Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 23:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 152.17 Кб (Скачать)

Философское осмысление проблемы жизни

Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.

Социальное положение  индивидов, групп, классов, их потребности  и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений  о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости.

Подвергая теоретическому анализу  представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой  природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности.

Великие философы — такие, как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие — обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.

28 вопрос

Проблема жизни

Рассматривая вопрос, уместно выявить, как эта проблема рассматривалась  в различные эпохи. Ряд толкователей проблемы пытались уменьшить значение самоценности человеческой жизни путем призывов к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений. Но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не за счет других и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато выражается в форме вопроса: "Для чего жить?". Есть, пишет французский философ А.Камю, только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.

Приверженцы философии гедонизма  и эвдемонизма, сегодня, как и  много веков назад, утверждают в  качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые - достижение максимальных наслаждений, вторые - достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что  достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые  средства ее достижения.

В современной христианской православной традиции провозглашается: "человек  не имеет границ своей человеческой природе". Если Бог есть свободная  духовная личность, то и человек  должен стать таким же. Перед человеком  вечно остается возможность становиться  все более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и свободы.

Сторонники материалистических представлений  полагают, что развитие человека и  человечества определяются их внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не имеет ничего общего с  неким мировым разумом, абсолютом  или богом. В материалистической традиции смысл жизни усматривается  в саморазвитии человека, в совершенствовании  его сущностных сил, способностей и  потребностей. Этот процесс обусловлен предыдущим развитием и имеет  конкретное историческое реальное содержание.

Поэтому, категорию "смысл жизни"можно  определить как регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой  системе, которое оправдывает и  истолковывает свойственные этой системе  моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая деятельность.

Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным  выбором личности.

Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку  наряду с общечеловеческими, вечными  истинами, он включает нечто специфическое - чаяния людей каждой данной эпохи. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Содержание цели жизни меняется не только в  зависимости от исторических условий  бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в  зрелости и старости они другие. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами  нашего бытия придаем ей смысл  и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность. "Только мы и никто другой", пишет в  своей книге "Время человеческого  бытия"талантливый философ Н.Н.Трубников.

Смысл жизни - это самостоятельный  осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается в том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя.

Эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в  смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными  качествами.

29 вопрос

Общество, как само развивающаяся  система.

Человеческое общество - это самая сложная по своей сущности и структуре живая система. Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т. е. всё человечество в его истории и перспективе. Жизнь общества во всей его полноте есть не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованна система, подчиняющаяся законам функционирования и развития. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Их деятельность в определённой мере задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли (объективный фактор). Однако новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предками, а реализует свои собственные потребности и интересы. Разнообразная деятельность людей, их живой труд неизменно и непрерывно вносят новые черты в характер общества (субъективный фактор). Развитие общества представляетс как результат сложного взаимодействия этих двух факторов. Процесс их взаимодействи характеризуется тенденцией и направленностью. В целом человеческое общество прошло несколько стадий развития, от первобытного, каменного, до современного, информационного постиндустриального. Исторически общество никогда не бывает одинаковым.

Движущей силой общества в широком  смысле является интерес, стремление людей  находить лучшие формы жизни. В узком  смысле пружиной развития общества является противоречия, борьба противоборствующих сил в обществе. На современном  этапе люди осознают глобальные проблемы, стоящие перед обществом.

