Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:35, реферат
Многочисленные суждения различных авторов, чаще всего западных, о
психоанализе свидетельствуют о наличии разноплановых, иногда
противоположных точек зрения на существо фрейдовского учения. И хотя
престиж и авторитет психоанализа в последнее время несколько упал,[14]
представляется актуальным обратиться к наследию З. Фрейда и его
последователей и рассмотреть соотношение между психоанализом и отдельными
направлениями современной философии.
ВВЕДЕНИЕ. 2
ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ. 3
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИДЕИ ФРЕЙДИЗМА. 9
Психоанализ 3.Фрейда. 9
Особенности воззрений последователей З. Фрейда. 12
Фрейд и неофрейдизм. 14
ПСИХОАНАЛИЗ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ. 17
Проблемы онтологии в психоанализе. 17
Психоанализ и франкфуртская школа. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
продуктами деятельности, будь то фантазия, грезы или иллюзии, все это может
восприниматься им в качестве психической реальности. Поэтому он высказывает
мысль о том, чтобы "не делать различия между фантазией и
действительностью"[3]. Более того, для Фрейда фантазия оказывается такой
формой человеческого существования, в которой индивид освобождается от
каких либо притязаний со стороны внешней реальности не обретает былую
свободу, ранее утраченную им в силу необходимости считаться с окружающим
его реальным миром.
Здесь Фрейд вторгается в традиционную область философских споров,
которая касалась соотношения свободы и необходимости, случайности и
закономерности. Фрейд занимает в этом вопросе своеобразную позицию. С одной
стороны его взгляды совпадают с философией Фихте, бессознательное
руководствуется "принципом удовольствия", т.е. не имеет каких-либо
ограничений, в то время как в сфере сознания действует "принцип реальности"
с присущими ему социокультурными запретами. С другой стороны, фрейдовские
размышления о бессознательном лежат в русле философии Шеллинга, поскольку
Фрейд не рассматривает психические процессы как нечто произвольное, ничем
не детерминированное.
Фрейд не отвергает случайности как таковую, полагая, что бытие
человека в мире не редко зависит от случая, хотя в самом мире действуют
довольно строгие и устойчивые закономерности. Но он не абсолютизирует роль
случайности в развитии мира. В отличии от тех философов, для которых только
случай является причиной возникновения того или иного явления. Фрейд
признает закономерности, действующие в реальном мире и стоящие за каждой
случайностью. Другое дело сфера психической реальности, внутренний мир
человека. Здесь по убеждению Фрейда, нет места для случайности, связанной с
желаниями отдельного человеческого существа.
В психоаналитической философии, следовательно, отстаивается точка
зрения, согласно которой человеческая деятельность подчиняется определенным
закономерностям, а психические процессы имеют свою детерминацию, выявление
и понимание сути которой должно стать объектом пристального внимания
исследователей.
Таким образом, в
онтологической проблематики, рассмотренной под углом зрения человека в
мире.
Психоанализ и франкфуртская
школа.
Большой вклад в
представители франкфуртской школы. В основе философских построений
франкфуртцев, наряду с идеями Гегеля, Ницше и других мыслителей, лежит
психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре [6].
Как известно, франкфуртцы выступили с обоснованием необходимости
"критической
теории", противостоящей ранее
существовавшим методам
характеризующимся
идеалистическо-
позитивистскими установками. Эта идея была сформулирована в статье
Хоркхаймера "Традиционная и критическая теория" (1937), в которой
отстаивалась мысль, что предметом социального познания должна быть система
взаимоотношений между природой и человеком, а не отдельные ее состояния.
Хоркхкаймер обсуждает, в
и бессознательной деятельностью людей в обществе. "На высших стадиях
цивилизации, замечает он, сознательная человеческая деятельность
бессознательно детерминирует не только субъективную сторону восприятия, но
в значительной степени также и объект"[6]. Хоркхаймер исходит из того, что
дихотомия между объектом и субъектом может быть объяснена с точки зрения
признания целеполагающей, сознательной деятельности людей и стихийной,
бессознательной ее организацией в обществе. Речь идет уже не об извечном
антагонизме между сознательностью, разумностью индивида и бессознательными
отношениями, складывающимися в процессе трудовой деятельности людей. Из
такого понимания образа человека, а также отношений между личностью и
обществом вытекает общая для психоанализа и выдвинутой Хоркхаймером
"критической теории" установка на необходимость развития самосознания
людей.
