Роль воображения и интуиции в познавательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 01:22, реферат

Краткое описание

Цель проведенного исследования заключалась в изучении психических процессов: воображения и творчества в развитии познавательных процессов, применении полученных знаний в практической деятельности психолога.
Задачи:
изучение взаимодействия деятельности и психических процессов
влияние роли воображения и творчества на развитие познавательных процессов

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
1.1 Понятие и строение человеческой деятельности
1.2 Деятельность и психические процессы
2 РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
2.1 Природа воображения
2.2 Виды воображения
2.3 Функции воображения и его развития
2.4 Воображение и творчество
3 РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
3.1 Природа творчества
3.2 Творческие способности (креативность)
3.3 Взаимосвязь между креативностью и интеллектом
3.4 Сущность креативности
3.5 Творческие способности и успешность
3.6 Развитие творческих способностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Анжела.docx

— 46.48 Кб (Скачать)

3.2 Творческие способности (креативность)

Исследования творческих способностей, интенсивно развернувшиеся в Америке в 60-х годах, привели ученых к выводу, что творческие способности не являются синонимом способности к обучению и взаимосвязь их с интеллектом неоднозначна.

Выделение универсальной творческой способности, названной креативностью (от английского creativity — дословно: творческость), произошло не так давно и связано с именем Гилфорда, предложившего трехфакторную модель интеллекта. Гилфорд указал на принципиальное различие двух типов мыслительных операций. Мышление, направленное на нахождение единственно правильного решения задачи, было названо конвергентным (сходящимся). Тип мышления, идущего в различных направлениях, ищущего решение различными путями, назван дивергентным (расходящимся). Дивергентное мышление может привести к неожиданным, непредвиденным выводам и результатам.

Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

  1. оригинальность — способность продуцировать необычные ответы;
  2. продуктивность — способность к генерированию большого числа идей;
  3. гибкость — способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта;
  4. способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

Кроме того, к креативности относится способность к обнаружению и постановке проблем, а также способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

В отличие от интеллектуалов, которые могут решать хотя и сложные, но уже поставленные кем-то задачи, креативы способны самостоятельно видеть и ставить проблемы.

3.3 Взаимосвязь между  креативностью и интеллектом

Некоторые авторы считают, что обширные знания и эрудиция иногда мешают видеть явление в иной, творческой перспективе. Другие утверждают, что неспособность сознания быть творческим связано с тем, что оно логично и ограничено строго упорядоченными понятиями, что подавляет фантазию и воображение.

Для развития высокого уровня творческих способностей (креативности) необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего. Без некоторой базы обучаемости, без хорошей интеллектуальной основы высокая креативность развиваться не может. Однако после достижения определенного уровня развития интеллекта дальнейшее его возрастание никак не сказывается на развитии творческих способностей. Когда же интеллект очень высок (более 170 единиц IQ), проявления творческих способностей не наблюдается. Известно, что люди с энциклопедическими знаниями редко обладают высоким творческим потенциалом. Возможно, это связано со склонностью к упорядочиванию и накоплению знаний, готовых фактов. А для спонтанного творчества иногда важно абстрагироваться оттого, что уже известно.

Шаблонность мышления, ориентация его на однозначный, правильный ответ часто мешает найти оригинальное, новое решение.

Мини-тесты для исследования способности к нестандартному мышлению, преодолению шаблонности мышления.

а) Предлагается - решить нестандартную задачу: Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжали свой путь. Как они это сделали?

(Правильный ответ: Путники подошли к разным берегам реки, и сначала переправился один, а затем другой.)

Задачу мешает решить шаблонное понимание первой фразы («Двое подошли к реке»), которая наталкивает на мысль, что путники шли вместе и в одном направлении.

3.4 Сущность креативности

Сущность творческого акта, творческих способностей различные исследователи раскрывают с разных сторон. Рассмотрим ряд определений.

«Креативность — это способность привносить нечто новое в опыт» (Баррон).

«Способность осознавать проблемы и противоречия» (Торренс).

