Роль воображения и интуиции в познавательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 01:22, реферат

Краткое описание

Цель проведенного исследования заключалась в изучении психических процессов: воображения и творчества в развитии познавательных процессов, применении полученных знаний в практической деятельности психолога.
Задачи:
изучение взаимодействия деятельности и психических процессов
влияние роли воображения и творчества на развитие познавательных процессов

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
1.1 Понятие и строение человеческой деятельности
1.2 Деятельность и психические процессы
2 РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
2.1 Природа воображения
2.2 Виды воображения
2.3 Функции воображения и его развития
2.4 Воображение и творчество
3 РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
3.1 Природа творчества
3.2 Творческие способности (креативность)
3.3 Взаимосвязь между креативностью и интеллектом
3.4 Сущность креативности
3.5 Творческие способности и успешность
3.6 Развитие творческих способностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Анжела.docx

— 46.48 Кб (Скачать)

АНОО ВО ЦС РФ

“Российский университет коопераций”

Чебоксарского кооперативного института (филиал)

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра философии

РЕФЕРАТ

По дисциплине “Философия”

Роль воображения и интуиции в познавательном процессе

 

 

 

 

Выполнил

Студент группы Эб(МЭ) 2 –О/Б/Чеб14

Тимофеева Анжелика

Научный руководитель

Доцент кафедры философии

Евграфова Татьяна Николаевна

 

 

 

 

 

Чебоксары 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  И ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

1.1 Понятие и строение  человеческой деятельности

1.2 Деятельность  и психические процессы

2 РОЛЬ  ВООБРАЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ  ПРОЦЕССОВ

2.1 Природа воображения

2.2 Виды воображения

2.3 Функции воображения  и его развития

2.4 Воображение и  творчество

3 РОЛЬ  ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ  ПРОЦЕССОВ

3.1 Природа творчества

3.2 Творческие способности (креативность)

3.3 Взаимосвязь между  креативностью и интеллектом

3.4 Сущность креативности

3.5 Творческие способности  и успешность

3.6 Развитие творческих  способностей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 

ВВЕДЕНИЕ

Воображение и творчество, как психические процессы, не просто участвуют в познавательной деятельности и развиваются в ней, но и сами представляют особые виды деятельности.

Влияние воображения и творчества на развитие познавательных процессов велико, так как включает активность направленную на создание нереальности, фантастичности, новизны продуктов творческого или иного воображения. Достигается это за счет непривычного сочетания известных элементов, включая изменение их пропорций.

Данная тема является актуальной так как воображение и творчество это важные виды активной деятельности в развитии познавательных процессов.

Актуальность роли воображения и творчества в развитии познавательных процессов связана с целостным подходом, с истиной – о природе воображения, видах воображения, взаимодействии воображения и творчества, о творческих способностях и креативности, помогает отработать приемы активизации мыслительной деятельности, направленные на развитие воображения, креативности, преодоления стереотипности мышления. Имеет практическую значимость для деятельности психолога.

Цель проведенного исследования заключалась в изучении психических процессов: воображения и творчества в развитии познавательных процессов, применении полученных знаний в практической деятельности психолога.

Задачи:

  • изучение взаимодействия деятельности и психических процессов
  • влияние роли воображения и творчества на развитие познавательных процессов

Для раскрытия темы была проанализирована литература:

Немов Р.С. Психология, книга 1 в которой раскрывается психология деятельности и познавательные процессы.

Столяренко Л.Д. Основы психологии – где рассматриваются: воображение, креативность и творческая одаренность.

Рубинштейн С.П. Основы общей психологии – где автор исследует деятельность – учение и познание, обучение и развитие, активизацию воображения и творчества в познавательных процессах.

Гипотеза в проводимом исследовании курсовой работы заключалась в предположении значительного влияния роли воображения и творчества в развитии познавательных процессов.

Объектом изучения – являлось изучение активности направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира с помощью психических процессов воображения и творчества.

Предметом изучения – было исследование психических процессов: природы воображения, видов воображения и творчества, творческих способностей и креативности, соотношение креативности и интеллекта, приемы активизации мыслительной деятельности и т.д.

В работе имеются мини-тесты для выявления способностей к нестандартному мышлению, преодолению шаблонности мышления, практические упражнения, направленные на развитие творческих способностей:

  • нестандартное использование предметов
  • синонимы
  • непредсказуемые последствия
  • круги

Психологические процессы: воображение и творчество как особые виды деятельности способствуют развитию творческого мышления. Творцами не рождаются. Все зависит от того, какие возможности представит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас.

Практическое применение темы заключается в накоплении опыта, в консолидации умений, навыков, знаний в постановке задач, в проработке всевозможных решений, связанных с влиянием роли воображения и творчества в развитии познавательных процессов, в применении игровых, проблемных методов обучения с целью «высвобождения» творческих возможностей, повышению интеллектуального уровня и профессиональных знаний в познавательной деятельности.

 

1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И  ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

1.1 Понятие и строение  человеческой деятельности

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за свою природную ограниченность, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современно общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и, в конечном счете, преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию природы людей.

Главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:

  • Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не приводит и не создает.
  • Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.
  • Деятельность человека преобразует его самого, его способности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.
  • Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.
  • Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющей вешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологиеского созревания организма.

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организованна; поведение хаотично, деятельность систематична.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру, средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.

Действием называют часть деятельности, имеющую самостоятельную, осознанную человеком цель.

Операцией именуют способ осуществления действия.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

1.2 Деятельность  и психические процессы

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь, творчество – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.

Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины направления и скорости движения времени и пространства.

Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.

Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это – структурирование, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания и т.п.

Припоминание также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатанный в памяти материал. Известно, что сознательное воспроизведение деятельности, в ходе которой некий материал был заполнен, способствует тому, что он легче припоминается. Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности (так называемое «ручное», или практическое мышление). В более развитых формах – образной и логической – деятельный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций.

Речь также представляет собой особого рода деятельность, частного характеризую ее, пользуется словосочетанием «речевая деятельность».

Творчество – характеризуется параметрами:

  • богатством мысли (количество новых идей в единицу времени);
  • гибкостью мысли (скорость переключения с одной задачи на другую);
  • оригинальность;
  • любознательность;
  • способность к разработке гипотезы;
  • иррелевантность – логическая независимость реакции.

 

2 РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ  В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

2.1 Природа воображения

Информация о работе Роль воображения и интуиции в познавательном процессе