Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:37, доклад
На протяжении тысячелетий своего существования философия постоянно ставила и решала на основе знаний своего времени проблемы происхождения сознания, и сущности сознания, о его особенностях, о значении сознания в жизни общества и каждого отдельного человека.
Теорию познания (или гносеологию) в общем виде можно определить - как раздел философии, в котором изучаются природа познания, его возможности и границы, отношение знания к реальности, субъекта – к объекту познания, выявляются условия достоверности и истинности знания.
В процессе познания участвуют:
Познающий субъект - человек, существо, наделённое разумом, определёнными знаниями.
Объект познания - окружающий мир (бытие во всем его многообразии), именно та часть окружающего мира на которую направлен познавательный интерес субъекта.
Поэтому в истине момент содержаться и объективное и субъективное.
Объективность знания (объективная истина) - это содержание знаний, которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания, (например: Земля - планета Солнечной системы).
Вместе с тем по форме, по способу существования истина субъективна (объём знаний субъекта, правильность оценки и др.). Таким образом, объективное и субъективное содержится в истине и представляется их единством.
Так как знания непрерывно изменяются, развиваются абсолютных истин нет. Любая истина относительна (но это не совсем так - дата рождения человека - истина абсолютная, какого либо события.)
Относительная истина- это правильное в своей основе положение, которое является неполным, неточным и которое углубляется и уточняется в ходе развития познания (так развивалась, например знание о материи - атом не делим, оказался сложной структурой).
Абсолютная истина - это знание тождественное своему объекту и поэтому не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего познания, (гравитационная постоянная, годы знаменательных событий, даты рождения и другие),
5. Критерий истины
Декарт, Спиноза, Лейбниц видели критерий истины в ясности и отчетливости разума (но это относительное понятие), в выведении знаний из очевидных всеобщих положений.
Критерий истины должен удовлетворять 2 условиям:
быть независимым от проверяющего объекта
быть каким – то образом связанным с знанием, чтобы подтверждать или опровергать это знание.
В качестве критерия истины таким условиям удовлетворяет практика.
Гегель вывел критерий истины за пределы познания в сферу практической деятельности.
Практика соединяет человека с объективной реальностью.
В диалекте под практикой понимается - целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем.
Что бы ни думал человек о вещах, процессах, в ходе предметной деятельности он может заставить их измениться только согласно их собственной природе.
Общественная практика является решающим и всеобщим критерием истины.
6. Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним
Заблуждение, будучи неадекватной формой знания, главным своим источником имеет ограниченность, неразрывность или ущербность общественно - исторической практики и самого познания. Например, заблуждением в целом является "теоретическая астрология", хотя отдельные моменты истины в ней имеются.
Заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент достижения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Например, в форме такого "грандиозного заблуждения" как алхимия, происходило формирование химии как науки о веществе.
Заблуждения многообразны по своим формам. Следует, например, различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т.д.
Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных интересах - и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации. Если заблуждение - характеристика знания, то ошибка - результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т.д.
Развитие практики и самого познания показывают, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о "вечном двигателе"), либо превращаются в истинные знания (превращение алхимии в химию).
7. Формирование категориального аппарата западного типа философии
В рамках АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ проявляют себя общие закономерности развития познавательного процесса. Так, натурфилософский круг АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ вырабатывает своего рода общие представления о мире, софисты и Сократ осуществляют аналитику, а зрелые философские системы античной классики (Платон и Аристотель) репрезентируют собой стадию синтетического знания. Аналогично и в масштабах каждого из названных этапов: например, внутри натурфилософского круга старшие физики концептуализируют общее представление о мире, элеаты репрезентируют стадию анализа, а философские системы младших физиков есть не что иное, как попытки формирования синтетической мировой модели, завершившиеся становлением атомизма. В силу мировоззренческой природы философской проблематики в исторической динамике предмета философского знания обнаруживаются и закономерности развития мировоззрения:
от выделения человека из природы (онтолого-метафизическая проблематика натурфилософии) к выделению индивида из рода (социально-этическая проблематика аттической философской классики). В процессе разворачивания философской проблематики реализуется и процесс развития понятийного аппарата философского мышления; в силу того, что АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ выступает исторически первой формой философствования, это может быть оценено как формирование категориального аппарата западного типа философии как таковой.
Может быть выделено два важнейших аспекта этого процесса: 1) возникновение исходных философских понятий в результате рефлексивного осмысления и эксплицирования содержания базовых универсалий античной культуры; 2) оформление собственно философских категорий в качестве систем определений. Процесс формирования философских категорий осуществляется поэтапно. Глубинные мировоззренческие основания (универсалии) эксплицируются из фонда культуры посредством фиксации и сведения в единую систему смысловых аспектов содержания соответствующих понятий, что осуществляется в процессе философского анализа характерных для античной культуры знаковых систем (древнегреческого разговорного языка, структур мифологических сюжетов и др.).
