждение большинства философов  в идеализме. Эта тенденция связана  с рядом обстоятельств, которые  лежат в концепции идеализма, где не требуется строго научного объяснения при формулировании новых  открытий, идей, теорий. Материалистическая позиция предъявляет большие  требования к точности изложения, к  строгости формулировок, что предполагает определенный временной период. Идеализм немецкой классической философии связан с доведением концепции до абсурдных  результатов вопреки опыту или  эмпирическим доказательствам. Свою роль в этом сыграла экономическая  и политическая слабость немецкой буржуазии, что привело к тому, что Германия переживала свое существование скорее в теории, чем на практике.

Следующий момент, объясняющий преобладание идеалистической позиции в немецкой классической философии, связан с развитием  философии после Декарта. В противоположность  онтологической позиции древней  и средневековой философии, как  недостаточно обоснованной, Декарт подчеркнул идею о том, что наиболее существенным моментом, с которого философия должна начать, является достоверность самого познающего Я. В рамках этой традиции ряд философов Нового времени  делают больший упор на субъект, чем  на объект, а вопросу о характере  познания отдают предпочтение перед  вопросом о характере бытия. В  философии Канта также проявляется  подобное привилегированное положение  субъекта. Хотя в последующей спекулятивной  фазе развития философии (Шеллинг, Гегель) наблюдается переход к онтологической позиции, прежний поэтический приоритет  субъекта проецируется на концепцию  оснований всякой реальности.

Менее известно, что характерной  чертой этого идеализма был пантеизм (он характерен для Фихте, Шеллинга классического периода и Гегеля). Толчок развитию дал Кант своей критикой метафизических идей (бог, душа, идея мировой  целостности). Другой причиной этой ориентации является так называемая спинозовская дискуссия, вызванная книгой Ф.-Г. Яко-би (1743—1819) «Об учении Спинозы», изданной в 1785 г. Дискуссия, направленная на реабилитацию философии Спинозы, является одной из вех прогрессивного духовного развития в Германии того времени. Гердер участвовал в спинозовской дискуссии своим трактатом «Бог» (1787), в котором попытался модернизировать спинозизм (заменил «распространенность» «органическими силами», моделью для которых служит скорее живое существо, чем физический объект). В отличие от атеистической интерпретации Спинозы, которую предпринял Якоби, Гердер защищает пантеистическое понятие бога с некоторыми личными чертами (мудрость, провидение). Спинозовская дискуссия показывает, что послекантовская философия включала в себя и те философские направления в Германии, которые развивались независимо от Канта.

В социальном плане немецкая философия  — свидетельство идейного пробуждения  «третьего сословия» Германии. Экономическая  незрелость и политическая слабость немецкой буржуазии, территориальная  раздробленность Германии наложили на нее свой отпечаток. В то же время  немецкая философия использовала результаты развития философской мысли Италии, Франции, Англии и Голландии. Этот момент весьма положителен.

Значение немецкой классической философии  было отчасти обесценено идеалистической  формой, которая впоследствии стала  для неё роковой. Вместе с тем  она способствовала — несмотря на свой неконкретный, мистифицирующий  характер, который исключал строгий  причинный анализ исследуемых феноменов, — тому, что отражение новых  научных познаний и воздействие  общественного развития происходили  так своевременно, что, как говорится, она мгновенно реагировала на новые стимулы.

8вопрос

Философия Карла Маркса.

Сложность и особый интерес к  философии К. Маркса определены тем  обстоятельством, что существовал  и существует марксизм — массовая идеология, сыгравшая огромную роль в XIX-XX вв. Как и всякая другая, эта  идеология вобрала в себя значительные идейные фрагменты философско-мировоззренческого порядка, причем их авторство с известной  долей справедливости обычно приписывали  Марксу. Найти в этом переплетении чисто философское содержание, различить  Маркса-философа и Маркса-идеолога было и остается непростой задачей. Философское творчество Маркса, независимо ни от каких обстоятельств, обладает историко-философской ценностью  и тем самым требует изучения в русле истории немецкой философской  мысли XIX в. В последние годы в  нашей стране от официально неумеренного восхищения творчеством Маркса перешли  к резко негативным оценкам, что  объясняется, конечно, общей политико-идеологической ситуацией. Историку философии, однако, не пристало разделять и пафос  былых восторгов, и энтузиазм  продолжающихся проклятий. Авторитет  Маркса-философа основан на несомненности  оригинального вклада в гегелевское  движение, В области философии  Маркс сам всегда считал себя учеником и последователем Гегеля, претендуя  лишь на относительную самостоятельность, и это тот именно случай, когда  нужно прислушаться к авторской  самооценке. Принадлежность Маркса-философа к гегелевской школе не вызывает сомнений. С университетских лет  Маркс близко контактировал с  наиболее видными гегельянцами —  Б. Бауэром, Ф. Кеппеном, затем с А. Руге, М. Гессом, Ф. Энгельсом, состоял  в переписке с Л. Фейербахом. Маркс  участвовал в гегельянских периодических  изданиях, был в 1842-1843 гг. редактором «Новой Рейнской газеты», преимущественно  младогегельянского органа. Вместе с другими членами школы Маркс постепенно перешел от увлечения "философией самосознания" Б. Бауэра к гуманистической антропологии Л. Фейербаха, когда в школе шла "смена лидера". Некоторые тексты молодого Маркса написаны в сотрудничестве с Б. Бауэром, А. Руге, Ф. Энгельсом, М. Гессом. В то же время Маркс-гегельянец проявил высокую степень самостоятельности, что в итоге только обогатило достижения школы. Вступив в движение позже других, Маркс смог более критически подойти к гегелевской традиции. Он по-своему оригинально реализовал некоторые потенции антропологии Л. Фейербаха. Так, Маркс принял фейербаховское толкование принципа тождества бытия и мышления, но конкретизировал абстрактный философский принцип первичности бытия, обратив внимание на социальное бытие, на историю человечества. Своеобразным развитием фейербаховской концепции религии как иллюзорного самосознания стало у Маркса истолкование идеологии как ложного, превращенного сознания, выражающего реальность в "перевернутом" виде. Маркс, сочетая гегельянский критицизм с его гегелевским прообразом, сформировал оригинальный метод интерпретации социальной истории. Называя этот метод диалектическим, Маркс отдавал пальму первенства Гегелю, оставляя за собой приоритет лишь в приспособлении метода для своих, по преимуществу социально-философских и социально-экономических исследовательских задач. Наиболее оригинальны, влиятельны и интересны идеи Маркса, развитые в сфере философии истории и философской антропологии.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"