Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 23:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 152.17 Кб (Скачать)

•  Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII века, считающие, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги. Критикуя концепцию «врожденных идей» Декарта, они считали, что содержание идей, понятий, при помощи которых человек анализирует данные органов чувств об отдельных свойствах вещей, формирует общество, воспитание. Зачатки этой концепции можно обнаружить уже у Аристотеля, ставящего формирование способностей, добродетелей человека в зависимость от потребностей общества, интересов государства – полиса. В этих идеях отрицается индивидуальность мышления человека, зависимость способностей мыслящего индивида от особенностей строения и функционирования его центральной нервной системы.

22 вопрос

Сознание: происхождение  и структура.

Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении.

Происхождение сознания связано, прежде всего, с формированием культуры на основе практически-преобразовательной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Эти навыки, способы, нормы  специфической человеческой деятельности имеют специфическую природу; возникают, осуществляются и воспроизводятся  в совместной коллективной деятельности; поэтому закрепляющие их формы отражения  всегда носят социальный характер. Таким образом, в более узком  смысле сознание - высшая форма психического отражения, свойственна общественно  развитому человеку. Без сознания оказывается невозможной совместна  деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому. Сознание, таким образом, выполняет функцию  социальной памяти человечества, вырабатывая  некоторые схемы воспроизводства  накопленного человечеством опыта.

Возникновение и развитие сознания неразрывно связано с развитием  языка как материального воплощения норм сознания.

Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Общественное сознание - отражение  общественного бытия; формы общественного  сознания - наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика и  т. д.

23 вопрос

общественное бытие и  общественное сознание

Общественное бытие и общественное сознание - две стороны, материальная и духовная, жизни об-ва, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Под О. б. марксизм понимает материальное Отношение людей к природе в процессе производства материальных благ и те отношения (в классовом об-ве-классовые), в к-рые люди вступают в процессе этого производства. О. с.- это взгляды, представления, идеи, политические, юридические, эстетические, этические и др. теории, философия, мораль, религия и др. формы сознания. Вопрос о взаимоотношении О. б. и о. с. является конкретизацией осн. вопроса философии в применении к об-ву. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни об-ва. В действительности же сознание есть не что иное, как отражение в духовной жизни людей их О. б. Первую формулировку этого положения, подводящего под науку об об-ве твердое научное основание, дали Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии»: «...люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение (т. е. производственные отношения.- Ред.), изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание» (т. 3, с. 25). Марксизм не только объяснил этот решающий для понимания жизни людей факт. Он показал также, что взаимоотношения О. б. и о. с. не просты, а сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Если на первых ступенях истории О. с. формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей, то в дальнейшем, с расчленением об-ва на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, О. б. воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и государственный строй, правовые и политические отношения и т. п., также оказывающие огромное влияние на О. с. В этих условиях непосредственное выведение О. с. из материальных отношений приводит к вульгаризации и упрощению. О. с. и его многообразным формам, при всей их зависимости от О. б., присуща относительная самостоятельность. Последняя выражается в том, что изменения в материальной жизни об-ва никогда не создают заново продукты О. с., ибо духовные представления - научные, философские, художественные и прочие идеи - зависят от накопленного ранее материала и подчиняются определенной внутренней ло-: гике своего развития. Кроме того, изменения в материальных отношениях не могут вызывать мгновенного, автоматического изменения О. с., т. к.^ду-ховным представлениям людей свойственна значительная сила инерции и только борьба между новыми и старыми представлениями приводит закономерно к победе тех, к-рые вызываются решающими потребностями изменившейся материальной жизни, нового бытия. В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль О. с. и его воздействия на развитие само-* го О. б. Абсолютное противопоставлен ние этих двух сторон жизни людей действительно лишь в рамках осн. вопроса о том, что первично и что вторично. За пределами этого вопроса такое абсолютное противопоставление теряет смысл, а в те или иные периоды роль О. с. может стать и становится решающей, хотя и тогда оно в конечном счете определяется и обусловлено О. б. Историко-материали-стическое решение вопроса в отношении О. б. и о. с. и их природы имеет огромное методологическое значение, помогает научно ставить и практичен ски решать проблемы общественной жизни.

24 вопрос

Человеческое познание и  аффекты.

