Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:35, реферат

Краткое описание

Многочисленные суждения различных авторов, чаще всего западных, о

психоанализе свидетельствуют о наличии разноплановых, иногда

противоположных точек зрения на существо фрейдовского учения. И хотя

престиж и авторитет психоанализа в последнее время несколько упал,[14]

представляется актуальным обратиться к наследию З. Фрейда и его

последователей и рассмотреть соотношение между психоанализом и отдельными

направлениями современной философии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 2



ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ. 3



ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИДЕИ ФРЕЙДИЗМА. 9


Психоанализ 3.Фрейда. 9

Особенности воззрений последователей З. Фрейда. 12

Фрейд и неофрейдизм. 14


ПСИХОАНАЛИЗ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ. 17


Проблемы онтологии в психоанализе. 17

Психоанализ и франкфуртская школа. 22


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

мотивы берут  свое начало  от  архетипических  образов  в  человеческом  уме,

которые передаются не только посредством традиции и  миграции,  но  также  с

помощью наследственности.  Эта  гипотеза  необходима,  так  как  даже  самые

сложные архетипические образцы могут спонтанно воспроизводиться  без  какой-

либо  традиции.  Прообраз  или  архетип  является  сформулированным   итогом

огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это,  так  сказать,

психический остаток  бесчисленных переживаний одного и  того же типа".

      Понятие архетипы  Юнг  разъясняет  на  основе  учения  о  коллективном

бессознательном,  он  проводит  четкое  разделение  между  индивидуальным  и

коллективным  бессознательным.   Индивидуальное   бессознательное   отражает

личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-

то были  сознательными,  но  утратили  свой  сознательный  характер  в  силу

забвения   или    подавления.    Коллективное    бессознательное    -    это

общечеловеческий  опыт, характерный для всех рас и народов. Оно  представляет

собой скрытые  следы памяти человеческого прошлого,  а  также  дочеловеческое

животное  состояние.  Оно  зафиксировано  в   мифологии,   народном   эпосе,

религиозных верованиях и проявляется, то  есть  выходит  на  поверхность,  у

современных людей  через сновидения. Поэтому  для  Юнга  главным  показателем

действия  бессознательного  являются  сновидения  и  его  психоаналитическая

деятельность.

      Утверждая, что "теория сексуальности  чрезвычайно важна для  меня  и  в

личностном, и в философском смысле"[15] Юнг, тем не менее отрицает  ее,  как

единственное  выражение  психической   целостности   личности   и   приводит

многочисленные  примеры "неврозов, в которых  проблема  сексуальности  играла

подчиненную роль, а на передний  план  выходили  другие  факторы,  например,

проблема социальной адаптации,  давление  трагических  обстоятельств  жизни,

соображений престижа и т.д."[15].

      Адлер, модифицируя исходную доктрину  психоанализа, выделил в  качестве

фактора  развития   личности   чувство   неполноценности,   порождаемое,   в

частности, телесными  дефектами. Если Фрейд в  объяснении  мотивов  поведения

личности  сосредоточивал  свое  внимание  на  выявлении   причины   действий

человека, то А. Адлер считал, что для этого  необходимо знать  конечную  цель

его устремлений, "бессознательный жизненный план", при  помощи  которого  он

старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Согласно  учению

Адлера,  индивид  из-за  телесных  дефектов   (несовершенства   человеческой

природы)  испытывает  чувство  неполноценности  или  малоценности.  Стремясь

преодолеть это  чувство и  самоутвердиться  среди  других,  он  актуализирует

свои творческие  потенции.  Эту  актуализацию  Адлер,  используя  понятийный

аппарат   психоанализа,   называет   компенсацией   или   сверхкомпенсацией.

Сверхкомпенсация  -  это  особая  социальная  форма   реакции   на   чувство

неполноценности.  В  "комплексе  неполноценности"   Адлер   видит   источник

неврозов. 
 

                            Фрейд и неофрейдизм. 
 

      Если  мы  рассматриваем  психоанализ   как  систему  научных   знаний  о

мировоззрении, психологии и философии  (часть  психотерапии  см.  выше),  то

фрейдизм это  общее  название  различных  школ  и  направлений,  стремящихся

применить  психологическое  учение  З.  Фрейда   для   объяснения   явлений,

относящихся к  человеку, обществу и культуре. И  А. Адлер, и К.  Юнг  являются

представителями  фрейдизма.  В   конце   30-х   годов   возник   неофрейдизм

соединивший  психоанализ  Фрейда  с  социологическими  теориями.  Подвергнув

критике   ряд   положений   классического    психоанализа    в    толковании

внутрипсихических   процессов,   но   оставив   важнейшие   его    концепции

(иррациональные  мотивы  человеческой  деятельности,   изначально   присущие

каждому индивиду), представители неофрейдизма  перенесли  центр  тяжести  на

исследование  межличностных отношений. Это сделано  в стремлении  ответить  на

вопросы о человеческом существовании, о том, как человек  должен жить  и  что

должен  делать.  Причиной  неврозов  у   человека   они   считают   тревогу,

зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему  миром

и усиливающуюся  при  недостатке  любви  и  внимания.  Позже  такой  причиной

становится  невозможность  для  индивида  достичь  гармонии   с   социальной

структурой современного  общества,  которое  формирует  у  человека  чувство

одиночества,  оторванности  от  окружающих,  отчуждение.   Именно   общество

рассматривается как источник всеобщего отчуждения  и  признается  враждебным

коренным  тенденциям  развития  личности  и   трансформации   ее   жизненных

ценностей и  идеалов. Через  исцеление  индивида  может  и  должно  произойти

исцеление  всего  общества.  К  числу  наиболее   известных   представителей

неофрейдизма относятся Карен Хорни (1885-1953), Эрих  Фром  (1900-1980),  В.

