Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 23:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 152.17 Кб (Скачать)

9 вопрос 

Особенности российской философии 
 
1. Первой и главной особенностью русской философии является преимущественно религиозный, а подчас релгиозно-мистический, религиозно-символический ее характер, т. е. Длительное господство в ней религиозных форм сознания, постоянный поиск смысла и значения христианских идей для отдельного человека, общества и культуры. Этому способствовал ряд причин:  
 
Во-первых, ориентация на западную культуру решительно определилась только с принятием Русью христианства. Поэтому русская философия, в отличие от западноевропейской, не имела дохристианского периода и, следовательно, не могла опереться на культурное наследие античности. Не успев сложиться в языческих формах, она сразу же оказалась в плену богословия.  
 
Во-вторых, христианство на Русь пришло из Византии в его восточном варианте, в форме православия. В этом акте проявилось стремление сохранить определенную дистанцию в отношении культурной и религиозной традиций, характерных для западной Европы. Не следует забывать и о том, что в течение нескольких столетий Россию от западноевропейских стран отгораживала религиозная нетерпимость между западной и восточной церквями. Углублению разносторонних связей с Западом мешали также почти 300-летнее татаро-монгольское иго, его негативные последствия.  
 
В результате русская мысль вплоть до XVII в. развивалась замкнуто, если не считать архаического влияния афонских (от Афона — «Святой горы» на с. — в. Греции, центра православного монашества) монахов. Даже богословская схоластика в российские духовные учебные заведения проникла только в XVII в., когда Запад уже располагал полнокровными философскими системами. В России, в отличие от передовых европейских стран, возникновение светской культуры, естествознания и философии, свободной от религии, запоздало на 200-300 лет. Однако религиозные формы сознания давали о себе знать и в последующее за XI-XVII вв. время, во всяком случае на протяжении всего XVIII в.  
 
В-третьих, достаточно позднее внедрение православия на Руси и необычный способ его принятия («сверху») препятствовали однозначному господству христианских идей. В процессе усвоения они причудливо соединились с глубоко укоренившимися и самобытными языческими верованиями древних славян, те есть существенно модифицировались (это особенно характерно было для неподконтрольных церкви сфер культуры, православие исключало существование других воззрений).  
 
2. Вторая характерная черта русской философии: предельный дуализм, антиномизм (антиномия — противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, одинаково убедительно доказуемыми логическим путем) в понимании мира, человека и истории как следствие непреодоленного до конца противостояния языческих и христианских истоков русской культуры. Древнее языческое восхищение природой, привязанность к текучему материальному бытию соединились с христианским ощущением реальности иного, высшего мира, с желанием немедленного и непосредственного единения с ним. Видимо, этим объясняются противоположные устремления в русском духовном характере: любование природным миром, предельно чуткое отношение к нему и одновременно «прозрение» высшей, божественной реальности, определяющей подлинное в человеке и его жизни.  
 
Нечто подобное наблюдалось и в понимании человека. Русский человек, с одной стороны, непосредственно принадлежит временному, материальному бытию, с другой, столь же непосредственно, интимно связан с Богом, т. е. укоренен в вечном, духовном бытии.  
 
Эта же черта характеризует и восприятие истории в русской философии. История в ней осознается не только в ее эмпирическом, зримом воплощении как процесс всестороннего общественного развития, но и в ее мистическом, божественном измерении как реализация некоего божественного замысла.  
 
Причем, осознание противоречий, укорененных в мире, человеке и истории, не приводит к их разрешению или хотя бы к сглаживанию, а только более остро выявляет трагизм человеческого существования. Противоречие в русской философии, следовательно, воспринимается как абсолютное, не способное к гармоническому разрешению, «снятию». Такова особенность ее диалектики.  
 
3. В качестве третьей отличительной черты русской философии необходимо отметить специфику самого стиля философствования. В западной философии с XVII в. господствующим стал чисто рационалистический, «научный» метод изложения, достигший апофеоза у представителей немецкой классической философии. В русской философии рационалистический метод никогда не был основным, более того, для многих мыслителей он представлялся ложным, не дающим возможности дойти до сути главных философских проблем. В ней, в соответствии с русским духовным характером, ведущим оказался эмоционально-образный, художественный стиль философствования, отдающий предпочтение ярким художественным образам и аналогиям, интуитивным прозрениям, а не строгим логическим рассуждениям. Даже у тех крупных русских философов, которые вполне укладывались в классическую рационалистическую традицию, логичность и рациональная последовательность всегда естественно сочеталась с художественной образностью и апелляцией к интуиции, выходящей за пределы возможного для рационального мышления. Это особенно характерно для В. С. Соловьева и его философских наследников — Н. Бердяева, С. Франка, И. Ильина, П. Флоренского и др.  
 
4. Из третьей вытекает еще одна, четвертая, особенность русской философии: она являлась ФИЛОСОФИЕЙ ЖИЗНИ в полном смысле этого слова. Философия, отрешенная от жизни и замкнутая в умозрительных конструкциях, в России не могла рассчитывать на успех. Поэтому именно в России — раньше, чем где бы то ни было, — она сознательно подчинялась решению встававших перед обществом насущных задач. Конечно, наклонности к умозрительным спекуляциям, общефилософским проблемам имели место, но далеко не в таком виде и не в таком масштабе, как это было, например, в Германии. Ей больше присуща некая социальность: общинное сознание, соборность, софийность («слово-мудрость-дело», что предполагает постановку вполне земных, человеческих вопросов).  
 
5. В XVIII-XIX вв. Россия из-за ее отсталости сохраняла феодальные отношения и самодержавный деспотизм, тогда как многие страны Европы установили буржуазные порядки, а некоторые из них — республиканский строй. Затянувшееся господство крепостничества и самодержавия вызвало к жизни особые формы идеологии, либо незнакомые другим государствам, либо не получившие в них подобного развития: идеология дворянских революционеров, революционный крестьянский демократизм, включая народничество, славянофильство и западничество, толстовство.  
 
6. Сопоставление условий русской жизни с жизнью передовых европейских стран неизбежно породило в нашей философии одну из самых острых проблем общественной мысли — проблему России и Запада. Она, начиная с конца XVIII в., не сходила со страниц русской печати и волновала умы людей, принадлежавших к самым различным направлениям. Наиболее полно, философски и историко-фактологически, эту тему обосновал Н. А. Бердяев в своем знаменитом труде «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века». 
 
 
1. Становление русской философии, постепенное накопление материала для превращения ее в самостоятельную науку. (XI-XVII вв.).  
 
2. Обособление философии от религии и утверждение ее как теоретической науки (XVIII в.), благодаря научным достижениям М. В. Ломоносова (1711-1765), основателя материалистической традиции в русской философии, и своеобразному философскому дарованию Г. В. Сковороды (1722-1794). Не случайно в 1755 году открылся Московский университет, где началось светское преподавание философии, она отделилась от религии.  
 
3. Фундаментальная разработка проблем методологии научного и социального преобразования России (с XIX в.).

10 вопрос

Реальность объективная  и субъективная. Материя как объективная  реальность.

В философии под реальностью  понимается все существующее в действительности. Различают объективную и субъективную реальность. Объективная реальность - это то, что существует вне сознания человека: пространство, время, движение; субъективную реальность можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и  все то, что с этим связано.

Для определения объективной реальности, которую человек может ощущать, копировать, фотографировать, отображать (но которая существует вне его  сознания и ощущений) в философии  существует понятие материи. Условно  материю можно разделить на две  группы: то, что познано человеком  и то, что стоит за гранью его  познания, однако это деление очень  условно, между тем, очевидна его  необходимость: говоря о материи, мы можем анализировать только то, что  познано человеком.

Для описания материи выделяют три  объективные формы ее существования: движение, пространство, время.