30 вопрос

формы общественного сознания

Формы общественного сознания - различные  формы отражения в сознании людей  объективного мира и общественного  бытия, на основе к-рого они возникают в процессе практической деятельности, общественное сознание существует и проявляется в формах политической идеологии, правового сознания, морали, религии, науки, художественных взглядов, искусства, философии. В отличие от. непосредственного отражения действительности в обыденном сознании, Ф. с. выступают как более или менее систематизированное сознание, опосредствованное теоретическим или кудажеегвенно-образным отражением действительности. Ф. о. с. различаются между, собой по объекту и, форме отражения, по социальным функциям и своеобразию законов развития. Многообразие Ф. о. с. определяется богатством и многообразием самого объективного мира - природы и об-ва. Различные Ф. а., с, отражали различные, области и стороны действительности (напр., политические идеи, отражают отношения между классами, нациями, государствами и служат основой политических программ, реализуемых а действиях классов и социальных групп; в. науке познаются конкретные законы, природы и об-ва; в религии фанта-стачески отражается зависимость людей от господствующих, над, ними, природных, а затем и социальных сил. Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания характеризуется и особой, формой отражения (напр. научнее понятие, моральная норма, художественный образ, религиозная догма). На богатство и сложность объективного мира создают лишь возможность появления различных Ф. о. с. Реализуется же эта, возможность на основе, конкретной общественной потребности. Так, наука возникает лишь тогда, когда простое накопление опыта и эмпирических знаний становится недостаточным для развитая общественного производства; политические и правовые взгляды и идеи возникают вместе, с появлением, классов и государства дал обоснования и закрепления отношений господства и подчинения, и т. д. В каждой, общественн-экономической формации все формы, сознания связаны между собой и в целом составляют духованую жизнь определенного об-ва. Своеобразие общественной потребности, порождающей те или иные Ф. о. с., определяет и ту конкретную историческую роль, к-рую они играют в жизни и развитии об-ва. С победой коммунизма исчезнет надобность в политической и правовой идеологии, и они отомрут. Зато расцвета достигнут такие Ф. о. с., как мораль, наука, философия, к-рые не только будут обслуживать многообразные общественные потребности, но, формируя духовный облик, личности, явятся условием ее всестороннего развития, активной творческой деятельности.

31 вопрос

Научное и ненаучное  познание

Критерии научности позволяют  отделить научное знание от ненаучного.

Познание (и, соответственно, знание) можно разделить на следующие  виды:

^

1) научное;

2) ненаучное, которое в  свою очередь можно разделить  на

 
а) донаучное; 
 
б) обыденное; 
 
в) паранаучное. 
^

Рассмотрим ненаучное  познание и знание

 
а) донаучное познание - это исторический этап в развитии познания, предшествующий научному познанию. На этом этапе складываются некоторые познавательные приемы, формы чувственного и рационального познания, на основе которых формируются более развитые виды познавательной деятельности. 
 
б) обыденным, или житейским, называется познание, основанное на наблюдении и практическом освоении природы, на накопленном многими поколениями жизненном опыте. Не отрицая науку, оно не использует ее средства - методы, язык, категориальный аппарат, однако дает определенные знания о наблюдаемых явлениях природы, нравственных отношениях, принципах воспитания и т.п. Особую группу обыденных знаний составляют гак называемые народные науки: народная медицина, метеорология, педагогика и др. Овладение этими знаниями требует длительного обучения и немалого опыта, в них содержатся практически полезные, проверенные временем знания, но это не науки и строгом смысле слова. 
 
в) паранаучное познание (паранаука от греч. para - возле, вне) - описание экспериментов и событий, не основанных на научных законах и даже противоречащих им. 
 
К паранаучному относится познание, претендующее на научность, использующее научную терминологию, но в действительности не совместимое с наукой. Это так называемые оккультные науки: алхимия, астрология, магия и др. На переломных этапах общественного развития, когда общий кризис сопровождается духовным кризисом, происходит оживление оккультизма, отход от рационального к иррациональному. Возрождается вера в колдунов, хиромантов, астрологические прогнозы, в возможность общения с душами умерших (спиритизм) и тому подобное. Широко распространяются мистические учения. 
 
32 вопрос

^ Вопрос 2. Структура научного знания 
 
Научное знание и сам процесс его получения характеризуются системностью и структурностью. Прежде всего, в структуре научного познания выделяютэмпирический и теоретический уровни. Они отличаются глубиной, полнотой, всесторонностью исследования объекта; целями, методами исследования и способами выражения знаний; степенью значимости в них чувственного и рационального моментов. 
 