«Способность порождать оригинальные идеи в условиях постановки новых проблем» (Баллах).

«Способность отказываться от стереотипных способов мышления» (Гилфорд).

«Способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» (Э. Фромм).

Есть и такое интересное определение: творческость — это «способность думать около».

Один из наиболее известных исследователей творческих способностей — американский ученый Поль Торренс — понимает под креативностью способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии и т. п. Он считает, что творческий акт делится на:

  • восприятие проблемы;
  • поиск решения;
  • возникновение и формулировку гипотез;
  • модификацию гипотез;
  • нахождение результата.

Торренс является автором наиболее известного теста, позволяющего определить уровень креативности человека, он также разработал программы, с помощью которых можно развивать креативность.

3.5 Творческие способности  и успешность

Высокие способности к обучению и творческость далеко не всегда совпадают. Неуспевающие учащиеся могут обладать высокими творческими способностями, и наоборот.

По данным Торренса (1962 год) около 30% детей, отчисляемых из школы за неспособность, неуспеваемость и даже глупость, составляют дети, высоко творчески одаренные. Торренс провел длительные исследования, проследив судьбу детей, которые проявляли высокие творческие способности. Оказалось, что через 20 лет многие из них ничего не добились в жизни и занимали низкий социальный статус («мусорщики»).

И здесь встают интересные вопросы.о том, что дают человеку творческие способности. Всегда ли они востребованы? Что, кроме творческих способностей, необходимо человеку для того, чтобы реализовать свой творческий потенциал, сделать открытие, добиться чего-то в жизни, стать успешным, принести пользу обществу?

3.6 Развитие творческих  способностей

Творчество стимулируется восприимчивостью к новым идеям, а не критическим отношением к ним, и творческие решения, по-видимому, чаще приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблем.

Известен пример со знаменитым химиком Дмитрием Менделеевым, который увидел периодическую таблицу химических элементов во сне. (Это не значит, что, чем больше спишь, тем больше шансов сделать открытие.)

Творческие способности можно развивать. Особенно эффективно это можно делать, организовывая специальные занятия с маленькими детьми, которые еще не выработали привычку к стереотипным решениям и поиску правильного, одобряемого взрослыми ответа. Но и взрослые люди вполне могут развивать в себе творческие способности, креативность.

Это удобно делать в группе, когда высказываются различные идеи — в виде «мозгового штурма». Кстати, на Западе этот метод успешно применяется крупными фирмами в ситуациях кризиса, когда прежние способы работы оказываются неэффективными. Собирается группа разработчиков, которые генерируют новые идеи. На первом этапе ничего не критикуется. На втором — отбираются наиболее интересные предложения. На третьем — проверяется возможность их применения.

История научных открытий изобилует примерами, когда, казалось бы, совершенно дикая идея оказывалась наиболее плодотворной и вела к открытиям новых фактов, изобретению более совершенных технологий.

В книге М. Ариста «Жизнь изобретений» приводится такой пример. Инженер Шухов однажды после работы засиделся в своем кабинете. Он наблюдал, как уборщица, стирая пыль, сняла тяжелый горшок с цветком и переставила его на перевернутую вверх дном легкую мусорную корзинку, сплетенную из ивовых прутьев. Это привлекло внимание инженера. Он подумал: «Почему такая хрупкая корзина выдерживает такой большой груз?» И понял, что прутья образуют между собой гиперболоид вращения, криволинейная поверхность которого выполнена из прямоугольных элементов. Эта мысль воплотилась в изящную и чрезвычайно прочную строительную конструкцию — башню, поверх которой был установлен огромный бак для воды. Это изобретение оказалось чрезвычайно полезным для водоснабжения городов и железных дорог.

Упражнения на развитие творческих способностей среди учеников

а) Нестандартное использование предметов

В течение трех минут придумайте как можно больше нестандартных способов использования обычного предмета. Свои варианты нумеруйте и записывайте на листочке. Вслух никто ничего не говорит. Засекаю время. Итак, этот предмет — газета (кирпич, линейка, веревка и т. д.).

