Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 01:13, реферат
Фрейд, Зигмунд (1856 - 1939) - венский профессор психиатрии, знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализ). Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в. Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а в 1897 он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения
Фрейд и неофрейдизм.
Зигмунд Фрейд
Фрейд, Зигмунд
(1856 - 1939) - венский профессор психиатрии,
знаменитый ученый, автор нового психологического
учения о бессознательном (психоанализ).
Среди психологов XX века доктору
Зигмунду Фрейду принадлежит особое
место. Психологические и социологические
взгляды Фрейда оказали значительное
влияние на искусство, социологию, этнографию,
психологию и психиатрию первой половины
ХХ в. Впервые Фрейд заговорил о психоанализе
в 1896 году, а в 1897 он начал проводить систематические
самонаблюдения, которые фиксировал в
дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась
его книга «Толкование сновидений», в
которой он впервые опубликовал важнейшие
положения своей концепции, дополненные
в его последующих книгах «Психопатология
обыденной жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем
и табу» (1913), «Психология масс и анализ
человеческого "Я"» (1921). Постепенно
его идеи приобретали признание, в 1910 году
его приглашают читать лекции в Америке,
где его теория приобретает особую популярность.
Его работы переводятся на многие языки.
Вокруг Фрейда постепенно складывается
кружок его почитателей и последователей,
в который входят К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи,
О.Ранк, К.Абрахам. После организации психоаналитического
общества в Вене, его филиалы открываются
во всем мире, психоаналитическое движение
расширяется, приобретая все большее количество
сторонников. В то же время Фрейд становится
все более ортодоксальным и догматичным
в своих взглядах, он не терпит ни малейших
отклонений от своей концепции, пресекая
все попытки самостоятельной разработки
и анализа некоторых положений психотерапии
или структуры личности, ее взаимоотношений
с окружающим, предпринимаемые его учениками.
Это приводит к отдалению, а потом и к разрыву
с Фрейдом самых талантливых его последователей
-- Адлера, Юнга, Ранка.
По мере роста
известности Фрейда росло и количество
критических работ, направленных против
его взглядов. В 1933 году нацисты сожгли
его книги в Берлине. После
захвата немцами Австрии
Понятие бессознательного.
Самая глубокая и значительная область человеческого разума - это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование .
Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека. Будучи знаком с философскими идеями Платона, Фрейд, несомненно, почерпнул оттуда некоторые представления о бессознательном. Так, вряд ли в поле его зрения не попали те размышления Платона, которые были связаны с проблемой неосознанного знания человека.
Проблема бессознательного,
облаченная в форму рассмотрения
возможности существования
Размышления о
проблеме бессознательного заняли важное
место во многих филосовских работак
XIX в. в этот период намечается и осуществляется
поворот от рационализма эпохи Просвящения
и немецкой классической философии к иррационалистическому
пониманию бытия человека в мире.
На формирование
психоаналитического учения Фрейда
оказала влияние философия Шопенгауэра
и Ницше. Многие идеи этих философов в
значительной степени предопределили
различные психоаналитические концепции,
в том числе и фрейдовские представления
о бессознательном. Разумеется, между
психоаналитическим учением Фрейда и
философией Шопенгауэра и Ницше нет абсолютного
тождества. У Шопенгауэра бессознательное
изначально онтологично: - «мировая воля»
- первопричина всего сущего. Ницше в известной
степени разделяет эту точку зрения, но
большее внимание акцентирует на рассмотрении
бессознательного, как оно функционирует
в глубинах человеческого существа. Для
Фрейда же бессознательное - это прежде
всего и главным образом нечто психическое,
подлежащее осмыслению лишь в связи с
человеком. В отличие от других, Фрейд
сделал анатомию сознания и бессознательного
психического научным фактом. Но объяснил
он этот факт на основе лишь "отрицательного"
понятия - неосознаваемой психики, понимаемой
только путем отрицания за ней атрибута
сознания
Известно, что
главным регулятором
Учение о бессознательном
является тем фундаментом, на котором
основывается вся теория психоанализа.
Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение)
- часть психотерапии, врачебный метод
исследования, развитый З. Фрейдом для
диагностики и излечения истерии. Затем
он был переработан Фрейдом в психологическую
доктрину, направленную на изучение скрытых
связей и основ человеческой душевной
жизни
Под бессознательным
не следует понимать нечто абстрактное
или же какую-нибудь гипотезу, созданную
для филосовской системы. Бессознательное
- те формы душевной жизни, которые, обладая
всеми свойствами психического, в то же
время не являются достоянием сознания.
Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская
мысль, сост. В.М. Лейбин, Москва, «Республика»,
1994. - С.35
В область бессознательного
входят психические явления, возникающие
во сне (сновидения); ответные реакции,
которые вызываются неощущаемыми, но
реально воздействующими
Быть сознательным
- это, прежде всего чисто описательный
термин, который опирается на самое
непосредственное и надежное восприятие.
Психический элемент, например, представление,
обыкновенно не бывает длительно сознательным.