 
^ 1. Эмпирический уровень 
 
В наиболее обобщенном виде эмпирическое исследование - это знание о явлении, а теоретическое - о его сущности. Эмпирическое исследование - это такой уровень научного познания, содержание которого главным образом получено из опыта, из непосредственного взаимодействия человека с объективной действительностью. На эмпирическом уровне осуществляется наблюдение объектов, фиксируются факты, проводятся эксперименты, устанавливаются эмпирические соотношения и закономерные связи между частными явлениями. 
 
 
^ 2. Теоретический уровень 
 
Теоретический уровень научного познания - это более высокий уровень исследования действительности. Здесь объект предстает со стороны тех его связей и отношений, которые недоступны непосредственному, чувственному изучению. На этом уровне создаются системы знаний, теорий, в которых раскрываются общие и необходимые связи, формулируются законы в их системном единстве и целостности.

33 вопрос 

Формы научного познания 
 
Формы научного познания – это формы развития знания, а именно проблема, гипотеза, теория. 
 
В научном познании формируются и получают относительную самостоятельность следующие формы: 
 
1. Факт (от лат. factum - осуществлено, сделано). Это событие, явление, процесс, которые имеют место в объективной действительности и являются объектом исследования. 
 
Необходимым условием научного исследования является установление факта или фактов. Научный факт выступает в виде прямого наблюдения объекта, показания прибора, фотографии, протоколов опытов, таблиц, схем, записей, архивных документов, проверенных свидетельств очевидца и т. д. 
 
Различают факты действительности и факты науки (факты познания). 
 
Факты действительности - это вещи, свойства, отношения, события, существующие реально, независимо от сознания. 
 
^ Факты науки - это отражение фактов действительности, всесторонне проверенных, достоверность которых доказана. Они осознаются и фиксируются во времени в виде эмпирических суждений.  
 
Для прогресса научного познания особо важно установление новых фактов. Их осмысление ведет к построению теории, представляющей собой важнейшую составную часть любой науки. Развитие науки связано с открытием новых законов действительности. Власть человека над окружающим миром измеряется объемом и глубиной знания его законов. 
 
2. Проблема. Эта форма возникает из намерения объяснить факт. Проблема (от лат. problema - препятствие, задача) - это вопросы или комплекс вопросов, возникающие в процессе развития познания, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Формирование проблемы - это важный момент развития научного знания, так как правильно поставить проблему - означает частично решить ее. 
 
Процесс исследования начинается с выдвижения проблемы. Последняя свидетельствует о возникновении трудности в развитии науки, когда вновь обнаруженные факты не удается объяснить и понять с помощью старых теорий. Возникшая проблемная ситуация требует четко определить, какие факты и в чем не согласуются со старыми эмпирическими и теоретическими знаниями. 
 
Ошибочная постановка проблемы - одна из причин возникновения надуманных проблем (псевдопроблем), т. е. несовместимых с фактами и законами. И такие проблемы практически не решаются. Поставить проблему - это означает: отделить известное от неизвестного; факты доказанные отделить от фактов, требующих доказательства; сформулировать вопрос, который должен выражать основное содержание проблемы; определить конкретный путь ее решения. Формулирование проблемы опирается на процесс и результат эмпирического исследования и вместе с тем стимулирует дальнейшее исследование, направляет его. 
 
3. Гипотеза. С формулирования гипотезы начинается решение проблемы. Гипотеза (от греч. hipothesis - основа, предположение) - это разновидность догадки, предположение более или менее обоснованное, но еще не подтвержденное, не доказанное полностью. 
 
Гипотеза используется когда известных фактов недостаточно для объяснения причинной зависимости явлений и есть потребность, чтобы их объяснить. 
 
В проблемной ситуации иногда выдвигается несколько логически несовместимых между собой гипотез. Любая из них должна отвечать знаниям и предполагать выводы, которые могут быть проверены практикой. 
 
1. В качестве пробного решения сформулированной проблемы выдвигается некоторая гипотеза, которая на последующих стадиях исследования подробно анализируется с точки зрения ее подтверждения имеющимися эмпирическими данными и теоретическими знаниями. 
 
2. Затем из гипотезы по правилам логики выводятся следствия, которые допускают эмпирическую проверку непосредственно с помощью наблюдений и экспериментов. 
 
