Понятия «системный подход» и «система»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:55, контрольная работа

Краткое описание

Системное познание и преобразование мира предполагает:
1. Рассмотрение объекта деятельности (теоретической и практической) как системы, т.е. как ограниченного множества взаимодействующих элементов.
2. Определение состава, структуры и организации элементов и частей системы, обнаружения главных связей между ними.
3. Выявление внешних связей системы, выделения из них главных .
4. Определение функции системы и ее роли среди других систем.
5. Анализ диалектики структуры и функции системы.
6. Обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..стр.3
1. Понятия «системный подход» и «система»……………………………….стр.4
2. Системообразующие факторы……………………………………………...стр.6
2.1. Внешние Системообразующие факторы…………………………….стр.8
2.2. Внутренние Системообразующие факторы………………………....стр.9
2.3. Искусственные Системообразующие факторы…………………….стр.10
3. Механизм развития систем………………………………………………..стр.10
3.1. Возникновение……………………………………………………….стр.10
3.2. Становление системы………………………………………………..стр.12
3.3. Система как целое……………………………………………………стр.14
4. Преобразование системы…………………………………………………..стр.15
5. Мир в свете системных представлений…………………………………..стр.17
5.1. Системность неорганической природы…………………………….стр.17
5.2. Системность живой природы……………………………………….стр.20
Заключение……………………………………………………………………стр.22
Список используемой литературы…………………………………………..стр.23

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 50.79 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     Рыбинская государственная авиационная

     технологическая академия им. П.А.Соловьёва 
 

     Кафедра «Философии и социально-культурных технологий» 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     по  дисциплине Философия 

     Вариант № 8 
 
 
 

     
                  Студент: Шестаков Р.С.

           Группа: ЗЭС2 - 08

               Преподаватель: д.ф.н.,

               профессор В.Г. Черников

             Оценка  _________________________

      Подпись преподавателя____________

      Дата ____________________________

 
 
 
 

Рыбинск 2009

Содержание 

Введение………………………………………………………………………..стр.3

1. Понятия «системный подход» и «система»……………………………….стр.4

2. Системообразующие факторы……………………………………………...стр.6

    2.1. Внешние Системообразующие факторы…………………………….стр.8

    2.2. Внутренние Системообразующие факторы………………………....стр.9

    2.3. Искусственные Системообразующие факторы…………………….стр.10

3. Механизм развития систем………………………………………………..стр.10

   3.1. Возникновение……………………………………………………….стр.10

   3.2. Становление системы………………………………………………..стр.12

   3.3. Система как целое……………………………………………………стр.14

4. Преобразование системы…………………………………………………..стр.15

5. Мир в свете системных представлений…………………………………..стр.17

   5.1. Системность неорганической природы…………………………….стр.17

   5.2. Системность живой природы……………………………………….стр.20

Заключение……………………………………………………………………стр.22

Список используемой литературы…………………………………………..стр.23

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества  новых фактов, сведений из различных  областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся. С другой стороны, рост знания порождает  трудности его освоения, обнаруживает неэффективность ряда методов используемых в науке и практике. Кроме того, проникновение в глубины Вселенной и субатомный мир, качественно отличный от мира соизмеримого с уже устоявшимися понятиями и представлениями, вызвало в сознании отдельных ученых сомнение во всеобщей фундаментальности законов существования и развития материи. Наконец, сам процесс познания, все более приобретающий форму преобразующей деятельности, обостряет вопрос о роли человека как субъекта в развитии природы, о сущности взаимодействия человека и природы, и в связи с этим, о выработке нового понимания законов развития природы и их действия. Дело в том, что преобразующая деятельность человека изменяет условия развития естественных систем, и тем самым способствует возникновению новых законов, тенденций движения. В ряду исследований в области методологии особое место занимает системный подход и в целом “системное движение”. Само системное движение дифференцировалось, разделялось на различные направления: общая теория систем, системный подход, системный анализ, философское осмысление системности мира.

       Существует ряд аспектов внутри методологии системного исследования: онтологический (системен ли в своей сущности мир, в котором мы живем?); онтологически-гносеологический (системно ли наше знание и адекватна ли его системность системности мира?); гносеологический (системен ли процесс познания и есть ли пределы системному познанию мира?); практический (системна ли преобразующая деятельность человека?) 
 

1. Понятия “системный подход” и “система”

     Что же понимается под “системным”  познанием материи и ее свойств? Известно, что человек осваивает мир различными способами, Прежде всего он осваивает его чувственно, т.е. непосредственно воспринимая его через органы чувств . Характер такого познания, заключающийся в памяти и определяемый эмоциональным состоянием субъекта, является нам как целостным так и дробным - представляющим картину целиком или дробно, выделяя какие либо моменты. На основе эмоциональных состояний в человеке складывается представление об окружающем мире. Но чувственное восприятие  есть свойство так же, всех животных, а не только человека. Спецификой человека является более высокая ступень познания - рациональное познание, позволяющее обнаруживать и закреплять в памяти законы движения материи.

     Рациональное  познание системно. Оно состоит из последовательных мыслительных операций и формирует мыслительную систему, более или менее адекватную системе  объективной реальности. Системна и  практическая деятельность человека, причем уровень системности практики повышается с ростом знания и накопления опыта. Системность различных видов  отражения и преобразования действительности человеком, есть в конечном счете  проявление всеобщей системности материи и ее свойств.

     Системное познание и преобразование мира предполагает:

     1. Рассмотрение объекта деятельности (теоретической и практической) как  системы, т.е. как ограниченного  множества взаимодействующих элементов.

     2. Определение состава, структуры  и организации элементов и  частей системы, обнаружения главных  связей между ними.

     3. Выявление внешних связей системы,  выделения из них главных .

     4. Определение функции системы  и ее роли среди других систем.

     5. Анализ диалектики структуры  и функции системы.

     6. Обнаружение на этой основе  закономерностей и тенденций  развития системы.

     Познание  мира, а “научное познание” в  частности, не может осуществляться хаотически, беспорядочно; оно имеет  определенную систему и подчиняется определенным закономерностям. Эти закономерности познания определяются закономерностями развития и функционирования объективного мира.

     С современной точки зрения системы  классифицируются на целостные, в которых связи между составляющими элементами прочнее , чем связи элементов со средой, и суммативные, у которых связи между элементами одного и того же порядка, что и связи элементов со средой; органические и механические ; динамические и статические; “открытые” и “закрытые”; “самоорганизующиеся” и “неорганизованные” и т.д. Отсюда может возникнуть вопрос о неорганизованных системах, например - куча камней, правильнее сказать - совокупностях - являются ли они системами? Да, являются, и этому можно привести доказательства исходя из следующих посылок:

     1) неорганизованные совокупности  состоят из элементов; 

     2) эти элементы определенным образом  между собой связаны; 

     3) эта связь объединяет элементы  в совокупность определенной формы (куча, толпа и т.п.):

     4) поскольку в такой совокупности  существует связь между элементами, значит неизбежно проявление  определенных закономерностей и,  следовательно, наличие временного  или пространственного порядка. 

Таким образом все совокупности являются системами, более того материя вообще проявляется в форме “систем”. Т.е. система есть форма существования материи.

     Каково  же тогда различие между понятиями  “система” и “объект”, “вещь”, ведь казалось бы ничего различного. Однако система, являясь объектом, вещью и знанием, в тоже время выступает как нечто сложное, взаимосвязанное, находящееся в самодвижении. Поэтому и категория “система”, будучи философской категорией, в отличие от понятий “объект”и “вещь”, отражает не что-то отдельное и неделимое, а противоречивое единство многого и единого.

        Система, являясь конкретным видом реальности, находится в постоянном движении, в ней происходят многообразные изменения. Однако всегда имеется такое изменение, которое характеризует систему как ограниченное материальное единство, и выражается в определенной форме движения. По формам движения системы подразделяются: на механические, физические, химические, биологические и социальные. Так как высшая форма движения включает в себя низшие, то системы помимо их специфических свойств имеют общие свойства, не зависящие от их природы. Эта общность свойств и позволяет определять понятием “система” самые разнородные совокупности

     Система, как понятие, обладает двумя противоположными свойствами: отграниченностью и целостностью. “Отграниченность” - внешнее свойство системы, “целостность” - ее внутреннее свойство, приобретаемое в процессе развития.

        Система может быть отграниченной но не целостной (например: недостроенный дом) но чем более система выделена, отграничена от среды, тем более она внутренне целостна, индивидуальна, оригинальна.

     Согласно  этому можно дать определение “системы” как отграниченного, взаимно связанного множества, отражающего объективное существование конкретных отдельных взаимосвязанных совокупностей тел, и не содержащего специфических ограничений присущих частным системам. Данное определение характеризует систему, как самодвижущуюся совокупность, так и взаимосвязь, взаимодействие, а оно и есть - движение. 

2. Системообразующие факторы

     Одной из важных проблем в определении  системы является выяснение сущности тех сил, которые объединяют множество  в одну систему. Действительно, как образуются, существуют, функционируют, развиваются системы, как они сохраняют свою целостность, структуру, форму, ту особенность, которая позволяет отличить одну систему от другой? Здесь просматриваются два направления поисков ответа:

     Первое - естественнонаучное - заключается в том, что исследуются особенности, специфика, характер системообразующих факторов, в каждой анализируемой системе (химики, например, выделяют различные типы связи в веществе: ковалентная, водородная, ионная и др.).

     Другое  направление характеризуется попытками  выявить за спецификой, уникальностью, единичностью конкретных системообразующих  факторов закономерность присущую всем системам без исключения, но проявляющаяся  по-разному в разноуровневых системах.

     Существует  несколько идей поиска главных факторов образования системы с философской  точки зрения: П.К.Анохин  выдвинул идею, что решающим и единственным фактором является результат функционирования системы, который, будучи недостаточным, активно влияет на отбор именно тех степеней свободы из компонентов системы, которые при их интегрировании определяют дальнейшее получение полноценного результата.

     Встречается мнение, что системообразующим фактором является цель: элементы системы объединятся и функционируют ради определенной цели. Это приемлемо для живой природы и социальной жизни, но неприменимо к неживой природе, где целью является неизбежность существования. В то же время развитие, например, кристалла - направленно, ибо он принимает определенную форму, но это происходит не потому, что атомы заранее сориентированы для принятия формы кристалла, а в силу того, что существуют взаимодействия между атомами, выстраивающие их в нужном порядке.

     Однако  имеется и другое представление  о системообразующих фактороах, включающее в себя следующие: 
 
 

2.1. Внешние системообразующие факторы.

     Это факторы среды, которые способствуют возникновению и развитию систем. Они подразделяются на механические, физические, химические и пр. Указанные факторы действуют н а всех уровнях материи. Примером может быть - скопление людей существующее под влиянием климатических, политических, социальных или других условий; скопление и упорядочение атомов под влиянием какого либо поля (магнитного, теплового, гравитационного и пр.). Иначе говоря, системообразующие факторы, это такие силы, которые способствуют образованию системы, являются чуждыми для ее элементов, не обуславливаются и не вызываются внутренней необходимостью к объединению. Они не могут играть главную роль, они случайны, но являясь таковыми эти факторы могут быть внутренними и необходимыми в масштабе той системы, в которую рассматриваемая входит как элемент.

Информация о работе Понятия «системный подход» и «система»