Проблемы свободы личности Достоевского

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:37, реферат

Краткое описание

Тем не менее, осмысление проблемы свободы не может быть ограничено установлением ее соотношения с необходимостью. Это очень хорошо понимал Федор Михайлович Достоевский – великий русский писатель, христианский мыслитель и публицист. Н. Бердяев пишет в работе "Миросозерцание Достоевского", что Достоевский открыл новый духовный мир, вернул человеку его духовную глубину. Достоевский хорошо понимал, и глубоко прочувствовал необходимость личной, неограниченной никакой внешней "необходимостью", иррациональной человеческой свободы.

Оглавление

Введение.............................................................................................3
Проблемма свободы человека в философии Достоевского...........5
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: свобода или своеволие.........................................................................................14
Заключение.........................................................................................19
Список источники...............................................................................21

Файлы: 1 файл

Реферат экз..docx

— 40.01 Кб (Скачать)

   Реализация любой их этих возможностей определяется выбором человека, Достоевский пристально исследует проблему выбора. Человек по природе своей призван к чему-то великому, и поэтому его выбор предполагает огромную ответственность за свои поступки, за сохранение добра, за страдания чужие и свои. Он должен решить, сделать выбор: принять свободу, сопровождающуюся ответственностью и страданиями, или удовлетвориться жизнью без свободы, но благополучной и благоустроенной. Трудность выбора делает путь к свободе мучительным, страдальческим, трагическим. И нередко человек не выдерживает бремени ответственности и отрекается от выбора между добром и злом, от свободы. Он отказывается от свободы, предпочитая принудительное благополучие, основанное на принципе "муравейника". И лишь немногие из людей, подчеркивает Достоевский, способны взять на себя бремя ответственности за выбор и тем самым сохранить свободу. Наиболее верный путь к свободе, по его мнению, путь к Богочеловеку.

   Достоевский утверждал, что человеку нельзя прожить без Бога, ибо в нем объединены природа божественная и природа человеческая. И даже в самом последнем человеке сохраняется образ и подобие Бога. Поэтому для приближения к Богочеловеку каждый должен сам, без всякого принуждения и насилия принять свободу высшую, т.е. добровольно встать на путь ответственности и страданий, принять Истину Бога. Только она ведет к Богочеловеку, в котором свобода человеческая соединяется со свободой божественной.

   Отмечая новое, внесенное Достоевским в решение проблемы человека, можно выделить следующее. Достоевский не ограничивается признанием ценности человека. Он не только раскрыл и глубоко исследовал добро, любовь и страдание, присущие душе человека, но и обнажил "демоническую стихию" в человеке, его "подполье", "бессознательное". Тем самым было показано, что исследовать сущность человека, руководствуясь только простыми истинами типа "дважды два - четыре", нельзя, что здесь нужна не "арифметика", а "высшая математика". Достоевский доказал, что природу человека и общества невозможно полностью рационализировать, ибо всегда остается иррациональный остаток, что борьба рационального и иррационального, рассудочного и импульсивного, темного и светлого является источником жизни, гарантом того, что человек не превратится в "штифтик", а общество в "муравейник". Достоевский не только показал, что свобода человека есть его естественное свойство, но и раскрыл противоречивость и трагичность самой свободы, обнажил пагубность своеволия и человекобожества. Достоевский видит будущее человека и его свободы в Богочеловеке.

 

2. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» : Свобода или своеволие.

     Роман «Преступление и наказание» рассказывает о судьбе студента Родиона Раскольников. Он - талантливый и умный человек загнан обстоятельствами на самое дно общества. Он ютится в маленькой каморке на последнем этаже дома. Раскольникову приходится покинуть университет, так как у него нет средств для продолженья учебы. В обстановке мрака и безысходности у него рождается идея о деление общества на два разряда. По его теории вся власть в мире принадлежит избранным людям, которые смеют заявить о своем праве на нее. Они абсолютно свободны в выборе средств для достижения цели. Достигнув власти, они становятся абсолютно свободными потому, что только власть дарует человеку свободу. Остальных же людей он причисляет к разряду «тварей», неспособных к свободной, независимой жизни. Они всю жизнь привыкли подчиняться кому-то, у них не достаточно сил, чтобы ни от кого не зависеть. Раскольникова мучает мысль, к какому разряду относится он сам. В нем закрадывается страшная мысль проверить это посредством преступления. У него рождается идея убить старуху - процентщицу. Для него это первый шаг на пути достижения власти. Раскольников всей душой жаждет свободы, которая для него ассоциируется с властью. Усиливает его желание доказать себе, что он принадлежит к тому не большему кругу избранных письмо матери. В нем она рассказывает о притеснениях, которые приходится терпеть ей и сестре Раскольникова. Родион чувствует, что он и его семья находится в рабской зависимости от богатых сильных людей. Теперь его желание становится еще крепче. В его голове часто появляется мысль о Наполеоне, погубившем сотни тысяч людей на поле брани. На его пути стояли непреодолимые преграды, но он сломил их. Раскольников задает себе вопрос, а смог ли бы Наполеон убить старуху, если бы на его пути стояли бы не тысячи, а лишь она одна. Он решает, что «безусловно смог». Деньги, которые Раскольников смог бы получить, убив старуху, дали бы ему возможность достичь свободы. Он смог встать во главе тех, кто сам не может постоять за себя. Он смог бы осчастливить множество людей. Однако их счастье Раскольников понимает, как сытую спокойную жизнь за спиной у своего предводителя.

