Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 23:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 152.17 Кб (Скачать)

 

34вопрос

глобальных проблем человечества 
 
Для современного этапа развития земной цивилизации характерны следующие основные черты: 
 
1. Разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений. Общественный прогресс в одних странах сопровождается регрессом и упадком в других. 
 
2. Неуравновешенность сложившейся системы межгосударственных отношений. В различных регионах возникают локальные финансовые или экономические кризисы, грозящие кризисом всеобщим. 
 
3. Обострение противоречий общечеловеческих интересов с интересами национального, религиозного или иного характера, между индустриально развитыми странами и странами «развивающимися», между возможностями биосферы Земли и растущими потребностями 
 
ее жителей и др. Важнейшая роль в определении судьбы земной цивилизации принадлежит так называемым «глобальным проблемам», которые затрагивают коренные интересы всего человечества в целом и каждого жителя земли в отдельности, оказывают существенное влияние на решение других, более частных проблем, стоящих перед тем или иным государством. Эти проблемы могут быть разрешены только объединением усилий всех стран. Непосредственной причиной возникновения глобальных проблем являются преобладание стихийности в управлении природными и общественными процессами, потребительское отношение не только к природе, но и к человеку в условиях рыночной экономики. Все глобальные проблемы современности можно разделить на три группы: 
 
 1. Межсоциальные проблемы – проблемы войны и мира, социально-экономические проблемы, проблемы преодоления отсталости тех или иных стран и т.д. 
 
2. Проблемы системы «человек-общество» - здравоохранения, народонаселения, образования, компьютеризации и научно-технического прогресса в целом, развития человека и его будущего. 
 
3. Проблемы системы «природа – общество» - ресурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды.

35 вопрос

Природа и сущность человека — философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия[1], или его естественные свойства,[2] в той или иной мере присущие всем людям[3]. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.[4] Изучением и интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.

Определение человека и его природы

В философии единого и однозначного определения человека и его природы  не существует. В широком смысле, человека можно описать как существо, обладающее волей,[5] разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации[6] и труду[7].

  • Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».[8]
  • Синтез позиций современной биологии (челове́к — представитель вида Человек разумный) и марксизма («… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидууму. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» [9]) приводит к пониманию человека как субъекта исторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природы.[10]

36 вопрос

СВОБОДА И ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Свобода - это одна из основных философских  категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящая  в возможности личности мыслить  и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего или внутреннего  принуждения.

Философия свободы человека была предметом  размышления многих философов и  ученых, таких как, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Сартр, Ясперс, Бердяев, Соловьев и др.

Например, французский экзистенциалист  Ж. П. Сартр не делал различия между  бытием человека и его свободой. «Быть свободным, - писал он, - значит быть проклятым для бытия –  свободы». Его же знаменитое выражение: «Мы приговорены к свободе». Согласно Сартру, человек находится в определенной ситуации, в рамках которой он должен сделать соответствующий выбор. Всякого рода принуждение извне  не может отменить свободу человека, ибо он всегда имеет поле возможностей для своего выбора. Для Сартра свобода  есть абсолютная ценность.

Филологи полагают, что термин «свобода»  восходит к санскритскому корню, означающему «любимый». «Живи свободно или умри» - так звучит девиз американского  штата Нью-Хемпшир, в котором заключено достаточно глубокое содержание.

Существенной характеристикой  свободы является и внутренняя определенность. Ф. М. Достоевский, верно, заметил по этому поводу: «Человеку надо одного только самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность не стоила, и к чему бы не привела». Человек  не примет никакое общественное устройство, если оно не учтет выгоды человека быть личностью и иметь свободу  для её реализации.

Выделяют несколько моделей  взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и её атрибутов.

Во-первых, чаще всего это отношения  борьбы за свободу, когда человек  вступает в открытый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой  ценой. Но это очень сложный и  опасный путь, он чреват тем, что  человек может утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись в  борьбу за свободу, попасть в ещё  худшее рабство.

Во-вторых, это бегство от мира, когда человек не в силах обрести  свободу среди людей, когда человек  бежит в монастырь, в скит, в  себя, в свой «мир», чтобы там обрести  способ свободной самореализации.

В-третьих, человек адаптируется к  миру, жертвуя в чем-то своим стремлением  обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести  новый уровень свободы в модифицированной форме.

Возможен, конечно, вариант известного совпадения интересов личности и  общества в обретении свободы, что  находит выражение в странах  с развитыми формами демократии. Если раньше свобода воспринималась как отсутствие принуждения со стороны  государства, то к середине XX века стало  очевидно, что понятие свободы  должно быть дополнено идеей регулирования  деятельности людей. Суть дела в том, что государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма  и строгом соблюдении прав человека.

В 1789 году Национальное собрание Франции  приняло Декларацию прав человека и  гражданина, в которой провозглашалось, что «целью всякого политического  союза является сохранение естественных и неотчуждаемых прав человека. Права  эти суть: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». Особо  надо подчеркнуть, что права человека возникают при его рождении, а  не являются неким подарком. Более  того, даже плод в утробе матери обладает уже рядом человеческих прав, находится  под защитой закона, а в религиозной  этике, уже в момент зачатия человеческая плоть становится священной, а её уничтожение (аборт) рассматривается  как убийство.