Наоборот, характерным для него является
то, что сознание осознанности быстро
проходит; представление, в данный момент
сознательное, в следующее мгновение перестает
быть таковым, однако вновь может стать
сознательным при известных, легко достижимых
условиях. З. Фрейд. Психология бессознательного:
сборник произведений, Москва «Просвещение»,
1989. - С. 426 Представление - или всякий другой
психический элемент в определенный момент
может быть в наличности в сознании человека,
а в последующий может оттуда исчезнуть;
через некоторый промежуток времени оно
может совершенно неизменным снова всплыть
в памяти, без каких-либо предшествующих
новых чувственных восприятий. Учитывая
это явление, можно сделать вывод, что
представление сохранялось в душе человека
и в этот промежуток времени, хотя было
скрыто от сознания. Но в каком оно было
виде, сохраняясь в душевной жизни и оставаясь
скрытым от сознания относительно этого,
неизвестно.
Бессознательное
образует низший уровень психики. Бессознательное
-- это совокупность психических
процессов, актов и состояний, обусловленных
воздействиями, во влиянии которых
человек не дает себе отчета. Являясь
психическим (поскольку понятие психики
шире, чем понятие «сознание», «сознательное»),
бессознательное представляет собой такую
форму отражения действительности, при
которой утрачивается полнота ориентировки
во времени и месте действия, нарушается
речевое регулирование поведения. В бессознательном,
в отличие от сознания, невозможен целенаправленный
контроль за совершаемыми действиями,
невозможна и оценка их результата.
Фрейд исходит
из того, что допущение бессознательного
необходимо в силу существования
таких актов, для объяснения которых
необходимо признание наличия других
актов, не являющихся сознательными, ибо
у данных сознания имеется множество пробелов.
Только в этом случае, как считает он, не
нарушается психическая непрерывность
и становится понятным существо познавательного
процесса с его сознательными актами.
Дофрейдовская
психология в качестве объекта исследования
имела нормального, физически и
психически здорового человека и
исследовала феномен сознания, Фрейд
же как психопатолог, исследуя характер
и причины возникновения неврозов,
натолкнулся на ту область человеческой
психики, которая оставалась вне поля
зрения предшествующей психологии. Он
оказался перед необходимостью исследования
природы психического, внутреннего мира
"Я" и тех структур, которые не вписывались
в собственно "сознательное" в человеке,
и пришел к заключению, что человеческая
психика представляет собой некий конгломерат,
состоящий из различных компонентов, которые
по своему характеру являются не только
сознательными, но и бессознательными
и предсознательными.
В общем плане
психика человека представляется Фрейду
расщепленной на две противостоящие
друг другу сферы сознательного
и бессознательного, которые представляют
собой существенные характеристики
личности. Сознательным Фрейд называет
«то представление, которое существует
в нашем сознании, и которое мы воспринимаем
как таковое, и утверждаем, что именно
в этом заключается единственный смысл
термина «сознательный». Но во Фрейдовской
структуре личности обе эти сферы представлены
не равнозначно: бессознательное он считал
центральным компонентом, составляющим
суть человеческой психики, а сознательное
- лишь особой инстанцией, надстраивающейся
над бессознательным. Своим происхождением
сознательное, по Фрейду, обязано бессознательному
и "выкристаллизовывается" из него
в процессе развития психики. Поэтому,
согласно Фрейду, сознательное не есть
суть психики, а лишь такое ее качество,
которое может присоединяться или не присоединяться
к другим его качествам.
1.1.ИНСТИНКТЫ.
ВНУТРЕННЕЕ "ОНО" Если считать,
что человек - такое же детище природы,
как и остальные известные нам живые существа,
то он в определенной мере наделен теми
же качествами, что и они. Если считать,
что животные не наделены таким разумом,
как человек, то единственной точкой соприкосновения
у них являются инстинкты. Как правило,
у человека выделяют два основных инстинкта:
инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения
рода, то есть размножения, которые, в свою
очередь, складываются из множества инстинктивных
факторов. Причем эти два инстинкта взаимосвязаны.
К инстинкту самосохранения относятся
следующие подинстинкты: питание, рост,
дыхание, движения, то есть те необходимые
жизненные функции, которые делают любой
организм живым. Изначально эти факторы
были очень важны, но в связи с развитием
разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходимые
утратили свое былое значение. Это произошло
потому, что у человека появились приспособления
для добывания пищи, он стал использовать
пищу не только для того, чтобы утолить
голод, но и для удовлетворения свойственной
только человеку алчности. Со временем
пища стала доставаться ему все легче
и легче, и на ее добычу он стал тратить
все меньше и меньше времени. Человек стал
строить для себя жилища и другие приспособлен
я и по максимуму обезопасил себе жизнь.
Таким образом, инстинкт самосохранения
утратил свою значимость, и на первое место
вышел инстинкт размножения, или, как называет
его Фрейд, “либидо”. Такие человеческие
стремления, как агрессивность, желание
выдвинуться, которые до этого относились
к инстинкту самосохранения, согласно
второму закону диалектики, перешли в
другое качество, то есть они перешли к
"либидо". Итак, в результате эволюции,
основной движущей силой в жизни человека
стал инстинкт размножения.
1.2.КОНТРОЛЬ "Я"
Согласно теории Фрейда, "оно"
набрало свою изначальную силу,
но параллельно с этим