Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 23:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"
34вопрос
глобальных проблем
Для современного этапа развития земной
цивилизации характерны следующие основные
черты:
1. Разнонаправленность, нелинейность
и неравномерность социальных изменений.
Общественный прогресс в одних странах
сопровождается регрессом и упадком в
других.
2. Неуравновешенность сложившейся системы
межгосударственных отношений. В различных
регионах возникают локальные финансовые
или экономические кризисы, грозящие кризисом
всеобщим.
3. Обострение противоречий общечеловеческих
интересов с интересами национального,
религиозного или иного характера, между
индустриально развитыми странами и странами
«развивающимися», между возможностями
биосферы Земли и растущими потребностями
ее жителей и др. Важнейшая роль в определении
судьбы земной цивилизации принадлежит
так называемым «глобальным проблемам», которые
затрагивают коренные интересы всего
человечества в целом и каждого жителя
земли в отдельности, оказывают существенное
влияние на решение других, более частных
проблем, стоящих перед тем или иным государством.
Эти проблемы могут быть разрешены только
объединением усилий всех стран. Непосредственной
причиной возникновения глобальных проблем
являются преобладание стихийности в
управлении природными и общественными
процессами, потребительское отношение
не только к природе, но и к человеку в
условиях рыночной экономики. Все глобальные
проблемы современности можно разделить
на три группы:
1. Межсоциальные проблемы
– проблемы войны и мира, социально-экономические
проблемы, проблемы преодоления отсталости
тех или иных стран и т.д.
2. Проблемы системы «человек-общество» -
здравоохранения, народонаселения, образования,
компьютеризации и научно-технического
прогресса в целом, развития человека
и его будущего.
3. Проблемы системы «природа
– общество» - ресурсов, энергетики, продовольствия,
окружающей среды.
35 вопрос
Природа и сущность человека — философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия[1], или его естественные свойства,[2] в той или иной мере присущие всем людям[3]. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.[4] Изучением и интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.
В философии единого и
36 вопрос
Свобода - это одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего или внутреннего принуждения.
Философия свободы человека была предметом размышления многих философов и ученых, таких как, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Сартр, Ясперс, Бердяев, Соловьев и др.
Например, французский экзистенциалист
Ж. П. Сартр не делал различия между
бытием человека и его свободой.
«Быть свободным, - писал он, - значит
быть проклятым для бытия –
свободы». Его же знаменитое выражение:
«Мы приговорены к свободе». Согласно
Сартру, человек находится в
Филологи полагают, что термин «свобода» восходит к санскритскому корню, означающему «любимый». «Живи свободно или умри» - так звучит девиз американского штата Нью-Хемпшир, в котором заключено достаточно глубокое содержание.
Существенной характеристикой свободы является и внутренняя определенность. Ф. М. Достоевский, верно, заметил по этому поводу: «Человеку надо одного только самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность не стоила, и к чему бы не привела». Человек не примет никакое общественное устройство, если оно не учтет выгоды человека быть личностью и иметь свободу для её реализации.
Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и её атрибутов.
Во-первых, чаще всего это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Но это очень сложный и опасный путь, он чреват тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись в борьбу за свободу, попасть в ещё худшее рабство.
Во-вторых, это бегство от мира, когда человек не в силах обрести свободу среди людей, когда человек бежит в монастырь, в скит, в себя, в свой «мир», чтобы там обрести способ свободной самореализации.
В-третьих, человек адаптируется к
миру, жертвуя в чем-то своим стремлением
обрести свободу, идя в добровольное
подчинение, с тем, чтобы обрести
новый уровень свободы в
Возможен, конечно, вариант известного
совпадения интересов личности и
общества в обретении свободы, что
находит выражение в странах
с развитыми формами
В 1789 году Национальное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, в которой провозглашалось, что «целью всякого политического союза является сохранение естественных и неотчуждаемых прав человека. Права эти суть: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». Особо надо подчеркнуть, что права человека возникают при его рождении, а не являются неким подарком. Более того, даже плод в утробе матери обладает уже рядом человеческих прав, находится под защитой закона, а в религиозной этике, уже в момент зачатия человеческая плоть становится священной, а её уничтожение (аборт) рассматривается как убийство.
