Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:01, контрольная работа
В словаре концепция диалектики определена очень запутанно, ее определение изменялось со временем - от определения ее как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о единстве противоположностей по мнению средневековых ученых; до учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования по Марксу.
Введение
Понятие диалектики
Развитие диалектики
Различие категорий и законов.
Принципы диалектики.
Краткая характеристика различных “моделей” диалектики.
Диалектика бытия
Заключение
Краткая характеристика различных “моделей” диалектики.
Развитие философии естествознания в первой половине XIX века создало предпосылки для появления новых концепций развития. Английский философ Г.Спенсер разрабатывал и обосновывал теорию всеобщей и постепенной эволюции всей природы. Изменения в природе происходят путем незаметных градаций согласно механическим законам направления движения по линии наименьшего сопротивления. Спенсер утверждал плоский эволюционизм (градуализм) как общее понимание мира. В основе другой концепции в западноевропейской философии, названной “творческим эволюционизмом”, провозглашается “взрывообразный” характер развития. Причем сам скачок связывается с деятельностью внутренней “творческой силы”. Различные уровни эволюции несводимы друг к другу и не могут быть предсказаны исходя из каких-либо начальных качеств и свойств. Примером подобного подхода могут служить взгляды Л.Моргана, А.Бергсона.
Со второй половины XIX века все большее значение приобретают различные концепции развития, связанные с развитием естественных наук (сциентические концепции развития). Наиболее ярким представителем этой концепции является Ч.Дарвин. Его теория не носила философского статуса, но рассматривая развитие как всеобщий методологический принцип, имела междисциплинарное значение, оказывала радикальное влияние на развитие различных отраслей знания. В XX столетии стихийно-диалектическая концепция развития получает свое продолжение в трудах Дж.Хаксли, Л. Берталанфи, Дж.Симпсона, Д.И.Менделеева. В 60-е годы в нашей стране проводились исследования систем и их развития в трудах А.А.Ляпунова, Ю.А.Урманцева и других. Наряду с перечисленными, существует также и антропологическая модель развития. Ее авторы выступают с критикой сциентизма, считают невозможным с помощью только лишь рациональных форм сознания, “калькуляции” познать существо человеческого мира. Это характерно для экзистенциализма. Ж.П.Сартр, М.Хайдеггер подчеркивают ограниченность “аналитического разума” и рассматривают диалектику в связи с такими измерениями человеческого бытия как цель, выбор, проект, свобода, естественность и другие. Диалектика проявляется лишь в отношениях между людьми и только так она может быть понята.В русской философии сложилась оригинальная диалектика Всеединства, автором которой являлся выдающийся русский мыслитель В.С.Соловьев. Видным представителем одной из современных концепций диалектики является французский философ Раймон Арон (1905-1988). Наиболее полно основные черты этой модели диалектики были выражены в его книге “Разочарование в прогрессе. Очерк диалектики современности”, первое издание которой вышло в 1969 году. Автор рассматривает диалектику исторического становления “индустриального общества”. Диалектика общественного развития, утверждает автор, заключается в том, что чем больше общество овладевает посредством техники “природной средой”, тем меньше становится его власть “над собственной средой”. Это противоречие лежит в самом понятии прогресса и представляется Р.Арону в качестве “последней антиномии современного общества, исторического сознания цивилизации, антиномии, моментами которой являются три диалектики: диалектика равенства, диалектика социализации, диалектика универсализации”
Диалектика бытия
I. Закономерность всеобщей связи является основанием диалектики бытия. Она выражает многообразие реальных связей и взаимоотношений вещей материального и идеального мира, а так же материального с идеальным в процессе движения и развития. Реальные связи бесконечно многообразны по характеру, степени глубины и сложности, формам проявления. Связь — это любая форма соединенности, взаимообусловленности, взаимодействия предметов и процессов. Исходя из характера основных форм бытия правомерно различают пространственные и временные (исторические) связи. По содержанию обмена выделяют вещественно-энергетические и информационные связи. Вследствие системного характера явлений рассматривают:
• Генетические связи, то есть такие, которые выражают порождённость одних явлений другими. Таковы, например, связи между политикой и войной, государством и армией.
• Структурные связи, то есть связи между элементами какой-либо системы, сохраняющие устойчивость при различных преобразованиях элементов. Например, структуру феодальных обществ при всех обстоятельствах вне зависимости от регионов составляли отношение личной зависимости, а в буржуазных — вечной зависимости.
• Функциональные связи, то есть такие связи между элементами системы, которые обеспечивают изменения в одних элементах, в зависимости от изменений в других, сохраняя существование системы в целом. Примером может служить образовательный процесс в ВУЗе. Взаимодействие, обозначающее обоюдные, активные связи между предметами (процессами), в результате которых обеспечивается их динамичное бытие при изменениях в обеих системах; причем изменение в одной осуществляется не вопреки, а благодаря другой. Противодействие, имеющее такую же природу, как и взаимодействие, за исключением того, что оно не ведет к изменениям в одной системе за счет другой.
В обыденной речи слово «бытие» означает жизнь, существование. В философии понятию бытия придаётся максимально обобщённый и универсальный характер.