Здесь под движением понимается не только механическое перемещение  тел, но и любое взаимодействие, любое  изменение состояний объектов - формы  движения многообразны и могут переходить из одной в другую. Очень часто  мы говорим о движении, противопоставл ему покой, считая их равноправными. Между тем, это глубокое заблуждение: покой носит относительный характер, в то время как движение абсолютно.

Пространство и время - это формы  бытия материи. Термином пространство в философии обозначают структуру  объектов, их свойство быть протяженными, занимать место среди других. При  характеристике пространства употребляют  термин бесконечность. Термином врем обозначают длительность существования объектов, направленность их изменения. Две последние  категории: пространство и время  являются одновременно и относительными, и абсолютными. Они относительны, так как их свойства постоянно  меняются, и они абсолютны, так  как ни один объект не может существовать вне пространства и времени.

Реальность является ключевым понятием в философии, с ним связан основной вопрос философии: что первично материя  или сознание (объективная или  субъективная реальность); способен ли человек познавать реальность, окружающую его.

11 вопрос

материя

Материя - объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им (Ленин В. И., т. 18, с. 131). М. охватывает бесконечное множество реально  существующих объектов и систем мира, является субстанциальной основой  всевозможных свойств и форм движения. М. не существует иначе, как только в  бесчисленном множестве конкретных различных объектов и систем. М. несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях, неразрывно связана с движением, способна к неугасающему саморазвитию, к-рое на определенных этапах, при наличии благоприятных условий, приводит к возникновению жизни и мыслящих существ. Сознание выступает как высшая форма отражения, присущего м. субстанциальность, всеобщность и абсолютность характеризует материальное единство мира. В мире нет ничего, что не было бы определенным видом или состоянием М., ее свойством или формой движения, продуктом ее исторического развития. Признание материального единства мира является исходным принципом философского материализма в противоположность всем идеалистическим концепциям, в к-рых в качестве субстанции всех явлений в мире принимается божественная воля, «абсолютная идея», дух, энергия (энергетизм) и т. п. М. нельзя сводить к определенным ее конкретным формам, напр, к веществу или атомам, т. к. существуют невещественные виды М. - электромагнитные и гравитационные поля, нейтрино различных типов, обладающие весьма сложной структурой. М. неисчерпаема, и ее познание потенциально не ограничено. Вместе с тем М. всегда обладает упорядоченной системной организацией и неотделима от различных свойств и форм движения. Ст. зр. современной науки основные формы М. - это: 1) системы неживой природы (элементарные частицы и поля, атомы, молекулы, макроскопические тела, космические системы различных порядков); 2) биологические системы (вся биосфера, от микроорганизмов до человека); 3) социально организованные системы (человек, об-во). Но М. не сводится только к этим формам, так как в бесконечном мире существуют и качественно иные виды М. как объективной реальности, напр, кварки или другие возможные микрообъекты в структуре «элементарных» частиц. Философское понимание М. как объективной реальности конкретизируется естественнонаучными теориями о строении и законах движения М., раскрывающими структуру объективной реальности. Но было бы неправильно отождествлять философскую категорию М. о конкретными физическими или химическими представлениями о М., т. к. последние имеют локальный характер и не охватывают всего бесконечного многообразия реально существующих видов м. Точно так же ошибочно отождествлять М. с к.-л. ее конкретным свойством, напр, с массой, энергией, пространством и т. п., т. к. М. обладает неисчерпаемым многообразием различных свойств. Понятие м. детально раскрывается во всем содержании диалектического и исторического материализма, в его учении о ее всеобщих свойствах и законах развития (Формы движения материи, Бесконечное и конечное. Вселенная, Субстанция, Единство и многообразие мира).

12 вопрос

Структурные уровни организации  материи:микро-, макрО -, мегамиры

 

В современной науке в  основе представлений о строении материального мира лежит системный  подход, согласно которому любой объект материального мира, будь то атом, планета  и т.д. может быть рассмотрен как  система – сложное образование, включающее составные части, элементы и связи между ними. Элемент  в данном случае означает минимальную, далее неделимую часть данной системы.

Совокупность связей между  элементами образует структуру системы, устойчивые связи определяют упорядоченность  системы. Связи по горизонтали –  координирующие, обеспечивают корреляцию (согласованность) системы, ни одна часть  системы не может измениться без  изменения других частей. Связи по вертикали – связи субординации, одни элементы системы подчиняются  другим. Система обладает признаком  целостности – это означает, что  все ее составные части, соединяясь в целое, образуют качество, не сводимое к качествам отдельных элементов. Согласно современным научным взглядам все природные объекты представляют собой упорядоченные, структурированные, иерархически организованные системы.

В самом общем смысле слова  «система» обозначает любой предмет  или любое явление окружающего  нас мира и представляет собой  взаимосвязь и взаимодействие частей (элементов) в рамках целого. Структура - это внутренняя организация системы, которая способствует связи ее элементов  в единое целое и придает ей неповторимые особенности. Структура  определяет упорядоченность элементов  объекта. Элементами являются любые  явления, процессы, а также любые  свойства и отношения, находящиеся  в какой-либо взаимной связи и  соотношении друг с другом.

В понимании структурной  организации материи большую  роль играет понятие «развитие». Понятие  развития неживой и живой природы  рассматривается как необратимое  направленное изменение структуры  объектов природы, поскольку структура  выражает уровень организации материи. Важнейшее свойство структуры - ее относительная  устойчивость. Структура - это общий, качественно определенный и относительно устойчивый порядок внутренних отношений  между подсистемами той или иной системы. Понятие "уровень организации" в отличие от понятия "структура" включает представление о смене  структур и ее последовательности в  ходе исторического развития системы  с момента ее возникновения. В  то время как изменение структуры  может быть случайным и не всегда имеет направленный характер, изменение  уровня организации происходит необходимым  образом.

Системы, достигшие соответствующего уровня организации и имеющие  определенную структуру, приобретают  способность использовать информацию для того, чтобы посредством управления сохранить неизменным (или повышать) свой уровень организации и способствовать постоянству (или уменьшению) своей  энтропии (энтропия – мера беспорядка). До недавнего времени естествознание, и другие науки могли обходиться без целостного, системного подхода  к своим объектам изучения, без  учета исследования процессов образования  устойчивых структур и самоорганизации.

В настоящее время проблемы самоорганизации, изучаемые в синергетике, приобретают актуальный характер во многих науках, начиная от физики и  кончая экологией.

Задача синергетики - выяснение  законов построения организации, возникновения  упорядоченности. В отличие от кибернетики  здесь акцент делается не на процессах  управления и обмена информацией, а  на принципах построения организации, ее возникновения, развития и самоусложнения (Г.Хакен). Вопрос об оптимальной упорядоченности и организации особенно остро стоит при исследованиях глобальных проблем - энергетических, экологических, многих других, требующих привлечения огромных ресурсов.

13 вопрос

Единство материи, движения, пространства и времени

Идея абсолютного пространства и времени соответствовала определенной физической картине мира, а именно: системе взглядов на материю как  на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменными  объемом и инертностью (массой) и  действующих друг на друга мгновенно  либо на расстоянии, либо при соприкосновении. Изменение физической картины мира изменило и воззрения на пространство и время. Открытие электромагнитного  поля и выяснение несводимости поля к состояниям механической среды  — мирового эфира — вскрыли  несостоятельность классической картины  мира. Оказалось, что материя не может  быть представлена как совокупность отдельных, строго отграниченных друг от друга элементов. В действительности частицы вещества связаны друг с  другом в единые системы полем, действие которого передается с конечной скоростью, одинаковой в любой замкнутой  системе (в вакууме — со скоростью  света).

