Понятия «системный подход» и «система»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:55, контрольная работа

Краткое описание

Системное познание и преобразование мира предполагает:
1. Рассмотрение объекта деятельности (теоретической и практической) как системы, т.е. как ограниченного множества взаимодействующих элементов.
2. Определение состава, структуры и организации элементов и частей системы, обнаружения главных связей между ними.
3. Выявление внешних связей системы, выделения из них главных .
4. Определение функции системы и ее роли среди других систем.
5. Анализ диалектики структуры и функции системы.
6. Обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..стр.3
1. Понятия «системный подход» и «система»……………………………….стр.4
2. Системообразующие факторы……………………………………………...стр.6
2.1. Внешние Системообразующие факторы…………………………….стр.8
2.2. Внутренние Системообразующие факторы………………………....стр.9
2.3. Искусственные Системообразующие факторы…………………….стр.10
3. Механизм развития систем………………………………………………..стр.10
3.1. Возникновение……………………………………………………….стр.10
3.2. Становление системы………………………………………………..стр.12
3.3. Система как целое……………………………………………………стр.14
4. Преобразование системы…………………………………………………..стр.15
5. Мир в свете системных представлений…………………………………..стр.17
5.1. Системность неорганической природы…………………………….стр.17
5.2. Системность живой природы……………………………………….стр.20
Заключение……………………………………………………………………стр.22
Список используемой литературы…………………………………………..стр.23

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 50.79 Кб (Скачать)

     Одним из важных внешних системообразующих  факторов является время, точнее не протяженная его часть, а часть называемая “будущее”. Будущее может выступать как цель объединения. Понятие “ради будущего” применимо к процессам создания любых систем. В основе сохранения систем лежит понятие “будущего”. Кроме того будущее влияет на развитие систем еще и тем, что его зачатки существовали в прошлом. Особенно эти категории (“прошлое” и “будущее”) применимы к анализу социальных систем.

     В общем выделение пространства и  времени как внешних системообразующих  факторов условно, т.к. все в мире находится в пространстве и во времени, однако каждая конкретная система  имеет свои пространственно-временные  характеристики, которые мы можем  определить как внутренние, присущие только ей и отличные от пространства и времени другой системы. 
 
 

2.2. Внутренние ситемообразующие факторы

     Это факторы, которые порождаются объединяющимися  в систему отдельными элементами, группами элементов, или всем множеством. Общность природного качества элементов позволяет существовать многим естественным системам потому, что элементы какого либо природного качества имеют только им присущие, особые связи (примером могут служить атомы одного элемента, мономеры в полимере, клетки одного органа, организмы в популяции и пр.); взаимодополнение - обеспечивает связь как однородных так и разнородных элементов в системе; факторы индукции - отражают присущее всем системам живой и неживой природы “достраивать“ систему до завершенности (например, обломок кристалла при доращивании восстанавливает первоначальную форму кристалла); постоянные стабилизирующие факторы системообразования включают постоянные жесткие связи , обеспечивающие единство системы (примерами могут быть каркас здания, скелет организма), кроме того эти факторы являются не только системообразующими, но и системосохраняющими; связи обмена - вообще представляют собой сущность любого взаимодействия элементов, но характер обмена и его субстрат зависят от уровня развития взаимодействующих элементов или подсистем в системе. В неорганической природе в качестве субстрата обмена выступают различные виды вещества, поля, энергия, информация. Живая природа несет большее разнообразие: вещество, информация, энергия, различные силы, звуковые колебания и пр. В человеческом обществе - основная форма связи такого типа - экономическая. Функциональные связи возникают в процессе специфического взаимодействия элементов систем. Можно назвать функциональными связи возникающие между различными химическими элементами, взаимодействия между животными во время охоты, между людьми при совместных действиях. Эти связи зачастую носят временный характер и образуемые ими системы могут распадаться, если еще нет более сильных, постоянных системообразующих факторов.

2.3. Искусственные системообразующие факторы

     Эти факторы создаются человеком  и могут носить как внутренний, так и внешний характер. Они являются внешними, когда элементы образуемой системы индифферентны друг к другу (куча камней, мешок зерна); и могут быть внутренними, когда образуемая ими система выступает как единство подобных элементов. 

