Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:33, доклад
Ни об одной культуре вплоть до Нового времени нельзя было сказать, что стержнем и основой её развития был поиск индивидуальности, стремление уяснить и обосновать независимое достоинство особого индивидуального мнения, вкуса, дарования, образа жизни, то есть самоценность отличия. Получив первые
импульсы в итальянском Возрождении, пройдя череду сложных превращений в XVII веке, лишь в конце эпохи Просвещени
Домашнее Задание
по философии
Вариант №2
Студент Пилипенко К.Д.
Преподаватель Федосова А.П.
1)Проблемы человека в философии возрождения
Ни об одной культуре вплоть
до Нового времени нельзя было сказать,
что стержнем и основой её развития
был поиск индивидуальности, стремление
уяснить и обосновать независимое достоинство
особого индивидуального мнения, вкуса,
дарования, образа жизни, то есть самоценность
отличия. Получив первые
импульсы в итальянском Возрождении, пройдя
череду сложных превращений в XVII веке,
лишь в конце эпохи Просвещения эта идея
вполне сформировалась и в прошлом столетии
стала строить себе дорогу на европейской
почве, понемногу утрачивая дерзкую непривычность.
Идея “индивидуальности” , как это ни
кажется странным, была неизвестна всем
традиционалистским обществам, включая
и греко-римскую Античность. Само это слово
“индивидуальность” , как и слово “личность”
, появилось каких-то двести-триста лет
назад. Специфическое и революционизирующее
представление об индивидуальности, которое
по необходимости не могло быть незнакомо
любой культуре, поскольку отражало
биосоциальную данность.Эта фундаментальная
надысторическая данность заключена в
том простом факте, что человечество состоит
из людей... Из этого фундаментального
факта делались следующие два принципиальных
вывода.
Во-первых, утверждалось, что
человеческая природа подобно природе
всего живого неоднородна. Как между
телами индивидов, между их лицами,
голосами, жестами нет полного
сходства, так и души их, темпераменты,
нравы и склонности предстают похоже-непохожими.
Пытались обозреть и упорядочить это разнообразие,
относя каждого человека к известной разновидности
и разряду. Тем самым удавалось не оставить
никого единственным в своём
роде и объяснить своеобразие, сводя его
к общему.
Во-вторых, разумность сознания,
совести, сооплодотворённое идеей индивидуальности,
понималось как знание (весть) лишь в голове
одного человека. И одновременно как продолжающиеся
за пределами отдельных сознаний, перекатывающееся
через них и словно бы уносящее их в своём
вечном потоке. Однако всякая малая индивидная
толика мировой разумности считалась
больше всего целого, ибо вмещала его в
себя и порой пыталась добавить к нему
ещё нечто - с собою. Любая культура не
могла не задумываться над этой парадоксальностью
сознания, над отношением к ней всеобщего
Духа и отъединённого частичного существования.
В этих рамках двигалось ренессансное
мышление (сознание) от понятия “индивид”
к “индивидуальности” .
“Индивид” - слово, которое изначально
определяет одного человека через его
несамостоятельность, через его удел,
производность. Существование корпускул
человечества создавало проблему для
сознания людей, чья жизнь была неотделима
от рода, общины, конфессии, корпорации
и чья духовность нуждалась в абсолютной
точке отсчёта. Индивидность существования
была очевидностью, но очевидностью пугающей!
От мнимой психической атомарности, от
поверхности вещей мысль упорно сворачивала
к тому, что отдельный человек подлинен
лишь
постольку, поскольку поставлен в общий
ряд и даже в конечном счёте сливается
с мировым субстанциональным началом.
В этом плане истинно и единственно индивиден
лишь живой Космос или Бог.
Поиск новой идеи человека и идеала человека завершается лишь к концу XVI века. Укажем на основные черты Возрожденческой идеи человека. Проблема человека, по мнению мыслителей этой эпохи, выступает прежде всего как прекрасная и совершенная индивидуальность. Уникальность есть признак и принадлежность человеческой сути. Он является творческим существом, а его жизнепроявление – выражение и утверждение природных дарований. Он есть ни в чем не ограниченное свободное существо. Он сам выбирает и сам определяет и творит свой образ и свою судьбу. Человек стоит перед выбором и вынужден сам выбирать и себя и свой жизненный план, свою жизненную программу, он сам "конструирует" себя. Это является его внутренним мотивом и побуждением, он сам определяет смысл своего бытия и реализация его становится его призванием. Он сам отвечает перед собой и ни перед кем другим за свою судьбу . И в реализации себя как цели бытия он может опираться только на свой разум и на свою волю. Его мировоззрение освобождается от религиозных догматов, тяготея к просвещенности на основе научного знания, секуляризуется и в целом его чувственная природа. Естественное проявление его чувств и влечений как телесных побуждений столь же прекрасно, как и влечение разума.
Утверждается идея не только прекрасной индивидуальности, но индивидуализма. А в силу этого и отдельный человек является абсолютной ценностью. В этом состоит одна из особенностей Возрожденческого гуманизма.
В этот период существенное развитие получила идея социального равенства людей. Она воплотилась в целой серии проектов и моделей общественного устройства, в которых отношения между людьми должны были быть организованы
Таким образом, в эпоху Возрождения
начал формироваться новый
2)Теория познания Канта
Одним из
величайших умов человечества, основоположником
немецкой классической
Человек, этика и право— вот главные темы
философского учения Канта.
Кант считал, что решению таких проблем
философии, как проблемы бытия человека,
души, морали и религии, должно предшествовать
исследование возможностей человеческого
познания и установление его границ. Необходимые
условия познания заложены, согласно Канту,
в самом разуме и составляют основу знания.
Они-то и придают знанию характер необходимости
и всеобщности. Но они же суть и непереходимые
границы достоверного знания. Отвергая
догматический прием познания, Кант считал,
что вместо него нужно взять за основу
иной — метод критического философствования,
состоящий в исследовании приемов самого
разума, в расчленении общей человеческой
способности познания и в исследовании
того, как далеко могут простираться его
границы. Кант различай воспринимаемые
человеком явления вещей и вещи, как они
существуют сами по себе. Мы познаем мир
не так, как он есть на самом деле, а только
так, как он нам является. Нашему знанию
доступны только явления вещей (феномены),
составляющие содержание нашего опыта:
мир познается нами только в своих явленных
формах.
Кант был убежден, что идеи пространства
и времени человеку известны прежде восприятий.
Пространство и время идеальны, а не реальны,
т.е. не особая, самостоятельная реальность.
Чувственные впечатления связываются
между собой посредством суждений, в основе
которых лежат категории, т.е. общие понятия,
а они, по Канту, суть «чисто логические»
формы, характеризующие только «чистое
мышление», а не его предмет. Категории
даны человеку до всякого опыта, т.е. априори
1.
В своем учении о познании
Кант большое место отводил
В логическом аспекте теории познания
Кант ввел идею и термин «синтетическая
сипа суждения», позволяющую осуществлять
синтез рассудка и данных чувственного
восприятия, опыта.
Кант ввел воображение в теорию познания,
назвав это коперниканским переворотом
в философии. Наши знания — не мертвый
слепок вещей и их связей. Это духовная
конструкция, возведенная воображением
из материала чувственных восприятий
и каркаса доопытных (априорных) логических
категорий. Помощь воображения человек
использует в каждом звене своих рассуждений.
К своей характеристике человека Кант
добавляет: это существо, наделенное продуктивной
способностью воображения.
В своей теории познания Кант часто рассматривает
и собственно антропологические проблемы.
Он выделяет в познании такой феномен
духа, как трансцендентальная апперцепция,
т.е. единство сознания, составляющее условие
возможности всякого познания. Это единство
есть не результат опыта, а условие его
возможности, форма познании, коренящаяся
в самой познавательной способности. Кант
отличал трансцендентальную апперцепцию
от единства, характеризующего эмпирическое
Я и состоящего в отнесении сложного комплекса
состояний сознания к нашему Я как его
центру, что необходимо для объединения
всего многообразия, данного в опыте и
образующего содержание всех переживаний
Я. Это гениальная идея великого мыслителя.
Кант считал, что решению таких проблем
философии, как проблемы бытия человека,
души, морали и религии, должно предшествовать
исследование возможностей человеческого
познания и установление его границ. Необходимые
условия познания заложены, согласно Канту,
в самом разуме и составляют основу знания.
Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и не переходимые границы достоверного знания. Отвергая догматически прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной — метод критического философствования, состоящий, в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различал воспринимаемые, человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. В результате воздействия «вещей в себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, т.е. наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей — «вещи в себе»: абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, т.е. умопостигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. В принципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга.
Информация о работе Проблемы человека в философии возрождения Теория познания Канта