Хотелось бы рассмотреть вопрос о ценности человека. Нужно подчеркнуть, что это понятие универсальное и несводимо к «полезности» человека для общества. Попытки делить человека на «нужных» и «ненужных» порочны по своей сути, ибо их реализация порождает произвол, ведущий к деградации и человека, и общества. Ценность человеческой личности, в принципе, выше того, что говорит или делает данный человек. Её нельзя свести к труду или творчеству, к признанию со стороны общества или группы людей. Ценность человека несоизмерима только с плодами его деятельности. Оставляя после себя вещи, детей, человек не может быть сведен к сумме этого наследства.
Авторы многих публикаций обращали внимание на то, что свободу необходимо объединить с ответственностью.
Выделяют две концепции
Согласно классической концепции субъект действия несет ответственность за его последствия. Как носитель ответственности он должен быть самостоятельным и свободным. Субъект действия должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих действий, а это возможно лишь тогда, когда он действует самостоятельно, а не в качестве «винтика». Наконец, он должен отвечать перед кем-то: перед судом, начальником, Богом или своей собственной совестью. Отвечать приходится за содеянное, за последствия действий, которые ставят их субъекта в положение обвиняемого. Этика ответственности - этика поступка; если поступка нет, нет и ответственности. Данную этику можно назвать этикой конструктивности, т.е. субъект конструктирует свои действия, характер действий изначально не задан.
Неклассическая концепция
Классической концепции
Неклассическая концепция
На рубеже XX - XXI веков мир вступил в полосу удивительного перелома, когда многие традиционные способы бытия человека нуждаються в значительной коррекции. Прогнозируют усиление явлений нестабильности многих физических и биологических процессов, рост феномена непредсказуемости социальных и психологических явлений.
В этих условиях быть личностью - не благое пожелание, а требование развития человека и человечества. Брать на себя груз личности и общечеловеческих проблем - единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека. Он предполагает развитие высочайшей степени ответственности.
Факты свидетельствуют, что социальное пространство для многих наших современников является разорванным, антигуманным, антисоциальным, закрытым и ущербным для личности.
Один из коренных вопросов XX и начала
XXI вв. — это вопрос о смысле человеческого
существования, о ценности каждой человеческой
жизни. Реальность такова: все более
углубляется основное противоречие
современной цивилизации, суть которого
выражается в углубляющемся разрыве
между уровнем постоянно
Углубление, этого противоречия ведет к деградации личности, к усилению ее апатии и отчаяния, к укреплению ложных ценностей в ее духовном смысле, что и является в конечном счете причиной преждевременной ее гибели или ассоциативного поведения. Миллионы людей во всем мире не испытывают удовлетворения от прожитой жизни, так как не смогли найти своего места в ней, и все их силы были затрачены на зарабатывание денег. В результате теряется смысл человеческого существования.
Углубление противоречия между личностью и обществом — одна из коренных причин разбалансированности социального пространства, таящая в себе еще большие возможности нарастания социальных взрывов и катастроф.
Поиск путей защиты жизненных сил
человека, его чести и достоинства
— одна из кардинальных проблем, которая
стоит сегодня перед
Есть много способов защищать личность в современном мире, поднять ее человеческое достоинство. Но еще больше существует возможность унизить, растоптать ее права, лишить смысла существования, а иногда и самого главного — права на жизнь.
Итак, как обеспечить защиту и более полную реализацию сущностных сил личности в современном мире, прежде всего средствами науки, инновационных методов?
Понятие «личности» отражает целостность человека в единстве его индивидуальных способностей и социальных функций, которые он выполняет. Личность характеризуется многообразием функций и ролей, целостность которых во многом определяет структуру личности. В обществе личность зависит от других индивидов, от социального пространства, в частности от типа государства, которое сегодня является главным регулятором в отношениях между личностью и обществом.
Однако очень важно