Понятие бытия.Диалектика бытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:01, контрольная работа

Краткое описание

В словаре концепция диалектики определена очень запутанно, ее определение изменялось со временем - от определения ее как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о единстве противоположностей по мнению средневековых ученых; до учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования по Марксу.

Оглавление

 Введение
 Понятие диалектики
 Развитие диалектики
 Различие категорий и законов.
 Принципы диалектики.
 Краткая характеристика различных “моделей” диалектики.
 Диалектика бытия
 Заключение

Файлы: 1 файл

философия 1.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

Категории диалектики разнообразны, сложны по своей природе. Они выражают универсальные связи бытия. - Единичное и общее. Явление и сущность.В мире все взаимосвязано, эта взаимосвязь имеет универсальный характер и пронизывает все бытие. Формы взаимосвязи могут иметь форму: связи единичного и общего; части и целого; индивидуального и варьируемого и т.д. Диалектика позволяет познать сложные истины, противоречивые универсальные связи бытия, используя категории. Философские понятия, отражающие универсальные связи бытия, образуют группу категорий диалектики. Эти категории, как правило, парные: отражают  "полярные" стороны явлений, вещей, процессов. В процессе познания категорий, отражающих многообразие связей реального мира, можно выделить два категориальных ряда:

а) первый категориальный ряд выражает "устройство" и "организованность"

бытия. К этому ряду можно отнести следующие парные категории

диалектики:  "единичное и общее", "многое - единое", "сходство -

различие","качество-количество","простое-сложное","часть-целое","конечное - бесконечное","форма-содержание" и т.д.

б) Другой категориальный ряд выражает универсальные связи детерминации. К ним относятся :"явление – сущность "," причина – следствие ","случайность - необходимость","возможность-действительность" и др.

Первый ряд категорий можно назвать "горизонтальным", а "второй"-"вертикальным".

Смысловое разъяснение категорий:

А) Единичное – особенное – всеобщее. Категории характеризуют различные связи объективного мира и ступени его познания. Единичность означает неповторимость предмета или явления. Среди множества листьев, например, нельзя найти два абсолютно тождественных. Высшей степенью неповторимости является уникальность (произведения искусства, человеческая личность и т.д.) В тоже время предметы заключают в себе и некоторые общие признаки, свойства, позволяющие объединять их в классы, роды, виды. Иначе говоря, действительность характеризуется также и общностью (всеобщностью). Предмет, взятый в своей конкретной целостности, выступает как единство единичного и всеобщего, т.е. как особенное. Единичное – форма существования всеобщего в действительности; особенное – всеобщее, реализованное в единичном. Единичное и общее. Свойства и связи, присущие только данному образованию, отсутствующие у других называются единичными. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, вещь отличающуюся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных. Все то что неповторимо в явлении присуще только ему, отсутствует у других явлений, можно назвать единичным .  Общее - то, что повторяется в других явлениях, что присущее не одному, а многим явлениям. Общее-это объективно существующее сходство единичных предметов, их однотипность, принадлежность к одной и той же группе. Общее существует в отдельном, отдельное выражает черты общего. Над единичным "властвует" общее, которое безжалостно "заставляет" последовательно гибнуть единичное как переходящее во имя сохранения общего как что-то устойчивое; единичное умирает, но род живет. Всякое общное лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы, которые имеют идентичное наряду с повторяющимися свойствами - неповторимое.

2) Сущность – явление. Категории, связанные с осмыслением различных уровней действительности. Под сущностью понимается глубинная, внутренняя, существенная, относительно устойчивая сторона объекта, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление – это внешние, наблюдаемые, подвижные характеристики объекта. Явление существенно, а сущность проявляется. Но эта взаимообусловленность не означает их совпадения, тождества. Напротив, явление иногда искажает сущность. Восход и заход солнца является как движение последнего вокруг земли. Но по существу дело обстоит наоборот. “Природа любит скрываться” – глубоко подметил еще Гераклит. В действительности явление выглядит всегда иначе, нежели вызвавший его глубинный процесс. Каким же образом в сознании человека происходит переход от явления к сущности? Кант отрицал саму возможность подобного перехода. Гегель разрешил эту проблему, показав пластичность, относительность понятий, явлений и сущности, выражающих собой ступени развития абсолютного духа. Реальная возможность перехода от явлений к сущности осуществляется в результате практической деятельности человека, через анализ явлений познания существенных связей между ними. Этот процесс познания бесконечен, в нем активно участвуют и другие диалектические категории. Эти категории позволяют осмыслить всеобщие связи бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности. Внешние, наблюдаемые, означаемые, более подвижные, изменчивые характеристики предмета называется явлением. Внутренние глубинные, скрытые, относительно устойчивые характеристики предметов, определяющие их природу, называются сущностью. Эти явления выступают комплексно, как совокупность. Одни утверждают: форма проявления и сущность вещей совпадают. Если это было бы верно, тогда наука была бы излишней. Другие предполагают: явление и сущность не имеют общую связь. Если это считать верным, то тогда невозможно познания сути вещей. По Канту явление-это форма опытно постигаемого человеком бытия. Платон: сущность тождественна идеи, она не сводима к телесным, чувственновоспринимаемым формам бытия. Она есть некий исходный образец для всего возникающего и пребывающего. Аристотель: сущность - это вещи, наделенные особой активностью форм как некоторый принцип, олицетворяющий косную материю, в совокупности с которой и образуются все вещи. Сущность вещей материальна, представляет собой совокупность свойственных ей необходимых сторон и связей, и существует она независимо от человеческого сознания. Существуя реально, она органически связана с явлением, раскрывает свое содержание только в нем, через него. Структурные связи. - Часть и целое; Форма и содержание; Элемент и структура. Расположение вещей бывает:

а) либо структурное

б) либо хаотическое

Часть – целое. Категории, выражающие отношения между совокупностью предметов и объективной связью, которая их объединяет и выступает основой новых свойств и закономерностей. В качестве целого выступает связь между предметами, которые являются его частями. Целое не сводимо к простой сумме составляющих его частей, ибо оно порождает новые качества и свойства, которыми не располагают отдельные части. В качестве неорганического целого выступают атомы, кристаллы, планетарные системы, галактики и т.д. В живой природе целостностью обладают организмы, социальные общности и т.д. В живой природе целое характеризуется органичностью, т.е. не только обуславливает возникновение новых качеств, но и делает невозможным отдельное существование своих частей. Так, например, рука как важнейший компонент человеческого организма, совершающая сложнейшие операции и действия, в отдельности представляет лишь мертвое тело. Любая структура составляет целое, которое состоит из частей. Целое,  в известной степени, рассматривается как результат сочетания частей того или иного предмета, а части - как такие "предметы", которые в своей совокупности образуют новые, сложные предметы. Такое утверждение примитивно, прямолинейно. Целое может быть

и сбором составляющих частей, где части могут быть собраны спонтанно. Такое целое не представляет ценности. Целое должно иметь целостность. Она имеет различные типы:

а)  структурный тип целостности отражает связи строения.

б)  функциональный тип целостности-принципы действия.

в)  генетический тип целостности характеризует развитие.

Целое представляет собой предмет, включающий в себя, в качестве составных частей, другие, органически связанные между собой предметы, и обладающие такими свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей.

С категориями сущность и явление, часть и целое тесно связаны категории- Форма – содержание, которые использовались в философии с древнейших времен. Под содержанием понимается совокупность различных элементов, определяющих свойства и функции предметов. Содержанием картины является совокупность художественных образов, выражающих определенную тему, потребительской кооперации - взаимоотношения между кооперативными обществами, предприятиями и организациями. Форма – это определенная организация содержания. Каждый предмет относительно устойчив, имеет определенную структуру. Форма характеризует эту внутреннюю структуру, которая находит свое выражение и во внешним облике, внешней организации объекта. Как структура предмета форма есть нечто внутреннее, а как отношение содержания данного предмета к содержанию других – внешнее. Форма и содержание тесно связаны друг с другом. Так, содержанием экономической теории А.Смита являлись конкретные экономические отношения, существовавшие в Англии того времени. Но определенная организация материала составляет форму этой теории. Подчеркивая единство формы и содержания Гегель писал об “Иллиаде”, что ее содержанием “является Троянская война или, еще более определеннее, гнев Ахилла”, но этого мало, ибо то, что делает поэму саму собой есть ее поэтическая форма. Ведущей стороной является содержание, но форма оказывает влияние, сдерживая или, напротив, содействуя его развитию. Учет этих сторон чрезвычайно важен в практической деятельности. Содержание банковской деятельности тем более успешно, чем совершеннее ее организация, т.е. форма, соответствующая условиям и требованиям времени.
Рассмотрим диалектические категории, относящиеся к развитию и детерминации (самодетерминации) систем. Под содержанием понимается категория

материалистической диалектики, обозначающая совокупность всех взаимодействий и обуславливаемых ими изменений, свойственных явлению.

Формой явления называется относительно устойчивая система связей моментов содержания, его структура. Понятие "структура" обозначает способ сочетания и взаимосвязи элементов целого. Понятие "элемент" обозначает компоненты, составляющие какое-либо целое и находящиеся между собой в определённой взаимосвязи и взаимозависимости.

Понятие "часть" представляет собой характеристику, "винтик","клеточку" целого.

Связи детерминации.

Детерминизм-это учение о всеобщей взаимообусловленности объективных явлений. В основе этого утверждения - универсальная связь всех явлений.

Исходной категорией детерминизма является понятие связи и взаимодействия. Сущность детерминизма раскрывается наиболее полно путём использования таких категорий, как"причина","следствие","закономерность","сущность","явление","необходимость"и "случайность", "свобода","возможность","действительность".

Эти категории используются, как парные

категории. Характеристики их:

1. Причина – следствие.        а)  Причиной называется взаимодействие материальных образований или элементов, их составляющих, обуславливающее соответствующие изменения.