В части II «Этики» («О природе и  происхождении души») Спиноза, введя  сначала понятия атрибутов и  модусов, переходит к характеристике тел, имея в виду, как он сам отмечает, сказать лишь "несколько слов о природе тел". Далее Спиноза  обсуждает вопрос о том, как человеческая душа "сознает тело человеческое". И вот именно с этого пункта начинается в концепции Спинозы  анализ познания.

Как и все мыслители его эпохи, Спиноза в учении о познании прежде всего анализирует — в качестве части «Этики» (т.е. единой, целостной  философии) — чувственное познание. В критике неопределенности, "смутности" чувственного познания — способностей представления, воображения и создаваемых  благодаря им "чувственных идей" — голландский мыслитель идет как вслед за рационалистом Декартом, так и за основателем эмпиризма  Бэконом. Аргументация Спинозы здесь  такова. Познает человеческая душа. Но она "сознает тело человеческое и знает о его существовании  только через идеи о состояниях, испытываемых телом" (Теорема 19 «Этики»). В познании души, опосредованном состояниями  тела, возникает специфическая двойственность: "Человеческая душа воспринимает не только состояние тела, но также  и идеи этих состояний" (Теорема 22). "Душа познает самое себя лишь постольку, поскольку она воспринимает идеи состояний тела" (Теорема 23). И необходимость для души воспринимать состояния своего тела приносит с  собой неизбежную ограниченность: душа оказывается отгороженной от адекватного  познания внешних тел (Теорема 25). Отсюда общий вывод: "Идеи состояний человеческого  тела, поскольку они относятся  к одной только человеческой душе, не суть идеи ясные и отчетливые, но смутные" (Теорема 28). А неадекватность, т.е. смутность, искаженность идей, говорит  об их ложности. Чувственное познание, т.е. познание первого рода, есть "единственная причина ложности (Теорема 41).

Из такого познания, правда, тоже образуются всеобщие понятия, например идея человека, животного. Но они могут быть только смутными. Спиноза называет такое  познание "познанием через беспорядочный  опыт" (cognitio ab experientia vaga). К нему примыкает познание "из знаков". Так, мы слышим или читаем слова и вспоминаем о связанных с ними вещах. Вместе они образуют "познание первого рода, мнение или воображение". Но будучи ложным с точки зрения высоких критериев адекватности и истинности, познание первого рода, иными словами, чувственный опыт вовсе не бесполезен. В жизни человека это смутное, фрагментарное, предположительное знание, как и воображение, мнение и вера играют немалую практическую роль. Без них человек не смог бы выжить и двигаться к более высокому познанию второго и третьего родов, т.е. двигаться к истине. Но мы имеем "общие и адекватные идеи о свойствах вещей" (схолий 2 к Теореме 40). Этот способ познания Спиноза называет познанием второго рода. И наконец, существует третий род познания — интуитивный (scientia intuitiva). Второй и третий роды познания, согласно Спинозе, истинны. Второй род познания — это познание рациональное. "Основы разума (ratio) составляют понятия" (Доказательство Теоремы 44). Оно и есть дело ratio (разума) и intellectus (интеллекта, разума в высшем значении слова). Образцами такого познания, т.е. оперирования истинными, адекватными понятиями, Спиноза по примеру Декарта считает математику и логику. И все же интуиция, третий род познания, ставится еще выше чисто рационального познания.

Значительную часть «Этики»  занимает спинозовское учение об аффектах, что также соответствует структуре целого ряда философских учений XVII в., прежде всего декартовского.

