Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:35, реферат
Многочисленные суждения различных авторов, чаще всего западных, о
психоанализе свидетельствуют о наличии разноплановых, иногда
противоположных точек зрения на существо фрейдовского учения. И хотя
престиж и авторитет психоанализа в последнее время несколько упал,[14]
представляется актуальным обратиться к наследию З. Фрейда и его
последователей и рассмотреть соотношение между психоанализом и отдельными
направлениями современной философии.
ВВЕДЕНИЕ. 2
ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ. 3
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИДЕИ ФРЕЙДИЗМА. 9
Психоанализ 3.Фрейда. 9
Особенности воззрений последователей З. Фрейда. 12
Фрейд и неофрейдизм. 14
ПСИХОАНАЛИЗ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ. 17
Проблемы онтологии в психоанализе. 17
Психоанализ и франкфуртская школа. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
идей о "принципе реальности", "инстинкте жизни" и "инстинкте смерти". Он
считает, что именно во фрейдовских метапсихологических концепциях
содержатся ценные идеи, относящиеся к толкованию истории развития
человеческой цивилизации.
Рассмотрение фрейдовской
выявления двусмысленностей, свойственных психоаналитической философии
культуры. С целью преодоления этих двусмысленностей, свойственных
психоаналитической философии культуры. С целью преодоления этих
двусмысленностей он вводит такие понятия, как "прибавочная репрессия" и
"принцип производительности". С помощью этих понятий он стремится
подчеркнуть исторический характер общественной репрессии и "принципа
реальности", которых расценивались Фрейдом в качестве неизменных.
"Прибавочная репрессия" характеризует ограничения, налагаемые на человека
социальными институтами буржуазного общества. "Принцип производительности"
превалирующая историческая форма фрейдовского "принципа реальности",
обусловленная господством товарных отношений между людьми и принуждением к
труду, являющемся в современном обществе отчуждением. Маркузе приходит к
выводу, что в условиях "тотального отчуждения" конфликтная ситуация
происходит не между трудом ("принцип реальности") и Эросом ("принцип
удовольствия"), а между отчужденным трудом ("принцип производительности") и
Эросом[6].
"Прибавочная репрессия" и "принцип производительности", как продукты
развитого индустриального общества, могут быть устранены, поскольку
достижения "репрессивной цивилизации" с ее рационализацией и высоким
уровнем производства создают предпосылки для исключения репрессивности,
связанной с принуждением к труду, ибо появляется возможность не только для
упразднения отчужденного труда, но и совмещения двух видов человеческой
деятельности - трудовой и игровой, когда производство и потребление, работа
и наслаждение становятся неотъемлемой друг от друга.
В отличие от Маркса, который выдвигал требования осуществления
пролетарской революции, способствующей устранению отчужденного труда,
Маркузе считал, что любая революция против существующей общественной
репрессии и господства одной социальной группы над другой завершается
возникновением элементов "самозащиты", превращающейся в новое господство.
"Нерепрессивная цивилизация соотносится у Маркузе с новым "принципом
реальности", в соответствии с которым, влечение человека освобождаются от
тирании "репрессивного разума". Речь идет об установлении новых отношений
между инстинктами и разумом, когда благодаря "самосублимации сексуальности"
и трансформации либидо от генитального удовлетворения к "эротизации всей
личности" станет возможной "нерепрессивная организация самих инстинктов
человека. Подобная идея в скрытом виде содержалась в психоаналитическом
учении, ибо, с точки зрения Маркузе, психоаналитические концепции имели не
только психологический, но и социальный смысл.
Подобные идеи вызвали
которые не разделяли взглядов Маркузе на его толкование психоаналитического
учения Фрейда.
Так, резкое критическое отношение к маркузнанской инерпретации
психоанализа и стратегии развития "нерепрессивной цивилизации" выражает
Фромм. Он считает, что понимание Маркузе "нерепрессивной цивилизации" не
только не имеет ничего общего с фрейдовским учением о человеке и культуре,
но, по сути дела, свидетельствует о контрреволюционных тенденциях,
отстаиваемых этим теоретиком, ибо акцент на "освобождение Эроса" и развитие
"новой чувственности" означает не реальное освобождение человека, а
регрессию к инфантильной либидозной цивилизации.