Когда говорят о бытии ,то разумеют всё, что имеется в мире как реальность, как наличная данность. Философа интересует вся совокупность существующего. Это и вещи с их свойствами и отношениями, и многочисленные явления сознания, разума, духа. При этом все общие и не общие свойства и характеристики конкретных явлений материальной и духовной реальности как бы выносятся за скобки их рассмотрения. О любой вещи, о любом процессе, о любом свойстве и отношении, о любой мысли и переживании можно сказать, что оно (он, она) существует.
На уровне предельно абстрактного понятия бытия противоположность материального и духовного не выделяется, так как мысль, дух, идеальное берутся в единстве с материальными вещами на том основании, что то и другое имеется в наличии, существуют. И в этом отношении сознание, идеи не менее реальны, чем вещи. Достоверность, например, зубной боли как реальности та же, что и достоверность самого больного зуба.
Понятие бытия - самое абстрактное и поэтому самое бедное по содержанию, но по объёму - самое богатое, так как под него подпадает всё, что существует во Вселенной, в том числе и сама Вселенная как отдельно взятое сущее.
Бытие является не каждой из имеющихся вещей, а только тем, что в каждой вещи универсально и поэтому выступает лишь одной стороной любой вещи. Используя понятие бытия, человек как бы фиксирует наличие того, что есть в его целокупности. Хотя такого рода фиксация и констатация необходимы, они сами по себе не являются конечной целью познания. Устанавливая достоверность какого-либо явления, мы делаем его для себя известным. Однако «то, что известно, - писал Гегель, - ещё не есть, поэтому познанное. » Когда - то человек не знал, что в состав бытия надо включать электромагнитное поле, «чёрные дыры» (коллапсары), кварки и т.д. Когда факт их наличия был установлен, приступили к главному - изучению их природы. В этой связи философский анализ бытия не может быть сведён лишь к обобщённому описанию разных типов наличной реальности - будь - то неживая природа от микромира до мегамира, живая природа от живой клетки до биосферы, общество в системе всех его составных элементов, человек и ноосфера, человеческое познание во всех его формах проявления.
Вопрос о соотношении бытия и небытия возникает в процессе осмысления природы конечного и переходящего существования вещей реального мира. Уже античные философы стали задумываться над тем, есть ли что-либо за границей всего бесконечного многообразия непосредственного бытия и что происходит с вещами после того, как они исчезают, т.е. прекращают своё существование. При этом бытие отождествлялось с непосредственным существованием единичных реальностей, а небытие – с тем, что выходит за пределы единичного бытия и тем самым само по себе уже не могло быть чем – то единичным и даже какой – то непосредственной реальностью. С понятием небытия в античной философии связывалось понятие сущности, единого и всеобщего, так как самим смыслом этого единичного бытия, данного нам в формах нашего чувственного восприятия. Тогда представлялось, что анаму небытия есть путь к раскрытию сущности бытия. Постижение же этой сущности рассматривалось конечной целю философского осмысления мира. Отсюда понятно следующее высказывание Платона: «Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним – умиранием и смертью».
Переход бытия в небытие и небытие в бытие реализуется в процессе изменения вещей. Чистой формой этого перехода является время, т.е. смена прошлого (того, чего уже нет) настоящим (тем, что есть), а настоящего будущим (тем, чего ещё нет). В этом плане всякое единичное существование развёртывается в виде перехода от небытия, которого уже нет, небытию, которого ещё нет, так что актуально данное конкретное бытие заключает в себе в снятом виде небытие в этих двух его аспектах.
Подытоживая рассмотрение соотношения бытия (нечто) и ничто, бытия и небытия, следует указать, что философская категория бытия не может быть во всей полноте и глубине осмыслена без сопоставления её с категорией отрицания. Из определения бытия как реальности, границы которой задаются её собственным отрицанием, с необходимостью вытекает понимание ничто и небытия в позитивном плане, т.е. в качестве инобытия. Если ничто представляет собой выражение отношений различия и противоположности в мире непосредственно данных частных существований, то небытие – своеобразное выражение смены состояний, прохождения, перехода в иное или другого конкретного и непосредственного сущего. Ничто и небытие – это разные аспекты отрицания бытия, связанные с двойственно предметно – динамической структурой бытия. Они столь же реальны, сколь и само бытие. Именно так ничто и небытие осмысливались в продолжение всего исторического развития философии. Чисто негативное их понимание, связывающее с ними некое абсолютное отсутствие, иррационально и потому непродуктивно в философском постижении природы бытия.
Заключение
Диалектика (греч. Dialektice -вести беседу, спор)-учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и дейтвия .в истории философии сложилось три основные формы диалектики: а) античная , которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельный наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.) ;б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем; в)материалистическая, основы которой были заложены Марксом и Энгельсом.
Какую бы историческую форму диалектика не принимала, в центре ее внимания всегда была проблема развития. В материалистической диалектике развитие - философская категория, выражающая процесс движения, изменения органических целостных систем – материальных и духовных, наиболее характерными чертами данного процесса являются: возникновение качественного нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени, развитие – универсальное и фундаментальное свойство бытия, его атрибут. Поскольку основным источником развития являются внутренние противоречия, то данный процесс по существу является саморазвитием (самодвижением).
1. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений (издание четвертое). – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 576 с.
2. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989. - № 9.
3. Скворцов Л.В. Культура самопознания. Человек в поисках истины своего бытия. М., 1989.
4. Ф илософия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений(издание восемнадцатое).Ростов на /Д: «Феникс»,2008 .
26