субъект и объект

Субъект и объект (лат. подлежащее и предмет) - философские категории. Понятие «С.» первоначально (напр., у Аргч стотеля) обозначало носителя свойств, состояний и действий, и в этом отношении было тождественно понятии субстанции. Начиная с 17 в. понятие «О.», как и соотносительное с ним «С.», стало употребляться прежде всего в гносеологическом смысле. Под С. ныне понимается активно действующий и познающий» обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа. С.- то, на что направлена познавательная и иная деятельность С. Связанная с оси. вопросом философии, проблема отношения С. и о. по-разному решалась материализмом и идеализмом. Домарксовский материализм рассматривал О. как существующий независимо от С. и понимал его как объективный мир, а в узком смысле - как предмет познания. При этом С. выступал как нечто пассивное, только воспринимающее воздействия извне и перерабатывающее их способом, производным от его «природы». С. понимался как изолированный индивид, особенности к-рого определены его природным происхождением, ибо закономерности предметной деятельности - подлинной основы активности С. - не были еще раскрыты. Идеалисты выводили взаимодействие С. и о. и само существование О. из деятельности С., понимаемого как бог, идея и т. п., пытаясь на этой основе объяснить активную роль С. в познании. Для субъективного идеализма при этом характерно понимание С. как единства психической деятельности индивида и попытки отрицать существование О., т. е. последний понимается только как совокупность состояний С. Ценны догадки объективного идеализма, особенно Гегеля, о роли практики в отношении С. и о., о зависимости этого отношения от истории, от общественной природы С. Диалектический материализм исходит из признания существования О. независимо от С., но в то же время рассматривает их в единстве. О. не является абстрактной противоположностью С., т. к. последний активно преобразует, «очеловечивает» О., и основу их взаимодействия составляет общественно-историческая практика. Именно в ней стороны и свойства действительности превращаются в Оу преобразование к-рого в практической и теоретической деятельности С. позволяет воспроизвести в сознании содержание объективной реальности. В соответствии с этим следует различать объективную реальность, О. и превмет познания. С таких позиций может быть понята и активность С., к-рый формируется и изменяется в процессе преобразования внешнего мира. Это значит, что человек становится С. только в истории, в об-ве и поэтому является общественным существом, все способности и возможности к-рого сформированы практикой. Поэтому субъективное в марксизме понимается не как внутреннее (психическое) состояние С., противоположное О., а как производное от деятельности С., воспроизводящего в формах этой деятельности содержание О. Будучи активной силой во взаимосвязях С. и о., человек действует тем не менее не произвольно, т. к. О. ставит определенные границы и пределы деятельности С. На этой основе и возникает необходимость познания закономерностей О., чтобы согласовать с ними деятельность С., поскольку его цели формируются в соответствии с логикой развития предметного мира, объективно обусловлены потребностями С. и уровнем развития производства. В зависимости от этого, а также от уровня познания объективных закономерностей человек ставит соэнатель-. ные цели, в ходе достижения к-рых изменяется как О., так и сам С.

25 вопрос

Единство чувственного и рационального  в познании

Чувственное восприятие человеком  конкретных, отдельных явлений, событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере, насколько полно содержание понятий  освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного  аппарата, используемого человеком  в его практической и познавательной деятельности. Однако эта зависимость  отнюдь не является односторонней.

Само понятие есть результат  исторического опыта человечества в целом или исторического  опыта тех или иных общностей  людей, социальных групп. Усвоение конкретными  людьми или определенными поколениями  людей уже существующих понятий, роль этих понятий в их сознании и деятельности - все это фактически зависит от непосредственного контакта людей с объективной реальностью. В ходе таких контактов понятия, идеи получают многократную и многостороннюю проверку, обогащаются содержанием, а в случае необходимости наполняются  новым смыслом.

Более того, реально значимыми понятия  являются тогда, и только тогда, когда  они соединяются с осознанием возможностей их практического использования - для реализации потребностей, для  изменения, преобразования предметов, отношений природы и общества в ходе человеческой активной деятельности. При этом понятия, приобретенные  людьми в процессе обучения, постоянно  сопоставляются с реальной практикой, проверяются, уточняются в процессе непосредственного действия с конкретными  объектами, особенно в те моменты, когда  возникают новые актуальные проблемы (что, собственно, имеет место в  любой области человеческой деятельности). Тогда понятия и знания проверяются, обогащаются, корректируются, а иной раз и существенно изменяются в своем содержании, хотя слова  языка, их выражающие, могут остаться неизменными.

"Чувственность" и "рациональное  мышление" нельзя рассматривать  как некоторые якобы абсолютно  самостоятельные, изолированные  "способности" познающего человека. В реальном познании они находятся  в единстве и взаимодействии. Более того, в их сложном взаимодействии  обнаруживается два типа деятельности: во-первых, практическая деятельность  в самом широком смысле слова,  а во-вторых, деятельность, специально  направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, то  есть теоретическая деятельность  как особый вид умственного  труда. При этом практическая  деятельность, в ходе которой  непрерывно возникает непосредственный  контакт органов чувств с предметами  и явлениями природы и общества, тесно связана с мышлением,  с понятиями, а теоретическая  деятельность проникнута чувственно-образными  элементами и тысячью нитей  связана со всеми формами практической  деятельности. Значит, проблема "чувственности"  и "мышления" реально существует  как вопрос о специфике и  противоречивом взаимодействии  двух названных выше типов  и уровней деятельности.

