Философия Нового времени. Проблема метода познания в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 00:01, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность контрольной работы обусловлена тем, что именно в период философии Нового времени резко возрастает интерес к научному познанию. Главное свое задание философия Нового времени видит в разработке и обосновании методов научного познания. На этой основе формируются два противоположных направления: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм провозглашает, что основное содержание научное познание получает из чувственного опыта, в знаниях нет ничего, чего бы раньше не было в чувственном опыте субъекта. Ум не привносит никакого нового знания, а только систематизирует данные чувственного опыта.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ 5
1.1. Общая характеристика философии Нового времени 5
1.2. Особенности философии Нового времени 7
2. ПРОБЛЕМА МЕТОДА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ 11
2.1. Эмпиризм 11
2.2. Рационализм 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 45.92 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ 5

1.1. Общая  характеристика философии Нового  времени 5

1.2. Особенности  философии Нового времени 7

2. ПРОБЛЕМА  МЕТОДА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ  НОВОГО ВРЕМЕНИ 11

2.1. Эмпиризм 11

2.2. Рационализм 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Философия – греческое  слово и в переводе на русский  язык означает «любовь к мудрости». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают. Устаревать могут знания, а мудрость – это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории(4; с. 4).

В современном мире, в повседневной жизни, в работе с каждым годом все более значимым становится знание. И это естественно – ведь именно оно определяет наше будущее положение в обществе, карьерный рост и жизненный успех. Таким образом, тема знания, его структуры, процесс его приобретения, используемые методы актуальны как в настоящее время, так и для будущих поколений.

Отправной точкой дискуссии о методе познания и критериях истинности знания является философия Нового времени. Этот период в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят существенные преобразования в социальной сфере, в сфере политики. Меняется сознание людей. Иными словами, происходит рост в каждой сфере общественных отношений.

Актуальность контрольной  работы обусловлена тем, что именно в период философии Нового времени  резко возрастает интерес к научному познанию. Главное свое задание философия Нового времени видит в разработке и обосновании методов научного познания. На этой основе формируются два противоположных направления: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм провозглашает, что основное содержание научное познание получает из чувственного опыта, в знаниях нет ничего, чего бы раньше не было в чувственном опыте субъекта. Ум не привносит никакого нового знания, а только систематизирует данные чувственного опыта. Рационализм отмечает, что основное содержание научного знания достигается через деятельность ума, рассудка и интеллектуальной интуиции, а чувственное познание лишь подталкивает ум к деятельности.

Целью контрольной работы является изучение философии Нового времени, проблем метода познания в  философии.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие вопросы:

  • дать общую характеристику философии Нового времени;
  • выделить особенности философии Нового времени;
  • рассмотреть основные направления философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.

Объектом исследования является философия Нового времени.

Предметом исследования являются методы познания в философии Нового времени.

Методология исследования включает в себя метод анализа, синтеза, индукции и аналогии.

Теоретической и методической базой исследования послужили труды  отечественных и зарубежных ученых и философов таких как: Канке В.А., Спиркин А.Г., Лебедев А.Г., Бэкон Ф., Декарт Р., Гольбах П.А. и др. 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

1.1. Общая характеристика  философии Нового времени

Хронологически Новое  время начинается с XVII века, когда вполне зримыми становятся черты нарождающегося буржуазного общества. В этот период в Европе происходит очень много событий, сменяющих друг друга и столь же быстро изменяющих политический и духовный климат. Главными из этих событий были буржуазные революции, которые начинаются в последней трети XVI в. в Нидерландах, а затем с середины XVII в. – в Англии и в XVIII в. – во Франции. Революции изменили экономические, политические, социальные отношения людей и повлияли на формы духовной жизни, в частности – на науку и философию.

Философия Нового времени  существенно отличается от античной и средневековой по своему содержанию, по методологическим принципам и по характеру тех проблем, которые оказываются в центре внимания.

Исключительно важную роль в формировании философии и науки  Нового времени сыграла Реформация, которая внесла существенные перемены в общую духовную атмосферу и  хозяйственную жизнь Западной Европы.