По истечении времени ведущий останавливает учеников и спрашивает: кто придумал 20 вариантов? 15? 12? Предлагается зачитать свой список тому, у кого больше всего вариантов. При зачитывании списка ведущий одобряет, подбадривает, отмечает оригинальность, ничего не критикует и не выражает сомнения. Затем просит остальных участников дополнить список — предложить варианты, которые еще не звучали. Обязательны замечания типа: «Прекрасно, очень интересно, смотрите, как необычно!» и т. д.

б) Синонимы

В течение двух минут придумайте как можно больше синонимов к слову «высокий».

При анализе ответов, который проводится аналогично первому упражнению, внимание учащихся обращается на такой параметр оригинальности, как «гибкость». Обычно слово «высокий» ассоциируется с величиной, размером, и типичными будут синонимы: длинный, каланча и т. п. Вырваться из стереотипных ассоциаций позволяет гибкость воображения: может быть, кто-то вспомнит, что «высокий» говорят еще о тоне голоса, и тогда ассоциативный ряд дополнится синонимами «тонкий», «звонкий» и т. д. Понятие «высокий» приложимо к нравственным качествам, устремлениям, и тогда возникнут ассоциации «благородный», «целеустремленный» и т. п.

в) Непредсказуемые последствия

В условиях ограниченного времени предлагается записать на своих листочках различные варианты последствий какого-либо фантастического события: например, что произойдет, если на Земле наступит вечная темнота? Какие последствия может иметь то, что на Земле исчезнут все кошки?

г) Круги. На бланках, где начерчены 20 кругов, в течение 5— 10 минут изобразить как можно больше оригинальных рисунков, используя круги как основу.

Существует много различных игр и заданий на развитие творческих способностей. Описание их можно найти в литературе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Через активную познавательную деятельность происходит не только осмысление информации, отображение объективного мира, но и преобразование в субъективный образ, создание нового представления, идеи, развитие творческих способностей, повышение интеллектуального уровня, профессиональных умений.

В ходе проделанной исследовательской работе гипотеза, связанная с предположением значительного влияния роли воображения и творчества в развитии познавательных процессов подтвердилась.

Были изучены процессы воображения и творчества, их влияние на развитие познавательных процессов.

Применялся целостный подход, раскрывающий природу воображения, виды воображения, взаимодействие воображения и творчества, творческие способности и креативность и т.д.

В результате проведенного исследования были изучены следующие вопросы:

  • Взаимодействие деятельности и психических процессов
  • Роль воображения в развитии познавательных процессов
  • Роль творчества в развитии познавательных процессов

Основные цели и задачи были достигнуты:

  • Были накоплены знания, опыт о роли воображения и творчества в развитии познавательных процессов, применялись игровые, проблемные методы с целью развития творческих возможностей, профессиональных умений, активизации мыслительной деятельности;
  • Роль воображения как сильного мотивирующего фактора творческого поиска в познавательной деятельности.
  • Роль творчества как появление новых возможностей в развитии познавательных процессов.
  • Был накоплен опыт, консолидирующийся в умениях, навыках, знаниях в постановке задач, в проработке всевозможных решений.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Дудецкий А.Я. Юлыстина Е.А. Психология воображения. М., Смоленск, 1997.

2. Ждан А.Н. История психологии, М., 1997.

3. Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного  мышления, М., 1985.

4. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации как средство активизации мыслительной деятельности, Пермь, 1983.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, М., 2000.

6. Крупецкий В.А. Психология математических способностей школьников, М., 1968.

7. Кудрявцев В.Т. Принцип саморазвития субъекта  деятельности // Психологический журнал, 1993, №3.

8. Монтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, М., 1975.

9. Мышление: процесс, деятельность, общение, М., 1982.

10. Немов Р.С. Психология, кн. 1, М., 1995.

11. Психология познавательных  процессов, Самара, 1992.

12. Пономарев Я.А. Психология творчества, М., 1976.

13. Пушкин В.Н. Эвристика  – наука о творческом мышлении, М., 1967.

Информация о работе Роль воображения и интуиции в познавательном процессе