Фромм считает, что Маркузе допустил серьезные ошибки при толковании
"принципа удовольствия" и "принципа реальности". Он рассматривал "принцип
удовольствия"
как обусловленный всецело
реальности", как относящийся исключительно к социальным нормам. В то время
как, согласно Фромму, во фрейдовском учении "принцип реальности" является
определенной модификацией "принципа удовольствия", а не его
противоположностью. "Принцип реальности", как он трактовался у Фрейда, не
соотносится с нормами конкретной социальной организации бытия людей. В
одном обществе он может служить средством жестокого подавления
бессознательного влечения человека, в другом не является причиной
сексуальной репрессии. "Принцип реальности" остается одним и тем же в обоих
случаях, но то, что подавляется, "зависит от системы социального характера,
а не от различных "принципов реальности"[6].
Кроме того, Фромм обнаруживает "ошибку" в маркузианской интерпретации
фрейдовской концепции подавления влечения человека, поскольку в его
варианте "репрессия" в равной степени распространяется на сознательные и
бессознательные действия, в то время как в классическом психоанализе
"репрессия"
рассматривалась в
бессознательного.
По-своему интерпретируя
порой не только не соглашаются друг с дротом, но и высказывают
противоположные суждения, как это имело место в работах Маркузе и Фромма.
Подобная ситуация характерна для западной философии в целом, в рамках
которой отношение к психоанализу неоднозначно и противоречиво.
Не соглашаясь в оценке идей
Фрейда и развивая его
франкфуртцы единодушны в одном: каждый из них считает, что классический
психоанализ включает критическое содержание, которое должно служить основой
"критической теории", разрабатываемой в лоне франкфуртской школы, но все
последующие ревизии его являются отходом от "революционного ядра"
психоаналитического учения Фрейда.
Итак, как показано выше, психоаналитические идеи органически
вписываются в концептуальные построения ведущих представителей
франкфуртской школы. Каждый из них по-своему пытается переосмыслить
психоаналитические концепции.
При этом все они аппелируют
главным образом к
его критической саморефлекции как к единственному средству разрушения
"ложного сознания" и излечения разума от его "помрачения".
Отсюда их помрачение к психоанализу, который рассматривается в
качестве терапии индивидуальной и социальной патологии, обеспечивающей
устранение агрессивных и деструктивных влечений людей, направленных как
против их самих,
так и против человечества в целом.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что взаимоотношения
между психоанализом и философией весьма устойчивы и многогранны. Во-первых,
философские идеи мыслителей прошлого оказали существенное влияние на
становление и формирование психоаналитического учения Фрейда о человеке и
культуре. Во-вторых, в своем органическом единстве фрейдовские
представления о психической реальности и бытии человека в мире образуют
психоаналитическую философию, оказывающую не меньшее влияние на
общественное сознание в странах как Запада, так и России, чем другие
философские течения. В-третьих, психоаналитические идеи все активнее
вторгаются в
различные направления
словам Лейбина, можно с "полным основанием говорить о том, что в ближайшем
будущем психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре не только
утратит своего влияния на развитие западной философской мысли, но,
напротив, сохранит свою значимость в условиях сближения между собой
различных философских школ "[6].
Главное состоит в том, что психоаналитические концепции оказываются
центром притяжения философов различных мировоззренческих ориентаций,
независимо от
того, насколько остро и
психоаналитические положения или, напротив, некритически заимствуют
основополагающие идеи Фрейда.
В связи с этим, одной из
важных задач исследований
в перспективе возможных философских школ является дальнейшее осмысление
психоаналитической
философии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. З. Фрейд. "Я и Оно". Хрестоматия по истории психологии, М., 1980.
2. З. Фрейд. "Психология бессознательного". Сборник произведений.
Составитель М. Г. Ярошевский. М., 1989.
3. З. Фрейд.
"Лекции по введению в
4. З. Фрейд. "Основные психологические теории в психоанализе". М., 1923.
5. С. Цвейг. "Казанова. Фридрих Ницше. Зигмунд Фрейд". М., 1990.
6. В. Лейбин. "Психоанализ и современная западная философия". М., 1990.
7. Введение
в философию: учебник для
М., 1989.
8. Краткий очерк истории философии (под ред. М. Иовчука и др.). М., 1981.
9. Современная западная философия. Словарь (под ред. В. Лекторского и