     Достоевский дает своему герою возможность осуществить свой замысел. Автор наделяет Раскольникова качествами сильной незаурядной личности. Именно такие люди могут реально реализовать свободу выбора. И вот Раскольников, ломая свою натуру, восстающую против убийства, убивает, чтобы доказать себе свою исключительность, свое право на свободу действий, на своеволие. Раскольников сознательно вступает в борьбу с необходимостью подчиняться социальным нормам, но он не подозревает, что вступил в борьбу с несоизмеримо более мощной силой - человеческой натурой. Не только сознанием, которое породило дикую теорию, но уже все существом он ощущает, что «не старуху убил, а себя убил» как человека. Его мучает совесть, она не дает ему возможности воспользоваться украденными деньгами. Он начинает чувствовать оторванность от окружающих людей. Теперь он не такой, как все, на нем лежит ответственность за смерть людей. Но вопрос в том, возвысился ли он над окружающими, получил ли долгожданную свободу? Чем больше герой думает над этим вопросом, чем сильнее убеждается, что нет. Он не разочаровывается в своей теории, но в нем появляются сомнения, достоин ли он стать «власть имущим». Раскольников проводит параллель между деяниями Наполеона и совершенным им самим убийством. Он приходит к выводу, что он во сто крат ничтожнее Наполеона. К тому же он не может переступить через совесть и воспользоваться плодами своего преступления. Он все чаще начинает причислять себя ко второму сорту людей. Раскольников долгое время не может решиться покаяться в своем преступлении, так как это означает окончательно признаться перед собою и перед людьми в своей слабости. Раскольников слишком горд для этого. Таким образом, Раскольников становится рабом своей теории. Его раздирают внутренние противоречия. С одной стороны, он ощущает, что потерял человеческий облик, совершив преступления, а с дугой стороны, он не может быть настоящим свободным человеком, не преодолев отвращения к крови. Эти внутренние противоречия заставляют его страдать.

   Его мучения еще больше усиливаются со знакомством с Лужиным и Свидригайловым. Их он ненавидит больше всего на свете. Это такие, как они, заставляли его чувствовать себя всю жизнь рабом и ничтожеством. Однако они во многом похожи на Раскольниковым. Они как будто живут по теории, выдвинутой Раскольниковым. Лужин живет только ради денег. Всю свою жизнь он посвятил карьере и зарабатыванию денег. Он думает, что они дадут ему счастье, свободу, власть над другими. Он собирается жениться на Дуне, сестре Раскольникова, думая, что, обеспечив ей сытую жизнь, он полностью подчинит ее. Лужин считает, что своими деньгами купит себе свободу, что для него не будет границ, но он сам не замечает, что стал рабом. Он полностью зависит от денег, без них он ничто. У него нет свободы выбора в своих поступках, все они направлены лишь на достижение богатства.

   Духовным двойником Лужина является Свидригайлов. Он совершил в жизни немало злодейств, на его совести человеческая кровь. Свидригайлов не создавал никаких теориий, но разве цель его преступлений так уж далека от цели Раскольникова? Он совершал злодеяния для того, чтобы быть свободным в выборе, как ему жить. Главной его целью становится соблазнить Дуню. Он уверен, что если не деньгами, то угрозами поработит ее, сломит ее сопротивление. Свидригайлов считает себя вправе распоряжаться чужими жизнями. Но и он раб, раб своего сладострастия. Свидригайлов понимает это лишь когда не может сломить сопротивления Дуни. Он понимает, что всю жизнь прожил неправильно, что изначально неправильно выбрал свой путь, и вот теперь он раб своих желаний, с которыми не может бороться. Осознание этого приводит героя к гибели.

Раскольников  мучается, понимая, что, совершенное  им, преступление ставит его в один ряд с ненавистными ему людьми. В нем все сильнее зреет  желание покаяться. К этому его  склоняет и следователь Порфирий Петрович. Он видит в Раскольникове умного и талантливого человека, способного принести много полезного людям. Он чувствует, что теория Раскольникова родилась из-за нищеты, из-за постоянной необходимости преклонятся перед другими. Следователь считает себя обязанным указать молодому человеку истинный путь. Свободным можно стать только с чистой совестью. Свобода заключается в тех хороших, добрых поступках, которые человек совершает по отношению к другим. Такой человек должен учить других творить добро, но ни в коем случае не принуждать к этому. Ибо добро по принуждению не есть добро. Порфирий Петрович надеется на раскаяние Раскольникова, но не принуждает его к этому. Раскаяние должно быть добровольным, только тогда оно освободит его от страданий. И Раскольников идет на раскаяние. Только на каторге он обретает душевную свободу. Но он не может до конца отказаться от своей теории. Однако он уже не знает, дает ли его теория человеку духовную свободу, способен ли человек жить по его теории не становясь его рабом. Перед ним вновь становится свобода выбора: вновь вернутся к своей теории или искать смысл жизни в чем-то другом. И он находит его любви. Именно любовь может освободить его душу от страданий, именно она может дать ему возможность свободно сделать выбор между добром и злом.