б)  Следствием называются изменения, возникающие во взаимодействующих формах или материалы их образованиях в результате их взаимодействия.

Категории, выражающие сущность причинности. В результате общественно-исторической практики постепенно складывалось понимание, что явление, порождающее или видоизменяющее другое, выступает как причина, а другое – как следствие. Взаимопереход этих явлений образует причинно-следственные цепи, не имеющие ни начала, ни конца. Всякая попытка определить абсолютно “первую” или “последнюю” причину ведет к признанию “беспричинных”, сверхъестественных сил. Физический смысл цепи причинения состоит в передаче от одного явления (причина) к другому (следствие) материи, энергии, информации. Существует многообразие причинных связей, различающихся как по результатам, так и по формам проявления. Связи причинения могут носить и обратный характер – взаимодействие. Подобные виды связи имеют широкое распространение в социальных системах (управление, образование, политика и т.д.). Причинная связь реализуется только при наличии определенных условий. Условия сами по себе не могут вызвать следствие, но тем не менее необходимы для его осуществления. Так, для успешного проведения экономических реформ требуются определенные социально-политические условия (согласие в обществе, ясное понимание последним целей и задач проводимых мероприятий и т.д.).Необходимо отличать от причины повод, который является внешним толчком, “последней каплей”, “стартером”, запускающим механизм причинения. Например, поводом первой мировой войны было убийство австрийского наследника. Повод по отношению к причине носит случайный характер (“была бы причина, а повод найдется”). Классическая физика исходила из механического понимания причинности. Предполагалось, что отношения между объектами строго однозначны в количественном отношении (лапласовский детерминизм). Однако возникновение квантовой механики расширило понимание причинности, которая может носить случайный и вероятностный характер (статистическая закономерность). В связи с этим важное значение в анализе детерминизма принадлежит таким категориям диалектики, как необходимость – случайность, возможность - действительность, закономерность и другие.

2. Необходимость – случайность.   а) Необходимость проистекает из внутренней сущности явления. Необходимость – это внутренняя, существенная связь между явлениями. Это то, что должно обязательно произойти в данных условиях.   Необходимостью называются свойства и связи, обусловленные внутренними причинами вещи, явления, внутренней природой элементов, составляющих материальное образование.

б)  Случайность – это несущественная связь между явлениями. В данных условиях она может быть или нет, может произойти так или иначе Случайность характеризуется множеством возможных следствий. Например, количество горошин в стручке, цвет глаз, альтернатива “орел - решка” и т.д. Следует учитывать, что случайность объективна и всегда имеет свою причину. Случайностью называются свойства и связи, имеющие причину

своего существования в другом, обусловленные стечением внешних

обстоятельств.

Количественным анализом случайных явлений занимается раздел математики – теория вероятностей. Если событие никогда не произойдет, то его вероятность равна 0. Если же оно произойдет обязательно, то вероятность равна 1. Все случайные события характеризуются вероятностью, находящейся между 0 и 1. С понятием вероятности тесно связано понятие неопределенности. Когда степень неопределенности равна 0, вероятность равна 1. Когда степень неопределенности равна бесконечности, вероятность равна 0. Необходимое и случайное носит относительный характер и в определенных условиях переходят друг в друга. Существенные и несущественные связи между предметами и явлениями тесно переплетены, неотъемлемы друг от друга. В силу этого случайность дополняет необходимость, является формой ее проявления. Правильный учет случайных и необходимых факторов крайне важен в практической деятельности (научно-исследовательская работа, управление, предпринимательство и т.д.)

Случайность и необходимость, возможность и действительность. Что

общего может быть между Наполеоном, который родился в 1760 г. и

Гитлером, родившемся в 1889 г. - разница в возрасте 129 лет. Наполеон пришёл к власти в 1804 г., Гитлер в 1933 г. - разница-129 лет. Наполеон напал на Россию в 1812 г., а Гитлер в 1933 г. - опять разница -129 лет. Наполеон проиграл войну в 1816 г., а Гитлер в 1945 г. - разница 129 лет.

3. Возможность – действительность. Категории, выражающие основные ступени развития предметов и явлений. Возможность – это потенциальная действительность. Возможностью называется тенденции, предпосылки  возникновения и развития. Например, желудь – возможность дуба. Действительность – это объективно существующий предмет как реализация (более или менее полная) некоторой возможности. В силу этого возможность и действительность образуют диалектическое единство. Следует различать возможности реальные (конкретные) и формальные (абстрактные). К реальным относятся возможности, выражающие закономерную, существенную тенденцию развития объекта и условия, способствующие их реализации. Каждый молодой человек имеет возможность получить высшее образование, но для тех, кто обучается в вузе, она является реальной. Формальная возможность отражает несущественную тенденцию в развитии объекта. Вероятность ее осуществления может быть ничтожно мала, но тем не менее для ее осуществления нет принципиальных препятствий. В этом коренное отличие возможности от невозможности. Невозможно конструирование вечного двигателя, обратного движения стрелы времени и т.д..

Информация о работе Понятие бытия.Диалектика бытия