26 вопрос

Учение об истине.

Истина - это адекватное отражение предметов и явлений действительности, познающеес субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют: вне и независимо от сознания человека. Сталкиваясь с понятиями объективности, возникает естественный вопрос: можно ли считать истину инвариантным понятием, то есть не зависящим от точки рассмотрения? Однозначного ответа на этот вопрос нет, потому что само понятие истины допускает некоторую неоднозначность.

Форма выражения объективной истины, зависящая от конкретных исторических условий, характеризующая степень  ее точности и полноты, которая достижима  на данном уровне познания, называется относительной истиной. Таким образом, в развитии человеческого познания происходит постоянная смена одних  относительных истин другими  более полно и точно выражающими  объективную истину. И процесс  познания представляет собой все  более полное и точное познание объективной  истины.

Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание, о каком  либо явлении называют абсолютной истиной. Каждая относительная истина - это  ступенька, шаг, приближающий нас к  абсолютной истине.

Таким образом, относительная и  абсолютная истины - это лишь разные уровни, или формы объективной  истины. Наши знания всегда относительны, так как зависят от уровня развити общества, техники, науки, культуры и т.д. Чем выше уровень нашего познания, тем ближе мы приближаемся к абсолютной истине. То есть каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной и наоборот: абсолютная истина - это недостижимый предел бесконечных последовательностей истин относительных.

Заблуждение - это разница, которая отличает относительную истину от абсолютной.

27 вопрос

Понятие природы; живая и неживая природа; проблема жизни в философии

В предельно широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум, реальность, Вселенная, космос, поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.  
В философии истоки понятия природа связывают с древнегреческим термином φ?σις (фюсис),  имеющим целый спектр этимологических значений: органическое произрастание; рост и выросшее в процессе этого роста; процесс, рассматриваемый в целом; и т. п. Анализ Аристотелем исходного понятия фюсис привел его к набору определений природы – от понимания ее как возникновения того, что растет до всякой сущности вообще, включая и сущность (усия) искусственных вещей. В результате природа понимается как внутренне присущий вещам принцип (архэ), придавший им определенность. 
В Новое время природа обозначается латинским термином natura(натура), который используется и в таких смыслах, как  мир, миропорядок, Вселенная и др. С этого периода преобладающим смыслом понятия природа становится ее статус как объекта естествознания. Современное понятие природа содержит в снятом виде все первоначальные многочисленные смыслы и оттенки. Используют и «размытые» определения, сравнения, метафоры – они могут оказаться яснее и компактнее строгих формальных дефиниций (например, «Природа – это дом Человечества»). В современной культуре наряду с понятием природа используется категория образ природы (в естествознании ее аналогом выступает понятие картина природы, обозначающее систему представлений о природе, сформированных в той или иной конкретной науке). Образ природызадает исходные параметры описания и объяснения природного мира, объединяет в единое целое представления общества о природной среде и способах ее освоения и т. п. 
Греческая философская традиция ориентирована на умозрительное познание природы как целостности. В то же время у античных философов просматривается различие в подходах: так, уДемокрита и Эпикура превалирует естественнонаучный смысл, ибо природа рассматривается здесь как совокупность атомов и пустоты. С позиции Сенеки, разделившим философию на три части: нравственную, естественную и ту, что посвящена человеческому разуму,четкообозначается философский подход. Философ исследует сущность и причины природы, т. е. исходит из понимания природы как целого, в то время как математик и естествоиспытатель только описывают и высчитывают  ее «число и меру». Физика вплоть до И. Ньютона называласьнатуральной философией. В естественнонаучных работах излагались фундаментальные принципы физического познания природы. Именно в эту эпоху под усиливающимся влиянием естествознания достигает вершин философия природы (натурфилософия), ориентирующаяся на фундаментальную науку как свой эталон.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"