Райх (1897-1957), Г. Маркузе (1898-1979) и др.

      Ведущим представителем неофрейдизма  был Э. Фромм. Значительные  роль  в

формировании  взглядов  Фромма  сыграло  то,  что  в  1929-1932  гг.  он  был

сотрудником Института  социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, где  в

те годы складывалась Франкфуртская  школа  (М.  Хоркхаймер,  Т.  Адорно,  Г.

Маркузе). Фромм  принимает ту интерпретацию марксизма,  которая  сложилась  в

этой школе, стремясь синтезировать идеи "молодого Маркса" с психоанализом  и

другими современными философскими  течениями  (экзистенциализм,  философской

антропологией и др.). Он считал, что в личности  нет  ничего  прирожденного.

Все ее психические  проявления  -  это  следствие  погруженности  личности  в

различные социальные Среды. Однако, в отличии от  марксизма,  Фромм  выводит

характер  формирования  того  или  иного  типа  личности   не   из   прямого

воздействия   социальной   Среды,   а   из   двойственности    человеческого

существования:  "экзистенциальной"  и  "исторической".  К   экзистенциальной

составляющей  человеческого бытия он относит  два факта:

     1. человек, по его словам, изначально  находится между жизнью и смертью,

        "он брошен в этом мире  в случайном месте и времени"  и "выбирается из

        него опять же случайно",

     2. существует противоречие между  тем, что каждое человеческое  существо

        является носителем всех заложенных  в  нем  потенций,  но  не  может

        реализовать их в результате  кратковременности своего  существования.

        Человек не может избежать этих противоречий,  но  реагирует на  них

        различными способами, соответственно  своему характеру и культуре.

      Совершенно иную, по Фромму, природу  имеют  исторические  противоречия.

Они не являются необходимой частью человеческого существования, а  создаются

и разрешаются  человеком  или  в  процессе  его  собственной  жизни,  или  в

последующие периоды  истории.  Устранение  исторических  противоречий  Фромм

связывал с  созданием нового гуманистического общества.  В  книге  "Революция

надежды" (1968)  Фромм  излагает  свои  представления  о  путях  гуманизации

современного   общества.   Он   возлагал   большие   надежды   на   введение

"гуманистического  планирования",  "активизацию   индивида  путем   замещения

методов "отчужденной  бюрократии"  методами  "гуманистического  управления",

изменения способа  потребления в направлении увеличения "активации"  человека

и устранения  его  пассивности,  распространения  новых  форм  психодуховной

ориентации",  которые  должны   быть   "эквивалентами   религиозных   систем

прошлого". Одновременно Фромм выдвигает идею создания  небольших  общностей,

в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль  жизни,  манеру

поведения, основанную на  общих  "психодуховных  ориентациях",  напоминающих

результаты и  символы церковной жизни.

      На  творчество  одного  из  лидеров  неофрейдизма  К.  Хорни   оказала

серьезное влияние  ситуация социальных потрясений,  в  которые  вошел  мир  в

период  второй  мировой  воины,  связанных   с   установлением   фашистского

господства  в  Германии  и  фашистской  оккупации  Европы.  Как   и   другие

последователи  Фрейда,  она  придавала   важное   значение   бессознательным

процессам и  психической жизни личности.  Своеобразие  К.Хорни  проявилось  в

том,  что  основным  побудительным  мотивом   она   считала   стремление   к

безопасности, постоянно  рождающееся из состояния боязни и  страха  индивида.

Чувство  тревоги  и  беспокойства,  которые  Хорни  считала   базовыми   для

поведения индивидов, по ее мнению, сопровождают человека на протяжении  всей

жизни. Оно может  быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой  и

насильственным  подавлением желаний посредством  власти или авторитета.  Хорни

доказывает, все  конфликты, возникающие в  детстве, порождаются отношениями

ребенка  с  родителями.  Именно  из-за  характера  этих  отношений  у   него

возникает базальное  чувство тревоги, отражающее базальное  чувство тревоги  в

потенциально  враждебном мире. Невроз  есть  не  что  иное,  как  реакция  на

тревожность,  описанные  же  Фрейдом  извращения  и  агрессивные   тенденции

являются не причиной невроза, а его результатом.

      В книге "Наши внутренние  конфликты" (1945) К. Хорни формирует  три типа

направленности  поведения личности по отношению  к окружающим ее людям:

     1. к людям, как потребность в  любви

     2. от людей, как потребность в  независимости

     3.  против людей, как потребность  во власти.

      При стойком доминировании в  поведении индивида одного из  этих векторов

Информация о работе Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм