Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:35, реферат

Краткое описание

Многочисленные суждения различных авторов, чаще всего западных, о

психоанализе свидетельствуют о наличии разноплановых, иногда

противоположных точек зрения на существо фрейдовского учения. И хотя

престиж и авторитет психоанализа в последнее время несколько упал,[14]

представляется актуальным обратиться к наследию З. Фрейда и его

последователей и рассмотреть соотношение между психоанализом и отдельными

направлениями современной философии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 2



ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ. 3



ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИДЕИ ФРЕЙДИЗМА. 9


Психоанализ 3.Фрейда. 9

Особенности воззрений последователей З. Фрейда. 12

Фрейд и неофрейдизм. 14


ПСИХОАНАЛИЗ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ. 17


Проблемы онтологии в психоанализе. 17

Психоанализ и франкфуртская школа. 22


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

идей о "принципе реальности", "инстинкте жизни"  и  "инстинкте  смерти".  Он

считает,  что   именно   во   фрейдовских   метапсихологических   концепциях

содержатся  ценные  идеи,  относящиеся   к   толкованию   истории   развития

человеческой  цивилизации.

      Рассмотрение фрейдовской метапсихологии  осуществляется  Маркузе  путем

выявления  двусмысленностей,   свойственных   психоаналитической   философии

культуры.  С   целью   преодоления   этих   двусмысленностей,   свойственных

психоаналитической   философии   культуры.   С   целью   преодоления    этих

двусмысленностей  он вводит такие  понятия,  как  "прибавочная  репрессия"  и

"принцип   производительности".  С  помощью   этих   понятий   он   стремится

подчеркнуть  исторический  характер  общественной  репрессии   и   "принципа

реальности",  которых   расценивались   Фрейдом   в   качестве   неизменных.

"Прибавочная репрессия" характеризует ограничения,  налагаемые  на  человека

социальными институтами  буржуазного общества.  "Принцип  производительности"

превалирующая  историческая  форма   фрейдовского   "принципа   реальности",

обусловленная господством товарных отношений между людьми и  принуждением  к

труду, являющемся в современном обществе  отчуждением.  Маркузе  приходит  к

выводу,  что  в  условиях  "тотального  отчуждения"   конфликтная   ситуация

происходит  не  между  трудом  ("принцип  реальности")  и  Эросом  ("принцип

удовольствия"), а между отчужденным трудом ("принцип  производительности")  и

Эросом[6].

      "Прибавочная репрессия" и  "принцип производительности",  как  продукты

развитого  индустриального  общества,  могут   быть   устранены,   поскольку

достижения  "репрессивной  цивилизации"  с  ее  рационализацией  и   высоким

уровнем производства  создают  предпосылки  для  исключения  репрессивности,

связанной с  принуждением к труду, ибо появляется возможность не  только  для

упразднения отчужденного труда, но  и  совмещения  двух  видов  человеческой

деятельности - трудовой и игровой, когда производство и потребление,  работа

и наслаждение  становятся неотъемлемой друг от друга.

      В  отличие  от  Маркса,  который  выдвигал  требования   осуществления

пролетарской  революции,  способствующей  устранению   отчужденного   труда,

Маркузе  считал,  что  любая  революция  против  существующей   общественной

репрессии и  господства  одной  социальной  группы  над  другой  завершается

возникновением  элементов "самозащиты", превращающейся в новое господство.

      "Нерепрессивная цивилизация  соотносится у Маркузе с   новым  "принципом

реальности", в соответствии с которым, влечение  человека  освобождаются  от

тирании "репрессивного  разума". Речь идет об установлении  новых отношений

между инстинктами  и разумом, когда благодаря "самосублимации  сексуальности"

и трансформации  либидо от генитального  удовлетворения  к  "эротизации  всей

личности" станет  возможной  "нерепрессивная  организация  самих  инстинктов

человека. Подобная идея в  скрытом  виде  содержалась  в  психоаналитическом

учении, ибо, с  точки зрения Маркузе, психоаналитические концепции  имели  не

только психологический, но и социальный смысл.

      Подобные идеи вызвали  негативного   реакцию  среди  тех  франкфуртцев,

которые не разделяли  взглядов Маркузе на его толкование  психоаналитического

учения Фрейда.

      Так,  резкое  критическое  отношение   к   маркузнанской   инерпретации

психоанализа  и  стратегии  развития  "нерепрессивной  цивилизации"  выражает

Фромм. Он считает, что понимание  Маркузе  "нерепрессивной  цивилизации"  не

только не имеет  ничего общего с фрейдовским учением  о человеке  и  культуре,

но,  по  сути  дела,  свидетельствует   о   контрреволюционных   тенденциях,

отстаиваемых этим теоретиком, ибо акцент на "освобождение Эроса" и  развитие

"новой   чувственности"  означает  не  реальное  освобождение   человека,   а

регрессию к  инфантильной либидозной цивилизации.