3. Механизм развития систем 

3.1. Возникновение

     С материалистической точки зрения существующий мир в целом не возникает и  не исчезает, он существует вечно, представляя  собой взаимосвязь, взаимодействие конкретных материальных систем. Возникновение - есть одна из форм движения материи. Это понятие отражает процессы присущие всем конкретным явлениям органической и неорганической природы, общества и мышления. Эта универсальность дает полное право считать “возникновение” философской категорией.

     Каждое  явление имеет свое начало , т.е. возникает, но возникает не на пустом месте, а  на базе предшествующего и проявляется  при благоприятных условиях. Возникновение также теснейшим образом связано с понятием “новое”. Появление нового и есть возникновение , а новое зарождается в недрах старого, на его базе.

     Процесс возникновения можно разделить  на два этапа: 1) скрытый, когда появляются новые элементы и происходит их количественный рост, и 2) явный, когда новые элементы образуют новую структуру, т.е. новое  качество, т.е. происходит постепенное  накопление определенных факторов и  происходит скачек - образование нового, качественно отличного. Так, возникновение льда на первый взгляд кажется внезапным, но в действительности при понижении температуры происходит постепенное замедление движения молекул , уменьшение их энергии, что и приводит к скачку, к образованию кристаллов льда. Следовательно постепенность, как этап возникновения, включает в себя не только количественный рост новых элементов, но и количественные изменения энергетических состояний элементов системы, приводящих в конечном итоге к структурной перестройке, т.е. к скачку.

     Возникновение невозможно без разрушения. Эти два  процесса органически связаны друг с другом и не имеют преимущества перед друг другом.

     Причины возникновения как и причины  разрушения кроются в вечном взаимодействии взаимосвязанных противоречивых сторон, явлений, процессов. Существует представление  о возникновении как акте слияния, соединения двух и более качеств  в одно, или разделения одного качества на два (или более) новых. Кроме того образование системы может происходить путем обмена элементов, но это не третий путь, а сочетание соединения и разъединения взаимодействующих объектов.

     Возникновение системы есть одновременно и возникновение  новой формы движения или нового вида определенной формы движения и  связано с тем, что прежняя  форма движения исчерпала себя. Это выражается в том, что любая дальнейшая организационная перестройка элементов системы в рамках данной формы движения ведет не к укреплению и совершенствованию этой системы, а к ее преобразованию.

     Система считается возникшей, когда между  элементарными носителями новой  формы движения образуется взаимосвязь, однако в начале связь носит неустойчивый характер, т.е. новая система находится  на грани перехода из возможности  в действительность. Иначе говоря, новое качество должно еще утвердиться , проявиться, обрести устойчивость, т.е. новая система, возникнув, должна стать.

     Из  природных примеров можно сделать  вывод о непрерывном возникновении  нового, но не каждое возникшее оказывается  соответствующим внешним условиям.

     Итак, возникновение - сложный противоречивый процесс. Существует много форм возникновения , где притяжение и отталкивание, разъединение и соединение варьируются в самых неожиданных сочетаниях. 

3.2. Становление системы

     Становление - это этап в развитии системы, в  процессе которого она превращается в развитую систему. Становление, есть единство “бытие” и “ничто”, но это не простое единство, а безудержное движение.

     Процесс становления также как и возникновение  системы связан с количественным увеличением качественно тождественного множества элементов. Так в термодинамических  условиях земной поверхности количество кислорода и кремния преобладает  над всеми остальными элементами, а на поверхности других планет преобладают  другие элементы. Это свидетельствует  о потенциальной возможности  количественного роста любого элемента при при благоприятных физико-химических условиях.

     В процессе становления системы происходит появление у нее новых качеств: природного и функционального. Природным  качеством является определяющий признак  того или иного класса, уровня систем, позволяющий говорить о тождественности  систем этого класса. Функциональное качество включает в себя специфические  свойства системы, приобретаемые ею в результате ее способа связи  со средой. Если природное качество постепенно исчезает вместе с данной системой, то функциональное качество может изменяться соответственно внешним  условиям.

     Кроме того новые качества появляются и  у отдельных элементов системы, вернее элемент приобретает это  качество при образовании системы (например стоимость товара).