   Сонечка Мармеладова своею любовью исцеляет душу Раскольникова. Она - падшая женщина искренне раскаивается в своих грехах. Всю жизнь Соня кается и пытается искупить свой грех. Она пошла на грех ради своей семьи, но сделала это не по принуждению, а свободно. Она принесла свою жизнь в жертву другим. Соня искренне и добровольно принимает веру в Бога. Она духовно более свободна, чем остальные. Соня сделала свой добровольный выбор в пользу добра и готова совершенно искренне жертвовать собою ради других. Она считает, что страдания очищают душу от грехов. Полюбив эту Женщину Раскольников, наконец, получил шанс обрести духовную свободу, избавиться от терзающих его противоречий. Через нее он может очистить свою душу от грязи и именно через нее он может принять веру в Бога. Лишь человек свободно принявший Бога сможет обрести душевную гармонию.

В конце произведения герой еще не смог сделать окончательный  выбор между добром и злом. Но Достоевский оставляет его с  надеждой на освобождение души от греха  и на обретения свободы в добре  и в любви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Творчество  Достоевского явилось предвосхищением  цивилизационных и духовных катастроф  ХХ века, которые еще совершенно не ощущались в спокойном ХIХ  веке, верившем в непрерывный социальный прогресс на основе разума и развития наук. Достоевский показал, что действительность человеческой природы более трагична и противоречива, чем это представлялось прежде. И после его романов  уже нельзя считать, что вопросы  о Боге, бессмертии и свободе, о  судьбе человека и человечества касаются лишь людей, профессионально занимающихся философскими абстракциями. А ХХ век  подтвердил очень жестоким образом, что решение этих вопросов затрагивает  жизнь миллионов мужчин и женщин.

Философия Достоевского – философия экзистенциального  типа – философия человеческого  существования. Ключ к пониманию  человека Достоевский обнаружил  в решении проблем свободы. Человек  – это личность, которая обладает свободой воли, источником добра и  зла. Он приходит к выводу, что зло  не есть что-то внешнее для человека, оно внутри человека. Оно свидетельствует  о наличии в мире свободы, о  возможности свободы выбора. Зло, по Достоевскому, невозможно уничтожить путем преобразования внешнего устоя  жизни. Зло можно уничтожить только путем преодоления его в себе – путем страдания, искупления. Путем  же насилия, принудительного добра  можно прийти к всеобщему деспотизму и рабству. Выступая против революционного материалистического социализма, Достоевский  не отрицал саму идею социализма. Считал идеалом социализм христианский.

      В то же время в работе "Миросозерцание Достоевского" Н. Бердяев подчеркивает роковую двойственность писателя. С одной стороны, Достоевский исключительное значение придает началу личности и является, можно сказать, фанатиком личного начала. Но, с другой стороны, у него большую роль играет начало соборности и коллективности. Бердяев пишет о ложной идеализации Достоевским русского народа и народного коллектива как носителя духа. На деле русскому народу, и это опять же подтверждает трагический опыт ХХ века, не хватает развития идеи личной ответственности, самодисциплины, личной духовной автономии. Достоевский обращен к этой задаче и в то же время соблазняет русским коллективизмом, слиянием с почвой, в которой он надеется обрести высшую правду. В его творчестве отразилась двойственность русского характера, в ней даны и великие русские возможности и великие русские опасности. Тем более ценно творческое наследие Достоевского, его уникальное видение нравственных проблем современного ему общества. Вопрос, задаваемый Достоевским "Нужна ли человеку свобода? " актуален и сейчас. Необходимы большая духовная работа над наследием Достоевского и осознание явленного им опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источники

  1. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. - М.: «Олимп», 1998

  1. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00025501184864169426/
  2. http://www.pravoslavieto.com/history/19/1821_Dostoevsky/Dostoevsky_Florovsky.htm
  3. http://www.hrono.ru/biograf/bio_d/dostoevski_zenkov.php
  4. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского, в кн. Русская идея, М, 2000.
  5. Введение в историю мировой философии. Учебное пособие / Под ред.проф. А.Г.Зарубина- Ротов н/Д: Изд-во Рос. Ун-та, 2001.
  6. Касаткина Т. А. Достоевский как философ // Собрание сочинений. В 9 т. Т. 9. В 2 кн. Кн. 1.: Дневник писателя. М., 2004
  7. Достоевский в конце 20 века./ Сост. К. Степанян. - М.: «Классика плюс», 1996

 

 


Информация о работе Проблемы свободы личности Достоевского