3. ^ Эмпирическая проверяемость служит важным условием научности гипотезы, поскольку именно она допускает возможность вывода следствий из гипотезы и тем самым позволяет фактически сравнить ее с данными опыта или наблюдений. 
 
Если следствия из гипотезы не согласуются с эмпирическими данными, то опровергается сама гипотеза. 
 
Значительно труднее обстоит дело с подтверждением гипотезы. Иногда считают, что если следствие гипотезы было подтверждено на опыте, то это свидетельствует об истинности самой гипотезы. Такое заключение было бы поспешным, ибо согласно правилам логики из истинности следствия не вытекает истинность основания, в данном случае гипотезы. Можно говорить лишь о той или иной степени вероятности гипотезы, так как при дальнейшей проверке могут быть обнаружены факты, опровергающие гипотезу целиком или частично. Очевидно, чем больше по числу и разнообразию будет найдено фактов, подтверждающих гипотезу, тем выше станет ее вероятность. В принципе, однако, вполне допустим случай, который может опровергнуть гипотезу.  
 
4. Теория. Она является наиболее развитой формой научного познания. Теория - это система обобщенного знания, основных научных идей, законов и принципов, отражающих определенную часть окружающего мира, а также материальную и духовную деятельность людей. Теория, в отличие от гипотезы, является знанием достоверным, истинность которого доказана и проверена практикой. 
 
От других видов достоверного знания теория отличается своей точной логической организацией. 
 
Теория включает такие элементы: 
 
1) содержательные - принципы, законы, категории, идеи и др.; 
 
2) формальные - знаки, символы, правила и т. п. 
 
Теория дает возможность понять объект познания в его внутренних связях и целостности, объясняет разнообразие имеющихся фактов и может предусмотреть новые, еще неизвестные факты, прогнозируя поведение систем в будущем. Три важнейшие функции теории - описание, объяснение, предсказание. Одна теория сменяет другую, если лучше справляется с выполнением этих функций. 
 
Таким образом, всю логику научного познания как последовательного изменения форм научного исследования можно представить так: накопление и осмысление фактов; возникновение и постановка проблемы; выдвижение гипотезы или гипотез; построение теории; определение путей практической реализации теории. 
 
 
^ 2. Методы научного познания 
 
Предварительные замечания 
 
Сознательная целенаправленная деятельность по формированию и развитию знания регулируется нормами и правилами, руководствуется определенными методами и приемами. 
 
Для научного познания существенно, прежде всего, то, что исследуется и как исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, тогда как ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает природу метода исследования. Предметом науки является вся действительность, т. е. различные формы и виды движущейся материи.  
 
Особенности метода определяются особенностями предмета научного исследования. В методе выражено содержание изучаемого предмета. Метод настолько тесно связан с научным познанием мира, что каждый существенный шаг в развитии науки обычно вызывает к жизни новые методы исследования. Поэтому об уровне развития той или иной науки можно судить и по характеру развития применяемых ею методов. 
 
Метод (от греч. methodos - путь, способ исследования, обучения, изложения) – совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. 
 
Метод (от греч. methodos - путь, исследование, прослеживание) - способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В области науки метод есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету, руководствуясь своей гипотезой. При этом философия как основополагающая наука дает исследователю средство проверить, подходит ли вообще избранный метод для достижения поставленной цели и последовательно ли использует он этот метод в ходе работы. Разработкой метода философия поддерживает в частных науках живой критический дух. Попытки найти единый метод, который был бы применим всюду (идеал «методологического монизма»), показали, что «универсального метода» не существует и, более того, каждый предмет и каждая проблема требуют собственного метода. Метод и система являются основными направляющими линиями науки. 
 
Методика – совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. 
 
Методология - часть логики, изучающая методы различных сфер познания. Цель этого изучения – не изобретение нового метода, но описание уже существующих и используемых на практике методов. Иногда под методологией понимают совокупность применяемых в исследовании методов. 
 
^ Методология науки – систематический анализ методов, применяемых для получения научного знания и тех общих принципов, которыми направляется научное исследование. 
 
Методологический анализ процесса научного познания позволяет выделить два типа приемов и методов исследования

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"