     Противоречие  между качественно тождественными элементами является одним из источников развития системы. Одно из следствий  этого противоречия - тенденция к  пространственному расширению системы. Возникнув, качественно тождественные  элементы стремятся разойтись в  пространстве. Это “стремление” обусловлено непрерывным количественным ростом этих элементов и возникающими между ними противоречиями.

     Но  с другой стороны существуют системообразующие  факторы, которые не дают возникшей  системе распасться из-за существующих в системе внутренних противоречий и расширения. И существует граница  системы, выход за которую может  быть губителен для элементов  вновь возникшей системы. Кроме  того на вновь возникшие элементы новой системы действуют системы  уже существующие, в данной среде  ранее. Они препятствуют проникновению  новых систем в среду своего существования.

     Таким образом, с одной стороны, элементы новой системы находятся в  противоречии друг с другом, а с  другой стороны, под давлением внешней  среды и условий существования  они оказываются во взаимодействии, в единстве. При этом тенденция  развития такова, что внутренние противоречия между качественно тождественными элементами системы приводят их к  тесной взаимосвязи, и ,в конце концов, приводят к становлению системы  в целом.

     Вот как, например, описывается процесс  становления атомов: “Некогда существовала “популяция” элементарных частиц. Между ними осуществлялись процессы комбинаторики, а комбинации подвергались “отбору”. Комбинаторика подчинялась  степеням свободы и запретам, действующим  в мире элементарных частиц. “Выживали” только те комбинации, которые допускались  средой. Это были процессы физической эволюции материи, результат ее - система атомов таблицы Менделеева, а ее длительность - несколько десятков миллиардов лет”.

     Становление есть противоречивое единство процессов  дифференциации и интеграции. Причем углубляющаяся дифференциация элементов  соответственно усиливает и их интеграцию.

     Итак, в процессе возникновения и становления наблюдается количественный рост новых элементов. Основным движущим развитие противоречием оказывается при этом противоречие между новыми элементами и старой системой, которая разрешается победой нового, т.е. возникновением новой системы, нового качества. 

3.3.Система как целое

     Целостность или зрелость системы определяется наряду с другими признаками ( см. главу о понятии “система”) так  же наличием в единой системе доминирующих противоположных подсистем, каждая из которых объединяет элементы обладающие функциональными качествами, противоположными функциональным качествам другой подсистемы.

     Система в период зрелости внутренне противоречива  не только вследствие глубокой дифференциации элементов, приводящей доминирующие из них к взаимной противоположности, но и вследствие двойственности своего состояния как системы завершающей  одну форму движения, и являющейся элементарным носителем высшей формы  движения.

     Как завершающая одну форму движения, система представляет собой целостность  и “стремится” полностью раскрыть возможности этой высшей формы движения. С другой стороны, как элемент  высшей системы, как элементарная система - носительница новой формы движения, она ограничена в своем существовании  законами внешней системы. Естественно, что это противоречие между возможностью и действительностью в развитии внешней системы в целом оказывает  воздействие и на развитие ее элементов. А наиболее перспективными в развитии оказываются те элементы, функции  которых соответствуют потребностям внешней системы. Иначе говоря, система, специализируясь, положительно воздействует на развитие преимущественно тех  элементов, чьи функции отвечают специализации. А так как преобладающими в системе являются элементы чьи  функции соответствуют условиям внешней системы (или окружающей среде), то и система в целом  становится специализированной. Она  может существовать, функционировать  только в той среде, в которой  сформировалась. Всякий переход зрелой системы в другую среду неизбежно  вызывает ее преобразование. Так, “простой переход минерала из одной области в другую вызывает в нем изменение и перегруппировку, отвечающую новым условиям. Это объясняется тем, что минерал может существовать неизменно лишь до тех пор, пока он находится в условиях своего образования. Как только он из них вышел, для него начинаются новые стадии существования.

     Но  даже при благоприятных внешних  условиях, внутренние противоречия в  системе выводят ее из достигнутого на определенном этапе состояния  равновесия, таким образом, система  неизбежно вступает в период преобразования. 

4. Преобразование системы

Информация о работе Понятия «системный подход» и «система»