8. Познание в материализме
В 14-16 веках происходил процесс постепенного отмирания средневековой философской парадигмы. Вместо нее формировалась новая парадигма, основные черты которой соответствовали специфике зарождающегося буржуазного общества, которое утверждало себя как промышленно-урбанистическую цивилизацию. Соответственно, возникает новая тенденция к отождествлению бытия с природным бытием. Сначала природное бытие выступает в форме природного человека, однако потом на место природного человека становится природа вообще, человек же становится просто одной из частей природы. Отсюда, главным становится естествознание, а его развитие, в свою очередь, требовало замены схоластического, умозрительного метода мышления новым, обращенным к реальному миру.
Господствующей философской тенденцией в XVIIXVIII в.в. становится материализм, так как растущие знания о природе подтверждали его истинность и опровергали положения идеализма. Но, изза того, что наиболее развитыми науками были механика и математика, материализм того времени был механистическим. Именно в механике видели философы того времени ключ к тайнам мироздания. Характерной чертой философии Нового времени являлось то, что великие философы были также и великими учеными - естествоиспытателями. Аристотелевская логика, наиболее полно отвечающая требованиям, предъявляемым к обоснованию уже имеющихся знаний, перестает быть жизненно необходимой. Необходимой становится логика, направленная на добывание новых знаний.
Наиболее типичной теорией познания была теория Джона Локка (16321704), в которой он исходил из того, что природа в своем основании имеет материю, основным свойством которой является её непроницаемость и атомарное строение. Но Локк допускал непоследовательность в своих взгядах, считая, что полного перехода от атомов к реальному миру и наоборот мы признать не можем. Также Локк считал, что основным источником знаний человека - его чувства. Такой подход называется сенсуализмом. Согласно учению Локка, абстрактные понятия формируются путем отбрасывания случайных признаков предмета, а то, что остается - это и есть содержание наших понятий. Но нельзя не заметить, что вышесказанное справедливо лишь в отношении незатронутой деятельностью человека природы.
Английский философ Томас Гоббс (15881679) следовал принципам материализма, изложенным Бэконом, и развивал их. Гоббс сводил движение вечной, по его мнению, материи к перемещениям тел в пространстве и уподоблял человека, общество и все тела природы механизму. Считая, что знания добываются с помощью ощущений, Гоббс, тем не менее, подчеркивал значение разума.
В отличие от него, французский философ и математик Рене Декарт (15961650) поставил на первое место разум, считая эксперимент простой практической проверкой данных интеллекта. Считая разум источником познания и критерием его истинности, Декарт стремился разработать один, универсальный метод для всех наук, исходя из наличия в человеческом уме «врожденный идей», к которым он относил большинство оснований математики и логики. Взгляд Декарта на природу был чисто механистическим: Вселенная, по его мнению, есть огромный механизм, первоначальный импульс к развитию и существованию которого дает Бог, а дальнейшее развитие зависит от творческой силы материи. Если по Локку основное свойство материи - непроницаемость, то Декарт считал основным признаком материи протяженность. Внешний мир, по Декарту - геометрические фигуры и отношения между ними.
Здесь мы видим, что Декарт, как и Бэкон, будучи материалистом, признает существование Бога, но ведь, нужно было объяснить, почему человек, будучи как и животное механизмом, машиной, тем не менее отличается от него - обладает разумом и речью, что выходит за пределы действия законов механики. Именно поэтому, Декарт был вынужден признать, что кроме материальной субстанции существует и мыслящая, духовная субстанция - душа.
9. Познавательные процессы
Познавательные процессы на современном этапе (восприятие, память, мышление, воображение) входят, как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.
Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.
Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности. научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.
Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или менее сложном единстве с речью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев П. В. Панин А. В. ФИЛОСОФИЯ: Учебник для вузов - М.: Теис, 1996 г. - 504 с.
Артыкбаев М.Т. философия. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов КГНУ. Бишкек. 1999г.
Большаков А. В., Грехнев В. С., Добрынина В. И. Основы философских знаний. М., Общество знание России, 1994 г. - 256 с.
БрудныЙ А. А Пространство возможностей. Введение в исследование реальностей. Бишкек 1999г.
Введение в философию. 2 части. М. 1983.
Волчек В.З.. Философия курс лекций. М-1996 г.
Голубинцев, В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. / Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.
История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И.И. Богута. -М.: Мысль, 1995 - 590 с.
Канке В.А. Философия. М-2000 г.
Кириллов В,И, Философия часть I - II. Основные проблемы.
Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие.Изд.2-е-Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 448с.
Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учебник для гуманит.-соц. Специальностей высших учебных заведений. 3-е издание, исправленное и дополненное. - Волгоград: Комитет по печати, 1996 г. - 352 с.
Спиркин А.С. Современный философский словарь. Под редакцией В.Е. Кемерова. Москва-Бишкек-Екатеренбург 1996 г.
Спиркин А.С. Философия. М., 2001
Философия истории: Антология: Учебное пособие для студентов гуманитарных ВУЗов/ Сост., ред. И вступ. ст. Ю. А. Кимелева. Москва, Аспект Пресс, 1995 г. - 351 с.
Философия. Учебник / под ред. Кохановского, Ростов-на-Дону. 1991.
Философский словарь / под ред. Фролова И. Т.М. 1991.
Чабыт (Порыв) Литературный альманах. Выпуск 2 Илим-Бишкек 1997 г.