В этих условиях возникает  экспериментально-математическое естествознание, первые шаги которого видны в конце XVI – начале XVII в. в творчестве Кеплера, Галилея, Кавальери и др. В XVII в. новая наука о природе во многом определила содержание и задачи метафизики, а в ХVIII и ХIХ вв. вообще оттеснила последнюю на задний план, создав особый – сциентистский – способ мышления и жизненной ориентации, по сей день определяющей характер европейской культуры. Именно наука главным образом определяла как общественное сознание, так и общий облик новоевропейской цивилизации. Собственно говоря, сама эта цивилизация была вызвана к жизни именно развитием науки.

Эти особенности обусловили и новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала  в союзе с теологией, а в  эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то, начиная с XVII в. она опирается главным образом на науку. Поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии, хотя первоначально гносеология еще обосновывается с помощью онтологических предпосылок.

Философия XVII века заложила основы новоевропейской философии, разработала основные её направления и концепции. Выдающимися представителями этого периода являются Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, 
Д. Локк, Т. Гоббс.

Философия XVIII века – философия  эпохи Просвещения – довела до логического завершения основные идеи и интенции XVII века, сделала их общественным достоянием. Выдающимися философами этой эпохи были Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Лессинг, Кант.

Немецкая классическая философия (XVIII – сер. XIX вв.) вывела новоевропейскую философию на уровень развитых систем, вскрыла тупики новоевропейской мысли, подготовила переход к новейшему периоду. Наиболее видными философами немецкой классики являются Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса критически переосмыслила опыт немецкой классической и европейской философии  и предвосхитила ведущие интенции философии новейшего периода.

Философия – это самосознание культуры, поэтому особенности философии того или иного периода ее развития отражают особенности соответствующего периода в развитии культуры. Главная отличительная черта новоевропейской философии - рационализм - является проявлением рационалистического духа европейской культуры Нового времени.

 

1.2. Особенности философии Нового времени

Отметим основные отличительные  черты философии Нового времени.

Новаторство – целью науки  снова становится поиск нового знания, для него отыскиваются прочные рациональные основания. Пересматриваются старые знания, из них устраняются все не соответствующие  критериям научности (к примеру, постепенно из числа наук исключаются  астрология, алхимия, хиромантия, физиогномика, магия и т.п. псевдонауки).

Антисхоластическая направленность – критика схоластической учености за отсутствие полезных для жизни  знаний. В частности, основатель эмпиризма  
Ф. Бэкон критиковал схоластику за то, что она наизобретала смутных и бесплодных понятий, которые ничего не сообщают нам о мире. Основатель рационализма Р. Декарт критиковал схоластику за чрезмерное увлечение логикой. Следует отметить, что первые философы Нового времени были учениками неосхоластов. Однако они стремились пересмотреть, проверить на истинность и прочность унаследованные знания. Критика «идолов» у Ф. Бэкона и метод сомнения Р. Декарта не просто интеллектуальные изобретения, а особенности эпох: пересматривалось старое знание, для нового знания отыскивались прочные рациональные основания.

Поиск рационально обоснованных и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки, - еще одна черта философии Нового времени.

Главенство естествознания в мировоззренческом комплексе: наука пытается заменить философскую онтологию в создании целостного мировоззрения. Философская истина понимается по аналогии с истинами точных наук: как очевидная, ясная, доказуемая и однозначная. Такое понимание истины побудило, например Р. Декарта и Б. Спинозу вести философские рассуждения с помощью «геометрического», аскиоматико-дедуктивного метода, а французских философов-просветителей Д'Аламбера и Дидро в 1750-1765 гг. издать «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел», в которой философия выступает на равных правах среди прочих наук.

Механицизм – в философии  Нового времени торжествует метод  объяснения мира по аналогии с механизмами. Классическим примером служит предложенный И. Ньютоном образ мира в виде больших часов, работа которых полностью предсказуема, потому что описывается с помощью законов классической математики и классической механики. Декарт приравнивал к таким механизмам все живые организмы, кроме человека, а Ламетри – французский философ и врач – называл машиной и человека.

Бог у большинства философов  Нового времени продолжал оставаться Творцом и управителем мира. Но при этом отношения Бога и мира перетолковываются. До Нового времени  в учениях античности и средневековья  отношения Бога и мира толковались  с позиций теизма и пантеизма, выросших как продолжение платонизма.

Потребности растущего производства потребовали развития техники и  науки о природе. Средневековая  философия не видела ценности научного знания о природе, которая рассматривалась не более чем овеществление Бога. Для нее представляло ценность лишь священное знание – знание о путях обретения Бога, о спасении через веру. Поэтому мыслителям Нового времени потребовалось так уточнить философскую картину мира, чтобы Бог не мешал развитию знания о природе. И в Новое время формируются две теоретические позиции, с которых вопрос об отношении Бога и мира обретает ответы, открывающие новые возможности для развития науки: деизм и атеизм.

Деизм – это представление  о том, что Бог создал мир, природу  с ее законами, но в дальнейшем не вмешивается в закономерное течение  событий. Сторонниками данной позиции (англичане Ф. Бэкон, И. Ньютон, Д. Толанд, Д. Юм, американцы Б. Франклин и Т. Джефферсон, французы Вольтер и Ж.Ж. Руссо) считали, что изучать природу нужно, ведь события физического мира обусловлены законами природы. Не важно, что эти законы созданы Богом, ведь им придана самостоятельность. В природе нет ничего непознаваемого, никаких чудес. Открыв законы природы, люди смогут овладеть природой, поставить ее на службу прогрессу. «Знание – сила» - данный лозунг Бэкона стал знаменем эпохи Нового времени. Поскольку деисты первоначалом всех вещей считали Бога, его мышление, то они объединились в направление философии, называемое идеализмом. Идеализм можно определить как направление в философии, представители которого первичным считают мышление, а не материю.

Деизму Нового времени  противостоял атеизм. Атеизм – учение, толкующее бытие как природу  без Бога, существующую и развивающуюся  по своим собственным законам. Представители  атеистической позиции в философии  пошли дальше деистов, они вообще исключили Бога из картины мира. Большую роль в развитии атеизма  сыграли французские философы-материалисты Д. Дидро, Ж.О. де Ламетри, К.А. Гельвеций и П.А. Гольбах и немецкий мыслитель Л. Фейербах.

Атеисты доказывали, что  природа не творится Богом, она возникает  и развивается сама, поэтому наука  и философия не должны искать каких-то неприродных первопричин и первоначал бытия, а исследовать природные  объекты и явления. Атеисты с  точки зрения того, как они решали вопрос о первооснове и первопричине мира, были еще и материалистами: в качестве единой первоосновы мира они провозглашали материю. Материя  – категория, обозначающая природное  первоначало, то из чего состоят все  вещи и явления природы. П.А. Гольбах в своей знаменитой работе «Система природы» писал, что стараясь проникнуть в тайны природы мы найдем в ней лишь различную по свойствам и различно модифицируемую движением материю (3; с. 66).

Гольбах понимал природу  как великое целое, получающееся от соединения различных веществ, из различных сочетаний и различных  движений, наблюдаемых нами во Вселенной (3; с. 66). У французских материалистов материя перестает быть косной, неподвижной. Движение начинает рассматриваться как неотъемлемое свойство материи, используя слова все того же Гольбаха, как способ существования материи, необходимым образом вытекающий из сущности материи (3; с. 75).

В материализме вновь возрождается атомистическое представление о  строении вещей, только частицы материи  называются теперь «молекулы» и не считаются больше неделимыми. Существование  в природе пустоты отрицается.

Эта новая материалистическая трактовка учения о бытие снимала  все преграды на пути развития наук о природе, о человеке как природном  существе, и об обществе. Она негласно была принята всеми естествоиспытателями, потому что научные изыскания  имеют смысл только тогда, когда  объект изучения (природа) признается реально и объективно существующим, когда в нем нет ничего сверх  природного, никакого божественного  вмешательства. Материализм и идеализм XVIII в. стали непримиримыми противниками. Как бы сильно не расходились мыслители Нового времени в своих учениях о субстанциях и об отношениях бога и мира, всех их объединяло сложившееся уже в XVII в. под влиянием успехов механики механистического понимания мира.

Информация о работе Философия Нового времени. Проблема метода познания в философии