Хотелось бы рассмотреть вопрос о ценности человека. Нужно подчеркнуть, что это понятие универсальное  и несводимо к «полезности» человека для общества. Попытки делить человека на «нужных» и «ненужных» порочны  по своей сути, ибо их реализация порождает произвол, ведущий к  деградации и человека, и общества. Ценность человеческой личности, в принципе, выше того, что говорит или делает данный человек. Её нельзя свести к труду или творчеству, к признанию со стороны общества или группы людей. Ценность человека несоизмерима только с плодами его деятельности. Оставляя после себя вещи, детей, человек не может быть сведен к сумме этого наследства.

Авторы многих публикаций обращали внимание на то, что свободу необходимо объединить с ответственностью.

Выделяют две концепции ответственности: классическую и неклассическую.

Согласно классической концепции  субъект действия несет ответственность  за его последствия. Как носитель ответственности он должен быть самостоятельным  и свободным. Субъект действия должен быть в состоянии предусмотреть  последствия своих действий, а  это возможно лишь тогда, когда он действует самостоятельно, а не в  качестве «винтика». Наконец, он должен отвечать перед кем-то: перед судом, начальником, Богом или своей  собственной совестью. Отвечать приходится за содеянное, за последствия действий, которые ставят их субъекта в положение  обвиняемого. Этика ответственности - этика поступка; если поступка нет, нет и ответственности. Данную этику  можно назвать этикой конструктивности, т.е. субъект конструктирует свои действия, характер действий изначально не задан.

Неклассическая концепция ответственности  состоит в том, что субъект  выступает участником группы, где  из-за разделения функций в принципе невозможно предусмотреть своих  действий. Здесь классическая концепция  теряет свою применимость, ведь субъект  действия ответственен теперь изначально не за неудачи своих действий в  рамках заданной организационной структуры, а за порученное дело, за успех последнего. Несмотря на все неопределенности, субъект решает задачу правильной организации  дела, управления ходом его осуществления; ответственность связана теперь с нормами и функциями демократического общества, а не с абсолютной свободой человека.

Классической концепции соответствует  понятие свободы субъекта. Неклассическая концепция ответственности имеет  своей параллельно свободное  общество с требованиями, с которыми приходится считаться каждому.

Неклассическая концепция насыщена проблемными аспектами. Одна из проблем - проблема разделения ответственности. Представьте, что группа людей делает общее дело. Необходимо при этом определить степень ответственности  каждого субъекта действия. Многие ученые ломают себе голову, они понимают, что в современном обществе нельзя экономить усилия на развитие актуальной ответственности.

На рубеже XX - XXI веков мир вступил  в полосу удивительного перелома, когда многие традиционные способы  бытия человека нуждаються в значительной коррекции. Прогнозируют усиление явлений нестабильности многих физических и биологических процессов, рост феномена непредсказуемости социальных и психологических явлений.

В этих условиях быть личностью - не благое пожелание, а требование развития человека и человечества. Брать на себя груз личности и общечеловеческих проблем - единственный путь выживания и  дальнейшего совершенствования  человека. Он предполагает развитие высочайшей степени ответственности.

6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ЛИЧНОСТИ  И ОБЩЕСТВА

Факты свидетельствуют, что социальное пространство для многих наших современников  является разорванным, антигуманным, антисоциальным, закрытым и ущербным для личности.

Один из коренных вопросов XX и начала XXI вв. — это вопрос о смысле человеческого  существования, о ценности каждой человеческой жизни. Реальность такова: все более  углубляется основное противоречие современной цивилизации, суть которого выражается в углубляющемся разрыве  между уровнем постоянно растущих потребностей личности на достойную  жизнь, самореализацию своих жизненных  сил и ограниченными возможностями  их реализации в пределах существующего  социального пространства.

Углубление, этого противоречия ведет  к деградации личности, к усилению ее апатии и отчаяния, к укреплению ложных ценностей в ее духовном смысле, что и является в конечном счете  причиной преждевременной ее гибели или ассоциативного поведения. Миллионы людей во всем мире не испытывают удовлетворения от прожитой жизни, так как не смогли найти своего места в ней, и  все их силы были затрачены на зарабатывание денег. В результате теряется смысл человеческого существования.

Углубление противоречия между  личностью и обществом — одна из коренных причин разбалансированности социального пространства, таящая в  себе еще большие возможности  нарастания социальных взрывов и  катастроф.

Поиск путей защиты жизненных сил  человека, его чести и достоинства  — одна из кардинальных проблем, которая  стоит сегодня перед человечеством. От ее решения во многом зависят  темпы социального прогресса, ценности и духовные принципы будущего.

Есть много способов защищать личность в современном мире, поднять ее человеческое достоинство. Но еще больше существует возможность унизить, растоптать ее права, лишить смысла существования, а иногда и самого главного —  права на жизнь.

Итак, как обеспечить защиту и более  полную реализацию сущностных сил личности в современном мире, прежде всего  средствами науки, инновационных методов?

Понятие «личности» отражает целостность  человека в единстве его индивидуальных способностей и социальных функций, которые он выполняет. Личность характеризуется  многообразием функций и ролей, целостность которых во многом определяет структуру личности. В обществе личность зависит от других индивидов, от социального пространства, в частности от типа государства, которое сегодня является главным регулятором в отношениях между личностью и обществом.

Однако очень важно подчеркнуть, что личность — не только продукт  общественных отношений, она не только впитывает в себя нормы и ценности социального окружения в процессе социализации, но, во-первых, делает это  каждый раз в специфичной форме  в зависимости от наличного творческого  потенциала, во-вторых, впитывая социальное влияние и раскрывая свои жизненные  силы, формируя волю, убеждения, свой внутренний мир в установках, в поведении, оказывает обратное влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответствии с вырабатываемыми ценностями.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"