Огромный вклад в разработку научных представлений о связи  пространства и времени с движущейся материей внес Н.И. Лобачевский. Им была выдвинута идея, согласно которой  закономерности геометрии могут  быть различными в разных масштабах. Лобачевский пришел к очень важному  не только для геометрии, но и для  философии выводу: свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми  и неизменными. Он создал неевклидову  геометрию, которая является более  общей и включает в себя евклидову  геометрию как частный случай, отражающий пространственные отношения, воспринимаемые нами в повседневном опыте. В ней через точку, взятую вне прямой, можно провести не одну (как в геометрии Евклида), а  бесчисленное множество прямых, не пересекающихся с данной. Сумма углов  треугольника в этой геометрии не остается постоянной и равной 180°, а  меняется в зависимости от изменения  длины его сторон и при этом всегда оказывается меньше 180°. Б. Риман  создал еще одну неевклидову геометрию. В ней через точку, взятую вне  прямой, нельзя провести ни одной прямой, не пересекающей данную. Идеи Лобачевского получили свое дальнейшее развитие и  конкретизацию в современной  физике. Великое научное открытие XX в. — теория относительности, созданная  А. Эйнштейном, — вскрыло конкретные связи пространства и времени  с движущейся материей и друг с  другом, выразив эти связи строго математически в определенных законах[3].

Одним из выражений связи  пространства и времени с движением  материи является тот факт, обнаруженный теорией относительности, что одновременность  событий не абсолютна, а относительна[4]. Оказывается, что и расстояние между какими-либо телами, находящимися в пространстве на конечном удалении друг от друга, неодинаково в различных движущихся инерциальных системах. С возрастанием скорости длина тела сокращается. В мире нет единственной длины тела: она меняется в зависимости от системы отсчета. Подобно этому промежуток времени между какими-либо событиями различен в различных движущихся материальных системах — с возрастанием скорости он уменьшается[5]. Такая зависимость протяженности тел и временных промежутков от скорости движения свидетельствует о внутреннем единстве пространства и времени. Итак, в мире все пространственно и временно.

Пространство и время  абсолютны. Но поскольку это формы  движущейся материи, они обусловлены  ею, как форма своим содержанием, и каждый уровень движения материи  характеризуется своей пространственно-временной  структурой.

14 вопрос

основной вопрос философии

Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый  с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя  или сознание - и, во-вторых, как относится  знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Последовательное рег шение О. в. ф. возможно лишь при учете обеих его сторон. Философы, являющиеся сторонниками материализма, признают первичным материю, бытие, вторичным - сознание и считают сознание результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира. Философы-идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Поэтому, с их т. зр., познание не является отражением материального бытия, а есть лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа ощущений, понятий, познания абсолютной идеи, мировой воли и т. п. Промежуточную, непоследовательную позицию в решении О. в. ф. занимают дуализм, агностицизм. Прежней философии был присущ метафизический подход к решению О.-в. ф., проявляющийся либо в недооценке активности сознания, в сведении познания к пассивному созерцанию (метафизический материализм), в отождествлении сознания и материи (Вульгарный материализм), либо в преувеличении активности мысли, в возведении ее в абсолют, оторванный от материи (Идеализм), либо в утверждении их принципиальной несовместимости (дуализм, агностицизм). Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение О. в. ф. Первичность материи она видит в том, что: 1) материя является источником сознания, а сознание - отражением материи; 2) сознание - результат длительного процесса развития материального мира; 3) сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга; 4) существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи; 5) сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека; 6) сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием. Отмечая абсолютную противоположность материи и сознания лишь в пределах О. в. ф., диалектический материализм одновременно указывает на их взаимосвязь и взаимодействие. Будучи производным от материального бытия, сознание обладает относительной самостоятельностью в своем развитии и оказывает обратное активное воздействие на материальный мир, содействуя его практическому освоению и преобразованию. Человеческое сознание, опираясь на практику, способно к достоверному познанию мира. Вопрос об отношении материи и сознания, будучи основным, определяет не только решение частных проблем, но и характер мировоззрения в целом, дает надежный критерий для различе-, ния осн. философских направлений. Поэтому научная формулировка О. в. ф. позволяет последовательно провести принцип партийности философии, четко разграничить и противопоставить материализм и идеализм, решительно отстаивать научное мировоззрение диалектического материализма.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"