      Фромм считает, что Маркузе  допустил серьезные  ошибки  при толковании

"принципа  удовольствия" и "принципа реальности".  Он  рассматривал  "принцип

удовольствия" как обусловленный всецело гедонистическими целями, а  "принцип

реальности", как относящийся исключительно  к социальным нормам. В  то  время

как, согласно Фромму, во фрейдовском учении  "принцип  реальности"  является

определенной   модификацией    "принципа    удовольствия",    а    не    его

противоположностью. "Принцип реальности", как он трактовался  у  Фрейда,  не

соотносится с  нормами  конкретной  социальной  организации  бытия  людей.  В

одном   обществе   он   может   служить   средством   жестокого   подавления

бессознательного  влечения  человека,  в   другом   не   является   причиной

сексуальной репрессии. "Принцип реальности" остается одним и тем же в  обоих

случаях, но то, что подавляется, "зависит от системы  социального  характера,

а не от различных "принципов реальности"[6].

      Кроме того, Фромм обнаруживает "ошибку" в маркузианской  интерпретации

фрейдовской  концепции  подавления  влечения  человека,  поскольку   в   его

варианте "репрессия" в равной степени  распространяется  на  сознательные  и

бессознательные  действия,  в  то  время  как  в  классическом  психоанализе

"репрессия"  рассматривалась  в  динамическом  смысле,  в  форме  вытеснения

бессознательного.

      По-своему интерпретируя психоаналитическое  учение Фрейда,  франкфуртцы

порой  не  только  не  соглашаются  друг  с   дротом,   но   и   высказывают

противоположные суждения, как это имело место  в работах  Маркузе  и  Фромма.

Подобная ситуация характерна  для  западной  философии  в  целом,  в  рамках

которой отношение  к психоанализу неоднозначно и противоречиво.

      Не соглашаясь в оценке идей  Фрейда и развивая его различные  концепции,

франкфуртцы единодушны в одном: каждый  из  них считает,  что классический

психоанализ включает критическое содержание, которое  должно служить  основой

"критической  теории", разрабатываемой в лоне  франкфуртской  школы,  но  все

последующие  ревизии  его  являются   отходом   от   "революционного   ядра"

психоаналитического учения Фрейда.

      Итак,  как  показано   выше,   психоаналитические   идеи   органически

вписываются   в    концептуальные    построения    ведущих    представителей

франкфуртской  школы.  Каждый  из  них  по-своему   пытается   переосмыслить

психоаналитические  концепции.

      При этом все они аппелируют  главным образом к самосознанию  человека, к

его  критической  саморефлекции  как  к  единственному  средству  разрушения

"ложного сознания" и излечения разума от его "помрачения".

      Отсюда  их  помрачение  к   психоанализу,  который  рассматривается   в

качестве  терапии  индивидуальной  и  социальной  патологии,  обеспечивающей

устранение агрессивных  и  деструктивных  влечений  людей,  направленных  как

против их самих, так и против человечества в целом. 
 

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

      На основании вышесказанного  можно сделать вывод,  что   взаимоотношения

между психоанализом  и философией весьма устойчивы и  многогранны.  Во-первых,

философские  идеи  мыслителей  прошлого  оказали  существенное  влияние   на

становление и  формирование психоаналитического  учения Фрейда  о  человеке  и

культуре.   Во-вторых,   в   своем   органическом    единстве    фрейдовские

представления о психической реальности и  бытии  человека  в  мире  образуют

психоаналитическую   философию,   оказывающую   не   меньшее   влияние    на

общественное  сознание в  странах  как  Запада,  так  и  России,  чем  другие

философские  течения.  В-третьих,  психоаналитические  идеи   все   активнее

вторгаются в  различные направления современной  философии.  Более  того,  по

словам Лейбина, можно с "полным основанием говорить о том, что  в  ближайшем

будущем психоаналитическое учение Фрейда о человеке  и  культуре  не  только

утратит  своего  влияния на  развитие  западной  философской   мысли,   но,

напротив,  сохранит  свою  значимость  в  условиях  сближения  между   собой

различных философских  школ "[6].

      Главное состоит в том, что   психоаналитические  концепции   оказываются

центром  притяжения  философов   различных   мировоззренческих   ориентаций,

независимо от того, насколько остро и принципиально  они критикуют  отдельные

психоаналитические  положения   или,   напротив,   некритически   заимствуют

основополагающие  идеи Фрейда.

      В связи с этим, одной из  важных задач исследований ныне  существующих и

в перспективе  возможных  философских  школ  является  дальнейшее  осмысление

психоаналитической  философии. 

                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 

1.  З. Фрейд. "Я и Оно". Хрестоматия по истории психологии, М., 1980.

2.   З.  Фрейд.  "Психология   бессознательного".   Сборник   произведений.

   Составитель  М. Г. Ярошевский. М., 1989.

3.  З. Фрейд. "Лекции по введению в психоанализ". М., 1997.

4.  З. Фрейд. "Основные психологические теории в психоанализе". М., 1923.

5.  С. Цвейг. "Казанова. Фридрих Ницше. Зигмунд  Фрейд". М., 1990.

6.  В. Лейбин. "Психоанализ и современная  западная философия". М., 1990.

7.  Введение  в философию: учебник для вузов.  Часть 1  (под  ред.  Фролова).

   М., 1989.

8.  Краткий  очерк истории философии (под  ред. М. Иовчука и др.). М., 1981.

9.  Современная  западная философия. Словарь  (под  ред.  В.  Лекторского   и

Информация о работе Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм