Понятия «системный подход» и «система»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:55, контрольная работа

Краткое описание

Системное познание и преобразование мира предполагает:
1. Рассмотрение объекта деятельности (теоретической и практической) как системы, т.е. как ограниченного множества взаимодействующих элементов.
2. Определение состава, структуры и организации элементов и частей системы, обнаружения главных связей между ними.
3. Выявление внешних связей системы, выделения из них главных .
4. Определение функции системы и ее роли среди других систем.
5. Анализ диалектики структуры и функции системы.
6. Обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..стр.3
1. Понятия «системный подход» и «система»……………………………….стр.4
2. Системообразующие факторы……………………………………………...стр.6
2.1. Внешние Системообразующие факторы…………………………….стр.8
2.2. Внутренние Системообразующие факторы………………………....стр.9
2.3. Искусственные Системообразующие факторы…………………….стр.10
3. Механизм развития систем………………………………………………..стр.10
3.1. Возникновение……………………………………………………….стр.10
3.2. Становление системы………………………………………………..стр.12
3.3. Система как целое……………………………………………………стр.14
4. Преобразование системы…………………………………………………..стр.15
5. Мир в свете системных представлений…………………………………..стр.17
5.1. Системность неорганической природы…………………………….стр.17
5.2. Системность живой природы……………………………………….стр.20
Заключение……………………………………………………………………стр.22
Список используемой литературы…………………………………………..стр.23

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 50.79 Кб (Скачать)

     Так же как и при образовании системы  при ее преобразовании, изменении, существуют внутренние и внешние причины, проявляющиеся с большей или меньшей силой в различных системах.

     Внешние причины:

     1. Изменение внешней среды , вызывающее функциональное изменение элементов. В имеющейся среде невозможно длительное существование неизменной системы: любое изменение, как бы медленно и незаметно оно протекало, неизбежно приводит к качественному изменению системы. Причем изменение внешней среды может происходить как независимо от системы, так и  под воздействием самой системы. Примером может служить деятельность человеческого общества, способствующая изменению окружающей среды не только на пользу, но и во вред (загрязнение водоемов, атмосферы, и пр.)

     2. Проникновение в систему чуждых объектов, приводящих к функциональным изменениям отдельных элементов ( превращения атомов под влиянием космических лучей).

     Внутренние  причины:

     1. Непрерывный количественный рост дифференцированных элементов системы в ограниченном пространстве, в результате чего обостряются противоречия между ними.

     2. Накопление “ошибок” в воспроизведении себе подобных (мутации в живых организмах). Если элемент - “мутант” более соответствует изменяющейся среде, то он начинает размножаться. Это и есть возникновение нового, вступающего в противоречие со старым.

     3. Прекращение роста и воспроизведения составляющих систему элементов, в результате система погибает.

     Исходя  из понимания зрелой системы как  единства и постоянства структуры, можно определить различные формы преобразования, непосредственно связанные с изменением каждого из перечисленных атрибутов системы:

     1.   Преобразование, приводящее к уничтожению всех взаимосвязей элементов системы (разрушение кристалла, распад атома и т.п.).

     2.   Преобразование системы в качественно иное, но равное по степени организации состояние. Это происходит вследствие:

     а) изменения состава элементов   системы  ( замещение одного атома в кристалле на другой),

     б) функционального изменения отдельных элементов и/или подсистем в системе (переход млекопитающих от сухопутного образа жизни к водному).

     3.  Преобразование системы в качественно иное, но низшее по степени организованности состояние. Оно происходит вследствие:

     а) функциональных изменений элементов и/или подсистем в системе (приспособление животных к новым условиям среды обитания)

     б) структурного изменения (модификационные превращения в неорганических системах: например переход алмаза в графит).

     4. Преобразование системы в качественно  иное, но высшее по степени  организованности состояние. Оно  происходит как в рамках одной  формы движения, так и при переходе  от одной формы к другой. Этот  тип преобразования связан с  прогрессивным, поступательным развитием  системы.

     Итак, преобразование - неизбежный этап в развитии системы. Она вступает в него в силу нарастающих противоречий между новым и старым, между изменяющимися функциями элементов и характером связи между ними, между противоположными элементами. Преобразование может отражать как завершающий конечный этап в развитии системы, так и переход систем-стадий друг в друга. Преобразование есть период дезорганизации системы, когда старые связи между элементами рвутся, а новые еще только создаются. Преобразование может означать и реорганизацию системы, а также превращение системы как целого в элемент другой, высшей системы. 

5. Мир в свете системных представлений

     Сегодня специальные науки убедительно  доказывают системность познаваемых  ими частей мира. Вселенная предстает  перед нами как система систем. Конечно понятие “система” подчеркивает отграниченность, конечность и, метафизически  мысля, можно прийти к выводу, что  поскольку Вселенная это “система”, то она имеет границу, т.е. конечна. Но с диалектической точки зрения как бы, ни представлять себе самую большую из систем, она всегда будет элементом другой, более обширной системы. Это справедливо и в обратном направлении, т.е. Вселенная бесконечна не только “вширь”, но и “вглубь”.

     До  сих пор все имеющиеся в  распоряжении науки факты свидетельствуют  о системной организации материи.

5.1. Системность неорганической природы

     Согласно  современным физическим представлениям, неорганическая природа в общем  виде делится на две системы - поле и вещество. Материальная сущность физического поля в настоящее  время еще четко не определена, но что бы из себя не представляло поле, общепризнанно, что оно проявляется  в различных сосуществующих, взаимодействующих  и взаимопроникающих видах. Физическое поле, как обобщающее понятие, включает в себя физический “вакуум”, электронно-позитронное, мезонное, ядерное, электромагнитное, гравитационное и другие поля. Иначе говоря, представляет собой систему конкретных материальных полей. Каждое конкретное поле в свою очередь тоже системно. Но сейчас нельзя с уверенностью сказать о том, что является элементом конкретного поля. Очевидно, каждое конкретное поле имеет свои определенные уровни, иначе говоря, оно как система развивается , например, от “вакуума” до четко выраженного квантового состояния. Сам же квант поля представляет собой элементарную частицу. Поэтому квант вряд ли может быть элементом конкретного поля. Скорее всего такими элементами являются узловые “точки” структуры элементарных частиц. Существуют ясные экспериментальные доказательства существования такой структуры и масса различных способов ее изучения. Но что представляет собой структура элементарной частицы, а тем более ее узловые “точки” остается пока неясным. Если допустить мысль о частице как высшей форме развития материи поля, то естественно предположить существование определенных “кирпичиков” которые образуют такую частицу, и являются тем, из чего состоит физическое поле вообще, т.е. элементами системы физического поля. Их взаимодействие (полевая форма движения) и приводит к образованию элементарной частицы того или иного типа. Такая идея о сложности элементарных частиц, о том, что каждая из них это система, состоящая из различного количества разнообразно взаимодействующих и по разному пространственно расположенных элементарных частиц, но тождественных по своей сущности “кирпичиков” материи, позволяет объяснить взаимопревращаемость частиц и открывает путь к проникновению вглубь материи. Элементарная частица - это не только квант поля, но и то, что может лежать в основе качественно иной системы - вещества. 
Вещество - чрезвычайно сложная, глубоко дифференцированная многоуровневая система. Если элементарная частица выступает и как элемент качественно иной, вещественной системы, то две и более взаимодействующие элементарные частицы представляют собой систему, которая может быть названа частичкой вещества. Так, взаимодействие протона и электрона образует простейший атом легкого водорода, внутренне динамическую систему, элементы которой подчинены целому ряду параметров, и вследствие этого отличающиеся от свободных частиц. Атом как система развивается усложняясь по составу и структуре вплоть до такого состояния, когда начинается самопроизвольный распад атомного ядра. Взаимодействующие атомы образуют различные системы: молекулы, макромолекулы, ионы радикалы, кристаллы. Молекула представляет собой материальную систему, состоящую из определенным образом расположенных в пространстве и взаимосвязанных атомов одного или нескольких химических элементов. Связь атомов в молекуле прочнее связи атомов со средой, что обеспечивает целостность системы. Молекула является качественно новым материальным образованием по отношению к составляющим ее атомам. Молекулы могут быть простыми и сложными, содержащими один, два и тысячи атомов. Гигантские группы атомов образуют макромолекулы, качественно отличающиеся от других молекул. 
Однако не все вещества состоят из систем типа молекул. Ряд химических соединений, например хлорид натрия (поваренная соль), не имеют молекул в обычном понимании этого слова, и являются открытыми системами в которых ионы относительно независимы друг от друга. Такой тип вещественной системы называют кристаллом. Ионами называют как отдельные заряженные атомы, так и группы химически связанных атомов с избытком или недостатком электронов. Группа атомов, переходящая без изменения из одного химического соединения в другое, определяется как радикал. Все эти группы являются системами. 
Взаимодействие атомов одного типа образует химический элемент. Из химических элементов слагаются минералы, из минералов - породы, из пород - геологические формации, из геологических формаций - ряды формаций - геосферы, из геосфер - планета Земля. Каждая система, слагающая Землю, в свою очередь сложена по своей структуре. Так, например, атмосфера представляет собой систему, состоящую из пяти подсистем: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера и экзосфера. Земля, как планета, выступает наряду с другими планетами элементом Солнечной системы. В свою очередь, Солнечная система входит в такую грандиозную космическую систему как Галактика. Взаимодействующие галактики образуют системы галактик, входящие в Метагалактику и т.д. При этом на каждом уровне развития неживой природы, наряду с общими, имеются и свои системообразующие факторы, свои особые связи и взаимодействия. Вместе с тем, принцип организации множества в единство остается одним и тем же. Не меняется он и при переходе к системам живой природы.
 

5.2.Системность живой природы.

     Как и все в природе, живые организмы  состоят из молекул и атомов, но где граница между живым и  неживым? Существует предел, после которого теряют силу имеющиеся системообразующие факторы и неживое переходит в разряд живого. Так, например, молекула состоящая из 5000000 атомов представляет собой вирус табачной мозаики - самое малое известное живое образование, способное к самостоятельному существованию. 
В целом вопрос о системности живой природы не вызывает сомнений. Более того, именно изучение живых материальных образований в значительной мере способствовало формированию системных представлений о мире. 
Основными системами живого, образующими различные уровни организации, в настоящее время признаются:

     1) вирусы - системы, состоящие в  основном из двух взаимодействующих  компонентов: молекул нуклеиновой  кислоты и молекул белка;

     2) клетки - системы, состоящие из  ядра, цитоплазмы и оболочки; каждая  из этих подсистем, в свою  очередь, состоит из особенных  элементов; 

     3) многоклеточные системы (организмы,  популяции одноклеточных);

     4) виды, популяции - системы организмов  одного типа;

     5) биоценозы - системы, объединяющие  организмы различных видов; 

     6) биогеоценоз - система, объединяющая  организмы поверхности Земли; 

     7)биосфера - система живой материи на Земле. 
Система каждого уровня отличается от других уровней и по структуре, и по степени организации (биологическая классификация). Но взаимодействие элементов системы не обязательно предполагает жесткую, постоянную связь. Эта связь может носить временный, случайный, генетический, целевой характер.  
В целом живая природа, также как и неживая, представляет собой систему систем, причем она дает удивительные примеры разнообразия систем, которые нередко оказываются объединением элементов различных уровней. Например, ландшафт как система включает в себя:

     1) абиотические геосистемы (земная  кора с рельефами, атмосфера,  гидросфера и криосфера);

     2) геосистемы почвенной сферы; 

     3) биотические геосистемы, образующие  биосферу;

     4) социально-экономические геосистемы, возникшие в результате общественно-исторической  деятельности человека.

     Все эти системы связаны между  собой и воздействуют друг на друга, образуя единую саморегулирующуюся систему. Изменение любой составной  части ландшафта ведет, в конечном счете, к изменению его в целом. Вместе с тем, каждая система живой  природы, являясь ее элементом и  определяясь ею, в то же время  имеет достаточную самостоятельность  саморазвития, чтобы выйти на другой уровень организации материи. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Мы  видим, что мир представляет собой  единство систем, находящихся на разном уровне развития, причем каждый уровень  служит средством и основой существования  другого, более высокого уровня развития систем. Данное относится не только к природе, но и обществу, где мы наблюдаем ряд организационных  форм, наиболее грандиозные из которых  получили название 
“общественно-экономические формации”.

     Сыгравшие свою роль системы уходят, другие же продолжают существовать.

     Одним из основных законов существования  Вселенной является существование  одних систем за счет других. Скажем кристаллы возникают на материале  базовой породы, раствора или расплава; растения преобразуют минералы, животные развиваются за счет растений и других животных; человек для своего существования  преобразует и животных, и растения и системы неживой природы.

     Итак, мир, будучи системой систем, сложнейшим материальным образованием, находится  в процессе непрерывного движения, возникновения и уничтожения, взаимоперехода одних систем в другие, причем одни системы изменяются медленно и длительное время кажутся неизменными, другие же изменяются настолько стремительно, что в рамках обыденных человеческих представлений фактически не существуют. Чем обширнее система, тем медленнее  она изменяется, а чем меньше, тем быстрее она проходит этапы  своего существования. В этом простом  соответствии скрыт глубокий смысл  еще не до конца понятой связи  пространства и времени. И здесь  можно увидеть одну из закономерностей  развития материи: от меньшего к большему и от большего к меньшему, осознание  которой привело к пониманию  развития и качественного изменения  систем слагающих мир, и мира как  системы. 
 
 

Список  использованной литературы

1. Блауберг И.В., Юдин В.Г. Становление и сущность системного подхода. 
М.,1973 
2. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985. 
3. Андреев И.Д. Методологические основы познания социальных явлений. 
М.,1977. 
4.ФурманА.Е. Материалистическая диалектика. М., 1969. 
5. Клир И. Исследования по общей теории систем. М. 
6. Анохин П.К. Философские аспекты функционирования системы. 
7. Гегель. Наука логики, т1., с.167. 
8. Геодакян В.А. Организация систем - живых и неживых.- Системные исследования. Ежегодник, М., 1970. 
9. Вернадский В.И. Избранные сочинения М., 1955, т. 2. 
10. Блохинцев Д.И. Проблемы структуры элементарных частиц. - Философские проблемы физики элементарных частиц. М., 1963. 
11. Кулындышев В.А., Кучай В.К. Унаследованность: качественная и количественная оценки. - Системные исследования в геологии. Владивосток, 
1979.

Информация о работе Понятия «системный подход» и «система»