Обращение Хоркхаймера к
случаях, когда он стремится осмыслить проблемы, связанные с пониманием
отношений в семье, взаимосвязи между семьей и обществом, природы
авторитаризма и антисемитизма. По мнению Хоркхаймера, именно Фрейд положил
начало переосмыслению традиционных отношений между отцом и сыном. В
современном обществе уже не отец, а ребенок становится той реальностью, за
которой скрываются движущие силы социального развития. Хоркхаймер и его
последователи считают, что психоанализ внес значительны вклад в освещение
взаимоотношений между семьей и обществом, родителями и детьми. Фрейд выявил
амбивалентную
установку детей к своим
ребенок значительно раньше, чем прежде, обнаруживает, что отец не обладает
достаточной властью и силой, чтобы защитить его от различного рода
социальных невзгод. В поисках авторитета он стремится отождествить себя уже
не с отцом,
а с его более сильным
созданным "тоталитарной идеологией".
Именно в подобном переосмыслении
взаимоотношений между
родителями многие представители франкфуртской школы пытаются отыскать
истоки авторитаризма, антисемитизма, фашизма.
Психоаналитические идеи органически включаются в размышления
Хоркхаймера о проблемах рациональности в современной индустриальной
культуре, отношениях между человеком и природой, "сциентистской ошибке"
разума, приводящей к массовому безумию и "тотальной паранойе". Если Фрейд
стремился отыскать связывающие пути между "эдиповым" комплексом и
беспомощностью человека, нуждающегося в защите от сил природы, то сходные
рассуждения имеются и у Хоркаймера, согласно его взглядам, ребенок наделяет
отца сверхъестественной силой, переносит этот образ во внешний мир,
пытается преодолеть свое бессилие путем покорения и разрушения природы и,
испытывая ненависть к своему отцу, переводит это чувство в "возмущение
против самой цивилизации"[5].
Фрейд считал, что каждый человек является противником культуры.
Развивая это положение, некоторые его последователи попытались свести
агрессивность индивида по отношению к природе и культуре в целом к
иррациональным наклонностям человека, возникающим в глубинах человеческой
психики и переносимым на внешний мир. Хоркхаймер не разделяет подобной
точки зрения, полагая, что "ненависть цивилизации" не является
иррациональной проекцией психологических затруднений личности во внешний
мир. Он соотносит фрейдовские рассуждения о "сублимации сексуальны
влечений" и "принципе реальности" с индустриализмом, подчиняющим
сексуальные отношения социальному господству, и с "духом коммерческой
культуры", проникающим в кровь и плоть всех взаимоотношений между людьми.
В понимании Фрейда, по мере развития человеческой цивилизации
происходит все большее распространение психических заболеваний,
сопровождающееся возникновением "невротических культур", когда пациентом
становится весь человеческий род. Аналогичные идеи развиваются Хоркхаймером
и Адорно в их совместном труде "Диалектика просвещения. Философские
фрагменты" (1947), где подробно обсуждается проблема рациональности и
"сциентизации разума" в западноевропейской культуре.
Как полагают Хоркхаймер и Адорно, в период мифологического познания
мира произошло отделение разума от природы. В дальнейшем это отделение
разума от природного мира вылилось в стремление к полной автономии разума
от каких либо природных уз и к господству его над природой. "Просвещение"
обернулось порабощением природы, а вместе с ним и болезненным расстройством
разума, ибо, с одной стороны он пребывает в иллюзии относительно своего
могущества над природой, а с другой постоянно испытывает безотчетный страх
перед возможностью проявления своего собственного природного начала,
связывающего человека с окружающим его миром, что толкает его на выражение
враждебного отношения к природе. Безумство, сумасшествие, болезнь разума
приняли такие "параноидальные формы ", которые в завуалированном виде
выступают в облике "тоталитарной идеологии", культа сильной личности и
мании величия, приведших, в частности, к взлету фашизма.
В середине 50-х годов Маркузе попытался по-своему рассмотреть те же
самые проблемы, которые затрагивались Адорно и Хоркхаймером.
Специфика маркузианского
человеком и культурой состоит в том, что, в отличие от Хоркхаймера и
Адорно, использовавших психоаналитические идеи для объяснения освещаемых
ими явлений, у Маркузе психоаналитическое учение Фрейда высыпает в качестве
философской призмы, через которую он стремится осмыслить историческую
направленность развития человечества. Маркузе отталкивается от фрейдовских